Конспект. Экскурсия в музей пожарной безопасности.
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_muzey_pozharnoy_bezopasnosti.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица»
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
в подготовительной к школе группе
Тема «Экскурсия в музей пожарной безопасности»
Разработала:
воспитатель 1 категории
МАДОУ «ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»
Трусова Ю.М.
Рубцовск, 2022 г.
Схема конспекта занятия
Аттестуемый педагог (ФИО) Трусова Юлия Михайловна
Образовательная область социально-коммуникативное развитие Возрастная группа подготовительная к школе
Тема занятия «Экскурсия в музей пожарной безопасности»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие
Цель: Обобщение представлений детей о правилах пожарной безопасности.
Программные задачи
- Образовательные:
- познакомить с историческими фактами развития пожарной службы в России;
- закрепить с детьми причины возникновения пожароопасных ситуаций и правила поведения во время пожара;
- формировать представление о средствах пожаротушения;
- формировать представление об условиях пожарной безопасности, созданных в детском саду.
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес, слуховое и зрительное внимание;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, потребность в соблюдении правил безопасного поведения.
Формы организации совместной деятельности: чтение стихотворения, просмотр мультфильма, дидактическая игра, беседа, работа с плакатом, рассказывание сообщений детьми, рассказ воспитателя, выставка, сюрпризный момент.
Форма организации детей: подгрупповая.
Методы организации: наглядные: просмотр мультфильма, рассматривание плаката, экспонатов;
словесные: беседа, объяснение, рассказ, сообщения детей;
игровые: дидактическая игра.
Оборудование: Ноутбук, проектор, коробки (спички, петарды, бенгальские огни, хлопушки), елка, конверт, макет «Пожарная каланча», макет «Лошадь с телегой», пожарная машина, таблички-номера телефонов (01, 101), стационарный телефон, сотовый телефон, ведро с водой, ящик с песком, ящик с землей, муляж «Огнетушитель», макет «Пожарный щит», плакат «Опасности в быту», магниты, сигнальные карточки, медали, тетради «Пожарная безопасность».
Предварительная работа: беседы с детьми на темы: «Спички детям не игрушка», «О пожароопасных приборах и предметах в детском саду и дома», «Правила пожарной безопасности дома и на улице»; рассматривание плакатов по пожарной безопасности; просмотр мультфильмов «Аркадий Паравозов спешит на помощь», «Смешарики. Азбука пожарной безопасности», «Фиксики. Огнетушитель»; просмотр презентации «Не играй с огнем!»; чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Дядя Степа», «Кошкин дом», Л.Толстой «Пожарные собаки»; дидактические игры: «Диалоги по телефону 01», «Горит- не горит», «Огонь-друг-огонь-враг»; подготовка сообщений с детьми.
Цель: организация внимания детей, введение в тему | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети заходят в группу, встают в полукруг здороваются с гостями. Дети подходят к елке. Дети убирают коробки, петарды, бенгальские огни. Дети отвечают на вопросы. | - Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же здесь произошло? Спички, петарды. Неужели кто-то из нашей группы принёс всё это в детский сад. Нужно скорее, убрать здесь все, ведь у нас гости. Постойте, здесь ещё какой-то конверт. Кажется, он немного обгорел. Давайте, прочитаем, что там написано. Воспитатель читает: Спички - лучшая игрушка Для скучающих детей. Папин галстук поджигаем - Вот и маленький костер. Если тапочки подкинуть Или веник подложить Можно целый стул зажарить, В тумбочке уху сварить. Если взрослые куда-то Спички спрятали от вас, Объясните им, что спички Для забавы вам нужны. - Ой, ребята, ничего не понимаю. Какие странные советы в этом письме. - Вы согласны, что спички – это игрушка? Что может случиться, если играть со спичками? (Может случиться пожар.) - Чем опасен пожар? (Может сгореть дом, предметы быта, лес, человек, животные.) Постановка игровой задачи - Я предлагаю отправиться в современный музей «Пожарной безопасности», чтобы вспомнить о пользе и вреде огня, поговорить о пожароопасных ситуациях и как себя в них вести. | На полу возле елки замечают спичечный коробок, коробка от бенгальских огней, петарды. Педагог находит конверт, читает письмо. |
Цель: Обобщение представлений детей о правилах пожарной безопасности | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети проходят в зал, садятся на стульчики. Дети отвечают на вопросы педагога. Дети проходят в следующий зал, встают в полукруг. Предположения детей. Дети рассматривают экспонаты, отвечают на вопросы педагога. Дети рассматривают экспонаты, отвечают на вопросы педагога. Предположения детей. Дети подходят к доске, встают в полукруг, рассматривают картину. Находят и отмечают пожароопасные ситуации, объясняют свой выбор. Дети садятся на стулья. Предположения детей. Предположение детей. Предположение детей. Дети обращают внимание на ручной извещатель. Дети обращают внимание на красный круг. | - Первый зал в нашем современном музее – это «Кинотеатр». Просмотр мультфильма - Проходите, присаживайтесь на стульчики. Предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется «Невесёлые петарды».
- Как вы считаете, какие правила безопасности были нарушены? (Смешарики подожгли петарды в доме.) - Что случилось? (Пожар) - Ребята, детям самим, без взрослых, ни в коем случае нельзя пользоваться хлопушками, петардами или бенгальскими огнями. Поджигать их в помещении запрещено, потому что после того, как мы подожгли петарды или фейерверки мы не можем управлять их движениями. Вы правильно сказали, что может случиться пожар, но ещё можно получить травму. - Пора отправляться в следующий зал, который называется «Исторический зал». Знакомство с экспозициями музея - Здесь мы узнаем о некоторых исторических фактах. Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее. (Громко не разговаривать. Экспонаты можно рассматривать, но не трогать руками.) - «Противопожарная служба – одна из первых государственных служб в России. До наших дней дошли сведенья о пожарах, которые сжигали целые города. Пожар в России считался большим, если сгорало больше половины города. О пожаре, который уничтожал 3-4 дома, даже не упоминалось. Наказание за поджог было очень суровое. Как вы думаете, почему? (Раньше все здания были деревянные, поэтому огонь быстро распространялся.) - За несколько часов пожар мог уничтожить часть города, выращенный урожай, животных, а времени на восстановление: постройку домов, предприятий, выращивание растений – уходило очень много. Ни один год нужно было потратить, чтобы восстановить то, что уничтожено огнём. - В давние времена люди не умели обращаться с огнём, поэтому он приносил много бед. Со временем люди научились обращаться с ним и он стал другом и помощником. - Предлагаю рассмотреть представленные экспонаты. - Ребята, вот эта конструкция называлась каланча. Может быть кто-то знает для чего раньше делали такую башню? - Всё верно. Раньше каланчой называли высокую сторожевую башню пожарной части, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же бил в колокол, тем самым оповещал пожарных, и население города о пожаре. Люди бросали свои дела, брали вёдра и бежали к месту пожара, чтобы помочь его потушить. - А как поступают сегодня, если случается пожар? Что нужно сделать? (Позвонить пожарным по номеру 01) - Конечно, надо позвонить по телефону 01. Если это мобильный телефон, то надо набрать 101. - Давайте повторим хором: с домашнего телефона, по какому номеру надо звонить? (01) - А с мобильного телефона? (101) - Что надо сообщить, когда вы вызываете пожарных? (Свою фамилию, имя и домашний адрес.) - Давайте рассмотрим следующую экспозицию. - Посмотрите, вот так на телеге раньше пожарные добирались до пожара. На телеге была установлена бочка с водой и, погоняя лошадь, пожарные добирались до нужного места, где с помощью вёдер водой заливали огонь. - А как сегодня добираются до места пожара? (Сейчас до места пожара добираются на пожарной машине.) - Всё верно, пожарные добираются до места пожара на специальной машине. - Почему пожарная машина красного цвета? (Цвет огня, опасности.) - Кроме того красный цвет яркий и хорошо виден издалека. А чем ещё привлекают внимание пожарные машины, чтобы другие водители уступили им дорогу? (Световым и звуковым сигналом.) - Световой сигнал и сирена включаются в машине, в момент следования к месту пожара. Эти сигналы предупреждают водителей, что надо уступить дорогу. - Зачем на пожарной машине лестница? (Если пожарные не могут попасть в квартиру через дверь, то с помощью лестницы спасатели забираются на высокие этажи и попадают в квартиру через окно.) - Перед вами средства тушения пожара, которые использовали раньше: это вода, песок, земля. По возможности огонь заливали водой, которую таскали ведрами или возгорание засыпали землёй или песком. - Кто знает, что это такое? И для чего это предназначено? (Огнетушитель, средство тушения пожара.) - Всё верно – это огнетушитель. Специальное устройство для тушения пожара. Внутри баллона находится средство, которое тушит огонь. Например, пена. В нашем детском саду имеются порошковые огнетушители. Такими огнетушителями можно тушить даже электроприборы. - Раньше на фабриках и заводах, а так же вблизи предприятий можно было увидеть пожарные щиты. Сейчас такие щиты располагаются в местах, где нет пожарного водопровода и начать тушить возгорание с помощью водопроводной воды нет возможности. Например, на базах отдыха в лесу. - Какие предметы вам знакомы и как их применяют? Сообщения детей: - Лопата. С ее помощью удобно быстро разбирать завалы, выносить горячий мусор из помещения, отодвигать горящие элементы. - Огнетушитель (средство пожаротушения). - Топор. При помощи него можно разрубить замок, выбить деревянную дверь, освободить людей, запертых в помещении. - Багор – применяется для разборки стен, перегородок, горячих и горящих предметов в помещении. Им можно сваливать печи, трубы, растаскивать горящие материалы. - Пожарный лом – с его помощью можно вскрыть запертую дверь, иногда при помощи лома удается освободить людей из завалов, снять с окон решетки, особенно важно это тогда, когда выход через двери уже перекрыт огнем. - Ящик для песка – хранилище песка, эффективное средство в борьбе с огнем. - Конусное ведро – небольшая емкость, позволяющая быстро и удобно доставить песок либо воду к очагу возгорания. - Ребята, а как вы думаете, почему ведро пожарных необычной формы? - Считается, что конусообразными ведрами удобнее и быстрее зачерпнуть песок из пожарного ящика, вода меньше расплескивается. А когда зимой в пожарной бочке вода покрывается корочкой льда, вершиной конусного ведра легко его пробить. - Молодцы, вы очень внимательные. - Следующий зал, в который я предлагаю вам пройти, называется «Картинная галерея» Рассматривание плаката - Перед вами картина «Опасности в быту». Рассмотрите её и, с помощью красных магнитов, отметьте, какие ситуации, могут привести к пожару. - Ребята, вы нашли все опасности, которые могут подстерегать человека в быту. Запомните их и следите, чтобы таких ситуаций не случалось в вашей жизни. - Наша экскурсия в музей пожарной безопасности подошла к концу. - Предлагаю вернуться в нашу группу. Присаживайтесь на стульчики. Беседа - В нашем детском саду созданы все условия противопожарной безопасности. - Обратите внимание, из чего сделаны двери между помещениями группы? (Двери из пластика.) - А кто помнит, из какого материала входная дверь и дверь из коридора в буфетную? Как вы думаете, почему? (Двери из железа. Железо не горит.) - Железная дверь, защищает нашу группу от проникновения огня, т.к. железо не горит, то мы с вами защищены от проникновения возгорания. - Если, все - таки, входная дверь объята дымом, и мы понимаем, что за дверью пожар, как нам выбраться из здания? (Через запасной выход.) - В нашей спальне есть дверь, если вдруг входная дверь объята дымом или огнем, то нужно выходить через запасной выход. Эта дверь является пожарным выходом. - Над дверями есть надпись «Выход», в темноте она светится. - Как вы думаете, для чего? (Чтобы было видно в дыму, в темноте.) - Если возгорание произошло вечером, когда темно или в помещении дым, то эту надпись можно легко увидеть и понять где выход. - Еще в детском саду установлена пожарная сигнализация. Ребята, посмотрите вверх. Вы видите на потолке коробочки. Вы, знаете, для чего они нужны? - Это дымовые извещатели. Они реагируют на присутствие дыма в помещении, и начинают издавать громкий звук, что будет говорить о задымлении или возгорании и здание нужно будет немедленно покинуть. А сигнал пожарной тревоги будет передан в пожарную часть и пожарная команда срочно прибудет в детский сад. - Что должны делать ребята, если услышали сигнал пожарной тревоги? (Дети должны подойти к воспитателю.) - Все ребята должны немедленно подойти к воспитателю для того, чтобы определить, каким безопасным путем можно покинуть здание. - Запомним главное правило при эвакуации: Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ прятаться! - Еще одно приспособление, которое поможет сообщить о возгорании в пожарную службу. Это ручной извещатель - красная коробочка, которую вы видите на стене. Если кто-то из вас, заметил признаки пожара быстрее, чем его распознал дымовой извещатель, он должен немедленно подойти к воспитателю сообщить, а взрослый, откроет защитную крышку и нажмет кнопку. Сразу включится звуковой сигнал и все в здании его услышат и смогут покинуть его. А сигнал тревоги поступит в пожарную часть и пожарные срочно приедут в детский сад. Такие ручные извещатели расположены в каждой группе и рядом с лестницами. А вот этот знак – красный круг показывает, где находятся ручные извещатели. - Сегодня я вам рассказала о некоторых условиях, созданных в детском саду для пожарной безопасности. На следующем занятии мы продолжим обсуждать эту тему. | Просмотр мультфильма из сборника «Азбука безопасности со Смешариками». Экспозиция 1. Каланча, телефон сотовый, мобильный, стойки с номерами телефонов. Педагог показывает детям карточки с телефонами. Экспозиция 2. Лошадь, везущая телегу с бочкой, пожарная машина. Экспозиция 3. Средства тушения: песок, огонь, вода; огнетушитель. Экспозиция 4. Пожарный щит. Воспитатель вместе с детьми проходят в следующий зал «Картинная галерея». На доске плакат «Опасности в быту». |
Цель: обобщение полученных знаний | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети показывают ответ при помощи карточки. | - Ребята, вы очень много знаете о пожарной безопасности и заслуживаете звания «Юные пожарные». Для того, чтобы получить это звание, необходимо пройти экзамен. Вы готовы? - Если вы отвечаете на все вопросы правильно, то получите медаль, которая обозначает, что вы знаете и соблюдаете правила пожарной безопасности. - Ответ на вопрос вы будете показывать с помощью сигнальной карточки. Если вы хотите ответить «Разрешается», значит показываете зеленый круг, если «Запрещается» - показываете красный. Все понятно? Игра «Разрешается, запрещается»
- Молодцы, на все вопросы ответили верно и заслужили медаль и звание «Юных пожарных». - А чтобы вы продолжили изучать и повторять правила пожарной безопасности, я дарю вам вот такие тетради, в них много интересных заданий. Сейчас вы сможете взять маркеры и выполнить те задания, которые вам понравились. | Детям раздаются сигнальные карточки. Проводится игра Педагог вручает медали. Воспитатель раздает тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Экскурсия в музей – хату «В гости к хозяйке куреня» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна
КонспектЭкскурсия в музей – хату«В гости к хозяйке куреня»Старшая группаВоспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...
Конспект "Экскурсия в музей народно-прикладных промыслов".
Конспект НОД...
Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»
• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...
Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»
Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...
Конспект Виртуальная экскурсия в » Музей пожарной охраны » Для детей старшего дошкольного возраста
КонспектВиртуальная экскурсия в » Музей пожарной охраны »Для детей старшего дошкольного возраста...
«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения)
познакомить детей с историей родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город....
«Музей нашего города!» (конспект экскурсии в музей)
Познакомить детей с историей родного города....