Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе
статья (старшая группа) на тему

Корочкина Валерия Сергеевна

УДК 378.046.4

ББК 74.58

КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

 

        Жизнедеятельность человека неразрывно связана  с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь нам регулярно доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует  обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.

        Всем известно, что детство это уникальный период в жизни человека – формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который мы получили в детстве, во многом определяет нашу взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям.

        Те, кто долго проработал в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельное решение, не всегда знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил безопасного поведения. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.

         Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

         Всем нам известно, что круг проблем связанных с безопасностью ребенка,  невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это – одно из самых важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и городах в частности, привели  к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.

        В период дошкольного возраста ребенок знакомится  с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнят неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

        Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т.д. образования.

         В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:

 1.Ознакомить дошкольников с правилами и нормами  безопасного поведения для приобретения социального опыта.

2.Сформировать навыки безопасного поведения.

     Для реализации поставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:

1.     Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2.     Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3.     Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.

4.     Развивать у детей самостоятельность и ответственность.

5.     Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.

6.     Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «001»(при пожаре), «002»(вызов полиции), «003» («скорая помощь»).

7.     Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.

8.     Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.

9.     Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.

10.                       Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.

11.                       Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.

12.                       Формировать предпосылки экологического сознания.

13.                       Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.

     Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым важным  средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Другим, не менее важным средством  являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействием с окружающим.

        Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с безопасностью, необходимо знать и соблюдать следующие принципы организации работы:

·        Принцип полноты

·        Принцип системности

·        Принцип учета местности (городская или сельская)

·        Принцип возрастной адресованности

·        Принцип интеграции

·        Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье

·        Принцип комфортности

·        Принцип дифференцированного подхода

Так же необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности: воспитательная и предметная среда.

Немаловажную роль играет и деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность  активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.

 Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детей  играет развивающая среда: уголки безопасности в группах, информационные уголки для родителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература,

 Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим:

1.     Игра.

2.     Беседа.

3.     Наблюдения.

4.     Продуктивная деятельность.

5.     Экскурсии.

6.     Развлечения.

7.     Дидактические игры.

8.     Игровые тренинги.

9.     Сюжетно-ролевые игры.

10.                       Решение ситуаций.

 Как мы уже говорили ранее, в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра.  Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений. Из опыта работы, могу сказать, что детям нравятся сюжетно-ролевые игры на любую тематику: дорожную, в природе, дома и т.д. Хорошо на позитивной волне проходят рассматривании и обсуждение плакатов с различными ситуациями. 

 На базе детского сада  имеется кружок  «Веселый Светофорчик» о правилах дорожного движения, я являюсь его руководителем. Дети с удовольствием слушают то, что я им рассказываю, на следующий день они приходят в сад и рассказывают о том, что происходило на дорогах когда они шли или ехали домой и у них начинается оживленная дискуссия на тему: «Кто прав, кто виноват?». Иногда мы проигрываем ситуации на дрогах на макете перекрестка, и выясняем, кто и как должен был поступить в данной ситуации.  Дети любят обсуждать реальные и придумывать новые ситуации на дорогах.

Так же  во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения)  мы  рассматриваем предметы быта и рассуждаем: «Могут ли они быть опасными, если да, то почему?». Если еще год назад дети сбивчиво отвечали на поставленные вопросы, то  теперь они более твердо отстаивают свое мнение, и четче описывают признаки предмета, по которым можно предположить что тот или иной предмет опасен.

 В обязательном порядке в своей работе я затрагиваю здоровый образ жизни. Объясняю детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Ежедневно систематически с детьми дошкольного возраста формируем навыки личной гигиены. Рассказываю об устройстве и работе организма, обращаю внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняю необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уделять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют такие ситуации «Как устроено тело человека?», «Красота и здоровье», Одежда и здоровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?» и т.д. в целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. Но не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

В качестве дополнительного материала  я включаю в работу ис пользование литературных произведений : стихотворений , загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с педагогическими задачами.

  В обучении детей безопасному поведению в окружающем мире не обходимся мы без помощи родителей в достижениях своих целей и задач. С родителями я провожу анкетирование, беседы, опросы, совместные экскурсии, дни открытых дверей, развлечения. Для родителей готовлю консультации на интересующие их темы. Иногда дается совместное  задание для родителей и детей. Устраивается конкурс рисунков.  Родители    нам активно помогают: кто изготавливает атрибуты, кто помогает организовать экскурсию…  В свою очередь и нам родители говорят приятные для нас вещи, то, что их дети стали внимательнее на дорогах и делают им, родителям, замечания. В наш скоростной век мы часто нарушаем те правила, соблюдение которых требуем от наших детей.

Все реализуемые  направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром.  С использованием средств моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание « правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.

В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.

 

Список использованных источников

 

1.     Степаненко Э.Я., Филенко М.Ф. – Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.-63с., ил.

2.     Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. – Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-144с.

3.     Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.- 112с.: цв. вкл.

4.     Белая К.Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 64с.

5.     Лукина Л.И.  – Безопасность ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

6.     Шалаева Г.П. Мои друзья – дорожные знаки./Г.П.Шалаева – М.: СЛОВО: АСТ, 2009.-80 с. (школа раннего развития)

7.     Шалаева Г.П. Большая книга для воспитанных детей/ Г.П.Шалаева.-М.: филологическое общество Слово, Эксмо, 2007 – 495 с.

8.     Формирование культуры безопасного поведения  у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт. Сост. Н.В.Коломеец.- Волгоград: Учитель, 2011, 168с.

9.      Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.- СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2010 – 128с.

10.                        Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения  быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005г.

11.                        Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004г.

12.                        Башинова С.Н., Матвеева Н.Г., Ульянова Э.Э.  советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно – методический журнал для педагогов и родителей – 2006г. №4.

13.                        Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М.1991г.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста...

Картотека бесед по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

Беседы  для формирования безопасного поведения  детей дошкольного возраста...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе

УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»     ...

Методические рекомендации для педагогов на тему: Мониторинг знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту.

Цель: Выявить у детей старшего дошкольного возраста знания и умения безопасного поведения в быту...

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12160866","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","width":"300"}}]]...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОРОГАХ. Формирование навыков безопасного поведения на дорогах – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннег...

Педсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» Тема: «Презентация проекта кабинета ОБЖ в ДОУ»

Подготовила воспитатель: Беляева Елена ВладимировнаПедсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» МАДОУ №43, 15.09.2019Тема: «Презент...