Родительское собрание в форме семинара - практикума на тему: «Правила безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности»
консультация по обж (подготовительная группа)
Родительское собрание в форме
семинара - практикума на тему:
«Правила безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному
развитию детей № 21 «Искорка», г. Бердск
Родительское собрание в форме
семинара - практикума на тему:
«Правила безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности»
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Пунгина Е.А.
«Правила безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности»
Цель: создать условия для формирования желание родителей к совместному сотрудничеству по созданию условий для формирования осознанного безопасного поведения детей в быту, обозначить возможные опасности дома для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей. Познакомить родителей с дидактическими играми по обучению детей безопасному поведению в быту и методикой их проведения.
План семинара-практикума:
Теоретическая часть:
1. Актуальность проблемы обучения безопасному поведению в быту
2. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Практическая часть:
3. Рекомендации для родителей по проведению игр, направленных на формирование безопасного обращения с опасными предметами дома.
4. Знакомство с дидактическими играми по формированию культуры безопасного поведения дошкольников в быту.
Актуальность проблемы обучения безопасному поведению в быту
Дети — самые любознательные на свете. Когда они начинают знакомиться с окружающим миром, они проверяют его на прочность, совершенно не представляя, какие опасности могут их подстерегать. Взрослые часто очень заняты и не могут всегда быть рядом с ребенком, они заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребёнок остаётся один на один с опасностью.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Мой дом – моя крепость! Чтобы в доме было безопасно, необходимо соблюдать определенные правила поведения, которые позволят избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность.
Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Поэтому, если вы вынуждены время от времени ненадолго отлучаться по какой-то надобности, то обязательно подготовьте ребенка к безопасному нахождению в квартире без присмотра взрослых. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков. Старайтесь не оставлять дома нескольких детей. Это часто чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.
Данная тема является очень актуальной. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии различных предметов в быту, которые могут нанести вред жизни и здоровью? Как научить помогать друг другу и самому себе? Интерес детей к действиям с реальными предметами быта достаточно высок, и у дошкольников имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Поэтому очень важно научить дошкольников, с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты.
Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.
Привить навыки безопасного поведения, только рассуждая о безопасности, нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок научился понимать, что может представлять опасность для него, как действовать в той или иной ситуации, усвоил правила использования различных предметов. Основная группа потенциально опасных предметов находится дома, и именно там чаще всего, когда взрослые отсутствуют или ведут себя безответственно, с детьми происходят несчастные случаи.
Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике. Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике. А для того, чтобы научить ребенка, взрослые сами должны выполнять ряд правил:
1. Положительный пример взрослых. Нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. Например, сложно объяснить ребенку, зачем прибирать на место острые предметы, если мама сама не прибирает их на место.
2. Общение с ребенком на равных: надо вместе с ребенком обсуждать проблему, рассказать, чем опасно то или иное действие, как поступить, если неприятная ситуация уже случилась, вместе сделать вывод о том, как избежать неприятности в следующий раз.
3. Единство требований к ребенку: важно достичь полного взаимопонимания между родителями в семье, а также между родителями и педагогами в детском саду, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду, агрессию.
Семья является важнейшим институтом формирования личности ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка быть аккуратнее в быту станет у детей нормой поведения.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того, игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требования – личностные качества, которые немаловажны при формировании навыков безопасного поведения. Именно в игровой деятельности дети быстрее запоминают правила безопасного поведения в быту. Сегодня мы рассмотрим игры, способствующие формированию и закреплению правил безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. Играя с ребенком в такие игры, создавая определенные игровые ситуации, мы формируем умения и навыки, которые способствуют осознанному отношению к потенциальным опасностям. С помощью таких игр, повышается активность ребенка в приобретении знаний, их накопление, углубление и систематизация.
Рекомендации для родителей по проведению игр по ознакомлению с правилами безопасности
- Все занятия должны проводиться при проявлении интереса у ребенка (желание играть), не заставляйте ребенка, если он не хочет, выберете другое время, для проведения игры.
- При отборе игр необходимо учитывать возраст
- Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив новые правила игры.
- Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается достичь результата. Немного взрослой помощи – и игра продолжается.
- Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.
- Демонстрируйте искреннюю гордость результатами игры ребенка.
Дидактические игры по ознакомлению с правилами безопасности
«Опасные предметы»
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Ход игры: Взрослый предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
«Убери на место»
Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома.
Ход игры: разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
«Часы безопасности»
Цель: закреплять у детей дошкольников правила обращения с предметами быта.
Материал: часы со стрелкой, вместо цифр - картинки с изображением опасных предметов (ёлка, электрическая гирлянда, хлопушки, свеча и т. д.)
Ход игры: по очереди крутим стрелку, на изображении какой картинки стрелка остановится, про тот предмет следует рассказать.
«Кто больше знает?»
Цель: обобщить знания детей о классификации предметов, которые могут быть опасны, о правилах безопасности; развивать память.
Ход игры: Вспомнить и назвать как можно больше электроприборов, колющих, режущих, предметов находящихся на кухне, в комнате, правил безопасности при их использовании…
«Сто бед»
Цель: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз, ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребёнком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»
Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Ход игры: собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
Свмым простым вариантом игры, в которую можно играть со своим ребенком в любое время и в любом месте: дома, на прогулке, в машине и т.д., является игра «Вопрос - ответ ». Вы задаете ребенку вопрос, касающийся безопасности ребенка дома, а ребенок дает вам ответ. Необходимо выслушать ответ ребенка, за правильный ответ похвалить, неполный ответ дополнить, а неправильный ответ исправить своим рассказом о правильном проведении в этой конкретной ситуации. А потом вы меняетесь местами: уже ребенок задает вам вопрос, вы отвечаете. Так, играючи, вы можете закреплять полученные на занятиях знания о безопасном поведении.
Вопросы могут быть такими:
-можно ли брать в аптечке белые таблетки? а цветные? а почему?,
-можно ли кидать с балкона игрушки?, а бумажки?;
-можно ли зажигать самому свечки?;
-можно ли разбирать баллончики от аэрозолей,
- можно ли открывать и бутылочки, которые хранятся у мамы в туалете?, а на кухне? И т.д.
Для изготовления предложенных игр никаких сложных конструкции и специфических материалов не требуется. Поэтому такие игры может сделать не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.
Не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Ведь главная цель нашей с вами работы формировать у детей, навыки безопасного поведения в быту, в человеческом обществе; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.
В конце собрания родителям предлагается высказать свое мнение о проведенном собрании, приклеив сердечки трех цветов (красного, зеленого и черного) на информационный стенд:
- кто узнал много нового, и было интересно – красного;
- кому было интересно, но нового ничего не узнал – зеленого;
-кому было скучно – черного.
Воспитатель благодарит всех за активное участие и в память о собрании дарит каждому родителю памятку «Азбука для родителей» (учим ребенка правилам безопасного поведения в быту, при обращении с опасными предметами).
Обучайте детей правилам безопасного обращения
с опасными предметами -играя!
Вы подготовите их к осознанному принятию самостоятельных решений, научите правильно оценивать различные ситуации, возникающие в быту, сохраните жизнь и здоровье своих детей!
Спасибо, за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол родительского собрания на тему: « Развитие творческих сторон интеллекта ребенка с помощью игровой деятельности в соответствии с ФГОС».
На собрании родители обсуждали тему роли семьи в познавательном развитии ребенка и приняли участие в семинаре – практикуме «Знакомство с авторскими развивающими играми»...
Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»
Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешни...
Семинар-практикум для педагогов "Развитие речи - как средство игровой деятельности"
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности....
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»
Форма проведения: родительское собраниеАудитория: родители детей младшей группыУчастники: родители, воспитатели.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии дет...
Формирование основ безопасности у дошкольников в быту по средствам игровой деятельности.
Основы безопасности...
Сообщение на родительском собрании.Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребѐнка.Это норма даже тогда, когда малыш делает серьѐзное дело.У него есть страсть, и еѐ надо удовлетворить.Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.Вс...