Визитная карточка проекта «Огонь друг или враг»
проект по обж (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Буратино»
Визитная карточка проекта
«Огонь друг или враг»
для детей 5-7 лет
Провела:
Гусева С. К.
Воспитатель высшей квалификационной категории
г. Тутаев
«Визитная карточка» проектной деятельности дошкольников
Авторы проекта | |||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество | |||||||||||||||||||||||
Город, область | Тутаев, Ярославская область | ||||||||||||||||||||||
Номер, название ДОУ | МДОУ «Детский сад № 4 «Буратино» | ||||||||||||||||||||||
Описание проектной деятельности | |||||||||||||||||||||||
Название темы проектной деятельности | «Огонь друг или враг» | ||||||||||||||||||||||
Творческое название | «Секреты огня» | ||||||||||||||||||||||
Краткое содержание темы проектной деятельности дошкольников | У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Их любопытство, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. | ||||||||||||||||||||||
Цель проектной деятельности | |||||||||||||||||||||||
Формирование навыков безопасного поведения детей, адекватных действий в пожароопасных ситуациях | |||||||||||||||||||||||
Задачи проектной деятельности | |||||||||||||||||||||||
Для детей: - образовательные: • знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной; • знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения; • знакомство с первичными средствами пожаротушения; • знакомство с правилами пожарной безопасности; • обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях - развивающие: • развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение; • развитие речи, мышления, памяти; • развивать творческие способности дошкольников; • развивать связную речь, активизировать словарный запас детей - воспитательные: • воспитание осторожного обращения с огнём; • воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости; • воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; • воспитание уважения к опасной профессии пожарного; • воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую позицию, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности • показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля, снег). Для родителей: • повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье; • принимать по возможности участие в реализации проекта по рекомендациям педагогов. Для воспитателей: • оказать помощь детям в выявлении проблемы, в поиске ее решения, в оформлении рисунков и работ; • составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности; • привлекать родителей к участию в проекте. | |||||||||||||||||||||||
Образовательные области, основные понятия и концепции которых рассматриваются в рамках проектной деятельности дошкольников | |||||||||||||||||||||||
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» Развивать умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать) Развивать познавательный интерес, внимание, воображение, критическое мышление Развивать умение детей читать (понимать) и составлять схемы, модели и алгоритмы собственной деятельности Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа (т.е. проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе) «Художественно-эстетическое развитие» Продолжать формировать интерес к литературе, музыке, к изобразительной деятельности Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок и литературных произведений Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных Развивать творчество и инициативу Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками и другими гостями. «Речевое развитие» Развивать умение поддерживать беседу Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения Продолжать знакомить с книгами; обращать внимание на оформление книг «Социально-коммуникативное развитие» Развивать умение детей выражать свое отношение к окружающему, с уважением относиться к мнению других Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми Формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп Закреплять основы безопасности собственной жизнедеятельности Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в т.ч. совместно с родителями | |||||||||||||||||||||||
Категория дошкольников | |||||||||||||||||||||||
Старший дошкольный возраст 5- 7 лет | |||||||||||||||||||||||
Приблизительная продолжительность проектной деятельности | |||||||||||||||||||||||
Краткосрочный, 1 неделя | |||||||||||||||||||||||
Основа проектной деятельности | |||||||||||||||||||||||
Целевые ориентиры | |||||||||||||||||||||||
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Расширять знания детей о работе пожарной службы. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «112». | |||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||
Для педагога | Подобран методический и дидактический материал по теме проекта (конспекты занятий и экскурсий, консультации, буклеты для родителей, подобраны стихи, сказки, рассказы, загадки) | ||||||||||||||||||||||
Для детей | Расширены знания детей об огне, профессии пожарного. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара Овладение приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами и средствами пожаротушения, с помощью которых можно потушить пожар | ||||||||||||||||||||||
Для родителей | Повысилась педагогическая компетентность по данной теме проекта, определены ориентиры в воспитании, укреплены детско- родительские отношения, самореализация в творческой деятельности | ||||||||||||||||||||||
Вопросы, направляющие проектную деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||||||
Основополагающий вопрос | Когда огонь бывает другом, а когда врагом? | ||||||||||||||||||||||
Проблемные вопросы учебной темы | Что несет огонь людям? | ||||||||||||||||||||||
Частные вопросы | Частные вопросы | Темы исследования | |||||||||||||||||||||
Откуда пришел огонь? | История возникновения огня | ||||||||||||||||||||||
Почему огонь разного цвета? | Цвет огня | ||||||||||||||||||||||
Как правильно: пожарник или пожарный? | Профессия «Пожарный» | ||||||||||||||||||||||
Что помогает пожарным потушить пожар? | Средства тушения пожара | ||||||||||||||||||||||
Чем потушить огонь? | Огонь-вода | ||||||||||||||||||||||
Что за знаки в коридоре? | Знаки пожарной безопасности | ||||||||||||||||||||||
Как спастись во время пожара? | Правила поведения во время пожара | ||||||||||||||||||||||
Где прячется огонь? | Огонь в разных предметах | ||||||||||||||||||||||
План оценивания | |||||||||||||||||||||||
График оценивания | |||||||||||||||||||||||
| В процессе проектной деятельности | После завершения работы над проектом | |||||||||||||||||||||
Создание модели 3 вопросов. Откуда пришел огонь? Почему огонь разного цвета? Как правильно: пожарник или пожарный? Что помогает пожарным потушить пожар? Чем потушить огонь? Что за знаки в коридоре? Как спастись во время пожара? Где прячется огонь? | Совместно с детьми разработка ментальной карты «Огонь друг и враг». Беседы «Что мы знаем об огне?», «Огонь — друг или враг?», «Детские шалости с огнем», «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?», «Пожарный — герой, он с огнем вступает в бой» Чтение художественной литературы: Л. В. Максимчук «Огонь и огонек», «Рассказ Огонька», «Древняя легенда», Э. Успенский. «Вера и Анфиса тушат пожар», «Сказка о том, как братья огонь добывали» и др. Просмотр презентаций, мультфильмов «Азбука безопасности. Пожарная безопасность. Смешарики», «Аркадий Паровозов спешит на помощь - Осторожно! Пожар!», «Кошкин дом». Дидактические игры, творческие работы (макет, коллективная работа) Обсуждение промежуточных результатов. | Итог: Рефлексия, создание альбомов «Причины пожара», «Пожарная безопасность». Презентация лэпбука «Пожарная безопасность». Создание макета «Пожарная часть» Оформление выставки детско-родительских работ «Пожарная безопасность». Интерактивный спектакль «Кошкин дом». Игра – викторина «Огонь – друг или враг?» Спортивное развлечение «Юные пожарные» | |||||||||||||||||||||
Описание методов оценивания | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Сведения о проектной деятельности | |||||||||||||||||||||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | |||||||||||||||||||||||
- знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности, - умение задавать вопросы и давать развернутые ответы на поставленные вопросы. | |||||||||||||||||||||||
План организации проектной деятельности | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Материалы для дифференцированного обучения | |||||||||||||||||||||||
Дети с ограниченными возможностями здоровья | Разрабатывается индивидуальный план работы. | ||||||||||||||||||||||
Одаренный ребёнок | Подбираются задания различного уровня сложности с учетом индивидуальных особенностей детей. | ||||||||||||||||||||||
Продукты проектной деятельности детей | |||||||||||||||||||||||
• Изготовление альбомов «Пожарная безопасность», «Причины пожара» (Рисунки детей). • Оформление плаката «Огонь - добрый и злой» • Наглядная информация для родителей по пожарной безопасности: оформление стендов, составление памяток, буклетов. • Драматизация сказки «Кошкин дом». • Экскурсия в пожарную часть. • Спортивное развлечение «Юные пожарные» совместно с родителями. • Выставка детско-родительских работ «Огонь друг или враг» | |||||||||||||||||||||||
Форма проведения групповая, подгрупповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||
ООД Познание «Откуда огонь пришел» ООД Развитие речи и лепка на тему «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» ООД Рисование «Знаки пожарной безопасности» ООД Аппликация «Пожарные машины» ООД Рисование «Знаки пожарной безопасности» ООД Лепка «Пожарные собаки» ООД Аппликация коллективная работа «Огонь – друг, огонь - враг», «Пожарные машины» Раскрашивание раскрасок и оформление альбомов «Пожарная безопасность», «Причины пожара» Прохождение лабиринтов Дидактические, сюжетно-ролевые игры, по пожарной безопасности Конструирование «Пожарная часть» Просмотр мультфильмов Экскурсия по детскому саду Экскурсия в пожарную часть Экспериментально-опытническая деятельность на тему «Огонь помощник и злодей» Чтение художественной литературы, стихов Загадывание загадок Организация дидактических, подвижных игр Разучивание пословиц и поговорок Спортивное развлечение «Юные пожарные» совместно с родителями. | |||||||||||||||||||||||
Материалы и ресурсы, необходимые для проектной деятельности дошкольников | |||||||||||||||||||||||
Оборудование | |||||||||||||||||||||||
Фотоаппарат Компьютеры Цифровая камера Интернет Мультимедийная установка Принтер Проектор | |||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение | |||||||||||||||||||||||
Электронные энциклопедии Мультимедиа Текстовый редактор | |||||||||||||||||||||||
Используемые материалы | |||||||||||||||||||||||
Информационные: Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. - СПб.: Детство-пресс, 2002 Голицына Н. С., Люзина С. В., Бухарова Е. Е. ОБЖ для старших дошкольников Система работы. Издательство: «Скрипторий 2003». – 112 с. Максимчук Л. В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. – М.: Центр педагогического образования, 2008 г. – 48 с. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 96 с. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту для детей дошкольного возраста. Учебное пособие /– М.: Педагогическое общество России, 2005 – 80с. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2013. – 64 с. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2019. – 80 с. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. - М.: Сфера, 2006. – 64 с. https://vk.com/wall-72518747?q=%23пожарная_безопасность_для_детей https://vk.com/wall42620565_2869 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"
в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...
презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"
в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...
Презентация "Проект "Огонь друг или враг?"
в презентации представлен проект для детей дошкольного возраста по теме "Огонь друг или враг?"...
Проект "Огонь: друг или враг?"
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
Детско- родительский проект "Огонь- друг или враг?"
В данном материале раскрыт проект разрешения противоречия выведенного детьми подготовительной группы....
Презентация к проекту "Огонь - друг или враг?"
Презентация к проекту "Огонь -друг или враг?" к занятиям по "Безопасности" в старшей группе....
Педагогический проект по образовательной области "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"
Педагогический проект в подготовительной группе. Образовательная область "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"...