Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "
методическая разработка по обж (старшая группа)
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма " Мы в безопасности"
Пояснительная записка.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - это проблема всего общества. В настоящее время очень сложно представить себе мир без транспорта. Дети зачастую не осознают, какую опасность таит в себе мир машин и дорог. Дошкольники не могут в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрее и сильнее.
Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает. Причина таких происшествий кроется в непонимании взрослыми важности обучения детей правилам дорожной безопасности и собственной ответственности перед ними. Родители в основной своей массе недооценивают значение периода дошкольного детства, считая его подготовительным этапом к обучению в школе.
Одним из основных личностных характеристик выпускника дошкольного образовательного учреждения являются инициативность, самостоятельность, устойчивость к стрессам, любознательность. Становление данных качеств невозможно без объективной картины мира и знания безопасного в нем существования. Этим и объясняется особая значимость и актуальность работы по формированию основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Цель : профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством формирования основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде дошкольников.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о разных видах транспорта.
2. Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Расширять знания детей о работе сотрудников дорожной инспекции.
3. Способствовать развитию практических навыков ориентирования в дорожно-транспортной среде, сигналах светофора, разметки дороги.
4. Расширять словарный запас по дорожной лексике.
5. Развивать познавательный интерес, умение своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
6. Активизировать работу по правилам дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Формы и режим занятий:
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:
- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiches.razrab.docx | 9.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Егорова Татьяна Дмитриевна
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма " Мы в безопасности"
Пояснительная записка.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - это проблема всего общества. В настоящее время очень сложно представить себе мир без транспорта. Дети зачастую не осознают, какую опасность таит в себе мир машин и дорог. Дошкольники не могут в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрее и сильнее.
Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает. Причина таких происшествий кроется в непонимании взрослыми важности обучения детей правилам дорожной безопасности и собственной ответственности перед ними. Родители в основной своей массе недооценивают значение периода дошкольного детства, считая его подготовительным этапом к обучению в школе.
Одним из основных личностных характеристик выпускника дошкольного образовательного учреждения являются инициативность, самостоятельность, устойчивость к стрессам, любознательность. Становление данных качеств невозможно без объективной картины мира и знания безопасного в нем существования. Этим и объясняется особая значимость и актуальность работы по формированию основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Цель : профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством формирования основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде дошкольников.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о разных видах транспорта.
2. Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Расширять знания детей о работе сотрудников дорожной инспекции.
3. Способствовать развитию практических навыков ориентирования в дорожно-транспортной среде, сигналах светофора, разметки дороги.
4. Расширять словарный запас по дорожной лексике.
5. Развивать познавательный интерес, умение своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
6. Активизировать работу по правилам дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Формы и режим занятий:
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:
- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Методы и приемы работы с детьми:
- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-имитации и др., игровые упражнения;
- Моделирование и решение заданных проблемных ситуаций;
- Решение логических задач;
- Беседы, дискуссия;
- Наблюдение;
- Чтение художественной литературы;
- Инсценировки;
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
Формы работы с родителями:
- Анкетирование;
- Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации, взаимодействие через интернет-сайт учреждения);
- Родительское собрание;
- Фотовыставки, выставки рисунков;
- Информационные стенды по ПДД;
- Памятки, буклеты, презентации для родителей;
Участники программы:
- Дети дошкольного возраста
- Родители.
Сроки реализации программы: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
Ожидаемые результаты:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса;
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Основное:
«Здравствуй, улица!»
«Пешеходный переход»
«Островок безопасности»
«Правила перехода проезжей части»
«Не играй на переходе»
«Запрещающие дорожные знаки»
«Предупреждающие дорожные знаки»
«Информационные дорожные знаки"
«Безопасная прогулка»
«Специальные машины: скорая помощь»
«Специальные машины: полиция»
«Специальные машины: пожарная машина»
«Специальные машины: дорожная служба»
«Кто заменит светофор?»
«Регулировщик»
«Дорожные опасности»
«Пешеход»
«Дорожные ситуации»
«Пристегни ребенка или безопасная поездка»
«Безопасный перекресток»
«Наземный транспорт»
«Правила поведения в общественном транспорте»
«Правила движения достойны уважения"
Дидактическая игра «Что будет если…»
Развивающая игра «Что изменилось?»
Выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Развивать произвольное внимание, наблюдательность, умение понятно строить свой ответ. Сентябрь
Моторные игры «Мчатся машины», «Идем, едем, играем».
Дидактическая игра «Угадай транспорт».
Основные правила на дороге. Специальные сигналы транспортных средств. Приоритеты на дорогах. Развивать внимание, память, умение изменять движение по сигналу; закреплять представление о скорости передвижения автомобилей по улицам города.
Закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Октябрь
Дорожные ловушки в период осенних каникул.
Моделирование проблемных ситуаций «Дорога без препятствий».
Отрицательные факторы, влияющие на детей. Возможные опасные дорожные ситуации с детьми.
Разработать безопасный маршрут от дома до детского сада; учить ориентироваться в дорожных ситуациях, возникающих по пути из дома в детский сад Ноябрь
Велосипедист - участник дорожного движения.
Игра-моделирование «Моя улица». Требования к движению велосипедистов по проезжей части дорог. Предупредительные сигналы, подаваемые велосипедистом при движении. Движение колонны велосипедистов. Общее устройство велосипеда.
Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта. Июнь – июль
Игра-тренинг «В автобусе, в трамвае». Закрепить представления о правилах безопасного поведения в общественном транспорте. Август
Дорожные ловушки в период зимних каникул.
Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно».
Отрицательные факторы, влияющие на детей. Возможные опасные дорожные ситуации с детьми.
Закрепить у детей знание правил дорожного движения; расширять знания детей о правилах поведения на улице; учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах. Декабрь
Автомобиль: вчера, сегодня, завтра.
Обучающая игра «Дорожники».
История развития автотранспорта. Великие изобретатели. Современная классификация автомобилей. Автомобильные эмблемы.
Помочь научиться понимать дорожную символику и ее специфику на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность; развивать логическое мышление. Январь
Движение автомобиля.
Игра-тренинг «Опасно – не опасно». Правостороннее и левостороннее, одностороннее и двустороннее дорожное движение. Дороги нашего населенного пункта. Элементарные вопросы движения транспортных средств. Предупредительные сигналы водителей. Влияние погодных условий на движение автомобиля.
Закрепить представления детей о правилах безопасного поведения в транспорте. Февраль – март
Опасности на дороге.
Моделирование проблемных ситуаций «Научим Незнайку ПДД».
Виды опасности и опасных участков дороги: по видимости, по состоянию дорожного покрытия, по форме дорог. Дорожные знаки, обозначающие опасные участки дороги. Опасности на дороге в зависимости от времени суток и времени года. Советы пешеходу и водителю. Светоотражающие элементы для транспорта и пешеходов.
Закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; учить анализировать опасные ситуации, возникающие на дороге, и находить способ их избегать; развивать умение формулировать свои мысли. Апрел
Развивающая игра «Что я видел?»
Развивать произвольное внимание, сосредоточенность; закреплять правила поведения на дороге.
Игра-тренинг «Ты как поступаешь?» Травмы при ДТП. Состав автомобильной аптечки. Классификация ран и их осложнений. Виды и характеристика кровотечений.
Закреплять правила безопасного поведения на проезжей части. Октябрь - ноябрь
Сюжетно-ролевая игра «Я – регулировщик»
Моделирование проблемных ситуаций (на макете).
Площадка для практических занятий по ПДД. Ее основные элементы. Закрепление знаний ПДД.
Формировать представление о профессии регулировщика.
Учить анализировать опасные ситуации на дороге. Развивать речь, поощрять стремление рассуждать. Декабрь – январь
Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
Закреплять навыки культурного и безопасного поведения на улице и в транспорте.
Учить ориентироваться на схеме. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Февраль – апрель
Развивающая игра «Что? Где? Откуда?»
Итоговое занятие. Повторить и закрепить знания детей о ПДД.
Оценка работы объединения. Определение уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Май
Анкетирование родителей по теме:
«Я и мой ребенок на улицах города»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с правилами дорожного движения.
1. Считаете ли Вы необходимым в детском саду знакомить детей с правилами безопасного дорожного движения? Если да, то укажите, с какого возраста
2. Ваш ребенок знает:
• свой домашний адрес
• номер телефона
• названия города
3. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:
• пешком
• на транспорте
4. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:
• переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке
• переходите дорогу там, где Вам кажется удобно
5. Кто научил ребенка соблюдать Правила дорожного движения
• детский сад
• вы сами
• бабушка, дедушка
6. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?
• ежедневно
• иногда
• очень редко
• не говорим на эту тему
7. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте:
• не сорит в салоне
• не шумит
• садится на свободное сиденье
8. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:
• будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны
• неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители
• будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны
9. Какую помощь Вы хотели бы получить по данному вопросу? (Укажите
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки светофора (Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Пропаганда правил дорожного движения у дошкольников, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах....
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность профилактики ДДТТ....
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (памятка)
Памятка по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма...
Методическая разработка. Планирование " Профилактик детского дорожно – транспортного травматизма". Средняя группа.
Методическая разработка. Планирование "Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма". Средняя группа....
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
Данная методическая разработка направленна на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Необходимо формировать у детей с раннего возраста умения быть осмотрительным и осторожным. В да...
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Приключения Буратино и его дорожная азбука"
Методическая разработка предполагает организацию детской деятельности в форме игры – приключения, где дети знакомят главного героя с азбукой безопасности, в доступной им форме осваивают правила ...
Методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Азбуку дорожную знать каждому положено» для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей детских учреждений, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жи...