Педагогический проект по безопасности «ЭТО НЕ ИГРУШКИ – ЭТО ОПАСНО!»
проект по обж (старшая группа)
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_obzh.docx | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения города Калининграда
центр развития ребенка детский сад № 47 (МАДОУЦРР д/с № 47)
Педагогический проект по безопасности
«ЭТО НЕ ИГРУШКИ – ЭТО ОПАСНО!»
Составители проекта:
Аюпова Марина Алексеевна
воспитатель высшей квалификационной категории
г.Калининград 2022
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание | Примеры и разъяснения |
Тема | «ЭТО НЕ ИГРУШКИ – ЭТО ОПАСНО!» | Педагогический проект по безопасности «Это не игрушки – это опасно!», для реализации в системе общего дошкольного образования, направленный на овладение дошкольниками основ безопасности жизнедеятельности. |
Руководитель проекта | Воспитатели старшей группы «Родничок» | |
Исполнитель проекта | Воспитатели, родители, воспитанники | |
Юридический адрес исполнителя проекта | 236023, г. Калининград, улица Красная, 99-105 МАДОУ ЦРР д/с № 47 | МАДОУЦРР д/с № 47 Г.Калининград |
Адресация проекта | Проект предназначен воспитателям старших групп. | |
Цель проекта | Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. | Проблема: многие дети несамостоятельны, безынициативны, не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности |
Задачи проекта | 1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. 2.Выявить возможности дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности. 3.Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности. 4.Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности. 5.Стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях. | 1.Причина: не разработана система подбора информации по теме «Безопасность». 2.Причина: не достаточная осведомленность дошкольников о правилах безопасности. 3.Причина: не достаточно организована развивающая среда для формирования основ безопасности. 4.Причина: не определены методы для ознакомления детей с правилами безопасности. 5.Причина: у воспитанников не достаточно сформирован уровень самостоятельности и ответственности. |
Благополучатели проекта | Старшие дошкольники, родители | Воспитанники старшей группы «Родничок» - 5лет, родители воспитанников |
Типовые особенности проекта | Проект по безопасности на уровне ДОУ Долгосрочный (1 год) | Информационно - практико- творческий. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Воспитанники старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях. | |
Исполнители основных мероприятий | Педагоги ДОУ |
Пояснительная записка
Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.
В начале учебного года в нашей группе проводилось диагностирование среди детей и анкетирование их родителей, ставящее своей целью выявить бытовую самостоятельность детей старшей группы. На вопрос «Считаете ли Вы своего ребенка самостоятельным?» 35% родителей ответили положительно и 65% родителей не считают своих детей самостоятельными. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности является профилактика способов действия в неожиданных ситуациях. Следовательно, изучение правил безопасности, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил безопасного поведения.
Таким образом, главная цель проекта: Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
Выявить возможности дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.
Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.
Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.
Стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.
Умеют находить верное решение в проблемной ситуации.
У воспитанников сформировано чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Дети способны договариваться, оказывать друг другу помощь и поддержку.
Родители активно принимают участие в реализации проекта.
Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, мы использовали беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, мы смогли выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому мы проводили по отдельным темам несколько занятий или продолжали эту работу в различных видах деятельности. Мы убедились, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Мы думаем, что безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Средства ознакомления детей с основами безопасности
Мы думаем, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное - это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Мы обращали внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения: школа, магазин, детская поликлиника; перечень улиц, перечень событий, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе. Мы продумывали, как используя реальную жизнь, можно познакомить детей с основами безопасности. Мы с детьми рисовали план-схему групповой комнаты, квартиры, где дети проживают. Отмечали опасные места красными кружочками. Дети вспоминали, какие социальные объекты окружают детский сад, их дом, дорога в детский сад.
Предметы рукотворного мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, пылесос. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами).
Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
Особое место мы уделяли сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К.Люцис; «Учимся вежливости».
Музыка. Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. Дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей, работать под музыку. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.
Содержание проекта
Этап | Мероприятие | Сроки | Задачи мероприятия | Ресурсы | Ответственный |
Подготовительный | Изучение методической литературы, анкетирование родителей, диагностирование детей | сентябрь | Оценка уровня знаний детей по теме, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями. | Карта диагностирования, методическая литература, анкеты для родителей, интернет ресурсы. | Воспитатели старшей группы. |
Практический | Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, занятия, дидактические игры, наблюдение, рассматривание, чтение художественной литературы, сюжетно - ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций), согласно перспективного плана. | сентябрь - май | Стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях. | Наглядное пособие, литература, атрибуты для игр, ИКТ. | Воспитатели, родители, дети. |
Аналитический | Подведение итогов, диагностирование детей. | май | Подвести итоги работы, разработать перспективы работы на следующий учебный год. | Диагностика детей, анкетирование родителей. |
Реализация проекта
Беседы: «Незнакомец звонит в дверь!», «Когда мамы нет дома», «Правила безопасного поведения с домашними животными», «Осторожно – гололед!», «Осторожно – сосульки!», «Знает каждый гражданин это номер – 01», «Спички детям не игрушки», «Я – пешеход!», «Если дорожные знаки обиделись», «Как вести себя в автобусе», «Дорожные ловушки», «Машины на нашей улицы», «Игры на воде».
Рассказы: «Машины специального назначения», «Регулировщик», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршак.
Наблюдения: За видами транспорта, за трудом водителя, за пешеходной дорожкой, за изменениями в природе, за животными.
Дидактические игры: «Выбери правильно!», «Дорожные правила», «Доскажи словечко», «Электроприборы», «Угадай животное», «Съедобное не съедобное», «Витамины для здоровья».
Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Умелый пешеход», «Регулировщик», «Светофор», «Регулировщик», «Островок безопасности». «Огонь», «Берегись мороза».
Настольные игры: «Расставь знаки» (игры с макетом перекрестка), «Собери автомобиль», «Загадочное лото», домино «Дорожные знаки», «Виды транспорта», «Пешеходный переход», «Светофор», «Что мы означаем?», «Азбука безопасности», «Ходилки».
Презентации: «Улица полна неожиданностей», «Правила для пешеходов», «Правила общения с домашними и дикими животными», «Правила безопасности на льду», «Гроза», «Ядовитые растения», «На воде и на солнце».
Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Если рядом никого…», «Путешествие по улице», «Моя семья», «Один дома», «Перекресток».
Продуктивная деятельность: Создание макета «Перекресток». Рисование «Дорожные знаки», аппликация «Дорожные знаки, проезжая часть, тротуар», «Виды транспорта»(коллективные работы), конструирование «Моя улица». Строительная игра «Пожарная машина».
Чтение художественной литературы: Чтение сказки: «Маша и медведь», «Красная шапочка». «Хитрые ласки» (Г. Шалаева), «Что нельзя купить?» (В. Орлова), «Наша планета» (Я. Аким), «Советы лесной мышки» (Т. Шорыгина), «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г. Шалаева), «Наказание за незнание» (М. Фисенко), «Осколок стекла» (Т. Шорыгина), «Пожар в лесу» (М. Фисенко), «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова), «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева, Н. Иванова), Волынский Т. «Кошкин дом», Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке» Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Маршак С. «Светофор», Мигунова Н. А. «Светофор», Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер», Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой», Пляцковский И. «Светофор», Прокофьев С. «Мой приятель – светофор», Северный А. «Светофор», Серяков И. «Законы улиц и дорог», Бедарев О. «Если бы …», Берестов В. «Про машины», Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?». Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья», Дорохов А, «Пассажир», Михалков С. «Моя улица», «Скверная история». Носов Н. «Автомобиль», Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым. Загадки о транспорте. Считалочки. Пословицы. Статьи из журнала «Один дома».
Практическая работа: «Мы идем через дорогу», «Оденься теплее, чтобы не замерзнуть», «Посыплем ледяные дорожки песком».
Развлечения: викторина «Умники и умницы», спортивное развлечение: «Спички не тронь, в спичках – огонь!», « Азбука безопасности», «Уроки безопасности в любимых детских сказках», развлечение с родителями «Всегда будем осторожны»
Работа с родителями: папка передвижка: «Безопасность вашего ребенка», «Правила безопасного поведения на дорогах в зимнее время»;
буклеты: «Как обучать ребенка безопасному поведению», «Свод жизненно важных правил для семьи», «Правила поведения на воде»;
консультации: «Правила безопасности в быту», «Профилактика дорожно - транспортного травматизма», «Первая помощь при ожогах и травмах», «Первая помощь при обморожении», «Как защитить своего ребенка»;
беседы: «Что делать если ребенок потерялся», «Действия при пожаре»;
акции: «Стань заметнее», «Пристегнулся сам – пристегни ребенка!», «Дорожный знак на елку».
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложим родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек). Таким образом, можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей. Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями: организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические слайды);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в "уголках родителей").
По реализации проекта «Это не игрушки – это опасно!» были получены следующие результаты:
Дети уточнили имеющиеся знания по безопасности и получили новые.
Результаты диагностики по области «Безопасность» стали выше.
Родители принимали активное участие в проекте.
В группе создали уголок по «Безопасности», для углубленного изучения правил дорожного движения.
У детей повышается способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Дети стараются находить верное решение в проблемных ситуациях.
У детей формируется привычка безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
1. Продолжать работу по безопасности в подготовительной группе.
2. Пополнить центр «Безопасности» новыми плакатами, видеофильмами, макетами, муляжами, для наглядного примера правил поведения в неожиданных и аварийных ситуациях.
Литература:
1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности поведения у дошкольников. «Мозаика-Синтез», 2014 г.
2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Старшая группа. Занимательные материалы /Сост. Л. Б. Поддубная – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2008.
6. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребенка.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект средней продолжительности по теме "Игрушки. Игра в жизни детей" ранний возраст
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первы...
Педагогический проект "До чего хороша Дымковская игрушка"
Педагогический проект "До чего хороша Дымковская игрушка"...
Педагогический проект "Железная дорога - детям не игрушка!"
Знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге. Формирование у воспитанников осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья....
Конспект НОД по пожарной безопасности «Это не игрушки, это опасно» в средней группе 2016-17
Формировать знания об основных требованиях пожарной безопасности....
Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»
Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...
Педагогический проект "Профессии бывают разные, бывают они и опасные"
Старший дошкольный возраст...
Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста "Безопасная дорога"
Проект по безопасности дорожного движения для детей подготовительной группы (6-7 лет)...