Проект "Здоровые зубы – для нас не шутки!"
проект по обж (старшая группа)

Изотова Надежда Николаевна

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Красота, как известно, требует жертв, а здоровье зубов – бережного отношения и регулярного ухода.

    Зубы вырастают всего два раза в жизни, а потому, не заботясь о них должным образом, можно распрощаться с большей их частью, даже не достигнув преклонного возраста. А ведь каждому понятно, что без зубов нельзя вести полноценную жизнь. Вопреки сложившемуся мнению, ухаживать за полостью рта очень просто – необходимые каждодневные процедуры отнимут не более 15-20 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zdorovye_zubki.doc181 КБ

Предварительный просмотр:


Проект

«Здоровые зубы – для нас не шутки»

Воспитатель: Изотова Н.Н.

Старшая группа

Проект "Здоровые зубы – для нас не шутки!"

Руководитель проекта: Изотова Н.Н.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: педагоги группы, дети старшей группы 5-6 лет и их родители.

Срок реализации: 3 месяца.

Тип проекта: познавательно - практический.

Актуальность темы: Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Красота, как известно, требует жертв, а здоровье зубов – бережного отношения и регулярного ухода.

    Зубы вырастают всего два раза в жизни, а потому, не заботясь о них должным образом, можно распрощаться с большей их частью, даже не достигнув преклонного возраста. А ведь каждому понятно, что без зубов нельзя вести полноценную жизнь. Вопреки сложившемуся мнению, ухаживать за полостью рта очень просто – необходимые каждодневные процедуры отнимут не более 15-20 минут.

     По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 92% людей во всем мире неправильно чистит зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.

Предварительно проведенное анкетирование родителей воспитанников, подтвердило мое предположение о том, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы только утром, или только вечером, или не чистит вообще, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи, родители низко оценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами (не рассказывают, как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет и т.д.).

      Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Так как гигиене полости рта нужно уделять особое внимание, то более осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект.

Разрабатывая проект, я учитывала особенности состояния здоровья детей вообще и здоровья зубов в частности, а также уровень развития гигиенических навыков ухода за зубами детей в группе, наличие мотивации к здоровому образу жизни в их семье.

Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является соблюдение правил личной гигиены.

Проектная деятельность является, на мой взгляд, одним из наиболее эффективных методов воспитания у детей жизненных ценностей, помогает наладить взаимодействие детского сада и семьи. Учитывая, всю серьезность вопроса профилактики кариеса мы совместно с детьми и родителями разработали и реализовали проект «Здоровые зубы – для нас не шутки»

Цель проекта: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно  использовать предметы личной гигиены

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.

2.Обучить правильной технике чистки зубов.

3.Формировать знания о полезных продуктах для зубов.

4.Обогатить словарный запас и объяснить значение новых слов.

5.Стимулировать развитие ответственности за свое здоровье.

6.Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

7.Воспитывать  аккуратность, самостоятельность

8.Расширить педагогическую грамотность родителей.

Объект проекта: Укрепление здоровья детей, путем применения здоровьесберегающих технологий.

 Предмет проекта: Формирование в сознании детей и родителей важности здорового образа жизни.

Проектная идея: Провести мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни, организации рациональной двигательной активности детей, созданию условий для реализации оздоровительного режима.

Гипотеза: Участники проекта будут бережнее относиться к своему здоровью, правильно применять полученные знания в жизни, получат первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; сформируются культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Повыситься педагогическая компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.

Проблема:

  В настоящее время все больше родителей сталкиваются с проблемой кариеса у детей. Причем зачастую кариес поражает молочные зубы у деток младшей возрастной группы.

По данным статистики у 12% годовалых детей уже имеются кариозные зубы, а в 5 лет число детей, имеющих кариозные зубы, достигает 73%. В среднем у одного ребенка обнаруживаются при осмотре не менее 2-х кариозных зубов. Лечение кариеса зубов у дошкольников осложняется еще и тем, что малышей сложно уговорить посидеть в кресле, «потерпеть» манипуляции врача, даже если эти манипуляции не столь болезненны. Как правило, кариес у маленьких детей развивается намного быстрее, чем даже у взрослых людей, что связано с анатомической особенностью молочных зубов. Молочные зубы человека временные, но они играют важную роль в формировании здоровья человека в дальнейшем и формированию здоровых постоянных зубов, которые появляются к 12 - 13 годам жизни человека.

Иными словами, истина «болезнь легче предупредить, чем лечить» верна и в данном случае.

Этапы проектной деятельности:

Этап работы

Виды деятельности

Сроки

1 Этап:
Организационный

Групповая консультация для родителей воспитанников о целях и задачах внедряемого проекта;

Анкетирование родителей;

Беседа с детьми;

Дидактическое и методическое оснащение проекта.

сентябрь

2 Этап:
Практический

Мероприятия по реализации проекта с детьми;

Мероприятия с родителями.

Октябрь - ноябрь

3 Этап:
Заключительный

Диагностика детей;

Анализ полученных результатов; Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы;

Рекомендации родителям.

ноябрь

Ожидаемый результат:  Для детей:

у детей сформированы начальные представление о значении зубов для организма;

  • дети имеют первичные   представления  о гигиене полости рта;
  • дети правильно  и последовательно чистят зубы, пользуются  зубной щеткой;    
  • у детей сформированы первичные  знания о полезных продуктах для зубов;
  •  у детей формируется  привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.

Для педагогов:

  • создание банка методических разработок по данной проблеме для использования воспитателями других групп;
  • внедрены оздоровительные технологии в  работу по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
  •  обогащена предметно развивающая среда группы;
  • повысился уровень сотрудничества с семьей.

Для родителей:

  • повысился уровень  знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, в частности по уходу за полостью рта детей;
  • укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.

Подготовительный этап:

- анкетирование родителей;

- диагностика знаний детей;

- оформление выставки книг для детей по теме;

- разработка дидактических игр: "Хорошо - плохо", "Эта вредная еда";

- изготовление памятки для родителей: "Признаки склонности зубов к кариесу";
- подготовка консультаций для родителей;

- оформление информационного стенда для родителей "Как сохранить зубы здоровыми, красивыми";
- оформление картотек загадок, пословиц, поговорок.

На первом этапе изучила литературу; собрала интернет ресурсы; провела анкетирование среди родителей.

В результате анкетирования родителей выяснилось, что среди опрошенных 23 семей покупают детям вредные лакомства 17 (95%) ,посещают стоматолога два раза в год 7 (54%), у детей проблемы с зубами 3 (27%). Причины называют различные.
Часто покупают (чипсы, колу, чупа-чупсы, сухарики) 20 ( 95%), не покупают (чипсы, колу, чупа-чупсы, сухарики) 3 ( 5%).  О вреде этих продуктов известно всем 100%.

Вы лечили уже у Вашего ребенка зубы в стоматологическом кабинете: да ответили 8 (27 %), нет ответили 15 (73 %).

Ухаживает ребенок за полостью рта: полощет рот после еды 8 (40%), чистит зубы утром и вечером 4 (60%), чистит зубы только утром или только вечером 8 (40%).
Болели ли когда-нибудь у Вашего ребенка зубы: да ответили 5 (40%).

Какие примеры Вы используете по профилактике зубных болезней?
Были следующие ответы: «проводим беседы» 3 , «не будешь ухаживать – выпадут и сгниют» 2 , «не есть много сладкого» 3, «мультперсонажи» 7, «чистим зубы» 5. Ничего не ответили 3.

На вопрос анкеты - Ваше отношение к проекту  были получены следующие ответы: поддерживаю – 52 родителя (100%).

Ответы родителей на вопросы анкеты были учтены при планировании мероприятий с детьми.

Данный проект реализуется через совместную деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа  детьми:

Чтение сказок, стихов: К.Чуйковский "Мойдодыр", Н Коростелев "Зубная Щетка", А.Анпилова "Зубки заболели", Г.Зайцева "Крепкие-крепкие зубы."

Прослушивание аудио- и видеозаписей: "Королева Зубная Щетка", "Айболит","Мойдодыр"
ИЗО деятельность: "Щетинки-солдатики","Веселый и грустный зубик","Моя паста".

Ручной труд: аппликация "В гостях у Зубной Королевы"; пластилинография "Наши зубки", коллаж "Корзинка полезных продуктов".

Беседы с детьми на темы: "Чистота и здоровье", 'Витамины", "Полезная и вредная еда", "Кариес", "Моя зубная щетка", "Предметы личной гигиены".

Разучивание физкультминуток и пальчиковых игра по теме.

Детская игровая деятельность:

Творческая игра "Что делать, если у незнайки заболит зуб?", игра- драматизация "Путешествие зубика", игра-тренинг "Правила ухода за зубами"

Создание альбома "Полезные и вредные продукты питания".
"Уроки Неболейки"
практические советы.

Работа с родителями. Консультации для родителей на темы: "Как сохранить зубы здоровыми и красивыми", "Гигиена полости рта", "Вредные привычки", "Профилактика кариеса", изготовление книг со сказками о зубах и профилактики полости рта.

Работа с родителями в ходе реализации проекта

  • Организация НОД совместно с родителями «Зубы человека и уход за ними»
  • Презентация «Правила ухода за зубами»
  • Консультация «Здоровый образ жизни»
  • Памятка для родителей «Почему нужно чистить зубы»
  • Конкурс плакатов «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»
  • Вечер развлечений «С улыбкой по жизни»

Работа с социумом в ходе реализации проекта

  • Взаимодействие с Городской стоматологической поликлиникой: консультация врача-стоматолога, экскурсия в стоматологический кабинет

Итоговый этап.

На третьем этапе (заключительном) состоялась презентация проекта, на которую пригласили родителей. Презентация проходила с использованием мультимедийных средств. Это побудило родителей воспитанников более внимательно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей.

Диагностика знаний детей, обработка результатов и их анализ, открытое занятие на тему "Путешествие к королеве щетке".

Сопоставляя разные гипотезы, дети пришли к такому выводу, оказывается самые вкусные продукты, самые вредные для здоровья.

Вывод:

Заключительная диагностика показала, что у детей появились конкретные знания об уходе за полостью рта. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, обучающих занятий "Как правильно чистить зубы", проведенных специалистом. При проведении опытов на наглядном примере дети сами сделали выводы, что полезно и что вредно для зубов, зачем надо чистить зубы. Многие дети осознали свою роль в сохранении здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зубы белые нужны, зубы крепкие важны"

Паспорт проекта  исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В нем отражены цели, задачи, гипотеза и продукт проектной деятельности....

"Зубы белые нужны, зубы крепкие важны!"

В данном занятии у детей формируются представления о зубах, их строении и ролью в жизни человека. Дети знакомятся с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами. Воспитывается желание осознанно...

Консультация для родителей. Советы родителям по уходу за зубами ребенка. Формирование крепких и здоровых зубов Составила: Гнедина Е. В.

Консультация для родителей.  Советы родителям по уходу за зубами ребенка.        Формирование крепких и здоровых зубов     Составила: Гнедина Е. В...

"Зубы белые нужны, зубы белые важны"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста...

Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»

Мнемотехника - метод и приёмы облегчающие процесс запоминания информации. Это приисходит путём кодирования информации в зрительные образы. Для облегчения процесса запоминания последовательности алгори...

«Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» - имитационная игра (по освоению алгоритма чистки зубов, с использованием моделей-заместителей)

Использование методов игротерапии облегчает процесс ознакомления и разучивания последовательности алгоритма чистки зубов и его запоминание. Ознакомление с алгоритмом идет в стихотворной форме, дети не...