Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по обж (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obzh.docx | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №50 « Незабудка»
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Гуламова А.Ю.
Смоленск 2023г.
Пояснительная записка
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы детского сада. Программа разработана в соответствии с ФГОС, основана на программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевойосновной . Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старших дошкольников.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года
Цели программы:
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы:
Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное); Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие); Наглядность;
Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной старшей разновозрастной группе
Педагогическая работа с воспитанниками дошкольной разновозрастной (старшей - подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возрастные особенности детей 5 до 6 лет
Безопасное поведение в природе.
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Возрастные особенности детей 6 до 7 лет
Безопасное поведение в природе.
Формировать основы экологической культуры.
Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах.
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь»,
«бульвар», «проспект».
Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно- указательными. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом
обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02»,
«03». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Планируемые результаты
Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома. Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду. Знает и соблюдает правила поведения в природе.
Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения. Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами. Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности. Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции. Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Сформированы навыки личной гигиены.
Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Перспективное планирование
Навыки безопасного поведения в природе | Правила пожарной безопасности | Основы безопасности собственной жизнедеятельности | Правила дорожного движения | |
сентябрь | «Ядовитые грибы и ягоды» | «Пожароопасные | «Правила поведения в детском саду. Конфликты | «Школа пешеходных наук» |
предметы» | между детьми» | «Правила дорожного | ||
Продуктивная деятельность, аппликация «Выросли грибы на поляне» | Дидактическая игра: «Как и | С/ролевая игра «Детский сад» | движения» Отгадывание загадок | |
чем тушить пожар?» | по ПДД и рисование отгадок. | |||
октябрь | Беседа «Съедобные ягоды | Рассматривание | Беседа «Витамины и здоровый организм» | «Дорожные знаки»«Безопасность» Рисование на тему «Перекрѐсток» |
и | картин и | |||
ядовитые растения» | беседа на тему: «Опасные | |||
ситуации» | Чтение | |||
Продуктивная деятельность, рисование « Урожай ягод» | Сюжетно- ролевая игра: «Пожарные на учении». | сказки «Мойдодыр» К.Чуковского |
ноябрь | «Безопасность на льду. Осторожно, тонкий лѐд» Чтение р.н.с «Петушок и бобовое зернышко» | «Предметы, требующие осторожного обращения» Просмотр мультфильма о пожаре. | Беседа «В гостях у Айболита» С/ролевая игра»Больница» | «Безопасность в общественном транспорте» С/ролевая игра «Автобус» |
декабрь | «Безопасность при общении с животными» Просмотр мультфильма «Человек собаке – друг» | «Спички – это не игра» Чтение рассказа » Б. Житкова «Пожар в доме» | «Опасные ситуации» Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стѐпа- милиционер» | «Лучший пешеход» конкурс«Правила дорожного движения» С/р игра «Водители |
январь | «Безопасность на природе» Экскурсия в лес | Чтение худ.литературы «Пожарные собаки», «Пожар», «Кошкин дом» | Беседа «Внешность человека может обманчива» Кукольный театр «Волк и семеро козлят» | и пешеходы» «Безопасное поведение на улице и в транспорте» Музыкально- дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». |
февраль | «Умеешь ли ты обращаться с животными» Придумывание историй на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребѐнка на | Беседа «МЧС на защите нашей страны» Продуктивная деятельность- рисование: «Пожарная машина». | «Личная безопасность дома» Чтение сказки «Три поросѐнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики» | «Что? Где? Откуда?» Игра «Правила дорожного движения» |
картинке)
март | «Безопасность на льду» | Встреча с пожарным инспектором. | «К кому обратиться за помощью, если ты потерялся на улицеЛабиринты «Помоги детям дойти до детского сада» «Помоги мишке добраться до дома» | «Опасные участки на пешеходной части улицы» «Осторожно, гололѐд» |
апрель | «Безопасность на воде» | «Пожар» Чтения художественной литературы С.Маршак« Рассказ о неизвестном герое» | Беседа « «Если хочешь быть здоров» Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка чумазая» А. | «Катание на велосипеде на Дороге» Дидактическая игра«Светофор» |
май | «На воде, на Солнце» Чтение и обсуждение стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.) | Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности» Просмотр мультфильма о пожаре. | Барто «Безопасность дома и на улице» | «Поле чудес» игра «Правила дорожного движения» |
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей) | Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности. |
Октябрь | Буклет «Ребенок и взрослый на улице» Памятка «Как обучать ребѐнка безопасному поведению» | Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности. |
Ноябрь | Информация в уголке для родителей «Осторожно, хрупкий лед!» | Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период на реке. |
Декабрь | Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей. |
Январь | Оформление уголка безопасности в группе | Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству. |
Февраль | Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы» | Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности. |
Март | Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников» | Пропаганда здорового образа жизни. |
Апрель | Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения) | Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста. |
Май | Родительское собрание «Безопасность детей на улице летом» | Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы. |
Материально-техническое обеспечение программы
Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2015г
Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.
Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007. Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003,
2009. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни.
Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002. Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Программа формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов...
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...