Проект «Дорожная азбука»
проект по обж (младшая группа)
Проект разработан в соответствии с нормативно-законода-тельной базой и требованиями к содержанию работы по профилак-тике детского дорожно-транспортного травматизма. Направлен на решение ряда проблем дошкольного учреждения, выявленных в ре-зультатеswot иstep анализа внешних и внутренних условий, ком-плексное решение задач по обучению дошкольников правилам до-рожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
За 9 лет войны в Афганистане, по официальной статистике, погибло 14 тысяч военнослужащих. Количество жертв автомобиль-ных аварий только за последний год составило 30 тысяч человек. Из них 7 тысяч детей получили черепно-мозговые травмы различ-ной степени тяжести. Такие травмы обычно имеют отдаленные по-следствия, зачастую приводят к снижению интеллекта и практи-чески всегда затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста психологические нагрузки. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведе-нию на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации "автомобильного беспреде-ла" мало заставить ребенка "слушаться" сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собствен-ной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые сами не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложней-шие перекрестки. Одной из основных причин дорожно-транспорт-ных происшествий с детьми является незнание ими Правил доро-жного движения, правил посадки в автобус, трамвай и т.д. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рас-суждая о безопасности, нельзя. Удошкольников есть детские игру-шки, книжки, театр, наконец, но у них нет и быть не может дет-ского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД. Разговаривать с детьми о безопасности следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вес-ти в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых яв-ляется также стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В настоящее время проблема формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности является одной из актуальных. Именно до-рожно-транспортный травматизм остается приоритетной пробле-мой общества.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.
Подсчитано, что каждый год во всем мире в ДТП погибает 800 тыс. человек. Статистика утверждает, что каждые сутки на улицах городов и автотрассах совершается более 430 ДТП, в которых погибают и получают травмы различной степени – 600 человек.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, сочетаемой с любознательностью, а это в свою очередь приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.
Еще в 1937 году В. М. Федяевской были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения, невнимательность к тому, что происходит на улице, неумение владеть собой, отсутствие осознания опасности.
Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям и в силу своего психофизического. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Статистика и анализ происшествий с детьми, проведенной ГИБДД, свидетельствуют, что травмы чаще всего происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания элементарных правил дорожного движения. Вот почему с самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не искажая их содержание.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98» «Елочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Адрес учреждения: 428023, г. Чебоксары, ул. Грасиса, 2а
Телефон: (8352) 31-16-88
Руководитель: Гритчина Маргарита Анатольевна, высшее образование, высшая категория.
Основными участниками воспитательно-образовательного про-цесса являются ребенок, родители, педагоги, ГИБДД. Отношение участников воспитательно-образовательного процесса строится на основе сотрудничества и уважения.
Программно-методическое обеспечение.
Содержание воспитания и образования реализуется следующими программами:
Комплексные:
- «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.-М.:Мозаика-синтез, 2014;
- «Программа воспитания ребенка-дошкольника» под ред. Драгуновой О. В.-Ч., 1995
Парциальная:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Стеркиной Р. Б.
Методическое обеспечение:
- Белая К. Ю., В. Н. Зимунина, Кондрыкинская Л. А., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Сахарова В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2004
- Боряева Л. Б. Азбука дорожного движения. М., 2007
- Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Санкт-Петербург, 2009
- Дурейко Л. И., Трофимова Г. В., Кузнецова Л. Ф. Как уберечь себя от беды. М., 2001
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф., Полякова., Л. Б., Федотова А. Н. Занятия по правилам дорожного движения. М., 2008
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М., 2006
- Козловская Е. А., Козловский С. А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. М., 2007
- Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено! Новоси-бирск, 2007
- Ковалева Н. В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. Ростов-на-Дону 2008
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. М., 2008
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения М., 2008
- Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Волгоград, 2008
- Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода. М., 2008
- Шалаева Г. П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. М., 2007
- Шарыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М., 2009
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы воспитания и обучения детей. Изучив комплексные программы: «Программа воспитания ребенка дошкольника» под ред.Драгуновой О. В., «Программа во-спитания и обучения ребенка в детском саду» М. А. Васильевой, мы пришли к выводу, что представления детей дошкольного воз-раста о правилах безопасности не систематизированы, основной объем представлений дети получают только в старшем дошколь-ном возрасте.
Изучив парциальную программу «Основы безопасности де-тей дошкольного возраста» под ред. Р. Б. Стеркиной, мы пришли к общему мнению, что именно данная программа может выстроить систему деятельности по обучению дошкольников основным пра-вилам дорожного движения.
Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответству-ющей материальной базы. В нашем ДОУ имеется транспортная площадка для отработки практических навыков.
В группе имеется уголок безопасности дорожного движения, в котором сосредоточены дидактические и развивающие игры, до-рожные знаки, наглядные пособия. В книжном уголке сосредоточен литературный материал. Имеются атрибуты и пособия к сюжетно-ролевым играм «Мы водители», «В стране дорожных знаков».
Диагностирование детей, с целью выявления уровня знаний правил дорожного движения, показало, что дети имеют поверхност-ные знания, нет осознанности правил безопасного поведения, от-сутствует привычка вести себя в соответствии с правилами дорож-ного движения.
Следовательно, необходимо осуществлять целенаправленную и углубленную работу по освоению детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через раз-нообразные формы воспитательно-образовательной деятельности.
Анализ анкетирования родителей показал, что не все из них имеют достаточные знания, чтобы сформировать устойчивые зна-ния у своих детей. Имеются вопросы, которые требуют рассмотре-ния на различных встречах с родителями. Следовательно, необхо-димо активизировать работу по пропаганде правил дорожного дви-жения и безопасного образа жизни среди родителей.
Проблема: несовершенство предметно-развивающего простран-ства для организации работы по профилактике дорожно-транс-портного травматизма, отсутствие системы работы по ПДД.
Цель: формировать у детей устойчивый навык безопасного пове-дения на улицах и дорогах города, профилактика детского дорож-ного травматизма. Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах. Учить применять правила в различных жизненных ситу-ациях.
4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполне-ние правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движе-ния и безопасного образа жизни среди родителей.
Реализация проекта поможет: 1. Повысить уровень знаний детей о ПДД 2. Сформировать навыки безопасного поведения на улице, умение предвидеть опасные ситуации в окружающей дорожной среде и из-бегать их. 3. Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения в до-рожно-транспортном процессе детей дошкольного возраста 4. Сократить случаи дорожно-транспортных происшествий по вине детей. 5. Привлечь родителей к пропаганде правил дорожного движения.
- дети; - педагоги группы №9 ; - старший воспитатель; - музыкальный руководитель; - сотрудники ГИБДД; - родители.
2022-2026 учебные годы.
1. Площадь территории ДОУ, подлежащая преобразованию.
2. Помещение в здании ДОУ, подлежащее преобразованию.
3. Программно-методическое обеспечение.
4. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения; - настольно-печатные игры; - дидактические игры по ПДД; - плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие доро-жные ситуации; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»; - дорожные знаки.
1 этап – подготовительный 2 этап – основной 3 этап – заключительный
В рамках решения задач проекта разработана система работы с детьми, родителями и педагогами.
Направление деятельности | Мероприятия | Цели и задачи | Сроки |
1 этап подготовитель-ный | Изучение методической литерату-ры по вопросам обучения дошко-льников правилам дорожного движения | Повышение собственной професси- ональной компетент-ности | Сентябрь 2022г |
Изучение передового педагоги-ческого опыта по обучению до-школьников ПДД | сентябрь- октябрь 2022-2026г | ||
Проведение диагностики с детьми | Определение уровня умений и знаний детей по ПДД | Январь, май 2023-2026г | |
Анкетирование родителей | Определение степени заинтересованности родителей в изучении детьми ПДД | Октябрь 2022г | |
2 этап основной | Оформление уголка «Школы пешехода» | Обеспечение условий для реализации проекта | октябрь-май 2023-2024г |
Подбор художественной литературы по ПДД | октябрь-май 2022-2026г | ||
Подбор наглядного материала: - коллекция машин; - оформление альбома для рассматривания; - подбор иллюстраций; | октябрь-май 2022-2026г | ||
Изготовление макетов по изучению ПДД | Октябрь 2022, сентябрь 2023г | ||
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Мы на улице», «Мы водители», «Юный инспектор», «Регулировщик» | сентябрь- октябрь 2022-2026г | ||
Составление картотеки подвиж-ных и дидактических игр по ПДД | сентябрь- октябрь 2022 | ||
Оформление договора о сотруд-ничестве с ГИБДД. Разработка плана совместных мероприятий. | Налаживание взаимодейст-вия с ГИБДД | Октябрь 2024г | |
Развлечение «Дорожный Ералаш» для детей и сотрудников ГИБДД | Ноябрь 2025г | ||
Разработка перспективных пла-нов: - специально-организованных за-нятий; - бесед; - целевых прогулок, экскурсий. | Внедрение в воспитатель-но-образова-тельный про-цесс эффек-тивных мето-дик обучения детей безопа-сному поведе-нию детей на дороге | сентябрь- октябрь 2022-2026г | |
Разработка методических матери-алов (конспектов занятий, сцена-риев, пособий) | сентябрь – декабрь 2022-2026г | ||
Работа с детьми | Цикл познавательных занятий «Ребенок на улицах города» | Обучение де-тей ПДД | сентябрь-май 2022-2026г. |
Минутки безопасности (беседы с детьми) | сентябрь-май 2022-2026г | ||
Встречи с сотрудниками ГИБДД | октябрь, декабрь, февраль 2022-2026г | ||
Целевые прогулки, экскурсии «По улицам города» | сентябрь-май 2022-2026г | ||
Чтение художественной литера-туры | сентябрь-май 2022-2026г | ||
Проведение дидактических, под-вижных, сюжетно-ролевых игр | сентябрь-май 2022-2026г | ||
Проведение тематической недели «Безопасность на дорогах» | Апрель 2024г | ||
Проект занятия «О чем говорят дорожные знаки?» | Декабрь 2025г | ||
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» | Апрель 2026г | ||
Просмотр видеофильмов, диафильмов, мультфильмов по ПДД | 2022-2026г | ||
Посещение детьми старшего возраста музея ГИБДД | Октябрь 2024г | ||
Педагогиче-ское просвеще-ние родителей | Оформление папки-передвижки: «Осторожно, улица» | ||
Круглый стол «Безопасность на улице» | Февраль 2025г | ||
Оформление информационных листов | декабрь-май 2022-2026г | ||
Проведение консультации: - «Безопасность поведения на улице» - «Предупреждение детского тра-вматизма на дорогах; - «Бег через дорогу – враг, осо-бенно зимой» | Январь 2024г Ноябрь 2022г Январь 2023г Март 2025г | ||
День открытых дверей: показ от-крытого занятия: «Улицы города» | Май 2025г | ||
Индивидуальные беседы с роди-телями: - «Что мы знаем о ПДД» - «Как учить правилам дорожного движения» - «Правила дорожного движения – знать каждому положено» | сентябрь-май 2022г 2023г 2026г | ||
Разработка маршрута «Дом-дет-ский сад» | Февраль 2025г | ||
Привлечение родителей к участию в дея-тельности ДОУ | Привлечение родителей к осна-щению предметно-развивающей среды по обучению дошкольни-ков ПДД | сентябрь-май 2022-2026г | |
Выставка семейного творчества «Школа безопасности» | Апрель 2025г | ||
Участие родителей в викторине «Что? Где? Когда?» | Март 2026г | ||
Привлечение родителей к оформлению фотовыставки «Путешествие по улицам нашего города» | Май 2025г | ||
Взаимодей-ствие с сотрудниками | Проведение консультации: «Содержание работы по ознако-млению детей дошкольного возраста с ПДД» | Апрель 2024г | |
Открытый просмотр «О чем говорят дорожные знаки», с использованием ИКТ | Март 2025г | ||
Выставка игрового дидактическо-го материала | Май 2026г. | ||
3 этап заключитель-ный | -Диагностирование детей, -анкетирование родителей, -презентация проекта на заседа-нии совета педагогов | Май 2022-2026г |
Реализация проекта в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи, что способствует установлению доверительных отношений с родителями. Однако, возможная пассивность родителей наших воспитанников по каким-либо причинам может помешать реализации проекта в полном объеме.
Выявить, как достигнуты цели проекта, удачно ли подобраны сре-дства решения проблемы; какие факторы способствовали успеху проекта и какие – мешали этому. Надеемся, что ежедневная, кро-потливая работа по формированию у детей устойчивого навыка безопасного поведения на улицах и на дорогах города, профилакти-ки детского дорожного травматизма даст позитивные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"
Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...
Проект "Дорожная азбука"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...
Проект "Дорожная азбука"
Проект предназначен для обучения дошкольников ПДД. Рассчитан на 4 года....
Проект "Дорожная азбука"
Проект предназначен для закрепления практических навыков безопасного поведения детей на дороге....
Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"
Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...
Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"
Вопрос обучения детей правилам дорожного движения давно перестал быть второстепенным. Познавательный проект " Дорожная азбука дл...
Методическая разработка мероприятия по Правилам дорожного движения: проект «Дорожная азбука»
Актуальность данной методической разработки возникла после проведения анкетирования среди родителей. Результаты анализа показали неутешительные данные: сами родители зачастую нарушают правила дорожног...