Консультация для педагогов из ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»
консультация по обж (средняя группа)
Основы безопасности жизнедеятельности - это наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления его здоровья. Актуальность этой проблемы с каждым годом становится все очевидней.
Малыш рождается беспомощным, но он очень активен, любознателен, все хочет потрогать, посмотреть, исследовать и это становится небезопасным для него. Многие молодые родители не знают, как правильно научить ребенка разбираться в определенных жизненных ситуациях. Большая часть родителей, не думают о «плохом». Другие наоборот пытаются защитить, оградить своего ребенка от проблем. Все чаще мы слышим время, придет - он поймет, научится.
Исходя, из анализа образовательной деятельности, было отмечено, что у большинства воспитанников не сформированы представления о правилах поведения и общения с незнакомыми людьми, дети не владеют доступными правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами пользования бытовыми приборами и орудиями труда. Исходя из анкетирования и бесед с родителями выявлено, что в семье обучение малышей основам безопасного поведения ведётся бессистемно, не в полном объёме, имеет место оставления родителями детей одних в доме или квартире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_iz_opyta_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов из ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»
Основы безопасности жизнедеятельности - это наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления его здоровья. Актуальность этой проблемы с каждым годом становится все очевидней.
Малыш рождается беспомощным, но он очень активен, любознателен, все хочет потрогать, посмотреть, исследовать и это становится небезопасным для него. Многие молодые родители не знают, как правильно научить ребенка разбираться в определенных жизненных ситуациях. Большая часть родителей, не думают о «плохом». Другие наоборот пытаются защитить, оградить своего ребенка от проблем. Все чаще мы слышим время, придет - он поймет, научится.
Исходя, из анализа образовательной деятельности, было отмечено, что у большинства воспитанников не сформированы представления о правилах поведения и общения с незнакомыми людьми, дети не владеют доступными правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами пользования бытовыми приборами и орудиями труда. Исходя из анкетирования и бесед с родителями выявлено, что в семье обучение малышей основам безопасного поведения ведётся бессистемно, не в полном объёме, имеет место оставления родителями детей одних в доме или квартире.
Сложившаяся ситуация позволила мне выявить ряд противоречий:
- потребность в формировании основ безопасности и отсутствие целенаправленной работы по данному направлению;
- между современными требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетенции воспитателя, и низким уровнем использования активных форм и методов взаимодействия с воспитанниками;
- между непониманием важности данной проблемы родителями и необходимостью совместного взаимодействия по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей 4-5 лет.
Таким образом, из данных противоречий следует проблема:
какие педагогические средства, методы и приёмы активизируют
формирование основ безопасности детей 4-5 лет.
Проанализировав свои наблюдения, побеседовав с воспитанниками и их родителями, посетив семьи, я поняла, что формирование основ безопасной жизнедеятельности детей 4-5 лет актуально и именно поэтому решила заняться поиском эффективных средств, методов и приёмов по данной теме.
Поставила перед собой цель:
Способствовать формированию у детей 4-5 лет представлений об основах безопасной жизнедеятельности посредством эффективных средств, методов и приемов.
Наметила следующие задачи:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу.
2.Создать благоприятные условия для формирования у воспитанников основ безопасной жизнедеятельности.
3.Внедрить эффективные средства, методы и приёмы в разные виды деятельности с воспитанниками 4-5 лет.
4.Сформировать у воспитанников умение применять в повседневной жизни доступные правила поведения, адекватно и осознанно действовать в той или иной чрезвычайной ситуации.
5.Повысить компетентность родителей в вопросах формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей 4-5 лет.
6.Обобщить опыт в виде рекомендаций, распространить в практике работы учреждений образования.
Новизна опыта состоит в использовании эффективных средств, методов и приемов: разработано перспективное планирование, конспекты занятий, картотека по обсуждению проблемных ситуаций, авторские дидактические игры, изготовлены наглядные пособия для рассматривания, оборудование для игровой площадки по формированию правил пожарной безопасности и правил дорожного движения, проведено мероприятие с активным участием
специалистов учреждения, родителей, сотрудников РОЧС, РОВД
здравоохранения.
Длительность работы над опытом:
Подготовительный этап – июль - август 2015
Основной этап – сентябрь 2015 - апрель 2016
Заключительный этап – май 2016 – август 2016
Важной проблемой современного общества является сохранение здоровья подрастающего поколения. Главной составляющей воспитания - формирование у воспитанников безопасного поведения в повседневной жизни. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Требованиями Санитарных норм и правил Министерства здравоохранения Республики Беларусь приоритетным направлением деятельности учреждений дошкольного образования при организации образовательного процесса является обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий жизнедеятельности воспитанников.
На подготовительном этапе была проанализирована научно-методическая литература по данному вопросу, определены основные направления работы, пути решения проблем. Опираясь на учебную программу дошкольного образования, утверждённую Министерством образования Республики Беларусь (2012г), составила перспективное планирование образовательной работы в соответствии с современными требованиями (приложение 1). Обновила и пополнила предметно-пространственную среду в соответствии с данным возрастом раздаточным, демонстрационным материалом, игровым оборудованием и учебными пособиями:
- систематизировала наглядный материал по темам: «Дети на дороге»,
«Огонь друг и враг», «Опасность в доме», «Общение с незнакомыми
людьми», «Бытовые приборы и орудия труда»;
- оформила уголок безопасности в группе, пополнив сюжетно-ролевыми играми «Пешеходы и транспорт на дорогах»; «Юные пожарные-спасатели»;
- изготовила дидактические игры, такие как «Кубик БЕЗ опасности»,
«Собери цветок», «Запомни эти номера» (приложение 2); «Знай! Помни!
Соблюдай!», «Горит - не горит», «Азбука безопасных дорог», «Правила поведения»;
- подобрала проблемные ситуации, оформив картотекой;
- изготовила наглядное пособие «Семь НЕТ;
- запланировала тематические выставки;
- подобрала материал консультаций и памяток для родителей;
- организовала выступление на родительском собрании «Формирование безопасности в условиях семьи и детского сада»;
- совместно с родителями оборудовали на участке игровую площадку «Островок безопасности».
Таким образом, на подготовительном этапе были созданы условия для формирования основ безопасной жизнедеятельности у воспитанников 4-5 лет.
Целью основного этапа была реализация поставленных задач посредством эффективных средств, методов и приемов. Свой накопленный материал я использовала в образовательных областях: «Ребенок и природа», «Ребенок и общество», а также в нерегламентированной деятельности. Обучение построила на основе личностно-ориентированного подхода, что помогло мне выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу с моими воспитанниками.
Одним из эффективных средств по формированию основ безопасной жизнедеятельности у детей 4-5 лет является художественная литература. Сухомлинский писал: «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В каждой сказке заложен глубинный смысл. Это учебник, по которому маленький человечек начинает учиться жить».
Чтение с обсуждением любимых сказок: «Колобок», «Кот, лиса и петух» «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», и др. позволило детям не только прослушать еще раз любимую сказку, но и обсудить правила безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми. Во время чтения
сказки мои воспитанники ассоциируют себя в роли героев сказки и учатся
учатся правильно строить безопасные отношения с окружающими в обществе.
Художественные произведения помогли нам усвоить, что ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым людям, рассказывать о себе и своих родителях, уходить с ними куда-нибудь, либо что-нибудь у них брать.
Чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций («Пожар» С.Маршака, «Путаница» К.Чуковского, «Кошкин дом» С. Маршака) - помогают активизировать внимание на правила пожарной безопасности, ведь иллюстрации играют немалую роль. Ребенок не только слушает, но и более углубленно воспринимает содержание текста, а мои вопросы помогли воспитанникам устанавливать связь между содержанием картины и текстом.
Так, например, при обсуждении сказки «Кошкин дом» С. Маршака, показывая иллюстрации, я обращаю внимание на причину пожара, если необходимо задаю вопросы, которые помогают моим воспитанникам делать несложные выводы, при этом всегда обращаю внимание на главное – на причину пожара и правила поведения во время возникновения пожара. Интерес к сказкам я поддерживаю тем, что мои воспитанники могут самостоятельно рассматривать иллюстрации по определенным темам в уголке книги.
Наиболее эффективным средством ознакомления с основами безопасной жизнедеятельности является игра. Игра – это та ситуация где ребенок может проявить себя, показать своё творчество и инициативу не боясь.
Мною была разработана игра: «Звонок помощи», где дети в соответствии с сюжетной картинкой определяют номер спецслужбы, называют причину чрезвычайной ситуации. Для усложнения предлагаю рассказать о правилах безопасного поведения в соответствии с предложенной темой, набрать правильно номер спецслужбы с целью вызова. А с помощью игры «Звонок маме, бабушке» дети научились правильно набирать домашний номер.
В дидактических играх «Пожарные», «Горит – не горит», «Что нужно пожарным», «Азбука безопасности», «Запомни эти номера» мои воспитанники закрепили умение набирать нужный номер спецслужб в определенных чрезвычайных ситуациях и различать соответствующие машины специального назначения. Использование данных игр позволило мне быть уверенной в том, что дети среднего дошкольного возраста сумеют правильно набрать нужный номер в соответствии с экстремальной ситуацией.
В играх «В мире опасных предметов», «Знаешь ли ты эти предметы?», «Можно – нельзя», «Как избежать неприятностей дома» были систематизированы представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются в быту. Воспитанники объясняли, как выйти из опасной ситуации, не допустить беду. Чтобы интерес к игре не пропал, усложняла условия игры, расширяя их вариативность, например, вначале предлагала картинки и просила объяснить ситуацию, затем дети сами выбирали определённую экстремальную ситуацию и рассказывали о последовательности действий в соответствии с сюжетом, располагая картинки и объясняя как правильно себя вести.
Авторская игра: «Куб БЕЗ опасности» помогла мне в формировании у воспитанников умений применять в повседневной жизни доступные правила пожарной безопасности. Предлагала детям подбросить куб и в соответствии с картинкой объяснить ситуацию, которая может произойти при небезопасном обращении с предметами. Для усложнения использовала различные сюжетные иллюстрации - дети играют со спичками в комнате, включают самостоятельно телевизор, утюг, компьютер и т.д. Во время проведения игры выполняются сразу несколько задач, мы закрепляем правила пожарной безопасности, учимся предвидеть опасность и правильно действовать в экстремальной ситуации с целью недопущения трагедии.
Это пособие я использую по всем направлениям образовательной работы с целью формирования основ безопасной жизнедеятельности.
С удовольствием мы играем в сюжетно-ролевые игры на игровом участке и в группе, такие как «Спасатели на тренировке», «Скорая помощь», «Юные пожарные-спасатели», «Семья», «В мире опасных предметов», «Мастерская». В этих играх расширяются представления о профессиях, формируются умение оказывать элементарную помощь пострадавшему, развиваются умения применять в повседневной жизни доступные правила поведения, умения решать игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий.
На площадке по формированию правил дорожного движения обыгрываем различные ситуации: «Как правильно перейти дорогу», «Помоги перейти через дорогу», «Прокатись на велосипеде». Обыгрывание и обсуждение данных игровых ситуаций способствовали закреплению представлений о правилах дорожного движения, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора или по специальным пешеходным дорожкам.
Проживание в каждом доме имеет свои определенные правила, и мы не только их должны знать, но и выполнять. Любые шалости, неосторожность могут привести к беде. Работая по теме: «Безопасность в квартире (доме)» я обратила внимание моих воспитанников на правила пользования бытовыми приборами, орудиями труда.
При рассматривании иллюстраций с воспитанниками по темам: «Бытовая техника», «Орудия труда», «Опасность в комнате», «Что делать, если из телевизора идет дым», «Мама забыла выключить утюг», «Мы услышали запах», я всегда провожу обсуждение различных опасных ситуаций с целью их недопущения, выхода из опасных ситуаций целым и невредимым, обращаю внимание на то, что необходимо просить о помощи взрослых.
Для закрепления полученных представлений создаю игровую ситуацию: предлагаю детям научить сказочных персонажей правильно вести себя в определённой ситуации. Например: «Мишка остался один дома». Мои воспитанники рассказывают медвежонку о правилах безопасного поведения в доме; «Незнайка пришёл на занятие по аппликации, хочет тоже сделать подарок своему другу – воспитанники знакомят Незнайку с правилами безопасного обращения с ножницами» и т.д. Благодаря использованию данных приёмов не
только закрепляются навыки безопасного поведения, но и развиваются все
стороны речи.
Предлагаю воспитанникам серии картинок: «Что делать, если в дверь к тебе стучит незнакомец», «Тебя схватили за руку», «У тебя забрали ключи», «Тебе предлагают угощение», «Можно ли садиться в чужую машину» и т.д. на которых были изображены различные ситуации.
Рассматривая их, мы проводим обсуждение поведения детей при случайных встречах с незнакомыми людьми. Решение проблемных ситуаций способствует закреплению представлений о правилах безопасного общения с незнакомыми людьми дома, на улице, в подъезде, в магазине. Воспитанники научились анализировать, предвидеть ошибки, которые могут привести к
неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях своих
поступков.
Одной из главных задач по реализации поставленной цели является установление паритетного взаимодействия с семьями воспитанников для повышения компетентности родителей в вопросах формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
С этой целью провела родительское собрание на тему: «Мы за детство радости, детство БЕЗ опасности», организовала выступление сотрудников РОЧС, РОВД на тему «Формирование безопасности в условиях семьи и детского сада». Подобрала памятки для родителей: «Дорога и мы», «Сигналы помощи», «Опасность в доме». Была организована выставка и прокат литературы по вопросам формирования основ безопасности жизнедеятельности. С участием родителей оформили выставку рисунков на тему «Безопасность детей – наше общее дело».
В рамках сотрудничества с сотрудниками РОЧС, использую предложенный видеоматериал, записи сказочных историй о безопасности, который позволил воспитанникам проявить интерес к соблюдению правил безопасной жизнедеятельности, адекватно, осознанно действовать в той или
иной чрезвычайной ситуации, применять в повседневной жизни доступные
правила поведения.
Совместно с родителями был разработан наглядный материал по
правилам дорожного движения для организации сюжетно-ролевых игр, оформлена игровая площадка по формированию правил дорожного движения. Здесь мы обыгрываем ситуации: предлагаю ребятам «поиграть с мячом вблизи дороги», «прокатить игрушечную коляску с куклой», «покататься на велосипеде на проезжей части» при этом уточняя, обсуждая опасность игр в данном случае. Мои воспитанники рассказывают об опасности, о том, где можно организовать игру. Никогда не спешу давать детям готовые ответы. Уточняю: почему ты так считаешь? А как ты бы поступил? Что может случиться, если играть с мячом вблизи дорог? и т.д. Обыгрывание разнообразных ситуаций позволило сформировать у воспитанников представления о правилах безопасного перехода улицы, элементарных правилах дорожного движения.
Также на групповом участке с родителями оборудовали площадку «Островок безопасности» (пожарная часть). Изготовили пожарную машину, диспетчерский пульт, ростовую фигуру спасателя-пожарного, пожарный щит,
каланчу, спортивный уголок для физической подготовки. Подобрала
разнообразный игровой материал для организации сюжетно-ролевой игры.
Для организации игровой площадки «Островок безопасности» были разработаны методические рекомендации по её оснащению и предложены педагогам учреждений района на семинаре-практикуме.
Был оформлен уголок пожарной безопасности в группе. В данном уголке у нас размещены: макеты домов, каланча, ростовые фигуры спасателя-пожарного, машины специального назначения: ГАИ, пожарная техника, машина скорой помощи, а также были изготовлены каски, пожарный рукав, ствол, накидки для юных спасателей-пожарных. В сюжетно-ролевых играх на площадке и в группе мои воспитанники учились находить выход из опасной ситуации, оказывать помощь в случае возникновения экстремальной ситуации, закрепляли умение осуществлять вызов специальной службы.
С целью закрепления полученных представлений, ознакомления с
организацией образовательного процесса по формированию основ безопасной
жизнедеятельности на заключительном этапе организовала открытое мероприятие «Развиваемся, растём - в безопасном мире мы живём!» с участием родителей и детей. Активными участниками данного мероприятия стали мамы и папы, которые работают пожарными-спасателями, сотрудниками РОВД, работниками здравоохранения. В ходе мероприятия папы и мамы осознали, что большое влияние оказывает на детей поведение взрослых, а наши ребята проявили смекалку, находчивость при возможных чрезвычайных ситуациях. Благодаря данному мероприятию дети смогли продемонстрировать хорошие умения о возможных вариантах поведения, общения с незнакомыми людьми, правилах дорожного движения и пожарной безопасности
( приложение 4).
Подводя итог, стоит отметить, что достижению положительных результатов способствовали наиболее эффективные средства, методы и приёмы: авторские дидактические игры, такие как «Кубик БЕЗ опасности», «Собери цветок», «Запомни эти номера», «Знай! Помни! Соблюдай!», «Горит - не горит», «Азбука безопасных дорог», «Правила поведения»; обыгрывание и обсуждение разнообразных игровых и проблемных ситуаций; оборудование игровых площадок «Островок безопасности», «Дети и дорога»; использование наглядных пособий «Семь НЕТ», «Дети на дороге», «Огонь друг и враг», «Опасность в доме», «Общение с незнакомыми людьми», «Бытовые приборы и орудия труда».
Эффективность проведенной работы напрямую зависела и от активности родителей, которые принимали участие в изготовлении игрового оборудования, помогали в оформлении выставки рисунков, приняли активное участие в мероприятии «Развиваемся, растём - в безопасном мире мы живём!». Родители осознали важность обеспечения безопасных условий для своих детей.
Значительно улучшилась предметно-пространственная среда, что способствовало повышению качества образовательного процесса, формированию основ безопасной жизнедеятельности.
Мои воспитанники знают номер домашнего телефона, телефоны
спецслужб, умеют набирать нужный номер в определенных ситуациях. Имеют представления о возможных вариантах поведения в общении с незнакомыми людьми, знают доступные правила дорожного движения и умеют переходить улицу в специально отведенных местах для перехода. Знают правила пожарной безопасности и соблюдают их. У них сформированы доступные правила безопасного использования орудий труда, которые используются не только в детском саду, но и дома.
Таким образом, анализируя результат проведённой работы, я пришла к выводу, что моя образовательная деятельность по формированию основ безопасности у воспитанников 4-5 лет не прошла безрезультатно.
Я принимала участие в подготовке материалов к участию в районном и областном смотре-конкурсе «Безопасное детство». Учреждение признано победителем районного смотра-конкурса «Безопасное детство» и стало победителем областного смотра-конкурса «Безопасное детство» в номинации «Игровая площадка».
Однако, были и трудности: недостаточно активно мною используются в образовательной работе средства информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения по формированию основ безопасной жизнедеятельности (создание презентаций) в связи с отсутствием в учреждении мультимедийной установки.
Результаты моей деятельности по заявленной теме были представлены в рамках нашего педагогического коллектива на заседании круглого стола по теме «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста». Дидактические игры, картотека проблемных ситуаций, консультации для родителей, памятки были рекомендованы мною педагогам, размещены на сайте нашего учреждения.
Мною была оформлена выставка дидактических пособий для воспитателей, где были представлены авторские игры, которые активно используются педагогами других групп.
При дальнейшем развитии представленного опыта работы
целесообразно разработать перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности для воспитанников 5-6 лет, разнообразить использование методического материала в образовательной работе с воспитанниками старшей группы посредством информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения, а также изготовить наглядное пособие по теме «Правила дорожного движения».
Список используемой литературы
1. Образовательные стандарты дошкольного образования. Минск: Национальный институт образования, 2012.
2. Учебная программа дошкольного образования. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, 2012.- 416с.
3. Кодекс об образовании Республики Беларусь от 13.01.2011г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011
4. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Д.Н.Дубинина. 2-е изд., расш. Минск: Нац. Ин – т образования, 2012. - 97
5. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования : В 5ч, Ч 2 / сост:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Консультация для педагогов из опыта работы : «Социализация дошкольников средствами игровой деятельности»
Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему: Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас...
Консультация для педагогов «Организация непосредственной образовательной деятельности. Методы и приемы»
Консультация...
Педагогическая мастерская «Оригами, как эффективное средство развития конструктивных умений в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста»
В докумете "ССЫЛКИ" можно перейти на видео мастер класс и презентацию...
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...