План самообразования по ПДД
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особо с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную остановку. Которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем – либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»
Цель:
1.Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2.Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:
Задачи:
- Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их.
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно – транспортном процессе.
- Дать детям представление о том, что несобл.дение ПДД опсно для здоровья. При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения соблюдаются три аспекта взаимодействия с транспортной системой города.
- ребенок – пешеход
- ребенок – пассажир городского транспорта
- ребенок – водитель детских транспортных средств ( велосипед, снегокат, ролики и др.)
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах.
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому. К предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- картинки для игры на классификацию видов транспорта « На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
- простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»,
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как « Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков: информационно – указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?» «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняются:
- собирается картотека «опасных ситуаций» ( для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
- организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице.
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаем условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаем условия для их решения. На занятиях по развитию речи используем различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения. Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колес, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, производятся знакомство детей с ПДД. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», «Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.
Беседа – такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Тематический словарь для детей дошкольного возраста.
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер – регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «Скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево) одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
Изучение методической литературы по данной проблеме.
- Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
2.К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты,
кроссворды, дидактические игры, 2013
3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001
4. Е.И. Шаланова "Правила безопасности- Дорожного движения"
5. Коган М.С." Правила дорожные знать каждому положено".
6. Лиходед В. "Уроки светофор".
7.Т.Ф.Саулина "Три сигнала светофора"
8. Пикулева Н. "Дорожная азбука".
9. Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013
10. Н.В.Елжова "ПДД в детском саду", 2013
11."Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор
сост. Т.Г.Кобзева , И.А.Холодова, Г.С.Александрова.
12.Первая помощь. Учебник.
13. Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим,
2007. – 60 с.
2022-2023 учебный год. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах» | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | 1. Беседа на тему «Устройство проезжей части» ( с использованием макета улицы, специальных атрибутов). | Целевая прогулка по улице города, рассказ воспитателя. | 1. Анализ результатов, беседа по теме. |
Октябрь | 1. Составление с детьми рассказов « Что я видел на улице, когда шел в детский сад» 2. Сюжетно - ролевая игра «Водители и пешеходы». 3. Чтение художественной литературы на тему «Ребенок и улица». | Круглый стол, рассказ детей. Подготовка к игре «Водители и пешеходы». Изучение литературы по теме. | Работа с методическим материалом. Проведение игры «Водители и пешеходы» |
Ноябрь | 1.Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора. 2.Конструирование из бумаги «Светофор» | Беседа с детьми. Круглый стол, изготовление светофора. | Оформление выставки «Веселый светофор» |
Декабрь | 1.Отгадывание загадок по ПДД, Обыгрывание ситуаций на дороге. 2.Знакомство с дорожными знаками. 3.Рисование дорожных знаков по желанию кто какой хочет. 4.Развлечение на тему: «Спасем дорожные знаки» | Просмотр презентации «Дорожные знаки». Разработать сценарий. | Праздник «Спасаем дорожные знаки» |
Январь | 1.Беседа «Как вести себя в общественном транспорте» 2.Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами. 3.Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров. | Знакомство с общественными транспортами. Просмотр картинок с транспортом. Экскурсия по улице до ближайшей остановки. | Экскурсия и беседа по теме |
Февраль | 1.Беседа на тему « Как безопасно перейти дорогу» 2.Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть. | Разработать анкету, провести анкетирование. | Проверка результатов. |
Март | 1.Сюжетно – ролевая игра «Шоферы». 2.Настольная игра «Мы едем, едем, едем!» 3.Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль» | Изучить литературу: Н.Носова «Автомобиль» Изготовление атрибутов для игры. | Беседа по рассказу. Проведение игры «Шоферы» |
Апрель | 1.Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!» 2.Чтение стихотворения А.Ганюва «Гололед» | Изучить литературу: А.Ганюва «Гололед» Беседа про гололед. | Беседа по рассказу. Проведение игры «Шоферы» |
Май | 1.Чтение: А.Дорохов «Подземный переход», С.Михалков «Про одного мальчика». 2.Инсценирование песни «По улице, по улице» | Подготовка к инсценировке песни. | Показ инсценирования песни «По улице, по улице» Анализ результатов диагностики. |
Работа с родителями
Мероприятие | Дата |
Консультация для родителей – «Безопасность детей – забота взрослых» | Сентябрь |
Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». | Октябрь |
Участие в подготовке и проведении детского праздника «Спасаем дорожные знаки» | Декабрь |
Консультация для родителей: «Ребенок в автомобиле» | Февраль |
Совместная выставка детско – родительских работ « Семейные книжки малышки по пдд | Апрель |
Оформление фотоколлажа «Дорога и дети» | Май |
Работа с педагогами ДОУ
№ | Название | Месяц |
1 | Консультация для педагогов ДОУ «Оказание первой помощи в случае травматизма» | Сентябрь |
2 | Викторина – мастер класс для воспитателей ДОУ по правилам дорожного движения «Дорожная Азбука» | Октябрь |
3 | Изготовление многофункциональной дидактической игры по правилам дорожного движения. | Ноябрь |
4 | Изготовление лепбука по правилам дорожного движения | Декабрь |
5 | Мультимедийная презентация по правилам дорожного движения | Январь |
6 | Круглый стол для воспитателей и специалистов ДОУ «Безопасность ребенка на улице» | Февраль |
7 | Открытый урок «В гостях у светофора» | Март |
8 | Акция светоотражающих элементов «Засветись» | Апрель |
9 | Фотоотчет о проделанной работе | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...