Программа по здоровьюсбережению для детей 5-го года жизни «Азбука здоровья»
рабочая программа по обж

Программа по здоровьюсбережению для детей 5-го года жизни

«Азбука здоровья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад   №61 «Соловушка»

Программа по здоровьюсбережению для детей 5-го года жизни

«Азбука здоровья»

                                                                       Воспитатель: Саидова С.А.

                                  Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель, задачи программы
  3. Основные принципы
  4. Планируемые результаты
  5. Перспективное планирование для детей
  6. Список литературы  

Пояснительная записка.

Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос  о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области. В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее  ценного для его развития. Ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.      

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.

   Так как  именно в дошкольный  период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

       В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Концепция модернизации российского образования  предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель:

1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

Задачи:

- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

- Научить элементарным приемам сохранения здоровья.

- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

- Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Основные принципы программы

-Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

-Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

-Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.

-Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

-Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Планируемые результаты.

Результатом освоения программы «Азбука здоровья» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий  элементарные правила здорового образа жизни.

    Это ребенок, который:

имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом.

знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;

бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;

осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.

имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

Планирование образовательной деятельности

Для формирования здорового образа жизни детей средней группы был разработан цикл занятий:

Месяц

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

«Страна волшебная – здоровье»

Цель: Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке.

Октябрь

«Витамины укрепляют организм»

Цель: Познакомить с разнообразием  ягод и овощей, рассказать об их полезности, Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся

витамины.

.

Ноябрь

«С утра до вечера»

Цель:  познакомить детей с распорядком  дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Закрепить понятие о значимости режима дня. Воспитать желание придерживаться правил по его выполнению

Декабрь

«Будем стройные и красивые».

Цель:   объяснить детям, какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья. Показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки. Воспитывать желание быть красивым и здоровым.

Январь

«Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»

Цель: Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Объяснить детям необходимость постоянного  ухода за ними.  Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.

Февраль

«Красота тела и души».

Цель: Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела. Показать значимость здорового образа жизни каждого из нас. Раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты. Воспитывать желание быть нравственно и физически красивым. Развивать фантазию, умение отображать задуманное в рисунке.

Март

«Микробы и методы борьбы с ними»

Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

Апрель

 «Наше здоровье в наших руках»

Цель: Закладывание основ ЗОЖ, профилактика заболеваний.

Формировать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Май

«Солнце, воздух и вода – наши добрые друзья»

Цель: продолжать учить детей заботиться о своем здоровье; совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены; Объяснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и вода; дать понятие о необходимости витаминов для человеческого организма.

 

Используемая литература

1.Авдеева Н.Н. и др.  Безопасность  СПб,2002

2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью

3.Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.

4.Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности        в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье                      и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.

5.Алямовская В.Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.

6.Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007

7.Артемова Л.В.  Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992

8.Баль Л.В., В.В.Ветрова  Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995

9.Белая К.Ю.  и др.  Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001

10.Белая К.Ю. и др.  Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007

11.Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни

В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Рабочая адаптированная программа группы компенсирующей направленности детей 6 - го года жизни

В Программе предлагаемое содержание образования представлено по областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &laqu...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....