Программа « Юный пешеход»
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации Раменского городского округа
Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Константиновская средняя общеобразовательная школа
Дошкольное отделение
СОГЛАСОВАНА Педагогическим советом (протокол от ____________№___) | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________Г.А.Симонова (Приказ от ___________№_____) |
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
«Юный пешеход»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
2021-2022 учебный год.
Паспорт программы
Наименование программы дополнительного образования | Программа дополнительного образования «Юный пешеход» для детей старшего дошкольного возраста |
Нормативно-правовая основа программы | -Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ - Санитарных Правил СП 2.4.3648-20 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28) -Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №115 -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»; -Письмо Минобразования РФ от 04.03.2000,№65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» |
Заказчик программы | Администрация МОУ Константиновская СОШ, родители (законные представители) воспитанников образовательной организации |
Составитель и исполнитель программы | Воспитатель 1 категории Попова Э.В. |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) |
Цель программы | Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. |
Задачи программы | -Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными) -Продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения. -Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. |
Ожидаемые результаты | -Воспитательный: Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой; Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации. -Образовательный: Овладение базовыми правилами поведения на дороге; Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации; Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; Развитие творческих способностей; Формирование устойчивых показателей познавательного интереса. -Социальный: Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД. |
Срок реализации | 1 год |
Координация и контроль реализации программы | Осуществляется администрацией МОУ Константиновская СОШ и родителями (законными представителями) детей, посещающих кружок Формы представления результатов: -Выставка детских работ -Аналитический отчет о реализации программы |
1.Пояснительная записка
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых .К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых- доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Данная Программа составлена на основе правил дорожного движения, а так же на основе Программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".
Цель данной программы - вооружить дошкольников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста., так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки а пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Основным целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения:
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Формы работы:
Занятия в кружке по ПДД.
Беседы-диалоги.
Целевые прогулки.
Чтение литературы.
Игровые тренинги.
Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах.
Игровые викторины.
Работа с родителями.
Дидактические игры по ПДД.
Ожидаемые результаты:
Воспитательный:
Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Образовательный:
Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
Развитие творческих способностей;
Формирование устойчивых познавательного интереса.
Социальный:
Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Цели и задачи:
Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Познакомить детей с дородными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными)
Продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения.
Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Интеграция образовательных областей:
Познание, Социализация, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество.
Принципы:
-последовательность и системность - один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий (1раз в неделю). Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.
-доступность и индивидуализация - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий
-постепенное повышение требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.
-сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
-повторяемость материала – только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. на занятиях вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы. что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
-наглядность– безукоризненный наглядно –демонстрационный материал, использование различных средств ТСО / телевизор, интерактивная доска, компьютер и т.д./
Кружок проводится 1 раз в неделю, по 30 минут, итого 30 занятий. Воспитателем разработаны конспекты всех 30 занятий. Представлена литература для воспитателей и родителей.
Перспективный план работы в старшей дошкольной группе.
Месяц | Неделя | Тема | Цели |
Сентябрь | 1 неделя | «Как появились правила дорожного движения» | Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять. |
2 неделя | «Кто есть кто на дороге» | Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила . | |
3 неделя | «Как рождаются опасные ситуации на дороге» | Учить детей предвидеть опасность возникающие на улице, дороге, и стараться ее избегать. | |
4 неделя | «Как устроен светофор» | Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определенные цвета, рассказать какие бывают светофоры | |
Октябрь | 1 неделя | «Знай и выполняй правила уличного движения» | Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков. |
2 неделя | «Безопасный перекресток» | Дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора . | |
3 неделя | «Транспорт нашего города» (1 занятие) пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения | Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем. | |
4 неделя | «Транспорт нашего города» (2 занятие) пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения | Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем. | |
Ноябрь | 1 неделя | «Моя дорожная грамота» (1 занятие) | Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольного о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». |
2 неделя | «Моя дорожная грамота» (2 занятие) | Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток». | |
3 неделя | «Моя дорожная грамота» (3 занятие) | Продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепит назначение знаков сервиса. | |
4 неделя | «О чем говорят дорожные знаки» | Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасно движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот». | |
Декабрь | 1 неделя | «Улица полна неожиданностей» | Учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе. |
2 неделя | «Опасный перекресток» (1 занятие) | Расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке; дать представление о «регулируемом перекрестке» и о роботе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехцветного светофора. | |
3 неделя | «Опасный перекресток» (2 занятие) | Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона. | |
4 неделя | «Беседа-диалог» | Активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог с детьми. | |
Февраль | 1 неделя | Игра - викторина «Знаки на дорогах» | Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность. |
2 неделя | Дидактические игры по ПДД. | Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. .Воспитывать доброжелательность, желание соблюдать ПДД. | |
3 неделя | Работа сотрудника ГИБДД. | Продолжать объяснять детям значение жестов сотрудника ГИБДД. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. | |
4 неделя | «Мы пассажиры» | Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта. | |
Март | 1 неделя | «Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта» | Знакомить детей с разными видами движения на дороге. |
2 неделя | «Как рождаются опасные ситуации на дороге» | Воспитывать ответственность родителей за обеспечение безопасности своих детей. | |
3 неделя | «Путешествие на автобусе» | Уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | |
4 неделя | Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» | На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуации. | |
Апрель | 1 неделя | «Ребенок на улицах города» | Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения и транспортную площадку, воспитывать культуру поведения на улице, упражнять внимание и память. |
2 неделя | Беседа «Если ты потерялся в городе» | Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации. | |
3 неделя | Игра «Угадай транспорт» | Закреплять представления детей о транспорте умение по описанию (загадке) узнавать предметы развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. | |
4 неделя | «Опасные шалости» | Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге. | |
Май | 1 неделя | «Устройство проезжей части» | Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности»). Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом, пассажирском транспорте и машинах специального назначения. Расширение знаний о правилах поведения в пассажирском транспорте, переходе улицы, о дорожных знаках (умение находить их с помощью загадки). Воспитание у детей желание знать и соблюдать правила дорожного движения. |
2 неделя | Итоговое занятие. Развлечение «Чтобы у всех было хорошее настроение нужно соблюдать ПДД». | Обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения. |
Список использованной литературы.
Для педагогов:
1. Елжова Н.Е. Пдд в детском саду. – Ростов н/Д. Феникс 2011.
2. Елжова Н.Е. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д. Феникс 2010.
3.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки - М.: Просвещение ,1985.
4.Волков С.Ю. Пдд. Омега 1996.
Для детей:
5. Кобзева Т.Г. «Правила дорожного движения»/Система обучения дошкольников .Серия : «Методическая работа в ДОУ»
6. Романова Е .А ., Малюшкина А.Б. «Занятия по правилам дорожного движения».
7. Саулина Т.В. «Три сигнала светофора».
8. Авдеева Н. Н.. Князева О.Л. Стеркина Р.Б. «Безопасность».
9. А.Линев «У развилки трех дорог».
10. Под ред. Кирьянова В.Н. «Дорожная безопасность».
11. Г.Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге».
Для родителей:
12.Елжова Н. «Работа с детьми и родителями в ДОУ».изд. «Феникс» 2008.
13. Безруких М. М. Книга для педагогов и родителей . Ступеньки к школе. изд. «Дрофа».2006.
14. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. Изд.»Айрис – пресс» 2008.
15. Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада . изд. «Феникс». 2008.
16.Соломенникова О. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. Изд. «Мозаика – Синтез».2006.
Интерактивные игры:
17.Обучающие игры на интерактивной доске: «По дороге со смешариками»-студия аннимация С.Петербург, «Песни о правилах дорожного движения2-ЮИД Н.Челны РТ, методический материал для уроков по ПДД-ЮИД Н.Челны.
Диагностика уровня усвоения программного материала по ПДД .
/ Таблица №1/
Что такое улица?
Что такое дорога?
Что такое проезжая часть?
Что такое тротуар?
Что такое пешеходный переход?
Что такое перекресток?
Что такое остановка?
Что такое железнодорожный переезд?
Что такое светофор?
Какие бывают пешеходные переходы?
Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части.
/Таблица №2/
Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку?
Должен ли ребенок быть внимательным, играя во дворе?
Почему нельзя играть на проезжей части?
Почему нельзя играть около проезжей части?
Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?
Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?
Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?
Почему нельзя кататься с горки около проезжей части и даже если машин нет?
Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?
Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Почему оно безопасное?
Правила поведения в транспорте.
/Таблица №3/
Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?
Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке?
Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?
Как пассажир должен вести себя в транспорте?
Какие правила поведения в транспорте ты знаешь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юные пешеходы"
Я считаю, что ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому моя ...
Конспект занятия с использованием ЭОР «История дорожного движения» к образовательной программе «Юный пешеход», раздел II Город – транспортная система.
В работе представлен конспект занятия по истории дорожного движения с иллюстрациями для детей 6-7 лет. При проведении занятия используется презентация. Занятие можно проводить, как в детском саду, так...
Дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"
Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социальн...
дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"
Дополнительная образовательная программа по правилам дорожного движения (в соответствии с ФГОС ДО) "Юные пешеходы" (от 2 до 7 лет). Срок ревализации программы 4 года 6 месяцев....
дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"
Дополнительная образовательная программа по правилам дорожного движения (в соответствии с ФГОС ДО) "Юные пешеходы" (от 2 до 7 лет). Срок ревализации программы 4 года 6 месяцев....
Программа "Юный пешеход"
Материал программы "Юный пешеход" ориентирует воспитателя на возможность обучения детей правилам дорожного движения, используя только доступные для детского понимания методы и приемы, соотве...
Программы "Юные пешеходы" по обучению правилам дорожного движения детей 5-6 лет
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за...