Мастер-класс для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов».
методическая разработка (подготовительная группа)
В методической разработке приведены примеры инновационных технологий, методов и приемов, которые можно использовать на разных этапах проектной деятельности. При их использовании решаются разнообразные проблемные ситуации, эффективно достигаются поставленные цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_konspekt.docx | 60.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
на тему:
«Организация проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов»
Цель мастер-класса – способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в организации проектной деятельности дошкольников с использованием инновационных технологий, методов и приёмов.
Задачи:
- расширить представления педагогов об использовании инновационных технологий, методов и приёмов при организации проектной деятельности со старшими дошкольниками;
- совершенствовать мастерство педагогов в использовании таких инновационных технологий, методов и приёмов, как: «фото-кейс», метод мыслительных карт, приём «Информативная паутина», лэпбук, кубик Блума, шоу-технологии;
- создать условия для активного взаимодействия и сотрудничества участников между собой и положительный эмоциональный настрой у педагогов.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Дидактический материал: раздаточный материал (клей-карандаш, ватман с изображением дерева для практической работы, 6 шляп разных цветов), паутина в рамке, картинки с изображением источников получения информации, сундучок, кубик Блума, лэпбук по проекту «Нам жизнь дана на добрые дела», информационный материал для заполнения карманов лэпбука, 3 дорожки разных цветов для игры «Умники и умницы», медали для награждения участников игры.
Структура мастер – класса:
1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса.
2. Демонстрационно-практическая часть.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Ход мастер- класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
СЛАЙД 1. Приятно видеть вас на мастер-классе, я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Предлагаю Вам, уважаемые педагоги, сделать попытку совершенствования своих профессиональных навыков в организации проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов.
СЛАЙД 2. Мой портрет и пед. кредо.
СЛАЙД 3. Как вы знаете, метод проектов включает в себя несколько этапов и эту структуру проекта очень легко запомнить.
Проект – это Пять «П»:
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Подробно рассмотрим каждый этап на примере проекта «Нам жизнь дана на добрые дела».
СЛАЙД 4. В ходе него на этапе определения проблемы можно использовать технологию «Фото – кейс». Сущностью представленной технологии является выявление проблемной ситуации. В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Если будешь жадничать, драться, грубить, то никто не захочет с тобою дружить!
- Как можно охарактеризовать поступки детей? (плохие, не добрые)
- Чему мы их можем научить? (совершать добрые поступки)
Проблема: Учить детей совершать добрые поступки.
СЛАЙД 5. На этапе проектирования или планирования работы мы используем метод «Мыслительных карт», разработанный американским специалистом Тони Бьюзеном. Он помогает выявить запас знаний у детей и спланировать работу по предстоящей деятельности (т.е. мы размышляем, и свои мысли или планы мы фиксируем при помощи рисунков на изображенных ветвях дерева, т.к. у нас немного времени я подготовила картинки, при помощи которых мы составим мыслительную карту нашего проекта). На листе формата А4 изображено дерево педагоги размещают на нем картинки составляя план
— С какими добрыми поступками мы будем знакомиться, какую работу будем проводить?
Помогать птицам зимой, (читать книги, познакомиться с видами птиц, которым нужна помощь, зимой изготавливать кормушки, приносить корм и кормить птиц);
Уважать пожилых людей и помогать им (разучить пословицы и поговорки, вспомнить правила этика при общении с пожилыми, поговорить о том, какую помощь мы можем оказать);
Не обижать маленьких (просмотр мультфильмов, изготовление игрушек, игры с малышами)
Не жадничать (разучивание стихотворений и пословиц о жадности, контроль за своим поведением, придумывание историй о борьбе с жадность).
У нас получился наглядный, доступный и понятный план для детей. СЛАЙД 6. Мы приступаем к этапу поиска информации, на котором я использую прием «Информативная паутина», он помогает определить детям источники получения информации. На условно обозначенном макете паутины дети размещают выбранные из банка данных источники получения информации. Причем хочу пояснить, когда я работала с детьми над такими достаточно сложными проектами как «Жизнь дана на добрые дела», а сложность заключается в том, что здесь мы имеем 4 направления работы, как мы с вами определили, то с ребятами условливаемся, что на 1 круге паутины располагаются источники поиска информации первого направления, на втором круге - второго, и т.д.
Следующий этап создание продукта очень интересной технологией, наиболее полно подчеркивающим суть проектной деятельности, является лепбук СЛАЙД 7 - 9, что в переводе означает наколенная книга. Существует разнообразие форм лепбуков. Мы сегодня создадим с вами данный продукт. Основа у нас есть, я вам предлагаю из имеющихся материалов подобрать подходящие для заполнения карманов лепбука. Мы с вами сделали это быстро, а с детьми мы заполняем лепбук поэтапно.
СЛАЙД 10. Следующим этапом является презентация, для презентации продуктов краткосрочных проектов, да и такого продукта, как лепбук можно использовать прием кубик Блума, который относится к приемам технологии критического мышления и разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Все цели, по его мнению, можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенок, используя свой опыт и познания, рассказывает о пути разрешения этой проблемы и результатах. Понадобится обычный куб, на гранях которого написано и изображено условные знаки (слова) с которых начинается вопрос. Предлагаю пройти в круг и провести презентацию нашего продукта, используя кубик Блума:
- Назови (какой продукт у нас получился? И др.)
- Почему (Наш проект назывался …)
- Объясни (его содержание)
- Предложи (как можно использовать наш лепбук)
- Придумай (другие задания…);
- Поделись (своими впечатлениями от работы над нашим лепбуком).
Педагог бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
СЛАЙД 11. Этапы на СЛАЙДЕ: подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление); реализация: запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.
Уважаемые педагоги, а наиболее яркой технологией используемой на этапе презентации проекта, конечно, является «Шоу технология». Она имеет три основных особенности:
- деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);
- соревновательность на сцене;
- подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.
Фрагмент такой шоу-технологии мы продемонстрируем в ходе игры «Умники и умницы».
СЛАЙД 12, 13, 14 МУЗЫКА к игре.
Объявляю отборочный тур для выбора 3х участников игры:
Угадайте сказочных героев, которые делали добрые дела.
- Эта девочка очень любила свою бабушку, заботилась о ней, и часто приносила ей пирожки (Красная Шапочка).
Предоставляю вам право выбрать дорожку из 3х. На красной дорожке ошибаться нельзя, на зелёной можно допустить 2 ошибки и продолжить путь, на жёлтой дорожке допускается только 1 неверный ответ.
- Этот герой в трудную минуту всегда был рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось общаться даже с Людоедом (Кот в сапогах).
Выбираю 2ого участника.
- Эта девочка, несмотря на свой очень маленький рост, спасла ласточку (Дюймовочка). Выходит 3-ий участник.
Вопросы к игре:
- Какой добрый поступок совершила девочка Женя в сказке В. Катаева «Цветик - Семицветик»? Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю. Это хороший, добрый поступок.
2. Какой поступок совершил мальчик Котька в рассказе Н. Носова «Огурцы» и расскажите, как он потом исправил этот поступок?
Мальчик Котька украл огурцы на колхозном поле. Это плохой поступок.
Он вернул все огурцы сторожу и извинился.
3. Какой отважный поступок совершил мальчик в рассказе Л. Н. Толстого «Котёнок»?
Мальчик закрыл собой котёнка и спас его от собак. Это поступок отважный, хороший.
4. Объяснить поговорки о добре. Расскажите, что они означают.
- Не одежда красит человека, а добрые дела;
5. Объяснить поговорки о добре. Расскажите, что они означают.
- Жизнь дана на добрые дела;
6. Как вы понимаете слово «милосердие»? Что оно подразумевает?
Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна, это готовность делать добро. Это сочувствие, сострадание.
7. А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?
(Все кругом стали бы злыми, жестокими, бессердечными).
8. Что значит бескорыстие, бескорыстный человек?
9. Что сделал мальчик в рассказе В. Осеевой «Просто старушка»?
Мальчик помог незнакомой старушке, которая упала на льду, подняться. Это хороший поступок.
Завершить наш мастер – класс я хочу, используя метод 6 шляп де Боно. Для этого я попрошу вас встать в круг (в центре стоит столик с цветными шляпами) и примерить шляпу того цвета, который вам нравится, а значение каждого цвета вы можете увидеть на экране. СЛАЙД 15.
- Белая — выскажите свое мнение о проведённом мастер-классе.
- Желтая —положительные моменты. (Очень приятно, что вы хотите отметить положительные моменты нашей встречи).
- Черная — отрицательные моменты.
- Красная — какие чувства и эмоции испытали в процессе мастер-класса.
- Зеленая — что нового узнали?
- Синяя — как можно применить в жизни полученные знания?
Мне очень приятно, что полученные знания, вам пригодятся в дальнейшем. СЛАЙД 16. Закончить наш мастер-класс я хотела бы словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Надеюсь, я с этой задачей сегодня справилась, так как я считаю, что как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"
Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий", рассказывает о нетрадиционных технологий в развитии тво...
Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности, личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подго...
Консультация для воспитателей на тему: «Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания».
Консультация для воспитателей на тему:«Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания». Ребёнок уже с самого рождения является п...
Интерактивная игра с педагогами на тему «Организация проектной деятельности с дошкольниками»
Цель: систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду и повышение уровня компетентности педагогов в вопросах проектирования педагогического процесса на ...
Деловая игра на тему «Организация образовательной деятельности с использованием развивающих технологий»
Цель: повышение креативной компетентности педагогов (способность педагога к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач) в организации образова...
Консультация для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности, в условиях реализации программы «Вдохновение»
Образовательная практика в дошкольном учреждении, оптимально поддерживающая образовательно-развивающий потенциал детей, большее значение придает совместным образовательным процессам, ориентированным н...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников путем использования инновационных методик»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников путем использования инновационных методик»...