Творческий отчет на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД»
проект по обж
Одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_luneva.docx | 64.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
.
Творческий отчет
на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД»
Составитель: Лунева Т.М.
воспитатель
г. Советский, 2020 г.
Оглавление
Введение………………………………………. ……………………………3 стр.
Актуальность …………………………………………………………...….3-4 стр.
Проблема……………………………………………………………………..4 стр.
Цель, задачи, новизна………………………………………………………..4 стр.
Описание опыта работы по методической теме ………………………5-6 стр.
Диагностический материал, отражающий результативность педагогической работы …………………………………………………………………… 6 стр.
Перспективы дальнейшей педагогической деятельности …….………….7 стр.
Список литературы …………………………………………………………8 стр.
Приложение …………………………………………………………….9-26 стр.
«Необходимо увеличение количества часов, посвященных основам безопасного поведения на улицах и дорогах в имеющихся учебных программах в школах и дошкольных учреждениях»
А.В. Сироткин.
Введение:
« Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др
Ответственность за соблюдение правил дорожного движения необходимо воспитывать в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Актуальность
Поэтому одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Из наблюдения во время игры и анкетирования родителей, я провела диагностику знаний детей по правилам дорожного движения, и выявила, что знания находятся на низком уровне. Дети не знают правила, не применяют их на практике. Это послужило мне основанием для выбора данной темы по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД».
Проблема состоит в том, в настоящее время отмечается рост детского травматизма в связи с несформированными навыками безопасной жизнедеятельности. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения на дороге.
Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
Задачи:
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- Обогащение предметно-развивающей среды группы в целях развития безопасного поведения на дорогах;
- Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.
Предполагаемый результат:
- Умение ориентироваться в пространстве;
- Создания условий для ознакомления детей с ПДД;
- Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Новизна: состоит в том, что если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.
Свою работу по теме самообразования я начала с 2019 года. Работая на средней группе, я пришла к выводу, что у детей плохо развиты знания о правилах дорожного движения и в связи с этим возникают проблемы с развитием окружающего мира и представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни. В ходе наблюдения за детьми я отметила, что уровень развития понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них находится далеко не на высоком уровне.
Выстроила работу:
Изучила по данной теме литературу: Артамонова Е.Г, Болелова А.Г, Сероштанова Н.В. «Методические рекомендации по организации работы с родителями дошкольников в части обучения безопасного участию в дорожном движении», Гарнышева Т. П. «Как научить детей ПДД», Скоролуповой О.А. «Правила и безопасность дорожного движения». и т.д, из которой я узнала, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
На основе изученного составила перспективный план по работе с детьми реализую во второй половине дня, в режимных моментах, в совместной деятельности.
Свою работу начала с организации и обогащения предметно развивающей среды, созданию центр безопасности, макеты улиц города, дорог; наборы транспорта; дорожные знаки; светофоры; картотеки бесед, дидактических и подвижных игр; атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Методы и приемы работы с детьми по формированию безопасного поведения на дорогах:
Наглядный Словесный Игровой Практический
Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький). В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком.
Формы работы с детьми
В процессе обучения ПДД значительное место отводится практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети изучают и закрепляют правила для пешеходов. Для того чтобы, целевые прогулки стали более безопасными, я использую моделирование (перенос знаний в жизненную ситуацию).
В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
В течении года была проведена работа:
- Беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог».
- Показ презентаций, мультфильмов: «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного поведения» и др.
- Чтение художественных произведений : В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С.Михалков «Моя улица», «Светофор», «Если свет зажегся красный…»);
- Сюжетно-ролевые игры: «Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Автобус», «Пешеход на улице» и др.
- Подвижные игры: «Шофер», «Найди свой цвет» и др.
- Дидактические игры: «Собери автомобиль», «Дорожные знаки», «Угадай какой знак», «Найди нужный знак»
- Практическая часть: аппликация «Дорожные знаки», «транспорт», «дорога»
- Наблюдения за транспортом, за проезжей часть.
Работа с родителями.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
В работе с родителями использую различные формы:
- Анкетирование «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения».
- Консультации и памятки «Дети и дорога», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» и т.д
- Информация на стенде, папки-передвижки, памятки пополняются ежеквартально.
Для пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе с помощью родителей были изготовлены: Щит пожарной безопасности, стенд «Безопасность в быту», макеты квартир, форма для сюжетно-ролевых игр, Книги-малышки «Азбука безопасности».
Диагностический материал, отражающий результативностью педагогической работы.
В начале и в конце учебного года проводила педагогическую диагностику. Диагностическое изучение уровня развития знаний по безопасному поведению на дорогах у детей 4-5 лет проводилось мною при помощи:
- Опросник для определения уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения (Автор: Н.И. Клочанов) (Приложение 1)
- Диагностика знаний по ПДД (Автор:Замалеева А.И.)
- Проверка знаний о видах транспорта (приложение 2).
Средняя группа
Результат работы. Диагностика на конец года средней группы показала эффективность работы по формирование безопасного поведения у детей. Наиболее эффективными являются: дидактические игры, рассматривание иллюстрации и беседы по ним, чтение специально подобранной литературы, индивидуальная работа и взаимодействие с родителями воспитанников. Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приёмов, учёт возрастных особенностей, партнёрские отношения с родителями дают положительные результаты. Дети стали больше знать о правилах поведения на улицу. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге. Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности.
Итог работы за 1 года:
- По диагностике прослеживается положительная динамика.
- Изготовлена игра про безопасность .
- С родителями проведено:
- Консультации.
- Оснащена развивающая среда в группе.
Перспектива на будущее:
1. Продолжить работу по теме в старшей и подготовительной группе.
2. Составить сборник материалов - пособие, которое бы включило в себя теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения на дорогах.
3. Разработать активные формы взаимодействия с родителям (развлечение).
4. Пригласить в группу инспектора ПДД.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2016 г.
- Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005
- Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми).
Приложение 1
Опросник для определения уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения (Автор: Н.И. Клочанов)
1. Что такое дорога?
2. Где расположен тротуар? Почему люди могут ходить только по тротуару? 3. Где люди должны переходить дорогу?
4. Когда можно переходить дорогу?
5. Какие сигналы есть у светофора? Что они обозначают?
6. Почему нельзя играть на дороге?
7. Какие виды транспорта вы знаете?
Приложение 2
Проверка знаний о видах транспорта
Вопросы к детям по картине:
Назови транспортные средства, которые здесь изображены. Какие бывают автомобили? (грузовые и легковые)
Покажи грузовые автомобили? Покажи легковые автомобили?
Зачем нужны автобусы и троллейбусы? (чтобы перевозить людей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Статья посвящена формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, раскрыта система работы с детьми, родит...
Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"
В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс ...
Выступление на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Выступление на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...
Опыт работы на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения"
Опыт работы на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения"...
Доклад на педсовет. Из опыта работы на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...
План по самообразованию на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изл...
- Мне нравится (1)