Перспективное планирование по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту» (подготовительная к школе группа)
календарно-тематическое планирование по обж (подготовительная группа)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Перспективное планирование по теме:
«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»
(подготовительная к школе группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту» | 43.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному
развитию детей № 21 «Искорка», г. Бердск
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Перспективное планирование по теме:
«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»
(подготовительная к школе группа)
Составитель:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Пунгина Е.А.
Заведующий МАДОУ 21 «Искорка» __________________Никифорова С.А.
2021
Аннотация
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми подготовительной к школе группы, при формирование навыков безопасного поведения у детей в быту.
Актуальность
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Этот возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Интерес детей к действиям с реальными предметами быта достаточно высок, и у дошкольников имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Поэтому очень важно научить дошкольников, с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты.
Цель: формирование навыков осознанного безопасного
поведения в быту у детей через различные виды детской деятельности.
Задачи:
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям дома.
- Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с опасными предметами.
- Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности при обращении с опасными предметами.
- Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Формировать умение оказать первую помощь себе, если рядом нет взрослых.
Планируемые результаты:
К концу года ребенок;
- соблюдает правила безопасности при обращении с опасными предметами в быту
- проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям дома
- умеет обращаться за помощью к взрослым
- знает как оказать первую помощь себе, если рядом нет взрослых
- полученные умении, знания и навыки активно применяет в повседневной жизни, в быту
Содержание методической разработки
Данная разработка является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает более эффективному обучению и развитию дошкольников по формированию навыков безопасного поведения у детей в быту. Во время знакомства детей с опасными предметами и правилами обращения с ними, учитывать, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие предметы могут быть опасными.
Рассматривать с детьми иллюстрации, картинки, фотографии опасных предметов, выделение группы предметов, которыми категорически запрещается пользоваться детям, предметов, которыми можно пользоваться, но нужно соблюдать осторожность, и предметов, которыми можно пользоваться, но только под присмотром и с разрешения взрослых.
Использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений. После чтения предложить детям ответить на вопросы, обсудить с детьми поступки героев.
Проводить с детьми беседы для уточнения знаний детей об окружающих предметах в быту, правилах обращения с ними, особенностях использования и хранения, беседы о возможных последствиях, которые могут произойти при не соблюдении правил обращения с опасными предметами, вместе с детьми анализировали опасные ситуации и подбирали необходимый способы для их решения: «Как помочь себе если…», «Для чего нужна аптечка», «Каждой вещи – свое место», «Мой дом и опасности в нем» и др. Обсудить с детьми, кто является нашими помощниками, в той или иной ситуации, какие службы спасения всегда приходят на помощь, если случиться беда, предложить игры «Закончи предложение…», «Важные номера телефона», «Позвони и расскажи, что случилось» и др.
Для формирования более точного понимания, какие предметы в быту могут принести вред жизни и здоровью, использовать в работе закрашивание рисунков, обводить контур этих предметов по точкам, дорисовывать недостающую часть. предложить детям изобразить на одном рисунке те предметы, которые они считают безопасными, а на другом рисунке, предметы при обращении с которыми нужно соблюдать осторожность. Организовывать выставки детских рисунков «Опасные предметы в доме», с целью закрепления правильного и безопасного пользования опасными предметами в быту.
Для закрепления правил поведения с опасными предметами в быту предлагать детям специально подготовленные игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, предметы (игрушки) заместители, способствующие систематизации и закреплению знаний о безопасности и строгого соблюдения правил безопасного поведения с предметами в быту.
Уделить внимание работе с родителями. Для знакомства родителей с особенностями работы по формированию навыков безопасного поведения при обращении с опасными предметами оформить консультации, провести родительское собрание в форме семинара-практикума, подготовить наглядную агитацию, выпуск буклетов , памяток, папок передвижек, а так же индивидуальные беседы.
Знакомить детей с безопасностью через: игровые обучающие ситуации. Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Рассматривание сюжетных картинок, тематических карточек, плакатов и схем, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. Отрабатываем с детьми защитное поведение через тренинги, а так же тренинги для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.
Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Приемы: поощрение, анализ, образец, подсказ, наглядность.
Перспективный план работы по ОБЖ
(Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту)
в подготовительной к школе группе
Месяц | Виды деятельности | Тема | Задачи | Предметно-развивающая среда | Работа с родителями |
Сентябрь | Беседа | «Как могут стать опасными домашние вещи» | Сформировать у детей представление детей о предметах, требующих осторожного обращения. Продемонстрировать, какие опасные ситуации могут возникнуть дома. Развивать внимание, воображение. Воспитывать сочувствие, умение сопереживать. | иллюстрации различных опасных ситуаций в быту | Анкетирование родителей «Безопасность детей в доме» |
Ситуация | «Опасные предметы в быту» | Формировать представление о возможных опасных ситуациях в быту | карточки с опасными ситуациями | изготовление красных карточек «меток» для обозначения опасных предметов дома | |
Дид / игра | «Кто поможет нам в беде?» | Учить находить выход из различных сложившихся ситуациях | сюжетные картинки | Рекомендации для родителей «Подбор игр для дома» | |
Чтение | Чтение и театрализация Сказка «Волк и семеро козлят» | Познакомить детей с различными опасными ситуациями, формировать навыки безопасного поведения | маски и костюмы персонажей и декорации сказки «Волк и семеро козлят» | рекомендации для родителей | |
Тренинг | «Оказание первой помощи при травмах дома»
| Предостеречь детей от неприятностей, связанных с опасностями в быту; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в обращении с опасными предметами | иллюстрации различных опасных ситуаций с опасными предметами, атрибуты: макет аптека, набор доктора | беседа с родителями | |
Октябрь | Беседа | «Осторожно – электроприборы» | уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах, сформировать бережное отношение к своему здоровью. | иллюстрации различных опасных ситуаций в быту связанных с электроприборами | Консультация для родителей «Мой дом и безопасность в нем» |
Дид / игра | «Четвертый лишний» | закреплять умение находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара | карточки с изображением опасных предметов | Памятка для детей «Правила техники безопасности дома» | |
Ситуация | «Ребенок один дома» | Прививать чувство собственной безопасности находясь дома без взрослого, закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту. | Плакат «Если дома ты один»,сюжетные картинки из серии «хорошо-плохо» | Оформление папки – передвижки «Безопасность детей дома» | |
Чтение | Литературная викторина «Что? Где? Когда?». | закрепить знания о мерах собственной безопасности, познакомить с литературными произведениями в которых описываются ситуации опасные для жизни | книги с иллюстрациями различных сказок и рассказов | беседа с родителями | |
Тренинг | «Громко позови на помощь» | Использовать приемы самозащиты | - | консультация для родителей | |
Ноябрь | Беседа | «Огонь наш друг-огонь наш враг!» | Формировать осторожное обащение с огнем, четко правильно вести себя в опасных ситуациях, закрепить знания о мерах собственной безопасности | иллюстрации различных опасных ситуаций , телефон, картинки спички, зажигалка, карточки с номерами телефонов спец служб | Совместная деятельность родителей и детей дома на тему: «Опасно – безопасно! |
Дид / игра | «Знакомый, свой, чужой» | Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал | сюжетные картинки, описания различных опасных ситуаций | беседа с родителями | |
Игровая ситуация | «Что делать если…. » | Систематизировать знания детей правильно действовать в сложившейся ситуации | картинки для составления рассказа с определением причинно-следственных связей | консультация для родителей | |
Декабрь | Беседа | беседа и моделирование ситуаций на тему: «Украшаем елку» | Закрепить строгое соблюдение правил безопасности по средствам рассматривания действий с опасными предметами во время новогодних прздников (хлопушками, бенгальскими огнями и т. д.). | Плакат с иллюстрациями о правилах поведения возле елки | Консультация для родителей «Безопасный Новый Год» |
Сюжетно-ролеая игра | «Мы спасатели» | расширять знания детей о профессиях спасателей посредством игры. Формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, навыков осознанного, безопасного поведения. | Атрибуты, костюмы, маски спасателей, карточки с номерами спец служб, телефон | Беседы с родителями | |
Дид / игра | «Так или не так» | Формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности | разрезные картинки | Семенар-практикум для родителей «Развитие навыков осознанного безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности» | |
Январь | Беседа | «Предметы требующие осторожного обращения» | познакомить детей с предметами, требующими осторожного обращения, объяснить, где надо хранить эти предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим, довести до сознания детей мысль о том, что пользоваться этими предметами без взрослых нельзя. | Карточки с опасными предметами, красные круги «метки» | Памятка для родителей «Никогда не забывай, помни и соблюдай» |
Ситуация | «Куда мне нужно позвонить и для чего» | закреплять знания детей об экстренных номерах телефонов, и в каких случаях надо звонить. | Разрезные картинки, телефон | памятка для родителей | |
Дид/игра | "Раз, два, три, что может быть опасно - расскажи" | закреплять представления детей об источниках опасности в доме, развивать умение делать простые умозаключения, развивать пямять, внимание и мышление | карточки с опасными ситуациями в быту | памятка для родителей | |
Двигательная активность | игра «Запрещается — разрешается» | Закрепить знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях по ОБЖ | мяч | консультация для родителей | |
Февраль | Беседа | «Запомните детки, таблетки не конфетки!», | Учить детей правильному обращению с содержимым аптеки , уточнить предметы из аптеки можно брать самому, можно ли самому принимать таблетку или микстуру, как надо вести себя с неизвестными лекарствами, формировать чувство ответственности | иллюстрации различных опасных ситуаций, макет аптеки, плакат «можно/нельзя» | подборка иллюстраций родителями |
Игра — тренинг | «Откуда может прийти беда?» | Закреплять умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам о опасных ситуациях в быту, развивать логическое мышление, внимание и память | карточки с опасными ситуациями в быту | Консультация для родителей «Практические советы для организации безопасного пространства дома» | |
Дид / игра | «Доскажи словечко» | С помощью отгадывания загадок закрепить правила безопасного поведения в быту | карточки с правилами | консультация для родителей | |
Март | Беседа | «Опасные ситуации дома» | сформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту. | карточки с опасными ситуациями в быту | беседа с родителями |
Моделирование ситуации | «Ты один дома» | Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. | Сюжетные картинки из серии»хорошо-плохо» | консультация для родителей | |
Апрель | Беседа | «Домашние вещи могут быть опасными: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке» | Расширять представлений об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту, закрепить понятие, что у каждой вещи или предмета есть свое место | Опасные предметы (карточки), коробочки для них | Изготовление книжек-малышек по безопасности в быту(совместная творческая деятельность детей и родителей) |
Ситуативный разговор | «Мой дом и порядок в нем» | Сформировать и закрепить знания детей о правилах обращения с опасными предметами и местах их хранения, о необходимости соблюдения порядка в группе и дома | Сюжетные картинки из серии»хорошо-плохо» | «Использование и хранение опасных предметов» | |
Чтение | Чтение стихов к картинкам: «Как избежать неприятностей» | Закрепить знания о мерах собственной безопасности | книга с иллюстрациями | Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности» | |
Разыгрывание сценки | «Кот, петух и лиса» | Учить детей правильному поведению в непредвиденных ситуациях | деревянные модели персонажей и декорации сказки «Кот, петух и лиса» | беседа с родителями | |
Май | Беседа | «Моя квартира» | закрепление правил личной безопасности дома, формирование ответственного отношения к их выполнению | иллюстрации различных опасных ситуаций дома | подборка иллюстраций родителями |
Моделирование ситуации | «Один дома» | познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных последствиях их нарушения. | Сюжетные картинки | рекомендации для родителей | |
Дид / игра | «Волшебные телефоны? | Закрепить номера телефонов служб безопасности 01,02,03 | сюжетные картинки, телефон | беседа с родителями | |
Тренинг | «Уроки безопасности» | закрепить полученные знания детей по теме «Как вести себя с незнакомыми людьми» | альбом, цветные карандаши, ножницы, вырезки опасных ситуаций с незнакомыми людьми | подборка картинок, иллюстраций, вырезок опасных ситуаций родителями |
Список использованной литературы
- К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- К.Ю. Белая Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: мир человека. - М.: Школьная пресса, 2011.
- Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста. Альбом. Часть 1. - М.: АСТ-ЛТД, 1997.
- А. Усачев, А. Березин "Основы безопасности жизнедеятельности".
- Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 1998.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников". - СПб.: 2005.
- «Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т.А. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.
- Интернет-ресурсы. Сайты: www.nsportal.ru;www.maaam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».
Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....
Перспективное планирование формирования навыков безопасного поведения у детей 2-й младшей группы
ТемыЦель...
Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....
Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из главных критериев уровня жизни человека является безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...
Перспективное планирование по теме: «Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»
Перспективное планирование по теме:«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»....
План по самообразованию в младшей группе по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию младшая группа...