Проект «Огонь – друг и враг»
проект по обж (средняя группа)
Несколько сотен лет огонь угрожает людям: именно на протяжении такого промежутка времени они пытаются найти защиту от стихии. На увеличение числа пожаров влияет множество факторов, но сильнее всего – человеческий. Часто причиной пожара является детская шалость. Многие родители, несмотря на плачевную статистику, подходят к этой проблеме недостаточно серьезно: разрешают детям играть огнеопасными предметами, оставляют дома одних без присмотра, редко проводят беседы о безопасности. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития начинать заниматься этой проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Огонь – друг и враг» | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Огонь – друг и враг»
Средняя группа
Семёнова Юлия Анатольевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка» г. Мичуринска Тамбовской области
г. Мичуринск, Тамбовская область
Актуальность проекта
Актуальность проекта вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Вид проекта:
Информационно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта:
Краткосрочный 2 месяца.
Участники проекта:
Воспитатель, дети средней группы, родители.
Цель:
- Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
- Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности;
- Обучить умениям и навыкам, которые необходимы для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- Систематизировать знания детей об электрических приборах, используемых в быту (назначения, правила пользования)
- Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, объяснять, чем опасен огонь, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
- Познакомить с правилами поведения при пожаре и со средствами пожаротушения.
- Уточнить знания детей о профессии пожарного.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем.
- Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Образовательные
- Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Этапы реализации проекта.
Организационный.
- Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
- Познакомить детей с уголком пожарной безопасности и пожарным щитом
- Создание условий для самостоятельной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.
- Определение целей и задач.
- Анкетирование родителей
- Выявление проблемы
Деятельностный.
- Ознакомление детей, Что такое огонь? «Огонь –друг и враг»
- Уголок пожарной безопасности, пожарный щит.
- Беседы, игры и упражнения о правилах пожарной безопасности, чтение стихов и рассказов о пожаре, пожарных, пожароопасных предметах.
- Предварительная работа с родителями детей
- Рисунки детей с родителями
- Раскраска пожарных
Заключительный.
- Развлечение «Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком»;
- Выставка поделок детей, выполненных совместно с родителями «Огонь-друг, огонь-враг»
- Показательная драматизация сказки «Кошкин дом».
- Выставка рисунков на тему «Огонь - друг и враг».
- Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник»
Предполагаемый результат
Работа над проектом позволит обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации. Работа в проекте на всех этапах сформирует у детей осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих. Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности
Название проекта: «Огонь-друг, огонь-враг»
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.
- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
- Изменение отношения родителей к данной теме.
Продукт проекта:
- Продуктивная деятельность рисование «пожар».
- Папка-передвижка для детей и родителей по пожарной безопасности.
- Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
- Драматизация сказки «Кошкин дом».
- Аппликация «пожарные машины»
- Заучивание стихов о пожаре
Основная идея проекта:
Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. За последние годы значительно увеличилось число пожаров, произошедших по вине человека. Часто причина пожара – детская шалость. К сожалению, родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно: разрешают детям играть огнеопасными предметами, в частности зажигалка – привычная игрушка для них. Чтобы изменить отношения к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе правильно воспитывать детей. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст – самый благоприятный для формирования надлежащих правил и выработки культуры безопасного поведения.
Ожидаемые результаты:
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, сюжетные картинки и иллюстрации по теме, мультфильм «Кошкин дом».
- Подготовить творческие работы для выставки.
- Изготовление дидактических игр.
- Составить план работы по реализации проекта.
Календарный план реализации проекта:
Раздел программы | Формы и методы работы | Сроки выполнения |
Познавательное развитие | НОД: «Пожарная безопасность в природе», «Огонь- друг и враг человека»; просмотр видеофильма «Огонь – друг и враг человека»; «что горит?»; решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг», беседы: «Люди героической профессии». «Кто может готовить на плите», «Кто пользуется бытовыми приборами». | октябрь |
Речевое развитие | Составление творческих рассказов: «Откуда может прийти беда», «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»; рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь»; конкурс стихов на тему: «Спички детям не игрушка». | октябрь |
Ознакомление с художественной литературой | Загадки о пожаре; Чтение: С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница». Т, Фетисов «Куда спешат пожарные машины» | октябрь |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Что необходимо пожарному», «Горит – не горит», «Хорошо – плохо», «Причины пожаров», «Собери картинку», «Угадай профессию», «Отгадай загадку». Сюжетно-ролевые: «Наш дом», «Мы пожарные». | октябрь |
Изобразительное искусство | Рисование на тему: «Эта спичка – невеличка», «Пожар», аппликация «Пожарные машины» | ноябрь |
Двигательная активность | Подвижные игры: «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «На пожар», «Смелые пожарные», «Верхний этаж» | ноябрь |
Работа с родителями | Выставка детско – родительского рисунка «Огонь – друг и враг». Папка-передвижка «Пожарная безопасность». | ноябрь |
Основные риски проекта:
№ п/п | Наименование риска | Вероятность возникновения% | Степень влияния на результат, % | Меры реагирования на риск |
1 | Отсутствие интереса родителей к данной проблеме | 20% | 100% | -Вовлечение в мероприятия, проводимые в ДОУ |
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации
№ п/п | Планируемое мероприятие | Механизмы реализации |
1. 2. 3. | Работа с педагогическими кадрами «консультации» Работа с детьми: открытые занятия. Работа с родителями: беседы, консультации. | -Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада; -Создание предметно-пространственной среды обеспечивающей максимальную реализацию проекта ДОУ -Развитие познавательных способностей детей; -Приобретение знаний о правилах пожарной безопасности; -Приобретение навыков как нужно действовать в чрезвычайной ситуации. -Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей; - Участие родителей в совместных образовательных проектах. |
Ожидаемые результаты и эффекты проекта
№ п/п | Оцениваемая категория | Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта |
1. 2. 3. | Дошкольники Педагоги Родители | - расширение и углубление знаний о пожарной безопасности; - приобретение детьми навыков работы с средствами пожарной безопасности; - развитие познавательной активности; - бережное отношение к родной природе, результатам труда взрослых людей. - повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме пожарной безопасности в ДОУ. - вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса. |
Список литературы:
- И. В. Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».
- И. Л. Саво «Пожарная безопасность в детском саду».
- Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности».
- Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность».
- М. С. Коган «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!»
Комплект «Пожарная безопасность» беседы с ребенком.
- Новичихин Е. Ноль — один. «Спички».
- Орлова Д. «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел».
- М. Фисенко «Пожар в лесу»
- Оленев К. «Красная машина».
- Смирнов О. «Степной пожар».
- Толстой Л. Пожар. «Пожарные собаки».
- • Фетисов Т. «Куда спешат красные машины».
- • Холин И. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».
- Баданов М. «Костер».
- С. Маршак. «Кошкин дом»
- Корней Чуковский. «Путаница»
- Самуил Маршак. «Сказка про спички»
- Самуил Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»
- Аркадий Гайдар. «Дым в лесу»
- Борис Житков. «Дым»
- Константин Паустовский. «Заячьи лапы».
- Иоселиани О. «Пожарная команда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"
в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...
презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"
в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...
Презентация "Проект "Огонь друг или враг?"
в презентации представлен проект для детей дошкольного возраста по теме "Огонь друг или враг?"...
Проект "Огонь: друг или враг?"
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
Детско- родительский проект "Огонь- друг или враг?"
В данном материале раскрыт проект разрешения противоречия выведенного детьми подготовительной группы....
Презентация к проекту "Огонь - друг или враг?"
Презентация к проекту "Огонь -друг или враг?" к занятиям по "Безопасности" в старшей группе....
Системная паутинка по проекту « Огонь- друг или враг?;
Презентация « Огонь- друг или враг?; оформление уголка противопожарной безопасности,Проблема, ее актуальность: не умение правильно себя вести в экстремальных ситуациях.Цель: сформировать у детей ...