Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношений по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СТАРШАЯ ГРУППА
календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа)
Примерное перспективное планирование части,
формируемой участниками образовательных отношений
по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ)
СТАРШАЯ ГРУППА
Программные задачи:
Природа и безопасность:
- формировать представления о свойствах различных природных объектов, о связанных с ними потенциально опасных ситуациях;
- знакомить с правилами сбора растений и грибов, правилами безопасности у водоемов в зимний и летний периоды, правилами поведения, связанными с различными природными явлениями, контактами с дикими и домашними животными;
- знакомить с моделями безопасного поведения при взаимодействии с природными объектами на примере реальных людей, персонажей литературных произведений, учить на элементарном уровне оценивать соответствие их действий правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;
- формировать умение анализировать ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей;
- развивать основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций.
Безопасность на улице
- знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей), стимулировать включение полученной информации в игровое взаимодействие;
- формировать умение работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями, самостоятельно придумывать элементарные символьные обозначения, составлять схемы;
- учить оценивать соответствие действий других детей, собственных действий правилам безопасности на игровой площадке, формировать стремление и умение соблюдать их, формировать осознанное отношение к своему здоро-
вью и безопасности;
- обогащать представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.
Безопасность в общении
- в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности;
- обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;
- формировать представления о правах и обязанностях ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения;
- формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
- закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.
Безопасность в помещении
- обогащать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях;
- расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать, воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;
- дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения;
- систематизировать и дополнять представления о работе экстренных служб, формировать практические навыки обращения за помощью.
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений ( цвет, шипы, колючки, звуки, рога и … ) Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности Знакомить детей с разновидностью грибов, учить отличать ядовитые от съедобных.
Уточнение представлений об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении.
Формировать умение контролировать собственное поведение и управлять им с учётом моральных норм между людьми.
Расширять представление о здоровье и здоровом образе жизни, представления о том, какое поведение может быть опасным; Развивать умение избегать опасности, соблюдая меры предосторожности; Учить пользовать телефоном службы спасения. | «Сигналы опасности природы» | Беседа «Сигналы опасности природы». Экскурсия вокруг детского сада. Дид / игры «1 – 2 – 3 – что может быть опасно, найди» | Рассматривание плаката: «Сигналы опасности при-роды» | Папка-передвижка «Учить детей сомневаться» | ||
«Всем ребятам надо знать как по улице шагать"» | Моделирование ситуации с Использованием макета «Перекресток», «Улица» Прогулка “Наблюдение за движением транспорта” Детские рисунки «Осторожно, опасность!». Д/игра «Я – шофер». С/Р «Водители и пешеходы». | Наблюдение за транспортом. | Анкетирование «Жизнь без опасности» Папка-передвижка «Рифмованные правила безопасности для дошкольников» | |||
«Волшебные средства понимания». | Моделирование проблемных ситуаций «Если к тебе пришли друзья - Драться, не драться, - Один среди чужих.» Д/И « Я имею право» Д/И « Я не должен» С/ Р « Как побороть страх» Д\И « Угадай настроение» | Рассматривание иллюстраций по теме. | Папка-передвижка «Почему дети ссорятся» | |||
«Береги себя» | Дидактические игры «Выбери предмет», «Оцени поступок» Развивающие игры на тему «Опасность в доме» настольные игры с самоконтролем «Чрезвычайная ситуация в доме», «Будь осторожен!» Игры «Опасно — не опасно» | Рассматривание картинки с изображениями предметов бытовой техники. | Анкетирование «Откуда опасность» | |||
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами | ||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Познакомить детей с ядовитыми растениями; учить узнавать растения, ядом которых можно отравиться.
Закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения. Формировать у детей понимание правил безопасности при осуществлении дорожного движении.
Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона.
Пополнять знания о том, какую пользу приносит огонь человеку, а к чему может привести неосторожное обращение с огнем | «Ядовитые грибы и растения» | Беседа «Ядовитые растения» Д/и: «Грибная полянка» Д/И «Съедобно, не съедобно» Беседа «Когда съедобное – ядовито» Чтение И. Анденко «Грибной посёлок» Моделирование ситуации: Что делать, если съел ядовитый гриб? | Рассматривание карточек «Осторожно, ядовито!»
| П/п «Опасные грибы» | ||
«Улица полна неожиданностей ПДД» | Д/И « Дорожные знаки» Д/И « собери светофор» Д/И « Сигналы Светофора» С/Р « Шоферы» с разнообразными сюжетными линиями. Р/И « Как бы ты поступил» Тренинг « Путешествие с Незнайкой» | Просмотр картин с изображением улицы.
| Консультация «Азбука дорожного движения». Конкурс «Весёлая улица» | |||
« Если ребенок потерялся» | Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации». Д/и «Мой дом». Беседа « Если ребенок потерялся». | Рассматривание фотографий улиц, домов.
| П/п « Если ребенок поте-рялся» | |||
«Огонь — друг, огонь — враг» | Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные» Беседа «Если дома появился дым, позвони 01» Рисование на тему « С дымом мешается облако пыли, мчат пожарные автомобили» | Показ картинок и иллюстраций. | Консультация для родителей «Осторожно, огонь!» | |||
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
НОЯБРЬ | ||||
Развивать у детей понимание, что Земля - наш общий дом, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды. Воспитывать у детей природоохранное поведение.
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара.
Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, контакты с чужими людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях. Учить действовать уверенно, активно. Стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности, способствовать приобретению определенного навыка и опыта. Воспитывать чувство осторожности и взаимопомощи.
Объяснять, какой вред можно нанести своему здоровью при неосторожном и неправильном обращении с предметами в быту. | «Взаимосвязь и взаимодействие в природе.» | Моделирование ситуаций: «Что будет если...?», Д.и. «Кто где живёт?», «Что где растёт?». Чтение: А. Барто «Прогулка». Энциклопедии «Природа», «Окружающий мир».. | Рассматривание карточек «Мой дом - Земля»
| П/п «Как научить ребенка беречь природу?» |
«Опасные участки на пешеходной части улицы» | «Где переходить через улицу?» Д/И « Покажи такой же знак», « Найди и назови». С/И « Пешеходы переходят через дорогу». | Просмотр картин с изображением улицы.
| Консультация для родителей «Ребенок и дорога» | |
«Не каждый встречный — друг сердечный». | Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» «Фоторобот» опасного, злого и доброго человека» Тренинг «Чужая машина» П/и:«Убеги от чужого» | Рассматривание иллюстраций «Внешность бывает обманчива». | Консультация «Внешность человека может быть обманчива» Папка-передвижка «Учить детей сомневаться» | |
«Опасные забавы» | Дид. игры «Выбери предмет», «Оцени поступок». Развивающие игры на тему «Опасность в доме» Настольные игры «Чрезвычайная ситуация в доме», «Будь осторожен!» Игры «Опасно — не опасно» Рисование на тему «Осторожно —опасность!» | Показ картинок и иллюстраций, рассматривание альбомов по теме. | П/п «Безопасность в доме» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
ДЕКАБРЬ | ||||
Закреплять знания детей о зимних природных явлениях; закреплять знания детей о правилах безопасности зимой. Учить детей соблюдать правила безопасности во время игр и зимних зав, чтобы не нанести травмы себе или своему товарищу. Объяснить детям зачем одеваться на улицу тепло.
Знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Формировать представление о своих членах семьи, проявлять заботу о родном, о ближнем.
Закрепить знания детей о том, что гирлянды могут угрожать жизни и безопасности людей; предостеречь от несчастных случаев в быту. Довести до понимания детей, что хлопушка – это не игрушка. | «Зимние забавы» | Занятие: «Зимушка – зима». Ситуативные беседы: «Осторожно гололед», «Почему опасно ходить под крышей», «Можно ли есть снег и сосульки», «Зимняя одежда» Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Зимние забавы» Подвижные игры: «Снежок», «Попади в цель» | Рассматривание карточек «Безопасность во время игр и зимних забав». | Выставка рисунков «Зимние забавы» Консультация «Правила безопасной зимней прогулки» |
«Я пассажир» | Беседа «Кто они? «пешеход», «пассажир»; Д/И «Можно- нельзя», физминутка «Мы в автобусе сидим» | Просмотр картин с изображением улицы.
| Консультация «Ребенок и детское кресло» | |
«Семья». | Беседа о членах семьи. Рисунки «Портреты членов семьи». С/р игра «Семья» | Рассматривание фотографий членов семьи. Рассматривание картинок о семье. | Выставка фотографий «Семейные праздники». | |
«Безопасное поведение в Новогодние праздники». | Занятие: «Скоро Новый год». С/б.: «Украшения для елочки», «Как обращаться с Новогоднее елкой» , «Опасные игрушки» Д/ и «Наряди елочку», / П/ игры: «Мы повесим шарики», | Рассматривание иллюстраций по теме «Безопасный Новый год». | Ситуативная беседа с родителями: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
ЯНВАРЬ | ||||
Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.
Расширять представление детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Дать простейшие понятия о мерах безопасности при нахождении на дороге и не загражденных участках.
Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред своему здоровью дать понятие о том куда в случае болезни обращаться. Прививать навыки гигиены и санитарии.
Закреплять и расширять знания о правилах внутренней эксплуатации электробытовых и газовых приборов | «Берегись мороза». | Д/и «Берегись мороза». п/и «Я мороза не боюсь» Беседа «Одеваемся правильно» Игровая ситуация «Если ты замерз» | Рассматривание карточек «Действия при обморожении». | Консультация «Одеваем детей правильно» |
« Безопасность на дороге» | Беседа: «Не попади в беду на дороге» Занятие «Наша улица» Занятие «Азбука голубых дорог» Тренинг «Путешествие с Незнайкой»
| Рассматривание иллюстраций по теме.
| Папка – передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения» | |
«Здоровье и болезнь». | А.Антилов «Зубки заболели», И.Семёнов «Как стать Неболейкой», «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», «Про тебя самого», «Уроки Айболита». Рассказ — беседа «Что такое здоровье и как его сохранить и приумножить» | Просмотр энциклопедий «Я и мое тело» | п/п «Правильное питание» | |
Электроприборы «Ток бежит по проводам».» | Беседа «Наши помощники и враги» Чтение: Т.Шарыгина «Проводок», загадки об электроприборах, Видеотека «Уроки тётушки совы» Дид / игра «Сто бед» | Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. | Папка-передвижка «Электроприборы в доме» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
ФЕВРАЛЬ | ||||
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными.
Помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность.
Развивать у детей понимание значения гигиенических процедур; дать элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).
Формирование представления об острых, колющих и режущих предметах, воспитание чувства самосохранения, предостеречь от несчастных случаев в быту. | «Кошки и собаки – наши друзья». | Беседа «Нужно ли гладить уличных животных» Д/И «Кто в домике живет?» Проблемная ситуация «Не дразните собак» | Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенятами». Наблюдение на улице за кошкой, за собакой. | П/п «Домашние животные в доме» |
«Мы - водители» | Д/и «Мы - водители» П/и «Зажги светофор» Беседа о различных видах переходов через дорогу Рисование «Машины спешат на помощь» Чтение художественной литературы Н. Ушкина «Машины-чемпионы» | Просмотр картин с изображением улицы.
| Консультация «Ребенок и автомобиль» | |
«Микробы и вирусы» | К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», «Про тебя самого», «Уроки Айболита»,
| Просмотр картинок «Под микроскопом» | Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». | |
«Острые предметы». | Тренинг: «Раз, два, три, что может быть опасно - найди». Ситуация общения «Мамины помощники» | Просмотр картин по теме. | Консультация «Приучать детей к домашнему труду». |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
МАРТ | ||||
Объяснить детям, что встреча в лесу с дикими животными может быть опасна, дать представление как вести себя в лесу при встрече с дикими животными.
Расширять знания о пассажирском транспорте, о правилах поведения в транспорте.
Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие
Поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том что они требуют внимательного и бережного отношения к ним. | «Дикие животные» | Беседа «Встреча с медведем в лесу», С/р игра «В лесу. Чтение сказки Даль В. «Снегурушка и лиса».
| Рассматривание картин «Дикие животные».
| Консультация «Ребенок и дикие животные» |
«Как вести себя в транспорте». | Беседа: «Как вести себя в транспорте».Д/И: «ТРАМВАЙ» С/р. игра «Автобус» | Рассматривание иллюстраций с видами транспорта и ситуаций в транспорте. | Консультация « Учим детей правилам поведения в транспорте» | |
«Ребёнок и его старшие приятели» | Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»; игра ««Я не должен» Беседа по вопросам «Как поступить если тебя заставляют делать то, что тебе не хочется, нельзя?» С. Маршак «Сказка об умном мышонке» | Альбом «Умеем дружтиь» | Печатная консультация «Конфликты между детьми» | |
"Ящик с инструментами" | Беседа : "Ящик с инструментами" Д/ игра : " Четвертый лишний" Д/и «Откуда эта вещь? » С/ р. игра "Строители."
| Рассматривание карточек «Как держать опасно». | Консультация «Мастерим вместе с папой» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
АПРЕЛЬ | ||||
Рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра.
Закреплять представление детей о назначении светофора, о его сиг-налах; уточнить знания о видах светофора (транспортные, пеше-ходные)
Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, такие как контакты с чужими людьми. Формировать более точное понимание того, кто является «своим», а кто «чужим»
Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезны, а когда опасными для жизни. | " Если на улице гроза и сильный ветер" | Ситуативный разговор " Если на улице гроза и сильный ветер" Д/игра: "Опасно - не опасно" | Рассматривание картин «Природные явления».
| п/п «Безопасность во время грозы» |
«Два светофора» | Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Д/И «Воробушки и автомобиль» С/Р игра «Водители и пешеходы». | Рассматривание иллюстраций «Наш друг светофор»
| Буклет «Светофор и дети» | |
«У меня зазвонил телефон» | Ситуативный разговор «У меня зазвонил телефон» Беседа «Гости званые и незваные».
| Рассматривание картин по тематике. | П/п «Учить детей быть осторожными» | |
«Запомните детки, таблетки – не конфетки!» Лекарства и бытовая химия. | Беседа «Кто детям дает таблетки» «Красивая упаковка – опасность внутри».С/р игра «Больница». «Аптека». А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Д/и «Что лишнее?» | Рассматривание карточек «Аптечка». | Консультация «Где храним лекарства» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
| Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
МАЙ | ||||
Расширить представление детей о местах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них.
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть приикатании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.
Закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди. Убедить детей, что главное – правила не знать, а выполнять. Учить детей быть честными и мужественными.
Учить детей определять, какие люди представляют серьезную опасность для жизни, а с каким можно обращаться за помощью. | «Безопасность в доме» (окна, лестница). | Знакомство с правилами. Чтение стихотворений по теме. Д\и «Высоко – низко» .Моделирование ситуации «Я окно» | Рассматривание картин «Как опасно». . | Буклет «Дети и окно» |
"Катание на велосипеде” | Беседа : "Катание на велосипеде”. Д/ и "Опасно - не опасно". с/р «Дорога» | Рассматривание иллюстраций по тематике.
| Консультация «Велосипед и детская безопасность» | |
«Детский сад идет в поход » | Развлечение «Детский сад идет в поход» (с проигрыванием опасных ситуаций). | Просмотр альбома «Наши экскурсии» | п/п «Гуляем с пользой» | |
«Когда нельзя слушаться старших» | «Когда нельзя слушаться старших». Д/и "Можно- нельзя" Д/ игра «Добрый или злой человек» | Рассматривание карточек «Люди в форме». | Консультация «Ребенок всегда должен быть под присмотром» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_perspektivnoe_planirovanie_chasti_starshaya_gruppa.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное перспективное планирование части,
формируемой участниками образовательных отношений
по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ)
СТАРШАЯ ГРУППА
Программные задачи:
Природа и безопасность:
- формировать представления о свойствах различных природных объектов, о связанных с ними потенциально опасных ситуациях;
- знакомить с правилами сбора растений и грибов, правилами безопасности у водоемов в зимний и летний периоды, правилами поведения, связанными с различными природными явлениями, контактами с дикими и домашними животными;
- знакомить с моделями безопасного поведения при взаимодействии с природными объектами на примере реальных людей, персонажей литературных произведений, учить на элементарном уровне оценивать соответствие их действий правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;
- формировать умение анализировать ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей;
- развивать основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций.
Безопасность на улице
- знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей), стимулировать включение полученной информации в игровое взаимодействие;
- формировать умение работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями, самостоятельно придумывать элементарные символьные обозначения, составлять схемы;
- учить оценивать соответствие действий других детей, собственных действий правилам безопасности на игровой площадке, формировать стремление и умение соблюдать их, формировать осознанное отношение к своему здоро-
вью и безопасности;
- обогащать представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.
Безопасность в общении
- в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности;
- обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;
- формировать представления о правах и обязанностях ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения;
- формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
- закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.
Безопасность в помещении
- обогащать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях;
- расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать, воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;
- дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения;
- систематизировать и дополнять представления о работе экстренных служб, формировать практические навыки обращения за помощью.
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений ( цвет, шипы, колючки, звуки, рога и … ) Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности Знакомить детей с разновидностью грибов, учить отличать ядовитые от съедобных. Уточнение представлений об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении. Формировать умение контролировать собственное поведение и управлять им с учётом моральных норм между людьми. Расширять представление о здоровье и здоровом образе жизни, представления о том, какое поведение может быть опасным; Развивать умение избегать опасности, соблюдая меры предосторожности; Учить пользовать телефоном службы спасения. | «Сигналы опасности природы» | Беседа «Сигналы опасности природы». Экскурсия вокруг детского сада. Дид / игры «1 – 2 – 3 – что может быть опасно, найди» | Рассматривание плаката: «Сигналы опасности при-роды» | Папка-передвижка «Учить детей сомневаться» | ||
«Всем ребятам надо знать как по улице шагать"» | Моделирование ситуации с Использованием макета «Перекресток», «Улица» Прогулка “Наблюдение за движением транспорта” Детские рисунки «Осторожно, опасность!». Д/игра «Я – шофер». С/Р «Водители и пешеходы». | Наблюдение за транспортом. | Анкетирование «Жизнь без опасности» Папка-передвижка «Рифмованные правила безопасности для дошкольников» | |||
«Волшебные средства понимания». | Моделирование проблемных ситуаций «Если к тебе пришли друзья - Драться, не драться, - Один среди чужих.» Д/И « Я имею право» Д/И « Я не должен» С/ Р « Как побороть страх» Д\И « Угадай настроение» | Рассматривание иллюстраций по теме. | Папка-передвижка «Почему дети ссорятся» | |||
«Береги себя» | Дидактические игры «Выбери предмет», «Оцени поступок» Развивающие игры на тему «Опасность в доме» настольные игры с самоконтролем «Чрезвычайная ситуация в доме», «Будь осторожен!» Игры «Опасно — не опасно» | Рассматривание картинки с изображениями предметов бытовой техники. | Анкетирование «Откуда опасность» | |||
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами | ||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Познакомить детей с ядовитыми растениями; учить узнавать растения, ядом которых можно отравиться. Закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения. Формировать у детей понимание правил безопасности при осуществлении дорожного движении. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона. Пополнять знания о том, какую пользу приносит огонь человеку, а к чему может привести неосторожное обращение с огнем | «Ядовитые грибы и растения» | Беседа «Ядовитые растения» Д/и: «Грибная полянка» Д/И «Съедобно, не съедобно» Беседа «Когда съедобное – ядовито» Чтение И. Анденко «Грибной посёлок» Моделирование ситуации: Что делать, если съел ядовитый гриб? | Рассматривание карточек «Осторожно, ядовито!» | П/п «Опасные грибы» | ||
«Улица полна неожиданностей ПДД» | Д/И « Дорожные знаки» Д/И « собери светофор» Д/И « Сигналы Светофора» С/Р « Шоферы» с разнообразными сюжетными линиями. Р/И « Как бы ты поступил» Тренинг « Путешествие с Незнайкой» | Просмотр картин с изображением улицы. | Консультация «Азбука дорожного движения». Конкурс «Весёлая улица» | |||
« Если ребенок потерялся» | Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации». Д/и «Мой дом». Беседа « Если ребенок потерялся». | Рассматривание фотографий улиц, домов. | П/п « Если ребенок поте-рялся» | |||
«Огонь — друг, огонь — враг» | Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные» Беседа «Если дома появился дым, позвони 01» Рисование на тему « С дымом мешается облако пыли, мчат пожарные автомобили» | Показ картинок и иллюстраций. | Консультация для родителей «Осторожно, огонь!» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
НОЯБРЬ | ||||
Развивать у детей понимание, что Земля - наш общий дом, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды. Воспитывать у детей природоохранное поведение. Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, контакты с чужими людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях. Учить действовать уверенно, активно. Стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности, способствовать приобретению определенного навыка и опыта. Воспитывать чувство осторожности и взаимопомощи. Объяснять, какой вред можно нанести своему здоровью при неосторожном и неправильном обращении с предметами в быту. | «Взаимосвязь и взаимодействие в природе.» | Моделирование ситуаций: «Что будет если...?», Д.и. «Кто где живёт?», «Что где растёт?». Чтение: А. Барто «Прогулка». Энциклопедии «Природа», «Окружающий мир».. | Рассматривание карточек «Мой дом - Земля» | П/п «Как научить ребенка беречь природу?» |
«Опасные участки на пешеходной части улицы» | «Где переходить через улицу?» Д/И « Покажи такой же знак», « Найди и назови». С/И « Пешеходы переходят через дорогу». | Просмотр картин с изображением улицы. | Консультация для родителей «Ребенок и дорога» | |
«Не каждый встречный — друг сердечный». | Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» «Фоторобот» опасного, злого и доброго человека» Тренинг «Чужая машина» П/и:«Убеги от чужого» | Рассматривание иллюстраций «Внешность бывает обманчива». | Консультация «Внешность человека может быть обманчива» Папка-передвижка «Учить детей сомневаться» | |
«Опасные забавы» | Дид. игры «Выбери предмет», «Оцени поступок». Развивающие игры на тему «Опасность в доме» Настольные игры «Чрезвычайная ситуация в доме», «Будь осторожен!» Игры «Опасно — не опасно» Рисование на тему «Осторожно —опасность!» | Показ картинок и иллюстраций, рассматривание альбомов по теме. | П/п «Безопасность в доме» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
ДЕКАБРЬ | ||||
Закреплять знания детей о зимних природных явлениях; закреплять знания детей о правилах безопасности зимой. Учить детей соблюдать правила безопасности во время игр и зимних зав, чтобы не нанести травмы себе или своему товарищу. Объяснить детям зачем одеваться на улицу тепло. Знакомить с правилами поведения в общественном транспорте. Формировать представление о своих членах семьи, проявлять заботу о родном, о ближнем. Закрепить знания детей о том, что гирлянды могут угрожать жизни и безопасности людей; предостеречь от несчастных случаев в быту. Довести до понимания детей, что хлопушка – это не игрушка. | «Зимние забавы» | Занятие: «Зимушка – зима». Ситуативные беседы: «Осторожно гололед», «Почему опасно ходить под крышей», «Можно ли есть снег и сосульки», «Зимняя одежда» Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Зимние забавы» Подвижные игры: «Снежок», «Попади в цель» | Рассматривание карточек «Безопасность во время игр и зимних забав». | Выставка рисунков «Зимние забавы» Консультация «Правила безопасной зимней прогулки» |
«Я пассажир» | Беседа «Кто они? «пешеход», «пассажир»; Д/И «Можно- нельзя», физминутка «Мы в автобусе сидим» | Просмотр картин с изображением улицы. | Консультация «Ребенок и детское кресло» | |
«Семья». | Беседа о членах семьи. Рисунки «Портреты членов семьи». С/р игра «Семья» | Рассматривание фотографий членов семьи. Рассматривание картинок о семье. | Выставка фотографий «Семейные праздники». | |
«Безопасное поведение в Новогодние праздники». | Занятие: «Скоро Новый год». С/б.: «Украшения для елочки», «Как обращаться с Новогоднее елкой» , «Опасные игрушки» Д/ и «Наряди елочку», / П/ игры: «Мы повесим шарики», | Рассматривание иллюстраций по теме «Безопасный Новый год». | Ситуативная беседа с родителями: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
ЯНВАРЬ | ||||
Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. Расширять представление детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Дать простейшие понятия о мерах безопасности при нахождении на дороге и не загражденных участках. Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред своему здоровью дать понятие о том куда в случае болезни обращаться. Прививать навыки гигиены и санитарии. Закреплять и расширять знания о правилах внутренней эксплуатации электробытовых и газовых приборов | «Берегись мороза». | Д/и «Берегись мороза». п/и «Я мороза не боюсь» Беседа «Одеваемся правильно» Игровая ситуация «Если ты замерз» | Рассматривание карточек «Действия при обморожении». | Консультация «Одеваем детей правильно» |
« Безопасность на дороге» | Беседа: «Не попади в беду на дороге» Занятие «Наша улица» Занятие «Азбука голубых дорог» Тренинг «Путешествие с Незнайкой» | Рассматривание иллюстраций по теме. | Папка – передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения» | |
«Здоровье и болезнь». | А.Антилов «Зубки заболели», И.Семёнов «Как стать Неболейкой», «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», «Про тебя самого», «Уроки Айболита». Рассказ — беседа «Что такое здоровье и как его сохранить и приумножить» | Просмотр энциклопедий «Я и мое тело» | п/п «Правильное питание» | |
Электроприборы «Ток бежит по проводам».» | Беседа «Наши помощники и враги» Чтение: Т.Шарыгина «Проводок», загадки об электроприборах, Видеотека «Уроки тётушки совы» Дид / игра «Сто бед» | Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. | Папка-передвижка «Электроприборы в доме» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
ФЕВРАЛЬ | ||||
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными. Помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность. Развивать у детей понимание значения гигиенических процедур; дать элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах). Формирование представления об острых, колющих и режущих предметах, воспитание чувства самосохранения, предостеречь от несчастных случаев в быту. | «Кошки и собаки – наши друзья». | Беседа «Нужно ли гладить уличных животных» Д/И «Кто в домике живет?» Проблемная ситуация «Не дразните собак» | Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенятами». Наблюдение на улице за кошкой, за собакой. | П/п «Домашние животные в доме» |
«Мы - водители» | Д/и «Мы - водители» П/и «Зажги светофор» Беседа о различных видах переходов через дорогу Рисование «Машины спешат на помощь» Чтение художественной литературы Н. Ушкина «Машины-чемпионы» | Просмотр картин с изображением улицы. | Консультация «Ребенок и автомобиль» | |
«Микробы и вирусы» | К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», «Про тебя самого», «Уроки Айболита», | Просмотр картинок «Под микроскопом» | Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». | |
«Острые предметы». | Тренинг: «Раз, два, три, что может быть опасно - найди». Ситуация общения «Мамины помощники» | Просмотр картин по теме. | Консультация «Приучать детей к домашнему труду». |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
МАРТ | ||||
Объяснить детям, что встреча в лесу с дикими животными может быть опасна, дать представление как вести себя в лесу при встрече с дикими животными. Расширять знания о пассажирском транспорте, о правилах поведения в транспорте.
Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие Поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том что они требуют внимательного и бережного отношения к ним. | «Дикие животные» | Беседа «Встреча с медведем в лесу», С/р игра «В лесу. Чтение сказки Даль В. «Снегурушка и лиса». | Рассматривание картин «Дикие животные». | Консультация «Ребенок и дикие животные» |
«Как вести себя в транспорте». | Беседа: «Как вести себя в транспорте».Д/И: «ТРАМВАЙ» С/р. игра «Автобус» | Рассматривание иллюстраций с видами транспорта и ситуаций в транспорте. | Консультация « Учим детей правилам поведения в транспорте» | |
«Ребёнок и его старшие приятели» | Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»; игра ««Я не должен» Беседа по вопросам «Как поступить если тебя заставляют делать то, что тебе не хочется, нельзя?» С. Маршак «Сказка об умном мышонке» | Альбом «Умеем дружтиь» | Печатная консультация «Конфликты между детьми» | |
"Ящик с инструментами" | Беседа : "Ящик с инструментами" Д/ игра : " Четвертый лишний" Д/и «Откуда эта вещь? » С/ р. игра "Строители." | Рассматривание карточек «Как держать опасно». | Консультация «Мастерим вместе с папой» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
АПРЕЛЬ | ||||
Рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра. Закреплять представление детей о назначении светофора, о его сиг-налах; уточнить знания о видах светофора (транспортные, пеше-ходные)
Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, такие как контакты с чужими людьми. Формировать более точное понимание того, кто является «своим», а кто «чужим» Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезны, а когда опасными для жизни. | " Если на улице гроза и сильный ветер" | Ситуативный разговор " Если на улице гроза и сильный ветер" Д/игра: "Опасно - не опасно" | Рассматривание картин «Природные явления». | п/п «Безопасность во время грозы» |
«Два светофора» | Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Д/И «Воробушки и автомобиль» С/Р игра «Водители и пешеходы». | Рассматривание иллюстраций «Наш друг светофор» | Буклет «Светофор и дети» | |
«У меня зазвонил телефон» | Ситуативный разговор «У меня зазвонил телефон» Беседа «Гости званые и незваные». | Рассматривание картин по тематике. | П/п «Учить детей быть осторожными» | |
«Запомните детки, таблетки – не конфетки!» Лекарства и бытовая химия. | Беседа «Кто детям дает таблетки» «Красивая упаковка – опасность внутри».С/р игра «Больница». «Аптека». А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Д/и «Что лишнее?» | Рассматривание карточек «Аптечка». | Консультация «Где храним лекарства» |
Задачи | Тематический день | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями / социальными партнерами |
МАЙ | ||||
Расширить представление детей о местах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть приикатании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.
Закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди. Убедить детей, что главное – правила не знать, а выполнять. Учить детей быть честными и мужественными. Учить детей определять, какие люди представляют серьезную опасность для жизни, а с каким можно обращаться за помощью. | «Безопасность в доме» (окна, лестница). | Знакомство с правилами. Чтение стихотворений по теме. Д\и «Высоко – низко» .Моделирование ситуации «Я окно» | Рассматривание картин «Как опасно». . | Буклет «Дети и окно» |
"Катание на велосипеде” | Беседа : "Катание на велосипеде”. Д/ и "Опасно - не опасно". с/р «Дорога» | Рассматривание иллюстраций по тематике. | Консультация «Велосипед и детская безопасность» | |
«Детский сад идет в поход » | Развлечение «Детский сад идет в поход» (с проигрыванием опасных ситуаций). | Просмотр альбома «Наши экскурсии» | п/п «Гуляем с пользой» | |
«Когда нельзя слушаться старших» | «Когда нельзя слушаться старших». Д/и "Можно- нельзя" Д/ игра «Добрый или злой человек» | Рассматривание карточек «Люди в форме». | Консультация «Ребенок всегда должен быть под присмотром» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей (младший дошкольный возраст)
Планирование разделено по кварталам. Включает разделы "Ребенок и другие люди", "Ребенок и улица", "Ребенок дома", "Ребенок и природа", "Здоровье ребенка"....
Перспективное планирование по основам безопасной жизнедеятельности детей (младший дошкольный возраст)
В материале представлено перспективное планирование по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(безопасность)....
Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп.
Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп....
Перспективный план работы по «Основам безопасности жизнедеятельности детей 5-6 лет»(старшая группа)
Перспективный план работы на год по Основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста....
Комплексно-тематическое планирование для детей средней группы на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Структурное подразделение муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Челябинска» Комплексно-тематическ...
Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношений по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СРЕДНЯЯ ГРУППА
Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношенийпо основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ)СРЕДНЯЯ ГРУППА Программные задачиПрирода и без...
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей, старшего дошкольного возраста.
Цель:-Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.Задачи:-Формировать представления и освоение спо...