План работы по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности
учебно-методический материал по обж

В документе указаны основные направления по работе с детьми в разных группах по ознакомлению с основами безопасности  жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы  по ОБЖ во 2-й младшей группе

Форма

Тема

Цели

1

Беседа  

«На  улице»

Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях. Дать элементарные знания о поведении на улице. Воспитывать осторожность.

2

Игра

«Идем в лес за грибами»

Обогащать представления детей о дарах осени в лесу. Закрепить умение описывать предметы, замечая характерные признаки. Развивать воображение детей, способность эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом.

3

Игра-эстафета

«Тушим пожар»

Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожара, познакомить с тушением пожара. Воспитывать ловкость и выносливость.

4

Игровая ситуация

«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. Развивать логическое мышление, внимание.

5

Рассматривание иллюстраций

«Ядовитые растения»

Учить детей не трогать незнакомые растения в лесу, дать знания о том, что некоторые растения опасны для человека.

6

Беседа

«Не ешь лекарства и витамины без разрешения»

Формировать у детей привычку не трогать лекарства и витамины без разрешения взрослых.

7

Рассматривание овощей и фруктов. Беседа «Вкусные и полезные фрукты».

Обогащать представления детей о дарах осени. Закрепить умение описывать предметы, замечая характерные признаки. Развивать воображение детей, способность эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом.

8

Д/и «Назови правильно овощи и фрукты», «Найди картинку».

Обогащать представления детей о дарах осени. Закрепить умение описывать предметы, замечая характерные признаки. Развивать воображение детей, способность эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом.

9

Беседа

«Где можно и где нельзя играть»

Познакомить детей с тем, что может произойти, если пойдешь гулять один.

10

Игра-беседа

«Как надо обращаться с домашними животными»

Познакомить детей с домашними животными. Закрепить характерные особенности домашних животных сельской местности. Воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно обращаться с ними. Учить выразительно выполнять упражнения в играх-имитациях.

11

Игра-ситуация

«не играй со спичками – это опасно!»

Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Воспитывать у детей чувство самосохранения.

12

Д/и и упражнения: «Покажем мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться», «Оденем куклу на прогулку».

Показ последовательности одевания, развивать внимание, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

13

Прогулка

«Рассматривание грузового автомобиля»

Познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль); уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит грузы); закрепить представление, полученное на целевой прогулке (грузовая машина перевозит бензин, продукты, кирпичи и т.п.)

14

Игра-беседа

«Метель и пурга»

Дать знания детям о правилах поведения во время метели, развивать силу голоса

 

15

Игра-беседа

«Как лечили жирафика»

Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, желание оказать посильную помощь. Развивать эмоциональную отзывчивость.

16

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын».

 Воспитывать у детей положительное отношение к чистоте и здоровью, показать на примере рассказа важность гигиенических процедур. Воспитывать чистоплотность.

17

Беседа

«Какие бывают машины»

Познакомить детей с различными видами транспорта. Закрепить умение находить нужный цвет по образцу и действовать по сигналу. Закрепить умение находить транспорт по картинке, знать виды транспорта; уметь действовать по сигналу.

18

Беседа

«Каким бывает снег»

Дать детям понятие о снеге. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.

19

Беседа

«Не влезай на высокие предметы»

Учить ориентироваться в пространстве. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.

20

Рассматривание иллюстраций. Игра-шутка «Мое тело»

Познакомить со строением тела: расширять знания о частях тела и органах дыхания, их значение для человека. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.

21

Д/и

«Сложи транспорт из частей»

Закрепить знания детей о частях знакомых видов транспорта. Закрепить умение детей соотносить части с образцом, развивать память, координацию движений.

22

Беседа

«Осторожно, сосульки!»

Дать детям знания о сосульках, об опасности, которую они могут представлять. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.

23

Беседа

«Не ходи с чужими людьми и не разговаривай с ними»

Воспитывать у детей чувство самосохранения.

24

Д/и

«Какой знак спрятан?»

Развивать зрительную память. Закреплять знание дорожных знаков. Воспитывать внимание.

25

Игра-беседа

«Берегись насекомых»

Дать детям знания правил поведения при встрече с разными насекомыми. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.

26

Подвижная игра

«Костер»

Развивать умение бегать, увертываясь от ловящего, речь, внимание, ориентировку в пространстве. Воспитывать активность.

27

Развлечение

«В гостях у Айболита»

Закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках, о назначении предметов личной гигиены.

28

Беседа

«Волшебные полоски» (рисование «зебры»)

Познакомить детей с пешеходным переходом; помочь запомнить, для чего он нужен, где его можно увидеть. Воспитывать осторожность

29

Беседа

«Не включай электрическую плитку»

Знакомить детей с опасными предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно. Учить осторожно обращаться с электроприборами. Воспитывать привычку слушать старших.

30

Сюжетно-ролевая игра

«Поездка на автобусе»

Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте – автобусе. Воспитывать культуру поведения.

31

Игра-беседа

«Солнечный удар»

Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни. Воспитывать привычку слушать старших.

32

Беседа

«Будь осторожен с открытым огнем»

Учить детей не подходить к огню, помнить правила безопасности. Воспитывать привычку слушать старших.

33

Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенками». Рассказ воспитателя. Чтение: загадки о собаке и кошке.

Развивать внимание, учить детей правильно общаться с животными. Познакомить их с поведением животных (агрессия) и мерах предосторожности в общении с ними. Воспитывать наблюдательность.

План работы  по ОБЖ в средней группе

Форма

Тема

Цели

Сентябрь

Прогулка

«Путешествие по улице»

Дополнить представления об улице новыми сведениями (дома имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией).

Теневой театр

«Осторожно, ядовито!»

Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые. Учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Подвижная игра

«Огонь»

Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню.

Игра-эксперимент

«Слушай во все уши!»

Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные. При помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами.

Октябрь

Прогулка

«Правила для пешеходов»

Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (подземный) переход»

Беседа

«Не собирай незнакомые грибы»

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут оказаться опасными для человека.

Настольная игра

«Каждый грибок в свой кузовок»

Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Чтение

Стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Знакомить детей с таким явлением, как пожар. Воспитывать уверенность в своих действиях. Обогатить словарь детей новыми понятиями и словами.

Ноябрь

Прогулка

«Наблюдение за светофором»

Закрепить знания детей о работе светофора (о красном и зеленом сигналах). Познакомить с назначением желтого сигнала. Закрепить знания правил перехода улицы.

Игра-беседа

«Контакты с животными»

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

Рассматривание иллюстраций

Ю. Васнецова «Кошкин дом»

Учить детей внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главное и детали; развивать восприятие, память, речь. Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду.

Декабрь

Д/и

«Кто быстрее»

Закрепить у детей знания сигналов светофора. Развивать память, координацию движений.

Беседа

«Правила безопасности на льду»

Дать детям знания о правилах поведения на льду.

Беседа

«Не выглядывай в открытое окно»

Обучать детей правильному поведению в различных ситуациях. Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности.

Игра-беседа

«Наши руки»

Дать понятие о важности человеческой руки: о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства. Рассказать детям о том, что по руке можно найти человека, узнать о его здоровье, характере; учить сознательно относиться к развитию своей руки. Продолжать учить изображать предметы символами.

Январь

Беседа

«Сравнительное наблюдение за автобусом, троллейбусом»

Дать представление об особенностях движения троллейбуса и автобуса (троллейбус движется с помощью электричества, автобус заправляют бензином)

Беседа

«Что такое метель»

Знакомить детей с правилами поведения во время метели.

Беседа

«Не открывай дверь чужим людям»

Знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство самосохранения.

Февраль

Д/и

«Разрезанные картинки»

Закрепить знания детей о видах транспорта

Беседа

«Поведение на воде»

Знакомить детей с элементарными правилами поведения на воде

Д/и

«Доскажи словечко»

Закреплять знания о пожарной безопасности. Развивать фонематический слух, умение рифмовать.

Март

Беседа

«В городском транспорте»

Знакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте

Беседа

«Это не игрушки, это опасно»

Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности. Формировать дисциплинированности и чувство ответственности за свои поступки.

Игра-беседа

«Подружись с зубной щеткой»

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. Дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения. Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней)

Апрель

Д/и

«Найди такой же знак»

Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению. Развивать память, сообразительность.

Д/и

«Электроприборы»

Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования ими.

Май

Развлечение

«Знакомство с Правилами дорожного движения»

Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения (действиях пешеходов на сигналы светофора, где и когда можно переходить улицу, правила поведения на улице). Систематизировать знания детей о различных видах транспорта. Воспитывать культуру поведения на улице.

Игра-беседа

«Чем опасно солнце»

Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни.

План работы  по ОБЖ в старшей группе

Форма

Тема

Цели

Сентябрь

Беседа

«Пора, не пора – не ходи со двора»

Уточнить знания детей о правилах поведения на улице: не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке.

Игра-беседа

«Съедобные и несъедобные грибы»

Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах

Занятие

«Огонь – друг или враг?»

Закреплять знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

Подвижная игра

«Огонь – друг и враг»

Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку.

Игра-беседа

«Спорт – это здоровье»

Дать представление об Олимпийских играх, развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. Совершенствовать навыки лепки из пластилина.

Октябрь

Беседа

«Мостовая – для машин, тротуар – для пешехода»

Уточнить представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для переходов). Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их.

Настольная игра

«Сбор грибов и ягод»

Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах

Подвижная игра

«Птенчики в беде»

Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животным, желание оказать помощь ближнему

Ноябрь

Беседа

«О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»

Расширять у детей знания Правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах), напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено»

Чтение

Сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»

Расширять представление детей о съедобных грибах

Игра-соревнование

«Сбей мяч»

Закреплять знания  о средствах пожаротушения. Развивать глазомер, ловкость.

Декабрь

Беседа

«Красный, желтый, зеленый»

Уточнить у детей знание значений сигналов светофора. Развивать внимание.

Беседа

«Умеешь ли ты обращаться с животными?»

Дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных.

Беседа

«Осторожно грипп!»

Учить заботиться о своем здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса

Январь

Беседа

«Что такое перекресток?»

Рассмотреть иллюстрацию с изображением оживленного перекрестка. Побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному.

Рассматривание иллюстраций

«Ядовитые растения»

Дать детям понятие о ядовитых растениях (дать знания о том, что плодами этих растений человек может отравиться)

Февраль

Прогулка

«Наблюдение за работой светофора»

Закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов

Беседа

«Берегись мороза»

Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе

Развлечение

«Путешествие в страну Здоровья»

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Март

Д/и

«Найди и расскажи»

Упражнять в умении находить названый ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении. Развивать интерес к изучению дорожных знаков.

Игра-беседа

«Познакомимся с нашими соседями»

Формировать представление о разных насекомых, о правилах поведения с ними.

Игра-беседа

«Службы «01», «02», «03» всегда на страже»

Познакомить со службами спасения «01», «02», «03». Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности.

Беседа

«Витамины укрепляют организм»

Познакомить с понятием «витамины», закрепить знание о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

Апрель

Беседа

«Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города»

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правилам поведения в таких ситуациях

Беседа

«Осторожно гроза!»

Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы.

Беседа

«Опасные предметы дома»

Закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользованием ими.

Май

Беседа

«Если ты гуляешь один»

Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило «не трогать на улице незнакомые предметы».

Беседа

«Не прыгай в воду в незнакомых местах»

Знакомить детей с правилами поведения на воде.

Подвижная игра

«При пожаре не зевай, огонь водою заливай»

Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые. Закрепить знание детей о том, что огонь боится песка и воды.

План работы  по ОБЖ в подготовительной группе

Форма

Тема

Цели

Сентябрь

Беседа

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Закрепить знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, детям играть у дорог и на тротуаре нельзя, транспорт ездит по правой стороне мостовой. Закрепить знание назначения сигналов светофора, уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.

Игра

«Ядовитые грибы и ягоды»

Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и в объяснениях педагога.

Беседа

«Профессия пожарного»

Знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии.

Октябрь

Беседа

«Зачем нужны дорожные знаки»

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки («Пешеходный переход»); познакомить с новыми знаками («зебра», «Внимание», «Осторожно, дети»)

Рассматривание иллюстраций

«Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научить различать их и правильно называть.

Игра-ситуация

«Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?»

Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Ноябрь

Д/и        

«Говорящие знаки»

Учить узнавать дорожные знаки по описанию

Беседа         

«Что мы должны знать о буре и урагане»

Закрепить знание детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана)

Викторина

«Юные пожарные»

Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Закреплять знания правил пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость.

Декабрь

Беседа

«Улица города»

Уточнить и закрепить знание детей о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, о Правилах дорожного движения

Драматизация

«Спичка-невеличка»

Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним. Учить детей выразительно передавать образы героев произведений.

Досуг

«Дорога к доброму здоровью»

Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Выделить навыки культурно-гигиенического поведения. Определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, о соблюдении навыков гигиены. Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Создать радостное настроение.

Январь

Прогулка

«Наблюдение за движением машин и работой водителя»

Закреплять знания о назначении знаков «Двустороннее движение», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено». Знакомить с сигнализацией машин, с дорожным знаком «Въезд запрещен». Воспитывать интерес и уважение к труду водителя.

Беседа

«Кошка и собака – наши соседи»

Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как общаться с ними.

Беседа

«Незнакомые предметы»

Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности. Формировать привычку бережного отношения к окружающему.

Февраль

Прогулка

«Наблюдение за работой сотрудника ДПС»

Уточнить знания детей о работе сотрудника ДПС, объяснить значение его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.

Беседа

«Обходи скользкие места»

Формировать элементарные представления о гололеде. Учить соблюдать правила безопасности на льду. Воспитывать умение вести себя при гололеде, стремление помочь людям, попавшим в беду.

Март

Прогулка         

«Остановка пассажирского транспорта»

Расширять представления детей о пассажирском транспорте, правилах поведения на остановке, в общественном транспорте.

Беседа

«Берегись насекомых»

Формировать представление о разнообразных насекомых. Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Д/и

«Найди ответ»

Закреплять знания о правильных действиях при возникновении пожара

Беседа

«Сохрани свое здоровье сам»

Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Апрель

Беседа

«Опасные участки на пешеходной части улицы»

Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.

Беседа

«Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Подвижная игра

«На пожаре»

Совершенствовать волевые качества (ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость, решимость, волю к победе), физические данные (умение бегать, прыгать, метать, ползать и т.п.). прививать интерес к социально значимым профессиям.

Игра-беседа

«Смотри во все глаза»

Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов человека, познакомить детей со строением глаза. Привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.

Май

Игра- КВН

«Лучший пешеход»

Закреплять знания Правил дорожного движения, дорожных знаков. Воспитывать стремление знать и соблюдать Правила дорожного движения, умение применять их в жизни. Приучать выполнять правила культурного поведения на улице.

Игра-КВН

«Не зная броду, не суйся в воду»

Обобщить знания правил поведения в экстремальных ситуациях, научит предотвращать эти ситуации.

Д/и

«Если возник пожар»

Учить детей правилам пожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности

Здесь вы можете ознакомиться с опытом работы по программе "Безопасность" Авдеевой, Князевой, Стеркиной....

План работы на учебный год по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

План работы с детьми и родителями старшей группы «Ягодка» по ОБЖ, ГО и ЧС на учебный год.  Сентябрь.Тема: «Безопасное поведение на улице».Цель: — научить детей ...

МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательно...

Работа с родителями на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Работа с родителями на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Месяц Тема Результат Сентябрь 1.«Актуальность проблемы безопасности жизнедеят...

Средства ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой....

Выступление на методическом объединении «Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности жизнедеятельности в средней группе»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Дети по своим физиологическим особе...