Конспект. Экскурсия в музей пожарной безопасности.
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

трусова юлия михайловна
Цель: Обобщение представлений детей о правилах пожарной безопасности. 
 
Программные задачи
 
1. Образовательные:
- познакомить с историческими фактами развития пожарной службы в России;
- закрепить с детьми причины возникновения пожароопасных ситуаций и правила поведения во время пожара;
- формировать представление о средствах пожаротушения;
- формировать представление об условиях пожарной безопасности, созданных в детском саду. 
 
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес, слуховое и зрительное внимание;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
 
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, потребность в соблюдении правил безопасного поведения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_muzey_pozharnoy_bezopasnosti.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица»

Конспект организованной образовательной деятельности

по формированию основ безопасности жизнедеятельности

в подготовительной к школе группе

Тема «Экскурсия в музей пожарной безопасности»

Разработала:

воспитатель 1 категории

                                                                                                                                                      МАДОУ «ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»

        Трусова Ю.М.

Рубцовск, 2022 г.

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог (ФИО) Трусова Юлия Михайловна

Образовательная область социально-коммуникативное развитие  Возрастная группа подготовительная к школе

Тема занятия «Экскурсия в музей пожарной безопасности»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие,  познавательное развитие

Цель: Обобщение представлений детей о правилах пожарной безопасности.

Программные задачи

  1. Образовательные:

- познакомить с историческими фактами развития пожарной службы в России;

- закрепить с детьми причины возникновения пожароопасных ситуаций и правила поведения во время пожара;

- формировать представление о средствах пожаротушения;

- формировать представление об условиях пожарной безопасности, созданных в детском саду.

  1. Развивающие:

- развивать познавательный интерес, слуховое и зрительное внимание;

- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, потребность в соблюдении правил безопасного поведения.

Формы организации совместной деятельности: чтение стихотворения, просмотр мультфильма, дидактическая игра, беседа, работа с плакатом, рассказывание сообщений детьми, рассказ воспитателя, выставка, сюрпризный момент.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации: наглядные: просмотр мультфильма, рассматривание плаката, экспонатов;

словесные: беседа, объяснение, рассказ, сообщения детей;

игровые: дидактическая игра.

Оборудование: Ноутбук, проектор, коробки (спички, петарды, бенгальские огни, хлопушки), елка, конверт, макет «Пожарная каланча», макет «Лошадь с телегой», пожарная машина, таблички-номера телефонов (01, 101), стационарный телефон, сотовый телефон, ведро с водой, ящик с песком, ящик с землей, муляж «Огнетушитель», макет «Пожарный щит», плакат «Опасности в быту», магниты, сигнальные карточки, медали, тетради «Пожарная безопасность».

Предварительная работа: беседы с детьми на темы: «Спички детям не игрушка», «О пожароопасных приборах и предметах в детском саду и дома», «Правила пожарной безопасности дома и на улице»; рассматривание плакатов по пожарной безопасности; просмотр мультфильмов «Аркадий Паравозов спешит на помощь», «Смешарики. Азбука пожарной безопасности», «Фиксики. Огнетушитель»; просмотр презентации «Не играй с огнем!»; чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Дядя Степа», «Кошкин дом», Л.Толстой «Пожарные собаки»; дидактические игры: «Диалоги по телефону 01», «Горит- не горит», «Огонь-друг-огонь-враг»; подготовка сообщений с детьми.

  1. Организационный момент

Цель: организация внимания детей, введение в тему

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в группу, встают в полукруг здороваются с гостями.                                                              

Дети подходят к елке.

Дети убирают коробки, петарды, бенгальские огни.

Дети отвечают на вопросы.

- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же здесь произошло? Спички, петарды. Неужели кто-то из нашей группы принёс всё это в детский сад.

Нужно скорее, убрать здесь все, ведь у нас гости.

Постойте, здесь ещё какой-то конверт. Кажется, он немного обгорел. Давайте, прочитаем, что там написано.

Воспитатель читает:

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук поджигаем -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке уху сварить.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для забавы вам нужны.

- Ой, ребята, ничего не понимаю. Какие странные советы в этом письме.

- Вы согласны, что спички – это игрушка? Что может случиться, если играть со спичками? (Может случиться пожар.)

- Чем опасен пожар? (Может сгореть дом, предметы быта, лес, человек, животные.)

Постановка игровой задачи

- Я предлагаю отправиться в современный музей «Пожарной безопасности», чтобы вспомнить о пользе и вреде огня, поговорить о пожароопасных ситуациях и как себя в них вести.

На полу возле елки замечают спичечный коробок, коробка от бенгальских огней, петарды.

Педагог находит конверт, читает письмо.

  1. Основная часть

Цель: Обобщение представлений детей о правилах пожарной безопасности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проходят в зал, садятся на стульчики.

Дети отвечают на вопросы педагога.        

Дети проходят в следующий зал, встают в полукруг.

Предположения детей.

Дети рассматривают экспонаты, отвечают на вопросы педагога.

Дети рассматривают экспонаты, отвечают на вопросы педагога.

Предположения детей.

Дети подходят к доске, встают в полукруг, рассматривают картину. Находят и отмечают пожароопасные ситуации, объясняют свой выбор.

Дети садятся на стулья.

Предположения детей.

Предположение детей.

Предположение детей.

Дети обращают внимание на ручной извещатель.

Дети обращают внимание на красный круг.

- Первый зал в нашем современном музее – это «Кинотеатр». 

Просмотр мультфильма

- Проходите, присаживайтесь на стульчики. Предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется «Невесёлые петарды».

 

- Как вы считаете, какие правила безопасности были нарушены?  (Смешарики подожгли петарды в доме.)

- Что случилось? (Пожар)

- Ребята, детям самим, без взрослых, ни в коем случае нельзя пользоваться хлопушками, петардами или бенгальскими огнями. Поджигать их в помещении запрещено, потому что после того, как мы подожгли петарды или фейерверки мы не можем управлять их движениями. Вы правильно сказали, что может случиться пожар, но ещё можно получить травму.

- Пора отправляться в следующий зал, который называется «Исторический зал».

Знакомство с экспозициями музея

- Здесь мы узнаем о некоторых исторических фактах. Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее. (Громко не разговаривать. Экспонаты можно рассматривать, но не трогать руками.)

- «Противопожарная служба – одна из первых государственных служб в России. До наших дней дошли сведенья о пожарах, которые сжигали целые города. Пожар в России считался большим, если сгорало больше половины города. О пожаре, который уничтожал 3-4 дома, даже не упоминалось. Наказание за поджог было очень суровое. Как вы думаете, почему? (Раньше все здания были деревянные, поэтому огонь быстро распространялся.)

- За несколько часов пожар мог уничтожить часть города, выращенный урожай, животных, а времени на восстановление: постройку домов, предприятий, выращивание растений – уходило очень много. Ни один год нужно было потратить, чтобы восстановить то, что уничтожено огнём.

- В давние времена люди не умели обращаться с огнём, поэтому он приносил много бед. Со временем люди научились обращаться с ним и он стал другом и помощником.

- Предлагаю рассмотреть представленные экспонаты.

- Ребята, вот эта конструкция называлась каланча. Может быть кто-то знает для чего раньше делали такую башню?

- Всё верно. Раньше каланчой называли высокую сторожевую башню пожарной части, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же бил в колокол, тем самым оповещал пожарных, и население города о пожаре. Люди бросали свои дела, брали вёдра и бежали к месту пожара, чтобы помочь его потушить.

- А как поступают сегодня, если случается пожар? Что нужно сделать? (Позвонить пожарным по номеру 01)

- Конечно, надо позвонить по телефону 01. Если это мобильный телефон, то надо набрать 101.

- Давайте повторим хором: с домашнего телефона, по какому номеру надо звонить? (01)

- А с мобильного телефона? (101)

- Что надо сообщить, когда вы вызываете пожарных? (Свою фамилию, имя и домашний адрес.)

- Давайте рассмотрим следующую экспозицию.

-  Посмотрите, вот так на телеге раньше пожарные добирались до пожара. На телеге была установлена бочка с водой и, погоняя лошадь, пожарные добирались до нужного места, где с помощью вёдер водой заливали огонь.

- А как сегодня добираются до места пожара? (Сейчас до места пожара добираются на пожарной машине.)

- Всё верно, пожарные добираются до места пожара на специальной машине.

- Почему пожарная машина красного цвета? (Цвет огня, опасности.)

- Кроме того красный цвет яркий и хорошо виден издалека. А чем ещё привлекают внимание пожарные машины, чтобы другие водители уступили им дорогу?  (Световым и звуковым сигналом.)

- Световой сигнал и сирена включаются в машине, в момент следования к месту пожара. Эти сигналы предупреждают водителей, что надо уступить дорогу.

- Зачем на пожарной машине лестница? (Если пожарные не могут попасть в квартиру через дверь, то с помощью лестницы спасатели забираются на высокие этажи и попадают в квартиру через окно.)

- Перед вами средства тушения пожара, которые использовали раньше: это вода, песок, земля. По возможности огонь заливали водой, которую таскали ведрами или возгорание засыпали землёй или песком.

- Кто знает, что это такое? И для чего это предназначено? (Огнетушитель, средство тушения пожара.)

- Всё верно – это огнетушитель. Специальное устройство для тушения пожара. Внутри баллона находится средство, которое тушит огонь. Например, пена. В нашем детском саду имеются порошковые огнетушители. Такими огнетушителями можно тушить даже электроприборы.

- Раньше на фабриках и заводах, а так же вблизи предприятий можно было увидеть пожарные щиты. Сейчас такие щиты располагаются в местах, где нет пожарного водопровода и начать тушить возгорание с помощью водопроводной воды нет возможности. Например, на базах отдыха в лесу.

- Какие предметы вам знакомы и как их применяют?

Сообщения детей:

- Лопата. С ее помощью удобно быстро разбирать завалы, выносить горячий мусор из помещения, отодвигать горящие элементы.

- Огнетушитель (средство пожаротушения).

- Топор. При помощи него можно разрубить замок, выбить деревянную дверь, освободить людей, запертых в помещении.

- Багор – применяется для разборки стен, перегородок, горячих и горящих предметов в помещении. Им можно сваливать печи, трубы, растаскивать горящие материалы.

- Пожарный лом –   с его помощью можно вскрыть запертую дверь, иногда при помощи лома удается освободить людей из завалов, снять с окон решетки, особенно важно это тогда, когда выход через двери уже перекрыт огнем.

- Ящик для песка – хранилище песка, эффективное средство в борьбе с огнем.

- Конусное ведро – небольшая емкость, позволяющая быстро и удобно доставить песок либо воду к очагу возгорания.

- Ребята, а как вы думаете, почему ведро пожарных необычной формы?

- Считается, что конусообразными ведрами удобнее и быстрее зачерпнуть песок из пожарного ящика, вода меньше расплескивается. А когда зимой в пожарной бочке вода покрывается корочкой льда, вершиной конусного ведра легко его пробить.        

- Молодцы, вы очень внимательные.

- Следующий зал, в который я предлагаю вам пройти, называется «Картинная галерея»

Рассматривание плаката

- Перед вами картина «Опасности в быту». Рассмотрите её и, с помощью красных магнитов, отметьте, какие ситуации, могут привести к пожару.

- Ребята, вы нашли все опасности, которые могут подстерегать человека в быту. Запомните их и следите, чтобы таких ситуаций не случалось в вашей жизни.

- Наша экскурсия в музей пожарной безопасности подошла к концу.

- Предлагаю вернуться в нашу группу. Присаживайтесь на стульчики.

Беседа

- В нашем детском саду созданы все условия противопожарной безопасности. 

- Обратите внимание, из чего сделаны двери между помещениями группы? (Двери из пластика.)

- А кто помнит, из какого материала входная дверь и дверь из коридора в буфетную? Как вы думаете, почему? (Двери из железа. Железо не горит.)

- Железная дверь, защищает нашу группу от проникновения огня, т.к. железо не горит, то мы с вами защищены от проникновения возгорания.

- Если, все - таки, входная дверь объята дымом, и мы понимаем, что за дверью пожар, как нам выбраться из здания? (Через запасной выход.)

- В нашей спальне есть дверь, если вдруг входная дверь объята дымом или огнем, то нужно выходить через запасной выход. Эта дверь является пожарным выходом.

- Над дверями есть надпись «Выход», в темноте она светится.

- Как вы думаете, для чего? (Чтобы было видно в дыму, в темноте.)

- Если возгорание произошло вечером, когда темно или в помещении дым, то эту надпись можно легко увидеть и понять где выход.

- Еще в детском саду установлена пожарная сигнализация. Ребята, посмотрите вверх. Вы видите на потолке коробочки. Вы, знаете, для чего они нужны?

- Это дымовые извещатели. Они реагируют на присутствие дыма в помещении, и начинают издавать громкий звук, что будет говорить о задымлении или возгорании и здание нужно будет немедленно покинуть. А сигнал пожарной тревоги будет передан в пожарную часть и пожарная команда срочно прибудет в детский сад.

- Что должны делать ребята, если услышали сигнал пожарной тревоги? (Дети должны подойти к воспитателю.)

- Все ребята должны немедленно подойти к воспитателю для того, чтобы определить, каким безопасным путем можно покинуть здание.

- Запомним главное правило при эвакуации: Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ прятаться!

- Еще одно приспособление, которое поможет сообщить о возгорании в пожарную службу. Это ручной извещатель - красная коробочка, которую вы видите на стене. Если кто-то из вас, заметил признаки пожара быстрее, чем его распознал дымовой извещатель, он должен немедленно подойти к воспитателю сообщить, а взрослый, откроет защитную крышку и нажмет кнопку. Сразу включится звуковой сигнал и все в здании его услышат и смогут покинуть его. А сигнал тревоги поступит в пожарную часть и пожарные срочно приедут в детский сад. Такие ручные извещатели расположены в каждой группе и рядом с лестницами. А вот этот знак – красный круг показывает, где находятся ручные извещатели.

- Сегодня я вам рассказала о некоторых условиях, созданных в детском саду для пожарной безопасности. На следующем занятии мы продолжим обсуждать эту тему.

Просмотр мультфильма из сборника «Азбука безопасности со Смешариками».

Экспозиция 1. Каланча, телефон сотовый, мобильный, стойки с номерами телефонов.

Педагог показывает детям карточки с телефонами.

Экспозиция 2. Лошадь, везущая телегу с бочкой, пожарная машина.

Экспозиция 3. Средства тушения: песок, огонь, вода; огнетушитель.

Экспозиция 4. Пожарный щит.

Воспитатель вместе с детьми проходят в следующий зал «Картинная галерея».

 На доске плакат «Опасности в быту».

  1. Заключительная часть занятия

Цель: обобщение полученных знаний

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети показывают ответ при помощи карточки.

- Ребята, вы очень много знаете о пожарной безопасности и заслуживаете звания «Юные пожарные». Для того, чтобы получить это звание, необходимо пройти экзамен. Вы готовы?

- Если вы отвечаете на все вопросы правильно, то получите медаль, которая обозначает, что вы знаете и соблюдаете правила пожарной безопасности.

 - Ответ на вопрос вы будете показывать с помощью сигнальной карточки. Если вы хотите ответить «Разрешается», значит показываете зеленый круг, если «Запрещается» - показываете красный. Все понятно?

Игра «Разрешается, запрещается»

  • закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем при пожаре;
  • во время пожара включать газ, электроприборы, свет;
  • прятаться в угол, под шкаф, под кровать во время пожара;
  • двигаться ползком или пригнувшись к выходу во время пожара;
  • тушить водой горящие электроприборы;
  • пользоваться лифтом при пожаре;
  • самостоятельно, без помощи взрослых включать газ, электроприборы;
  • тушить пожар следующими средствами: водой, песком, землей, огнетушителем.

- Молодцы, на все вопросы ответили верно и заслужили медаль и звание «Юных пожарных».

- А чтобы вы продолжили изучать и повторять правила пожарной безопасности, я дарю вам вот такие тетради, в них много интересных заданий. Сейчас вы сможете взять маркеры и выполнить те задания, которые вам понравились.

Детям раздаются сигнальные карточки.

Проводится игра

Педагог вручает медали.

Воспитатель раздает тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Экскурсия в музей – хату «В гости к хозяйке куреня» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

КонспектЭкскурсия в музей – хату«В гости к хозяйке  куреня»Старшая   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

Конспект Виртуальная экскурсия в » Музей пожарной охраны » Для детей старшего дошкольного возраста

КонспектВиртуальная экскурсия в » Музей пожарной охраны »Для детей старшего дошкольного возраста...

«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения)

познакомить детей с историей  родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город....

«Музей нашего города!» (конспект экскурсии в музей)

Познакомить детей с историей родного города....