Обучение правилам дорожного движения воспитанников в детском саду
статья по обж

Мария Левковна Корнетова

            Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение правилам дорожного движения воспитанников

в детском саду».

Автор Корнетова М.Л.

Воспитатель высшей квалифицированной категории

ГБДОУ №5 Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга 2022 год              

            Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

            Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают н дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде, самокате или затеять здесь веселую игру.

             Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

             В детском саду воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

            Главная роль в обеспечении такой подготовки отводится воспитателям детских садов. Обучать нужно дошкольников по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь часть из них станут сразу после детского сада самостоятельно ходить в школу.

          «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, - с регулированием движения на улицах города и иных населенных пунктов.

         Изучение правил дорожного движения опирается на решение программных задач формирования у детей умения ориентироваться в пространстве, когда они уже умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую и правую сторону, середину, направление вперед, назад и т.д.

         Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы, если на занятиях по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физическому воспитанию, музыкальных занятиях, в повседневной жизни у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина.

           Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости и антиобщественным поступкам.

       Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города (села, поселка), наблюдения за поведением пешеходов, движением транспорта, поведением водителей за рулем автомобиля, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных занятий и игр.

         Представления о правилах поведения пешеходов на улице, движении транспорта, о труде шофера имеют важное воспитательное значение. Они помогут ребенку в дальнейшем освоить более сложный материал.

           В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя. Он должен правильно называть направление, местонахождение предметов, использовать пространственную терминологию.

           Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. Например, в младших группах во время целевых прогулок он обращает внимание малышей на движение пешеходов, транспорта, называет цвета светофора, знакомит х со словами тротуар, шофер, автомобиль, уточняет названия частей автомобиля (кабина, колеса, двери, окна и др.).

          Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются на занятиях: дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают картину «Улица города», смотрят презентацию «Мы и улицы города», затем строят улицы для кукол. Воспитатель стремится, чтобы ребенок сам назвал уже знакомые слова и выражения и соотнес их с данной ситуацией. Так, на занятии аппликацией воспитатель спрашивает: «Какого цвета надо наклеить кружки, чтобы получился светофор?» Помогая детям строить улицу, воспитатель говорит: «Это у нас будет тротуар. А как называют людей, идущих по тротуару?»

        Формируя элементарные математические представления у детей младшего возраста, педагог учит их различать правую и левую руку, дифференцировать понятия направо, налево, середина.

        На физкультурных занятиях малышей учат двигаться в определенном направлении, находить свое место. Проводятся подвижные игры «Трамвай», «Найди свой цвет», в которых закрепляются навыки пространственной ориентировки, умение различать цвета.

         К 4-5 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. Постепенно воспитатель подводит детей и к усвоению правил дорожного движения. Побуждает их активно пользоваться словами, обозначающими направление и местоположение предметов. Расширяются представления детей: улица может быть широкой и узкой; по проезжей части движутся машины, переходы бывают наземные и подземные, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу, и др.

          В более старшем возрасте (6-7 лет) отдельные сведения о правилах дорожного движения необходимо связать в последовательную и стройную систему представлений. Дети знакомятся с дорожными знаками, с регулированием движения сотрудниками ГАИ. Воспитатель постоянно ставит перед детьми новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике. Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена.

         Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например, прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. Воспитатель идет рядом, но дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно.

         Закрепление знаний правил дорожного движения осуществляется и при рассматривании картин, чтении книг, во время игры в улицу. Работа должна осуществляться в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, с учетом особенностей данного возраста детей, окружающих условий (город, село, поселок), расположения дошкольного учреждения в том или ином микрорайоне.

           Несомненно, детскому саду необходимо поддерживать постоянный контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения. По просьбе воспитателя родители могут уточнить с детьми названия улиц, по которым они идут в детский сад, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу. Родители могут рассказать детям о труде шофера, полицейского-регулировщика, понаблюдать с ними за работой светофора.

           Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение правилам дорожного движения воспитанников в детском саду"

Главная цель - помочь сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте. Привить им необходимые навыки ориентироваться в пространственном окружен...

Методическая рекомендация по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада

Методическая рекомендация помощь для воспитателей при организации системы работы в детском саду по подготовки правилом дорожного движения. Здесь даётся формы работы, педагогическая диагностика, инстру...

"Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"

laquo;Консультация для педагогов по методике проведения занятий и мероприятий с воспитанниками ПДД»Сегодня я хочу познакомить вас, с Методическими рекомендациями по проведению занятий и ме...

Статья на тему: «Знакомство с правилами дорожного движения воспитанников в детском саду №3 « Солнышко» с. Бураево составитель: воспитатель Шайдуллина Гульнара Алфитовна

Статья на тему: «Знакомство с правилами дорожного движения воспитанников в детском саду №3 « Солнышко» с. Бураевосоставитель: воспитатель Шайдуллина Гульнара АлфитовнаРешение проблем...

Статья на тему. «Знакомство с правилами дорожного движения воспитанников в детском саду с детьми ранней группы».

Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге....

Консультация для педагогов Тема: "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"

Изучение ПДД является составной частью общей воспитательной работы детских садов и школ. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПД...