Программа по здоровьюсбережению для детей 5-го года жизни «Азбука здоровья»
рабочая программа по обж
Программа по здоровьюсбережению для детей 5-го года жизни
«Азбука здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovyusberezheniyu_s_detmi_5-go_goda_zhizni.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Программа по здоровьюсбережению для детей 5-го года жизни
«Азбука здоровья»
Воспитатель: Саидова С.А.
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель, задачи программы
- Основные принципы
- Планируемые результаты
- Перспективное планирование для детей
- Список литературы
Пояснительная записка.
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области. В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее ценного для его развития. Ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.
Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель:
1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья.
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
Основные принципы программы
-Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
-Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
-Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
-Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
-Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Планируемые результаты.
Результатом освоения программы «Азбука здоровья» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.
Это ребенок, который:
имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом.
знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.
имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
Планирование образовательной деятельности
Для формирования здорового образа жизни детей средней группы был разработан цикл занятий:
Месяц | Тема | Цели и задачи |
Сентябрь | «Страна волшебная – здоровье» | Цель: Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке. |
Октябрь | «Витамины укрепляют организм» | Цель: Познакомить с разнообразием ягод и овощей, рассказать об их полезности, Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины. . |
Ноябрь | «С утра до вечера» | Цель: познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Закрепить понятие о значимости режима дня. Воспитать желание придерживаться правил по его выполнению |
Декабрь | «Будем стройные и красивые». | Цель: объяснить детям, какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья. Показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки. Воспитывать желание быть красивым и здоровым. |
Январь | «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить» | Цель: Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы. |
Февраль | «Красота тела и души». | Цель: Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела. Показать значимость здорового образа жизни каждого из нас. Раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты. Воспитывать желание быть нравственно и физически красивым. Развивать фантазию, умение отображать задуманное в рисунке. |
Март | «Микробы и методы борьбы с ними» | Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов. |
Апрель | «Наше здоровье в наших руках» | Цель: Закладывание основ ЗОЖ, профилактика заболеваний. Формировать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. |
Май | «Солнце, воздух и вода – наши добрые друзья» | Цель: продолжать учить детей заботиться о своем здоровье; совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены; Объяснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и вода; дать понятие о необходимости витаминов для человеческого организма. |
Используемая литература
1.Авдеева Н.Н. и др. Безопасность СПб,2002
2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
3.Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
4.Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
5.Алямовская В.Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.
6.Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
7.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
8.Баль Л.В., В.В.Ветрова Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995
9.Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
10.Белая К.Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
11.Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни
В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности детей 7 - го года жизни с ТНР разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями старшего дошкольного возраста....
Рабочая адаптированная программа группы компенсирующей направленности детей 6 - го года жизни
В Программе предлагаемое содержание образования представлено по областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &laqu...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....