МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_oznakomleniya_doshkolnikov_s_osnovami_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение, которое обогащало социальный опыт ребенка. Чтобы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Метод сравнения. Дети сравнивали: огонь это хорошо или огонь это плохо, как бы я поступил, в данной ситуации, пришла помощь или не пришла и т.д. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогал детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагались изображения на картинках, затем давалось задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Дети учились располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Детям предлагались задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование ситуаций давало дошкольнику практические умения применить полученные знания на деле и развивало мышление, воображение и готовило детей к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Метод повторения. Повторение приводило к появлению обобщений, способствовало самостоятельному формулированию выводов, повышало познавательную активность.
Игровые приемы. Используется приём воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощало детей, снимало обязательность изучения и делало этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогали игры-драматизации, которые включались в занятия (после прочтения художественного произведения).
Игровые приемы повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению чувств.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогали игры-драматизации, которые включали в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывали сочетание разнообразных средств на одном занятии.
Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность.
Большое значение придавалась ведущей форме деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые «Скорая помощь», «Мы пожарные», подвижные игры – «Кто быстрее», игры-драматизации «Кошкин дом», «Доктор Айболит») и т.д.
В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей подобраны художественные средства и приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Пространственно-предметное окружение. В группе создано пространство, где дети знакомились с разным материалом по основам безопасности детей в быту, наряду с разными альбомами - альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные», атрибуты для различных видов игр.
Образовательная деятельность. В процессе образовательной деятельности дети приобретали знания под руководством взрослого, который организовывал сообщение знаний, контролировал их усвоение детьми, вносил необходимую коррекцию.
Дети не только узнавали что-то новое, но и делали зарисовки, оформляли альбомы наблюдений, проводили опыты. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Были проведены такие мероприятия по организованной деятельности, как «Что такое хорошо, что такое плохо», «Отважные пожарные», по подразделу «Осторожно! Электроприборы!» – «После пожара», «Два сапога – пара», «Опасность», по подразделу «Осторожно! Чужие люди!» – игра «Незнакомец», «Один дома», по подразделу «Опасные ситуации», «Игра 01, 02, 03».
Цель данных занятий: формировать представления об опасностях, уточнить знания об опасностях в быту, о правилах поведения в социуме.
Работа с родителями. Для повышения компетентности родителей были проведены консультации: «Безопасность ребенка», «Опасные ситуации дома в новогодние каникулы», «Правила осторожных детей», «Играем вместе с детьми», « Безопасность в общественном транспорте», « Родители- пример для детей», «Природа- наш дом родной», и тд. Были изготовлены информационные журналы для родителей и их детей «Безопасность», « Отважная профессия- пожарный», « Чтобы не было беды», « Если будем мы дружны, нам и беды не страшны», « Основы безопасности». Разработаны информационные ширмы в раздевалке «Безопасный дом», « Пожарная безопасность», изготовлены памятки по основам безопасного поведения «Какие опасности для ребёнка таит в себе дом?», «Закон четырёх не», « Детям о пожарной безопасности», «Ребёнок один дома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с дошкольниками по основам безопасности жизнедеятельности
Планирование работы с дошкольниками по основам безопасности жизнедеятельности...
Конспект занятия для детей 4—5 лет по Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников Тема: «Правила безопасности».
Все мы воспитатели, родители очень часто задаем вопрос: "Как уберечь ребенка от опасности?" Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. Поэтому детям необход...
Сценарий Квест-игры для дошкольников по "Основам безопасности жизнедеятельности»
Обобщени знаний и закрепление навыков безопасного поведения детей...
Презентация «Взаимодействие с родителями в процессе ознакомления младших дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности»
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными прио...
Средства ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой....
Проект «Мой безопасный мир» (по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников) на 2022-2023 учебный год
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обе...
ПРОГРАММА «Безопасность для дошкольников» По основам безопасности жизнедеятельности для детей 3-7 лет
ПРОГРАММА«Безопасность для дошкольников»По основам безопасности жизнедеятельности для детей 3-7 лет...