Образовательное событие по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе « Азбука безопасности.»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Образовательное событие по основам безопасности жизнедеятельности
в старшей группе « Азбука безопасности.»
Цель: Формирование навыков безопасного поведения.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях;
- закрепить знания об опасных предметах;
- закрепить знания детей о съедобных грибах и ягодах;
- закреплять знания о службах спасения;
Развивающие:
- развивать навыки безопасного поведения на проезжей части и в быту, в природе;
- развивать речь, память, мышление, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность;
- воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.
Оборудование:
Кинопроектор. Видео - сказка. Картинки - иллюстрации по правилам поведения дома. Мяч. Картинки опасные и безопасные предметы. Дорожные знаки – «Пешеходный переход» и «Светофор», книга «Правила безопасности».
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов по безопасности.
- беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице, в природе.
- дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно - не опасно», «Кто быстрей потушит дом».
- чтение русских народных сказок «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят».
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Ребенок: Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых. ( все вместе - здравствуйте)
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! (Молодцы)
Дети садятся на места.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки?(да) Я тоже их очень люблю. Ведь только в сказках происходят настоящие чудеса.
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть.
А вы хотите попасть в сказку? (Да)
Сейчас я произнесу волшебные слова, которые нам помогут попасть в сказку, а вы мне помогайте – повторяйте за мной движения.
Пальчиковая игра(дети выполняют движения по показу воспитателя)
1, 2, 3, 4, 5 - (сжимаем и разжимаем кулачки) Начинаем колдовать, (растирают ладони) Двери в сказку открывать. (вращают кистями рук) Хоть замочек очень крепкий, (соединяют ладони) Металлический и цепкий, (сцепляют пальцы в замок) Сильно мы его сожмем, (поднимают и опускают пальцы) А потом слегка потрем, (растирают ладони) Покачаем: раз, два, три,(встряхивают ладони) Дверь, замочек, отопри. (хлопают в ладоши) Звучит аудиозапись волшебной музыки
Воспитатель: Вот мы свами и очутились в сказке.
2. Основная часть
Воспитатель: Итак, начинается сказка. (показ слайдов на экране)
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Но случилась беда. Кощей Бессмертный похитил Василису, и отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.
Шел, шел Иван и вышел к большой, широкой дороге. И не знает, как перейти через ее.
Ребята, поможем царевичу?
-- Кто скажет, где можно безопасно перейти дорогу? (Переходить дорогу надо по пешеходному переходу).
--Как надо переходить дорогу? (чтобы перейти дорогу надо сначала посмотреть на лево, потом на право, и если нет машин то можно переходить дорогу).
-- Что нельзя делать на дороге? (нельзя бегать и играть на дороге).
-- Как узнать, в каком месте находится пешеходный переход? (надо найти дорожный знак «Пешеходный переход».
- Как выглядит этот знак? (это знак квадратной формы, синего цвета, на нем нарисован белый треугольник и шагающий человечек по зебре) Молодцы.
-- Что еще нам поможет безопасно перейти дорогу? (безопасно перейти дорогу нам поможет светофор).
-- Ребята, расскажите про сигналы светофора? Скажите, что означает если красный свет горит? (Если красный свет горит, это значит путь закрыт!)
Что означает желтый свет? (Желтый – подожди чуть-чуть, будь готов продолжить путь!)
Что означает Зеленый свет? (А зеленый свет горит, это значит путь открыт. Молодцы дети.
Воспитатель: А сейчас дети расскажут еще раз о правилах перехода через дорогу.
1. Пешеходный переход
От беды убережет
Все дороги на пути
По нему переходи!
2. Первым делом нужно нам
Посмотреть по сторонам!
Слева, справа путь свободен?
Значит, смело переходим.
3. Не перебегай дорогу,
Лучше подожди немного
И машину пропусти!
Лишь потом переходи. Дети садятся.
Воспитатель: Дождался Иван-царевич зеленого сигнала светофора. Перешел дорогу по пешеходному переходу и пошел дальше. Шел, шел и дошел он до леса. Идет между березками, бредет между дубами, через елки пробирается. Устал Иван, проголодался, пора подкрепиться. Дети, что же можно съесть в лесу.(ягоды, грибы)
Надо помочь Ивану-царевичу собрать съедобные грибы.
Воспитатель: Давайте вспомним правила сбора грибов и поиграем в игру, «Топай, хлопай» При ответе «да»,-хлопать, при ответе «нет»- топать.
Вопросы. 1. Нужно брать большие, старые грибы? (нет)
2. Собирать только знакомые грибы.(да)
3. Лучше собирать грибы возле дороги? (нет)
4. Сырые грибы есть нельзя? (да)
5. Несъедобные грибы надо топтать ногами. (нет)
Воспитатель: Правильно, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Ведь грибами в лесу питаются животные - белочка, ежик, а мухоморами лоси лечатся.
Игра «Соберем грибы в лукошко» Воспитатель: Скажите, а какие съедобные грибы вы знаете? (лисичка, сыроежка, подберезовик, подосиновик, опята, маслята) Молодцы, дети, а какие ягоды лесные вы знаете?( малина, земляника, голубика, черника) Хорошо. А сейчас немного разомнемся и продолжим нашу сказку. Физминутка « Дети по лесу гуляли»
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.(закрываем глаза руками)
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
А мы дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
И ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И несколько не устали!
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Тем временем вышел наш царевич на поляну, видит: стоит избушка на курьих ножках. Выходит из нее Баба-яга и спрашивает: «Зачем пожаловал?» Рассказал Иван о своей беде.
«Помогу я тебе», -говорит Баба-яга, - только ответь сначала на мои вопросы.
Ребята, давайте поможем Ивану –царевичу. Вы согласны?(да)
Воспитатель: Выходите, ребята, становитесь в круг. Я буду задавать вопросы и бросать мяч. А вы ловить мяч и отвечать. Хорошо?
Воспитатель: Кто из героев сказки «Кот, петух и лиса » нарушил правило безопасности?
Ребенок: петушок.
Воспитатель: Назовите это правило?
Ребенок: нельзя доверять незнакомцам.
Воспитатель: Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы?
Ребенок: петушок громко кричал «спасите, помогите»
Воспитатель: А в сказке колобок, какие правила безопасности нарушил главный герой?
Ребенок: Колобок убежал от бабушки и дедушки. Разговаривал с незнакомыми.
Воспитатель: Чем закончилась эта сказка?
Ребенок: Колобка съели.
Воспитатель: А в сказке «Три медведя» какие правила нарушила девочка?
Дети: девочка пошла в лес одна, зашла в чужой дом, трогала чужие вещи. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, почему герои сказки «Волк и семеро козлят» попали в беду?
Ребенок: Потому что козлята открыли чужому дверь.
Воспитатель: Ребята, а в сказке «Кошкин дом» что случилось?
Ребенок: Начался пожар.
Воспитатель: Кто знает, почему случился пожар?
Ребенок: Кошка неосторожно обращались с огнем. Нельзя играть с огнем.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь на места.
Воспитатель: Понравились Бабе-яге ваши ответы. Но дала она Ивану-царевичу еще одно задание: «Расскажи Иван правила поведения в лесу», -говорит Баба-яга,- «а не-то рассерчаю и съем тебя»
Воспитатель: Ребята, не дадим пропасть Ивану-царевичу, поможем ему?»
Какие правила надо соблюдать в лесу для нашей безопасности?
(Нельзя разводить в лесу костер – может случится пожар. Нельзя мусорить – человек может сам споткнуться и упасть. Нельзя кричать и шуметь в лесу – звери и птицы могут испугаться и набросится. Нельзя залазить на деревья и висеть на ветках – можно упасть и ушибиться. Нельзя есть ядовитые и незнакомые грибы и ягоды – можно отравиться. Нельзя трогать диких животных – они могут быть больными.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли царевичу справиться с заданием. Указала Баба-яга Ивану, куда путь держать.
Долго шел он через леса и поля и добрался наконец до царства Кощея Бессмертного. Но не захотел злодей отпускать Василису Прекрасную. Решил он дать царевичу трудные задания
- Говорит Кощей Бессмертный: «Налетели буйные ветры на мое царство и разбросали все вещи в нем. Все перемешали – опасные предметы и безопасные предметы. Наведешь порядок, тогда может быть отпущу Василису.»
Воспитатель: Ребята, посмотрите чего тут только нет. (обратить внимание детей на столы с различными предметами - картинками: игрушки, иголка с нитками, пила, топор, молоток, нож, кнопки, таблетки, ножницы)
Надо помочь Ивану-царевичу, а то он не скоро справится с этим заданием. (предложить детям разложить все картинки по тарелкам : на одну тарелку безопасные предметы, на другую опасные. Дети подходят к столам и раскладывают картинки в соответствующую тарелки.)
Воспитатель: Давайте ребята проверим как вы справились (воспитатель берет предмет и спрашивает опасный он или нет и почему)
Дети садятся.
Воспитатель: Все равно не отдает Кощей Василису. «Ты, -говорит он царевичу, -в мой дворец незваный пришел, а где подарки? Должен ты подарить мне что-то такое, чтобы оно мне в жизни моей бессмертной пригодилось.
Опечалился Иван-царевич, не знает он, что может пригодиться Кощею.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что должен знать Кощей и конечно каждый человек, если с ним вдруг случится беда? (надо знать номера служб спасения)
Воспитатель: Куда нужно обращаться если случился пожар? (показать картинку)
Дети: В пожарную службу – номер телефона 01.
Воспитатель : Давайте запишем этот номер на доске. (ребенок выходит и записывает номер)
Воспитатель: Ребята, назовите мне номер службы, в которую нужно обратиться, если кто-то внезапно заболел?
Дети: скорая помощь- 03 (ребенок записывает номер на доске)
Воспитатель: Ребята, а куда нужно звонить, если к вам в дом хочет проникнуть незнакомец?
Дети: Звонить нужно в полицию по номеру 02. (ребенок записывает номер на доске)
Воспитатель: Ребята, а куда нужно звонить, если в доме запахло газом?
Дети: В газовую службу, по номеру -04. (ребенок записывает номер на доске)
Воспитатель: Какой номер еще все должны знать?
Дети: единая служба спасения -112. (ребенок записывает номер на доске)
Воспитатель:
А на последок расскажите дети Кощею правила поведения дома. (дети рассказывают стихи и показывают соответствующие картинки)
1.Дома ты один остался.
Вдруг в дверь звонок раздался.
Незнакомцам ты не верь!
Отворять не надо дверь!
Это вовсе не пустяк:
Может быть, за дверью враг!
2. Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел – подбери!
Эти острые предметы
Не должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно
Иль на гвоздь, иль на иглу.
3. Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех, людей без исключенья!
4. Пилюли и таблетки
Нельзя тайком глотать!
Об этом наши детки
Обязаны узнать!
5. Нужно, друзья, за здоровьем следить.
И потому полагается мыть
Фрукты и овощи перед едой
Чисто и тщательно тёплой водой
6. Ты, дружок, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть
Гвоздики в неё совать.
Дети садятся.
7. Нельзя самостоятельно включать электрические приборы,
Они могут ударить током или стать причиной пожара.
8. Помни!
Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике
или свешиваться с балкона.
При этом легко можно свалиться.
Воспитатель: Кощею Бессмертному понравился наш подарок, и он отпустил свою пленницу. Василиса с Иваном-царевичем отправились домой, и жили они долго и счастливо.
А для вас тоже есть подарок. За то, что вы не оставили Ивана Царевича в беде, помогли в решении сложных задач, вам я дарю книгу «Правила безопасности».
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Нам пора возвращаться в наш детский сад.
Давайте встанем и скажем волшебные слова.
Если мы глаза закроем
И подглядывать не будем – 1,2,3.
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем. (звучит волшебная музыка)
Воспитатель: Вот мы и в нашем саду. Вам понравилось сказочное путешествие? Кому вы помогли? Какие правила мы вспомнили? Вы все большие молодцы? А сейчас наше занятие подошло к концу. Скажем нашим гостям до свидания. (дети уходят)
Воспитатель: Черняева Т. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности старшая группа «Неделя безопасности в ДОУ».
Неделя безопасности в ДОУ старшая группа (план мероприятий)...
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы на тему: «Приключения в стране дорожных знаков»
Цель занятия прививать навыки безопасного поведения на дорогах....
Тематический образовательный проект по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе
Проект "Один дома" поможет ребенку заботиться о личной безопасности и действовать самостоятельно в экстремальных ситуациях...
Конспект КВН «Юный пожарный» по основам безопасности жизнедеятельности Старшая группа
Задачи:-Формировать у детей понятие “пожарная безопасность”.-Закрепить знания о причинах возникновения пожара.-Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара...
Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношений по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СТАРШАЯ ГРУППА
Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношенийпо основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СТАРШАЯ ГРУППА Программные з...
Конспект занятия по безопасности в старшей группе «Азбука безопасности»
Данный конспект предназначен для воспитателей дошкольно образовательных учреждений. Цель данного конспекта: формирование у детей основ безопасности и безопасного поведения....
Проект по безопасности в старшей группе "Азбука безопасности"
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сло...