Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста, как одна из мер профилактики детского дорожного травматизма
статья по обж (старшая группа)

Закирова Радина Надимовна

Закирова Радина Надимовна   " Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста,как одна из мер профилактики детского дорожного травматизма."

Профилактика детского дорожного - транспортного травматизма - проблема всего общества.Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать  с раннего возраста.Задача педагогов и родителей -воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Обучение детей правилам безопасного поведения  на дорогах в период нахождения детей в детском саду ,может уменьшить тяжелые последствия и попадания его в ДТП. Единственный кто может его в этом убедить-взрослый человек.И единственным способом- своим примером. 

Эта тема очень актуальна : во - первых  возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей; во - вторых детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий дорожный  травматизм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zakirovoy_r.n.po_pdd.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста, как одна из мер профилактики детского дорожного травматизма

 Цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах,  профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

Система деятельности нашей дошкольной организации по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательной организации.

Безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения им правил поведения на улице. Культура безопасного поведения на дорогах подразумевает неукоснительное соблюдение правил безопасности, умение применять их на практике. Только последовательное обучение детей правилам поведения и ориентации на улице поможет решить эту проблему.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек. Выработать привычку правильно вести себя на улице, умение ориентироваться в различной обстановке, воспитать в ребенке грамотного пешехода — ответственная задача воспитателей  и семьи.

Я работаю с детьми старшей группы и  хочу  поделиться опытом работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

 В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки».

 Следовательно,  в уголке безопасности дорожного движения у нас имеется: действующие модели светофоров,  модели городских улиц, дидактические игры, атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, набор дорожных знаков, плакаты по правилам дорожного движения, художественная литература по теме и видеоматериалы, макет перекрестка.

 Кроме того, в старшей группы знакомим детей  с работой регулировщика. Также имеются: схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.      Знакомство  детей дошкольного возраста с Правилами Дорожного движения происходит в соответствии с направлениями развития детей , представленными в 5 образовательных областях:

На занятиях по познавательному развитию  знакомим детей с  понятиями «левая-правая сторона», «снизу-сверху», «широкая-узкая полоса», т. е.учим ориентироваться  в окружающем пространстве; привлекаем детей к составлению планов, схем участка, дороги, улицы, квартала. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.

Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.

 На занятиях по речевому развитию используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения. С удовольствием дети слушают произведения по правилам дорожного движения с обсуждением поведения героев на дороге и во дворе: И.Серяков «Правила, где все спешат», А. Клименко «Когда мы пассажиры» С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», Н.  Носов «Милиционер», Ю.Яковлев «Футбольный мяч», И.Головко «Правила движения», И Серяков «Ученый дружок». Прослушав произведения «Твой товарищ светофор» В. Сиротова, «Светофор» С. Михалкова, «Регулировщик» Я. Пишумовой, у детей пополнились знания о значении работы светофора. Обсуждение после чтения художественной литературы помогает закреплять правила дорожного движения, и дети учатся  отвечать на вопросы по теме.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию  проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и возможность  для моделирования с различным материалом. Конструируем различные улицы из картона, тем самым закрепляем полученные знания о ПДД.

Знания детей по ПДД были отражены в детских работах: аппликация «Светофор», «Дорожные знаки», «Улица нашего города»; рисование «Пешеходный переход», «Светофор», «Я иду по городу».

  По социально- коммуникативному развитию 

Проводим беседы  с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер. В группе  имеется картотека бесед о правилах дорожного движения. 

По физическому развитию  на занятиях по физической культуре  развиваем  координацию движений и ориентировку в пространстве; учим  детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именно ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр стараемся учитывать  нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.

Разнообразие Дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе образовательной деятельности, на прогулке, вечером.

Сюжетно — ролевые игры. Дети любят играть в сюжетно- ролевые игры :«Пешеходы и водители», «Транспорт», «Скорая помощь», «Полиция», «Улица». Очень  важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления. В своей работе  активно используем  учебные электронные презентации, видеоролики и мультипликационные уроки по безопасности поведения на улицах города: «Уроки осторожности с тётушкой Совой»,  «Азбука безопасности», в которых знакомые детям мультипликационные герои в доступной и понятной для них форме рассказывают и учат правилам поведения на улице, в транспорте, дорожного движения, правилам езды на велосипеде, предупреждают и остерегают от опасности, которая может ожидать на улицах города.

С удовольствием дети играют  в игры по ПДД на прогулках, для этого на территории детского сада на асфальте нарисован перекресток с пешеходным переходом и разделительной полосой, устанавливались дорожные знаки на время игры, выбирались участники дорожного движения, регулировщик.

Целевые прогулки включены  в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы, велосипедисты и транспорт. Знакомим детей с правилами передвижения по  дороге. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

 Обучать детей Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. На протяжении всего учебного года ведется  активная работа с родителями по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. В родительском уголке нашей  группы  постоянно выставляется актуальная информация :

-памятки для родителей о необходимости соблюдения ПДД;

-папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

Постоянно ведется профилактическая работа с родителями о правилах передвижения с велосипедами и самокатами по территории детского сада. С учетом пандемии информация для родителей по дорожно-транспортному травматизму отправляем в родительские чаты.

 В октябре этого года мы  участвовали на Республиканском конкурсе рисунков  « Пусть дружат на планете- водители и дети!» ; Участвовали в акции «Если любишь –пристегнись!»

Заключение.  Любые знания, не подтвержденные практикой, становятся ненужными. Поэтому они легко забываются. Чтобы этого не произошло, каждый день нужно напоминать ребенку об этих правилах, сохраняющих ему жизнь. Но не забывать  о главном правиле для взрослых: никогда не нарушайте правила дорожного движения, особенно в присутствии детей. И помните, что взрослого в сложных ситуациях выручает инстинкт самосохранения. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся обстановке. Поэтому помните, уважаемые взрослые, что научить безопасному поведению малышей на улице - наша обязанность.

У детей перед глазами каждый день должны быть наглядные пособия, плакаты и картинки по теме дорожной безопасности, т.к. это помогает быстрее и эффективнее усвоить информацию. Нельзя забывать также и о постоянном наглядном примере взрослых, с которыми контактируют дети. Воспитатель может при встрече с ребенком утром, когда тот приходит в сад, обсудить его дорогу: «Как ты сегодня добрался к нам?», «Ты внимательно смотрел(а) по сторонам?», «Помогаешь ли ты своей маме/ своему папе, когда вы переходите дорогу?». Лучший способ эффективно обучить дошкольников правильному поведению на дороге – игровые ситуации и личный пример. Необходимо постоянно возвращаться к тем ситуациям, которые ребенку не понятны, либо плохо запомнились, и разыгрывать их в группе, чтобы все дети ненавязчиво, без зубрежки усвоили правила, запомнили визуально знаки дорожного движения. Очень важно помнить, что дети, являясь беззащитными и порой безвольными участниками дорожного движения, не вполне осознают всю важность ситуации, которая происходит на дороге. С каждым годом интенсивность движения на дорогах увеличивается, что прямым образом влияет на количество ДТП. В 20% из всех ДТП погибают дети. Следует помнить, что появление на проезжей части ребенка без сопровождения взрослого – серьезное нарушение, т.к. действия детей непредсказуемы, они могут быть напуганы или находиться в замешательстве. Беспомощность и нелогичность действий детей в стрессовой ситуации является главной проблемой детской смертности в ДТП. Следует помнить, что дети начинают осознавать свои действия на дороге и видеть в них логику только к 10-12 годам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста...

Картотека бесед по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

Беседы  для формирования безопасного поведения  детей дошкольного возраста...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе

УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»     ...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе

УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»     ...

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12160866","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","width":"300"}}]]...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОРОГАХ. Формирование навыков безопасного поведения на дорогах – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннег...

«Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в детском саду»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни....