Социальный проект МДОУ № 1 «Добрая дорога детства» с применением педагогической технологии «Волонтёрское движение в ДОУ» (областной конкурс "Светофорчик")
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Короткова Клавдия Георгиевна

Актуальность темы проекта

С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Их причиной часто являются именно дети (по статистике, каждой десятой жертвой становится ребёнок).

Детский травматизм связан с невыполнением и незнаниям элементарных правил дорожного движения, отсутствием защитной реакции на дорожную обстановку и безучастным отношением взрослых к поведению детей на проезжей части.

Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

 Одна из важнейших задач воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности, повышение уровня знаний правил дорожного движения, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Помогая в организации и проведении различных акций и мероприятий по профилактике безопасности дорожного движения, возникла необходимость создания проекта «Добрая дорога детства», который помог систематизировать профилактическую работу и сформировать дружную команду волонтеров, желающих помогать при организации и проведении подобных акций и мероприятий.

Участники проекта: педагоги, воспитатели, дети, родители.

Планируемые результаты:

- создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД

- к окончанию проекта ребёнок должен:

•знать алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»;
•различать пешеходный переход и средства регулирования дорожного движения (светофор), а так же дорожные знаки;
•знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам;

- координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;

- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте,  и безопасному поведению на дороге; 

- совершенствовать исследовательскую деятельность детей.

Задачи социального проекта «Добрая дорога детства»:

-воспитание личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, а также навыков общения между собой и с другими людьми;
-создание условий для самореализации дошкольников и повышение их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим;
- развивать проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
- способствовать проявлению социальной активности через акции, мероприятия, флешмобы, направленные на пропаганду соблюдения ПДД, помощи младшим детям, пожилым людям и т.п.

Задачами социально – коммуникативного развития, по данному направлению, в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный  (подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, интерактивных игр и электронных пособий, презентаций и мультфильмов, музыкальных произведений и т.п.).

2 этап – основной  (проведение комплекса мероприятий).

С целью формирования знаний у дошкольников по дорожной безопасности и правил поведения на улице, мы используем разнообразные  формы работы:

- совместное активное участие детей, родителей в творческих проектах;
- сюжетно – ролевые и дидактические игры,  т.к. игра является ведущей деятельностью дошкольников;
- встречи – беседы;
- мастер – классы;
- флешмобы;
- волонтерские социальные акции;
- экскурсии;
- целевые прогулки по городу;
- праздники и развлечения;
- моделирование дорожных ситуаций;
- просмотр обучающих презентаций, видеоролиов и мультфильмов («У тетушки Совы», «Смешарики на дороге», «Смешарики про ПДД», «Волк, лиса, хвост и мотоцикл», «Инспектор Мамочкин» и др.);
- продуктивная творческая деятельность по изготовлению атрибутов и пособий для игр (из подручного и бросового материала);
-выпуск листовок, памяток, напоминалок («Внимание, пешеход!», «Внимание, водитель!» и др.);
- чтение художественных произведений;
- организация игр: интерактивных и дидактических и («Собери дорожный знак», «Умные машины», «Светофор», «Найди свой цвет», «Собери автомобиль»), подвижных игры «Зеленый – красный», «Пешеход» и др.); участие детей и родителей в различных конкурсах («Полицейский Дядя Стёпа» 2017г. и 2018г.; «Безопасная дорога детям» 2019г.; «Безопасность дошкольников на дороге: как её обеспечить» 2018г.; и др.);
- "Творческий апсайклинг" по изготовлению пособий по дорожной безопасности из бросового материала.

Наиболее эффективной формой для закрепления знаний о ПДД  является игровая деятельность - возможность ребенка познакомиться с правилами дорожной безопасности, применить в игровой обстановке, а потом пользоваться ими в реальной жизненной ситуации. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, следовательно обучать детей правилам дорожного движения нужно в игровой форме. В игре ребенок использует разнообразные игрушки, которые помогают ему осуществить свой замысел и приближают игру к действительности. Ежедневно мы выкидываем совершенно ненужные нам предметы, не подозревая о том, что это хороший поделочный материал, которому можно дать «вторую жизнь». Но, есть условие – он должен быть безопасным и доступным в обработке.  Мы с ребятами превращаем бросовый материал в игрушки и атрибуты для ролевых игр по дорожной безопасности. Практическая работа с таким материалом развивает у детей творчество, фантазию и воображение. А игрушка, созданная своими руками, отличается своей уникальностью и неповторимостью.

3 этап - заключительный.

- Презентация проекта.

- Выставка самодельных пособий по ПДД.

- Пополнение центра детской активности по дорожной безопасности игровыми пособиями, атрибутами и реквизитом.

-Трансляция опыта работ педагогического коллектива по формированию знаний дошкольников о ПДД.

- Распространение опыта работы по дорожной безопасности с детьми на конференциях, семинарах, фестивалях методического мастерства.

- Участие проекта в конкукрсе "Светофорчик".

Выводы

Мы активно пропагандируем безопасный образ жизни среди педагогов ДОУ, через проведение семинаров – практикумов, квест – игр и мастер – классов. Итогом нашей работы становятся тематические праздники, развлечения, игры – викторины, на которых дошколята применяют и закрепляют знания правил дорожного движения, чтобы не подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей, и быть достойными гражданами своей Родины.

В нашем ДОУ созданы необходимые условия, способствующие усвоению детьми правил поведения на улицах города. Оформлен и организован центр детской активности «Дорожная безопасность» в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования, который содержит различный материал: макет города, игровые поля, тематическую литературу, дидактические игры, атрибуты и пособия к игровой деятельности и т.п.

Таким образом, в результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах. Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации, снизится процент ДТП с участием детей.

 

Библиографический список литературы:

•Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007г. – 60 с.
•Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010г. – 48 с.
•Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005.
•Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
•Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган, 2006г. – 72 с.
•Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007г.
•Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013г.
•Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000г.
•Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
•Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. - М: Сфера, 2016г.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект ПДД "Добрая дорога детства".

Я, являюсь создателем проекта"Добрая дорога детства", разработанного и апробированного на базе группы "Солнышко". Над проблемой детской безопасности работаю давно. Уверена, что она не обходима и актуа...

Проект "Добрая дорога детства"

Проект педагогической деятельности по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге...

Проект Добрая дорога детства

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материал...

Проект "Добрая дорога детства"

Проект раскрывает возможности в совершенствовании профилактической работы и применении новых форм при обучении правилам дорожного движения; воспитывает грамотного участника и убежденного пропагандиста...

Педагогический проект в старшей разновозрастной группе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Добрая дорога детства»

В детском саду «Звездочка» ведется активная педагогическая деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образо...

Социальный проект «Добрая дорога детства» с применением педагогической технологии «Волонтёрское движение в ДОУ»

Проект - социальный, информационный, познавательный с применением педагогической технологии Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родителиНовизна – социальна...

Организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Добрая дорога детства»

1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.3. Активи...