Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
методическая разработка по обж
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_razrabotka.docx | 111.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
" Научно-методическая разработка по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма"
Педагог дошкольного
образования
МДОУ д/с №25 с. Покойного
Буденновского района
Ставропольского края
Керимова Галимат Имамутдиновна
1. Аннотация
Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т.к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Воспитание безопасности – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится.
2. Введение
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - это проблема всего общества. В настоящее время очень сложно представить себе мир без автомобилей. Дети зачастую не осознают, какую опасность таит в себе мир машин и дорог. Дошкольники не могут в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми и ловкими и быстрыми.
Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает. Причина таких происшествий кроется в непонимании взрослыми важности обучения детей правилам дорожной безопасности и собственной ответственности перед ними. Родители в основной своей массе недооценивают значение периода дошкольного детства, считая его подготовительным этапом к обучению в школе.
В то же время, именно в этот период закладываются основы позитивной социализации, основы безопасности жизни. Роль педагогов заключается не только в том, что бы дать ребенку представление о безопасности на дороге, но и в том, чтобы помочь родителям осознать значимость работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, необходимость активного участия в совместных с дошкольным учреждением мероприятиях.
Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания не только родителей, но и дополнительные образовательные ресурсы. Внедрение качественно новых форм взаимодействия с такими институтами (телемост, интервьюирование, создание тематических видеороликов, акции и так далее) способствует повышению эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Положительные эмоции, получаемые от совместной деятельности детско-взрослого сообщества, взаимопример, сохраняются в сознании ребёнка и переносятся в его дальнейшую взрослую жизнь.
Одним из основных личностных характеристик выпускника дошкольного образовательного учреждения являются инициативность, самостоятельность, устойчивость к стрессам, любознательность. Становление данных качеств невозможно без объективной картины мира и знания безопасного в нем существования. Этим и объясняется особая значимость и актуальность работы по формированию основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. В соответствии с этим нами была разработана программа по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Предложенная программа – способ показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
В данных методических рекомендациях мы предлагаем для сотрудников образовательных учреждений: инструкции ответственных за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; планы работ на год и месяц, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; перечень документации; методы организации работы; описание содержания уголков по правилам дорожного движения. Данные методические рекомендации должны способствовать систематизации непрерывного процесса обучения в образовательных учреждениях, которые построены по принципу «от начальных базовых знаний до сформированных умений и навыков безопасного поведения на дороге». Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении включает в себя не только работу с обучающимися, но и непрерывную работу с родителями, что способствует повышению наглядности собственного примера родителя для ребенка на дороге.
Новизна данной программы состоит в том, что она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Знания закрепляются у детей благодаря организации игр, досугов, прогулок и наблюдений, участие их в конкурсах рисунков. Привлечение родительской общественности в участии данной проблемы через такие формы: "Родительский патруль"; "Экран нарушителя".
Цель методической разработки - формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Данные методические рекомендации предназначены для ответственных за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в любом образовательном учреждении (для заместителей директора, методистов, учителей, учителей ОБЖ, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования). Методические рекомендации помогут облегчить работу и получить результат. Результат - это снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в районе.
Мы с вами в ответе за жизнь каждого ребенка. Безопасность детей – прежде всего забота взрослых. Спасая маленьких граждан, мы заботимся о будущем. Это мы должны научить детей безопасному поведению на дорогах. Уберечь от дорожно-транспортных происшествий.
3. Основная часть
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, а с другой – творческий поиск педагога вместе с детьми выходов из сложных и опасных ситуаций. Решение этой задачи возможно при построении образовательного процесса по трем основным видам деятельности:
-обучение детей теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий);
-самостоятельная творческая работа детей (изучение иллюстраций, выполнение креативных заданий, обучающих и развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной, безопасной ориентации в дорожной среде);
-практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Образовательный процесс должен иметь практическую направленность на обеспечение безопасности детей , формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации применительно к сфере дорожного движения.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДДТТ
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность должна выстраиваться на основании следующих принципов:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для ДОУ – это, прежде всего:
-Нормативно–правовое обеспечение
-Научно–методическое сопровождение
-Разработка программ и рекомендаций
-Создание предметно-развивающей педагогической среды.
Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий. В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом, родителями (законными представителями), общественностью. А в целях повышения эффективности работы по направлению необходимо:
-Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города;
-Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;
-Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;
-На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности и правил дорожного движения.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов, образовательных областей и направлений через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Педагогический процесс дошкольного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах и совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, делается анализ дорожно-транспортного травматизма в районе, городе; обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице.
В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы по формированию у детей безопасного поведения на улице не может быть предложено единой модели планирования. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (используемые программы и методики, материальную базу), а также более широкие – климатические, социокультурные и другие региональные особенности. К работе в данном направлении необходимо привлекать всех имеющихся в ДОУ специалистов и педагогов дополнительного образования. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы.
При планировании не накладываются ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Реализация планирования в каждом дошкольном учреждении может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных направлений работы должен определяться конкретными условиями проживания детей, месторасположением детского сада и маршрутами движения. Безопасность на улице и дорогах актуальней для детей, живущих в городе или посёлках городского типа, а не в сельской местности, поэтому соответствующему разделу в городских детских садах уделяется времени и внимания больше.
Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, села. Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:
-воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;
-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;
-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:
-Ребёнок – пешеход
-Ребёнок – пассажир
-Ребёнок –водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)
Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.
Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. Целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице – оказание помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.
Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ НА УЛИЦЕ
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Направления воспитания безопасного поведения на улице у дошкольников:
-через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети
активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы;
-через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.
Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д.
Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.
Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:
-тематическое планирование позволяет педагогу значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;
-повышается качество работы педагога, открывается больше возможностей для творчества;
-повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными.
Формирование необходимых знаний об окружающей «территории дорожного движения» у детей – важное условие сознательного заучивания правил безопасного поведения на улице. Воспитателю, ведущему специалисту следует помнить, что материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации. В каждом конкретном случае следует продумать форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.
Работу следует вести систематически: не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и так далее). При этом следует учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы, уровень усвоения ими необходимых знаний и умений.
Каждый воспитатель должен проявить инициативу, творчество, учитывать особенности региона, условия учреждения и может создать авторскую систему работы по воспитанию безопасного поведения у воспитанников в своей группе конкретного учреждения.
2.3. ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
С детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно:
1. Избирательный подход к отбору тематики по ОБЖ по принципу от простого к сложному: для детей младшего возраста – одни; для детей среднего возраста – другие; для детей старшего возраста – третьи.
2. Одинаковая тематика по ОБЖ используется для работы в разных группах.
В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей. Следует также учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание материала давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.
Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.
Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.
Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.
Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
2.4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
1. Игровая деятельность:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованные игры;
-игровые практикумы на транспортной площадке.
2. Познавательная деятельность. Занятия. ( Приложение 1)
Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.
На занятиях по развитию речи рекомендуется использовать различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:
-рассматривание картин и иллюстраций;
-составление описательных рассказов по картине;
-составление рассказов из личного опыта;
-разучивание стихотворений;
-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и так далее;
-решение проблемных задач и ситуаций;
-слушание аудиозаписей песенок, сказок;
-просмотр мультфильмов, слайдов.
На занятиях по продуктивным видам деятельности( рисование, аппликация, лепка) целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами, раскрашивать картинки в книжках-раскрасках. В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт. На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме), решать логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины.
Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:
· «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
· «Почему нельзя играть на тротуаре?»
· «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»
· «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
· «Для кого предназначены дорожные знаки?»
· «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
В каждой возрастной группе проводится "Тестирование на предмет изучения компетентности ребенка по вопросам безопасности дорожного движения" (Приложение 2)
В нашем ДОУ работают игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Школа Светофорика», «Азбука пешехода». (Приложение 3)
Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения.
Ежегодно проходят акции, операции «Внимание, дети!», "Будь заметен на дороге!", в рамках которых проводятся дополнительные мероприятия:
- фоторепортажи; коллажи;
- праздники, кукольные спектакли;
- выпускаются сигнальные листовки, газеты;
-оформляются, стенды, уголки тематические;
-проводятся целевые прогулки, экскурсии.
3. Художественная деятельность. Чтение художественной литературы.
Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.
Методика работы с художественным произведением предполагает:
- выразительное, эмоциональное чтение произведения;
- повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;
- беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;
- разучивание рифмованных правил или стихов.
2.5. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности», где размещаются наглядные материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы), необходимые атрибуты. Воспитатели детского сада регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира, и сами были в этом примером. Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.
Одним из способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах являются целевые прогулки, которые проводятся один раз в месяц, где дошкольники получают доступную, объективную информацию от взрослого. С детьми проводятся экскурсии к проезжей части, к перекрестку, проводятся наблюдения за движением транспорта и работой водителя, за работой светофора, за остановочными площадками и за пешеходным переходом. Детей знакомят с назначением дорожных знаков.
В ДОУ оборудуется площадка " Автогородок" для изучения детьми правил дорожного движения. Воспитатели используют эти площадку для тематических занятий.
Работа с родителями- одно из основных направлений в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил
поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
Для совместной работы с родителями по направлению профилактики дорожно-транспортного травматизма был разработан перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.( Приложение 4)
4. Заключение
В заключении стоит отметить, что изучение Правил дорожного движения так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы -пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно -пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея нашей совместной работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
5. Список литературы:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
- Тетушкина Л. А. «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания». Волгоград, 2010
- Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
- Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Максиняева М. Р..
- Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
- Козловская Е. А., Козловский С. А. «Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах», М.: Издательский Дом Третий Рим, 2010
- Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007
- «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2002.
6.Оглавление
I.Аннотация…………………………………………………………………………...2II.Введение……………………………………………………………………………2
III. Основная часть. Содержание образовательного процесса обучению основам безопасности дорожного движения…………………...........................................3-14
IV.Заключение……………………………………………………………………....14
V.Список использованной литературы…………………………………………...16
Приложение 1. ……………17
Приложение 2. ……………..20
"Приложение 1"
Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе
Тема: «Маленькие – пешеходы»
Цель: способствовать формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города, села, научить соблюдать правила дорожного движения.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о своем родном городе, закрепить понятия «улица», «транспорт», «пешеход».
2. Расширить знания о правилах дорожного движения на основе проблемной ситуации.
3. Активизировать словарный запас детей: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, «зебра», перекресток, переулок.
4. Формировать у детей представление об ориентировке на дороге (посмотри налево, посмотри направо).
Методы и приемы: игровая мотивация, художественное слово, беседа, вопросы к детям , наглядный метод, показ, хоровые и индивидуальные ответы детей, поощрение.
Материалы и оборудование: напольные макеты домов, полосы «зебры», знак «Пешеходный переход», макет светофора, ИКТ (мультимидийное устройство).
Ход занятия.
Воспитатель: - Мы живем, в одном из красивых сел Буденновского района. В селе…. (Покойное). Наше село большое, в нем живет много людей. В селе много домов, много улиц. У каждой улицы есть свое название.
А на какой улице живете Вы?
А как называется улице, где расположен наш детский сад?
А что расположено на улицах? (Дома, магазины, аптеки, школы, сады, больницы и так далее).
Улица - это огромный организм, живущий по своим правилам. Стоят дома, спешат люди, движется транспорт по дороге. Какой транспорт Вы видели на улицах города? (Автобусы, газели, легковые машины, специальный транспорт: карета скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина.Во время ответов детей воспитатель показывает картинки с изображением городского транспорта.)
Плохо когда на улице случаются неприятности и происшествия. Чтобы избежать этого, улицы патрулируют наряды полиции, а на проезжей части нашу безопасность обеспечивает светофор или регулировщик.
- Ребята, где должны едут машины? (По дороге.)
-А где ходят люди? (По тротуару.)
Правильно. Чтобы не случилось неприятности, каждый участник дорожного движения должен соблюдать правила. Машины движутся по дороге, проезжай части. А люди - пешеходы должны ходить по тротуару. Тротуар – это часть улицы, предназначенная для движения пешеходов.
По какой стороне тротуары нужно идти? (По правой.) Верно, чтобы не мешать другим пешеходом, нужно помнить идти по правой стороне тротуара.
Вы такие молодцы, ребята. Все знаете! Пора нам отправляться на прогулку. Нужно купить нашей кукле Кате подарок на день рождения. Что мы купим? (Книжку с красивыми картинками.)
Давайте представим, что мы все вместе вышли на улицу, чтобы пойти в магазин за подарком.
Вот дорога, по ней быстро едут машины. Вот тротуар, где идут пешеходы.
- Ребята, а где мы с вами пойдем? (По тротуару.) А по какой стороне нам нужно идти, чтобы не столкнуться и не мешать другим пешеходам? (По правой.) Правильно, молодцы.
- Ребята посмотрите, магазин в котором можно купить книжку для нашей Кати, находится на другой стороне улицы? Что ж нам делать? (Надо перейти улицу.)
Правильно. Я даже знаю стихотворение, как правильно это сделать.
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так-то просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
- Ребята, а что это за зеленый свет? (Сигнал светофора.) А какие сигналы светофора вы знаете? Что они обозначают? (Красный. Желтый. Зеленый. Красный свет - дороги нет, желтый свет - ты стой и жди, а зеленый свет –ИДИ!)
- Но рядом с нами нет светофора? Как же нам перейти улицу? (По пешеходному переходу.)
Правильно, ребята. Пешеходный переход – белые полоски на дороге. Они указывают людям на то, что дорогу нужно переходить только в этом месте. А называются эти полоски пешеходным переходом или по-другому называют его «Зеброй». Как вы думаете почему «зебра»? (Показ слайдов с изображением животного и пешеходным переходом.) А почему полоски именно белого цвета? (Белый цвет хорошо заметен ночью.)
По пешеходному переходу дорогу переходят люди – пешеходы. А чтобы пешеходный переход был виден издалека, придумали дорожный знак «Пешеходный переход». Давайте его рассмотрим. Что вы видите? На нем изображена полоски – это «зебра» и человек, идущий по нему. Переходить дорогу по пешеходному переходу надо правильно. Прежде чем идти, посмотрите налево, нет ли машин, дойдя до середины, посмотрите направо, если нет машин, идите вперед. (Правило перехода через дорогу повторяется несколько раз. Обязательно: повороты головы в левую и правую стороны.)
На пути ребят - дорога,
Транспорт ездит быстро, много.
Светофора рядом нет,
Знак дорожный даст совет.
Надо, чуть вперед пройти,
Там, где «Зебра» по пути.
«Пешеходный переход» -
Можно двигаться вперед.
Ребята, а вы видите знак «Пешеходный переход»? Вот там мы и можем перейти дорогу.
Вот знак «Пешеходный переход», вот «зебра» - белые полоски. Значит, здесь можно перейти дорогу.
Сначала повторим правило: как нужно переходить дорогу? (Посмотреть налево, потом посмотреть направо.)
Правильно, посмотрели налево, нет машин - идем, есть: ждем, когда остановятся, потом идем, дошли до середины, смотрим направо, есть машины, ждем, пока они остановятся, и только тогда идем.
Вот мы и перешли дорогу. Перешли правильно и в правильном месте - по пешеходному переходу. Вот и наш магазин, что ж давайте выберем подарок для нашей куклы Кати. Какие книжки вам нравятся?
Пора возвращаться. И пред нами опять дорога. Как перейдем? (Повторяются правила перехода через дорогу по пешеходному переходу.)
Ну вот мы вернулись с подарком для нашей Кати- красивой книжкой с картинками.
Рефлексия.
Вы, ребята, многому научились и многое узнали. Давайте расскажем кукле Кате, что мы сегодня с вами узнали (Как переходить дорогу, если нет светофора? Что такое пешеходный переход или «зебра»? Как выглядит знак «Пешеходный переход»? Как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу?)
Молодцы, ребята, теперь Вы еще лучше знаете правила дорожного движения. Всегда помните их и выполняйте, потому что эти правила помогут сохранить вам жизнь и здоровье.
За то, что вы такие добрые, отзывчивые, внимательные и хорошо знаете правила дорожного движения, вы награждаетесь приятными подарками (вручение медалей).
Конспект занятия по ПДД в старшей группе
Тема: «Страна Правил Дорожного Движения»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма.
Программные задачи:
-закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;
-систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
-закрепить знания о наземном и воздушном транспорте;
-развивать наблюдательность, зрительную память;
-развивать умение отвечать полным ответом.
Методы и приемы: игровая мотивация, беседа, показ, вопросы к детям, наглядный, художественное слово, индивидуальная работа, поощрение.
Оборудование и материал: картинка с изображением улицы и различных ситуаций на дороге; картинки с изображение дорожных знаков, круги(три цвета) для светофора, ИКТ.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в страну «Правил дорожного движения».
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами гуляем по этой необычной стране. В этой большой красивой стране много улиц. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения. А запомнить их нам поможет наш сегодняшний друг, который и пригласил нас в эту страну.(показ картинки «Светофор») Но для начала, нужно отгадать загадку:
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
Дети: Светофор
Воспитатель: А зачем он нужен, ребята?
Дети: Чтобы регулировать движение
Воспитатель: У светофора есть три сигнала огонька:( показ слайда)
Красный свет - Самый строгий, Стой! Дороги дальше нет, путь для всех закрыт!;
Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения;
Зеленый свет – говорит «Проходите, путь открыт!»
Воспитатель: дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?
Дети: На зеленый свет.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте мы с вами поиграем в игру?
Она называется «Собери правильно светофор». Мне нужен помощник. Кто хочет мне помочь? (выходит один ребенок)
Воспитатель: Ребята, ваша задача – правильно расставить по порядку все цвета светофора. Итак, начинаем!
(ребенок расставляет круги в определенном порядке)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, правильно он сделал?
Дети: Да
Воспитатель: Правильно, садись! А еще светофор приготовил для всех загадки. У него есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?
Дети: Да
Воспитатель: Итак, первая загадка, слушайте внимательно!
1. По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход –
Дети: Пешеходный переход
Воспитатель: ребята, посмотрите, нашего дорожного знака «Пешеходный переход» не хватает. Мне нужен помощник, кто поможет его найти.
(выходит ребенок и выбирает соответствующий знак)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно? Зачем нужен этот знак?
Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу
2. Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дроги нет!
Дети: Движение на велосипедах запрещено
Воспитатель: посмотрите, знака «Движение на велосипедах запрещено» не хватает! Кто поможет его найти? (выходит ребенок )
Воспитатель: правильно ребята, посмотрите? А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно
3. В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно
Этот знак дорожный
Знают все на свете
Будьте осторожны,
На дороге –
Дети: Дети
Воспитатель: Ребята, кто поможет его найти? (выходит один ребенок)
А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети». Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети.
Воспитатель: А где обычно ставят такие знаки?
Дети: Около школ, детских садах.
Воспитатель: Вот видите, сколько помощников на дороге у светофора! А сейчас мы с вами представим, что мы водители. А вы знаете кто это такие?
Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля?
Физминутка «Мы - шоферы»:
(дети должны показывать движения)
Качу, лечу
Во весь опор
(дети шагают)
Я сам-шофер
(имитируют управлением рулем)
И сам – мотор
(круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль
(сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль.
(бег на месте)
Воспитатель: Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?
Дети: наземный, воздушный, водный.
Воспитатель: Какой транспорт относится к наземному виду?
Дети: легковой автомобиль, автобус, троллейбус, грузовик и т.д.
Воспитатель: Какой транспорт относится к воздушному виду?
Дети: самолет, вертолет.
Воспитатель: Какой транспорт относится к водному виду?
Дети: корабль, пароход, теплоход
Воспитатель: молодцы! Давайте мы с вами поиграем в игру «Какой картинки не хватает?». Кто мне поможет? (выходит ребенок)
Воспитатель: Посмотрите, правильно ребята? Какой это вид транспорта? Где он ездит?
Дети: на дорогах
Воспитатель: мне нужен еще один помощник. Здесь тоже не хватает картинки. (выходит ребенок)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, все правильно? Какой это вид транспорта? Где мы можем его встретить?
Дети: в небе
Воспитатель: мне нужен еще один помощник. Здесь тоже не хватает картинки. ( выходит ребенок)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, все правильно? Какой это вид транспорта? Где мы можем его встретить?
Дети: на воде
Воспитатель: Правильно ребята.
Рефлексия.
Воспитатель: Ну что ребята, нам пора отправляться обратно в детский сад. Мы узнали много нового о правилах дорожного движения. Вам понравилось наше путешествие? Что большего всего понравилось? Какие игры вам запомнились?
"Приложение 2"
Тестирование на предмет изучения компетентности ребенка по вопросам безопасности дорожного движения.
Вопросник для проверки уровня знаний детей 3-4 лет по ПДД.
Фамилия, имя ребенка
№ | Вопрос | Ответ ребенка | Баллы |
1. | Что такое дорога? | ||
2. | На какие части делится дорога? | ||
3. | Какие названия улиц ты знаешь? | ||
4. | Что помогает пешеходам перейти проезжую часть? | ||
5. | На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? | ||
Итоговая оценка: |
Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросник для проверки уровня знаний детей 4-5 лет по ПДД.
Фамилия, имя ребенка
№ | Вопрос | Ответ ребенка | Баллы |
1. | Что такое дорога? | ||
2. | Где расположен тротуар? | ||
3. | Как пешеходы должны переходить дорогу? | ||
4. | Для чего нужен пешеходный переход? | ||
5. | Какие дорожные знаки ты знаешь? | ||
6. | Какие сигналы есть у светофора, что они обозначают? | ||
7. | Какие виды транспорта ты знаешь? | ||
8. | Почему нельзя играть на дороге? | ||
9. | Какие правила необходимо соблюдать пассажиру? | ||
10. | Кого называют участниками дорожного движения? | ||
Итоговая оценка: |
Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросник для проверки уровня знаний детей 5-6 лет по ПДД.
Фамилия, имя ребенка
№ | Вопрос | Ответ ребенка | Баллы | |
1. | Как называется часть дороги, по которой движется транспорт? | |||
2. | Как называется часть дороги, отведенная для пешеходов? | |||
3. | Кого называют пешеходом? | |||
4. | Как безопасно перейти дорогу? | |||
5. | Кого называют водителем? | |||
6. | Какие виды транспорта ты знаешь? | |||
7. | Что обозначает сигналы светофора для пешеходов и водителей? | |||
8. | Почему нельзя играть на дороге? | |||
9. | На каких автомобилях устанавливают сигнал «Сирена»? | |||
10. | Для чего вдоль дорог поставлены знаки? | |||
11. | Какие дорожные знаки тебе известны, что они обозначают? | |||
12. | Какие правила необходимо Соблюдать пассажиру маршрутного транспорта? | |||
13. | Как влияют погодные условия на движение транспорта и пешеходов? | |||
14. | Что такое дорожные ситуации- «ловушки»? | |||
15. | Как перейти дорогу у остановки маршрутного транспорта? | |||
Итоговая оценка: |
Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросник для проверки уровня знаний детей 6-7 лет по ПДД.
Фамилия, имя ребенка
№ | Вопрос | Ответ ребенка | Баллы |
1. | Что такое дорога? | ||
2. | Как регулируется движение на дороге? | ||
3. | Какие сигналы светофора ты знаешь, что они обозначают? | ||
4. | Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры? | ||
6. | Как называется человек, который регулирует движение на дороге? | ||
7. | Что помогает ему управлять движением? | ||
8. | Для чего нужны дорожные знаки? | ||
9. | Какие дорожные знаки ты знаешь? | ||
10. | Где должны передвигаться пешеходы? | ||
11. | Что такое перекресток? | ||
12. | Где и как нужно переходить дорогу? | ||
13. | Как обозначается пешеходный переход? | ||
14. | Какие пешеходные переходы ты знаешь? | ||
15. | Где движутся автомобили? | ||
16. | Перечисли причины, по которым происходят ДТП с участием детей? | ||
17. | Какие виды маршрутного транспорта ты знаешь? | ||
18. | Где пассажиры ожидают маршрутный транспорт? | ||
19. | Какие ты знаешь правила поведения в транспорте? | ||
20. | Какие дорожные ситуации-«ловушки»ты знаешь? | ||
Итоговая оценка: |
Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Перечень знаний и умений по ПДД выпускников дошкольного образовательного учреждения.
Должны знать:
- Основные части дороги–проезжая часть, тротуар,обочина кювет, разделительная полоса.
- Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где– транспорт.
- Общие правила безопасной ориентации на дороге:
- не переходить проезжую часть дороги наискосок, а перекресток- по диагонали;
- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части;
- не стоять близко у края тротуара, а также спиной к проезжей части;
- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, и лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, постоянно контролируя дорожную обстановку;
- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололеде, при плохом освещении и в вечернее время;
- дорогу нужно переходить, но не перебегать.
- Светофоры транспортные и пешеходные, значение сигналов светофора.
- Дорожные знаки и их значение:1.22 и5.19.2«Пешеходный переход»(их отличие),1.23«Дети»,4.5«Пешеходнаядорожка»,5.16«Местоостановкиавтобусаи троллейбуса»,5.21«Жилая зона»(и«Конец жилой зоны»),6.6«Подземный пешеходный переход»,6.7«Надземный пешеходный переход»,7.12«Пост дорожно-патрульной службы»,7.13«Милиция».
- Правила перехода дороги по пешеходным переходам со светофором и без светофора, вне перекрестков и на перекрестках.
- Где можно и где нельзя играть детям, и как безопасно играть в подвижные игры.
- Требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются.
Должны уметь:
- Правильно двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны.
- Определять наиболее опасные для пешеходов участки дорог, и места, где не следует переходить дорогу(вблизи крутых поворотов дороги; при наличии крупногабаритных транспортных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги;
- на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.п.).
- Занимать правильное положение на дороге: прямо перед собой – пешеходный переход, напротив– светофор.
- Выбирать наиболее безопасные маршруты движения (до детсада, школы и др.).
- Безопасновыполнятьпереходдорогпообозначеннымпешеходнымпереходамв сопровождении взрослых.
- Оценивать скорость и направление движения автомобилей.
- Определять безопасные для пешехода расстояния до движущегося транспорта.
- Практически применять три главных правила безопасности на дороге:
1.Невыходитьнапроезжуючасть«сходу».Всегдаприостановиться,осмотреться с поворотом головы и прислушаться.
2.Не выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или другой помехи обзору.
3.Не отвлекаться, пока не закончишь переход дороги, даже если кто-то позовет.
- При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе дороги в местах интенсивного движения транспорта.
"Приложение 3"
ПРОЕКТ
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Наука безопасности – от мала до велика»
Паспорт проекта:
Тема инновационного проекта | Разработка и внедрение системы работы ПДД и профилактика ДТТ в МДОУ д/с № 25 «Солнышко» села Покойного Будённовского района |
Руководитель инновационного проекта | Овчаренко Г.В. –заведующий МДОУ д/с №25»Солнышко» с. Покойного |
Разработчики инновационного проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации) | Овчаренко Г.В.- заведующий; Старший воспитатель Керимова Г.И. МДОУ №25 «Солнышко» с. Покойного |
Исполнители проекта | Педагоги, родители, воспитанники МДОУ №25 «Солнышко» с Покойного, волонтёры кружка «Зеленый огонек» и «Радетельский патруль», ГИБДД представитель старший лейтенант Иванова Е.В.инспектор Курилов А.А. ЮИД «Светофорик» МОУ СОШ № 1 села Покойного. |
База реализации инновационного проекта | Инновационный проект реализуется на базе МДОУ №25 «Солнышко» с Покойного Будённовского района |
Сроки реализации инновационного проекта | Долгосрочный |
Область изменения | Процесс воспитания дошкольников формирования устойчивых навыков осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города. Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах детской безопасности; Привлечение внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах. |
Продукт деятельности проекта | Методические разработки, которые рассматриваются, как система; Мероприятия с, детьми, совместные мероприятия с родителями и детьми; Экспресс - тест для родителей; Памятки для родителей; Картотека игр по ПДД; Картотека бесед с детьми; Уголки безопасности в группах; Разработки практических занятий в автогородке; Контрольно-диагностический материал по ПДД Тест для детей в устной форме вопросы, практическое задание в Автогородке . Итогом вручается воспитанникам диплом «Юный пешеход», родителям «Лучший академик дорожных наук». |
ПРОЕКТ
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Наука безопасности – от мала до велика.»
Девиз проекта: «Безопасность – это жизнь, знать о ней ты ленись!»
Данный проект адресован: педагогам дошкольных учреждений, руководителям кружков, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и имеет широкий развивающий аспект, его можно использовать через дополнительное образование – кружковую деятельность - что позволяет расширить сектор воспитательно-образовательной деятельности. В данном проекте использовалась новая форма «Экран – нарушителей»; «Дорожный патруль родителей».
Актуальность нашего проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного, систематического руководства со стороны взрослых.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы.
Проект направлен на всестороннее развитие ребенка, посредством приобщения его к формированию культуры поведения на дороге. Воспитание грамотного участника дорожного движения – составляющая воспитания человека нового типа, пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост ДТП будет расти. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща – детский сад, родители, ГИБДД. Вот почему с самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
Участники проекта: педагоги, дошкольники ДОУ, Агитбригада «Зеленый огонёк», ЮИД «Светофорик» МОУ СОШ № 1, родители, сотрудники ГИБДД.
Цель проекта: создание условий для эффективного взаимодействия ДОУ и социальных партнёров по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей и родителей; приобщение детей к дорожной культуре поведения через ознакомление с правилами дорожного движения. При взаимодействии детского сада и социальных партнеров познакомить и приобщить ребенка к дорожной культуре поведения; способствовать работе по профилактике ДТП, которая направлена на формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города
Задачи для педагогов: Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, по вопросам внедрения новых эффективных форм работы с дошкольниками по формированию у них навыка безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи для родителей: Активизировать работу по пропаганде безопасности дорожного движения среди родителей, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Создать условия для привлечения родителей в организацию образовательного пространства, формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
Задачи для партнеров: Развивать социально-педагогическое партнёрство с ГИБДД, ЮИД МОУ СОШ № 1села Покойного, родительской общественностью в вопросах профилактики детского дорожнотранспортного травматизма.
Задачи для дошкольников:
Образовательные: Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения о ее миссии.Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие: Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков. Закреплять с детьми практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
Воспитательные: Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Этапы работы над долгосрочным проектом.
Предварительный этап.
•Обсуждение идеи с представителями ГИБДД и с членами родительского комитета.
•Выбор темы и ее расширенные методические разработки.
•«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в
области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге).
Организационный этап.
• Изучение ПДД.
• Анкетирование родителей и детей по проблеме.
• Разработка мероприятий.
• Создание творческих групп из учащихся.
• Выбор видов и форм деятельности для всех участников проекта.
Практический этап.
Продукт проекта:
- Методические разработки, которые рассматриваются, как система;
- Мероприятия с, детьми, совместные мероприятия с родителями и детьми;
- Экспресс - тест для родителей;
- Памятки для родителей;
- Картотека игр по ПДД;
- Картотека бесед с детьми;
- Уголки безопасности в группах;
- Разработки практических занятий в автогородке;
- Контрольно-диагностический материал по ПДД
- Тест для детей в устной форме вопросы, практическое задание в Автогородке .
- Итогом вручается воспитанникам диплом «Юный пешеход», родителям «Лучший академик дорожных наук».
Ожидаемые результаты
• Овладение базовыми правилами поведения на дороге.
• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
• Развитие творческих способностей.
• Формирование устойчивого познавательного интереса.
• Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой.
• Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
• Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам.
• Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
• Привлечения родителей в организацию образовательного пространства, формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи социальными партнерами.
При организации работы данного проекта по обучению детей правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма выделяются следующие основные аспекты:
- Ребенок-пешеход;
- Ребенок – пассажир в автомобиле,общественного транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката и других).
В ходе проекта были разработаны следующие формы организации работы с участниками образовательного процесса:
- Организационно- педагогическая работа включает в себя:
- Организационно - методическую деятельность по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма с социальными институтами, общественностью, педагогическими кадрами, дошкольниками, родителями;
- Распространение передового педагогического опыта по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге.
- Методическая работа с кадрами:
- Обучение педагогов правилам дорожного движения;
- Расширение знаний о формах и методах работы с детьми;
- Организация различных видов деятельности с детьми;
- Методические мероприятия: семинары, семинары-практикумы, педагогические пробеги, брейн-ринги, мастер-классы, деловые игры, дни открытых дверей, педагогические и творческие мастерские, конкурсные мероприятия, тестирования, анкетирования, лектории.
- Работа с детьми:
- Практические занятия, на модулях в группах в зоне изучения ПДД, на территории Автогородка «ПДД и Я», под руководством взрослого – вождение транспортных средств, ориентировка по дорожным знакам, выполнение заданий;
- Разработка и презентация проектов, беседы, составление рассказов. Чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность, игры, моделирование, целевые прогулки, культурно-досуговая деятельность, труд по расстановке и уборке игрового оборудования.
- Создание предметно-развивающей среды:
- Смотры, конкурсы, выставки (изготовление лучшей дидактической игры, самого интереса макета по ПДД, оснащение родительских уголков).
- Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Проведение тематических акций: «Обращение к водителям», «Обращение к пешеходам»;
- Привлечение родителей к участию в творческих конкурсах: конкурс рисунков «Дорога глазами взрослых и детей», «За безопасность дорожного движения – всей семьей», «Мой друг Светофорчик».
- Организация семейных творческих мастер-классов;
- Проведение родительских собраний, клубов, семейных гостиных;
- Наглядность для родителей: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками.
- Экран нарушителей;
Сетевое взаимодействие с учреждениями социума:
-ГИБДД; Инспектором закрепленным за ДОУ;
-Домом культуры;
-Автошколой;
-Средствами массовой информации;
-Образовательными учреждениями села Катасона МДОУ № 8 и МОУ СОШ № 1.
В основу работы дошкольного учреждения входит программа ДОУ «Азбука–пешеходных наук» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма. Разработанный перспективный план по всем возрастным группам. Совместные профилактические мероприятия. Работа кружка и агитбригады «Зеленый огонёк». Ежедневно проводятся согласно возрастным особенностям с отметкой в плане «Минутки Безопасности». Выпускается газета ДОУ «Карапуз» - по данной тематике.
"Приложение 4"
Перспективный план работы с родителями по ПДД
Сентябрь
- Видеосюжеты-ситуации с родителями «Безопасные дороги – детям! » (для родительских собраний) ;
- Выставка «По дороге в детский сад» (рисунки, аппликации, поделки совместно с родителями) .
Октябрь
- Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки? »;
- Спортивно-познавательный досуг с родителями «Запрещается - разрешается!»;
- консультация для родителей «Улица глазами детей».
Ноябрь
- семейный конкурс рисунков по правилам дорожного движения;
-Предложить родителям принести иллюстрации, различный материал о ПДД, для создания альбома в группе «Мы учим правила движения».
Декабрь
- занятие-викторина «Школа пешехода»;
- консультация «Что читать детям о ПДД».
-Оформление книжной выставки для родителей по правилам дорожного движения.
Январь
- Создание альбома «Мы учим правила движения»;
-Клуб веселых и находчивых «Веселый перекресток».
-Консультация «Ребенок и дорога».
-Разбор с родителями дорожных ситуаций.
Февраль
- Семейный мастер-класс «Светофорная наука»;
- Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле».
-Привлечь родителей к пополнению группы материалами по ПДД.
Март
-Папка – передвижка «Дорога без опасности».
-Познавательное развлечение по ПДД «Путешествие по стране дорожных знаков» (с участием родителей)
Апрель
-Оформить стенд для родителей «Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти».
-Конкурс стихов по ПДД.
-Анкетирование родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения?».
Май
- Консультация «Как знакомить детей с ПДД».
- Выставка совместных рисунков «Дети и дорога».
- Обсуждение с родителями маршрутов безопасного движения от дома до детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки светофора (Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Пропаганда правил дорожного движения у дошкольников, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах....
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма " Мы в безопасности"Пояснительная записка.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - это про...
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность профилактики ДДТТ....
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (памятка)
Памятка по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма...
Методическая разработка. Планирование " Профилактик детского дорожно – транспортного травматизма". Средняя группа.
Методическая разработка. Планирование "Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма". Средняя группа....
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
Данная методическая разработка направленна на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Необходимо формировать у детей с раннего возраста умения быть осмотрительным и осторожным. В да...
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Приключения Буратино и его дорожная азбука"
Методическая разработка предполагает организацию детской деятельности в форме игры – приключения, где дети знакомят главного героя с азбукой безопасности, в доступной им форме осваивают правила ...