Проект «Природу любим, охраняем – свое здоровье укрепляем»
проект по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» г. о. Саранск
Проект
«Природу любим, охраняем – свое здоровье укрепляем»
ОО «Познавательное развитие» (Мир природы)
( подготовительная группа)
Подготовила:
воспитатель
Порткина С.А.
Саранск - 2021 г.
Проект "Природу любим, охраняем – свое здоровье укрепляем"
(старшая группа)
Актуальность:
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых – естествоиспытателей (К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Цель. Показать роль природы в жизни и деятельности человека; раскрыть, что человек и природа – единое целое; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты.
Задачи.
- Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
- Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
- Создать условия для понимания того, что человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.
- Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках, поделках и стихах.
- Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Принципы проекта
В основу проекта заложены четыре принципа:
- Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения
- Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте
- Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
- Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.
Начало реализации проекта.
Основополагающий вопрос: Может ли человек быть здоровым с нездоровой природой?
Проблемные вопросы:
- Что такое охрана природы?
- Почему необходимо соблюдать правила поведения в природе?
- Почему с каждым годом усиливается загрязнение воды, воздуха, почвы?
- Какие факторы улучшают здоровье человека, а какие – пагубно на него влияют?
Дети затрудняются ответить на вопросы.
После проведения бесед с детьми высветилась проблема – недостаток у детей знаний по экологическому воспитанию и влияние загрязнения экологии на здоровье человека.
Проблема для детей. Что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы?
Участники проекта. Дети старшей группы, родители.
Тип проекта. Краткосрочный, творческий.
Этапы проекта.
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
- Презентационный.
Ожидаемые результаты проекта.
- Повышение уровня знаний по экологии у детей.
- Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей.
Формы работы по реализации проекта.
- Наблюдения и экологические экскурсии и занятия.
- Познавательное чтение.
- Продуктивная деятельность, создание плакатов, проектов, выпуск газет.
- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- Инсценировки и театрализации.
План реализации проекта.
Подготовительный этап.
Перспективный план работы с родителями
Цель.
- Обсудить цели и задачи проекта.
- Сформировать интерес родителей для создания условий по реализации проекта.
- Вызвать познавательный интерес к окружающему миру и природе, как фактору, влияющему на здоровье.
№п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1. | Подбор художественной литературы. Создание тематических альбомов о явлениях природы: загадки, пословицы, потешки, стихотворения. | воспитатель | Июнь-август |
2. | Анкетирование родителей: “Экологическая культура и экологическое здоровье”;
| воспитатель | Сентябрь Ноябрь Январь
|
3. | Консультации: “Экологическая культура и экологическое здоровье”; Памятка «Экологическое воспитание в семье» Памятка «Экскурсии и целевые прогулки в городе» Памятка «Правила поведения в природе» | воспитатель | Сентябрь Октябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май |
4. | Экологические конкурсы, выставки: Фотовыставка «Природа просит нас о помощи» «Огородная фантазия» «Вторая жизнь ненужных вещей» «Загадки природы» - выставка рисунков Плакаты «Охранять природу- значит охранять Родину!» Оформление книжной выставки по теме. | воспитатель | Сентябрь Октябрь Ноябрь Февраль Апрель |
5. | Экологические акции: «Птичья столовая» «Спасем елочку- зеленую иголочку!» «Птичий дом» «Чистый город» | воспитатель | Ноябрь Декабрь Апрель Май |
6. | Экологический досуг «Мы – друзья природы». | воспитатель | Май |
7. | Ознакомление родителей воспитанников (на итоговом собрании группы) с результатами работы над проектом | воспитатель | Май |
Основной этап.
Беседы с детьми на темы: Что такое экология?
Наблюдение в природе: “Птичья столовая”, “Красота зимней природы”
Проведение экологических занятий: «Земля – наш общий дом!», «Вода источник жизни».
“День Защиты Природы”, “День Земли”, “День птиц”; использование экологических физкультминуток.
Проведение экологического развлечения «Мы – друзья природы».
Занятия спортом на свежем воздухе
Выставка рисунков “Природа глазами ребёнка”.
Оформление плакатов, папок – передвижек: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.
Оформление дидактических игр и атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Чтение книг, просмотр слайд программ “Красная книга Мордовии”, “Сохраним природу Земли”. “Я и природа”, “Охраняя природу – мы сохраняем свое здоровье”.
Создание напоминающих знаков “Будь природе другом”.
Оформление альбома “Береги природу”.
Конкурс чтецов “Зимушка – Зима”.
Понедельник: «Земля – наш общий дом!»
1половина дня
• Тематическое занятие: «Земля- наш общий дом» (с использованием ИКТ).
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.
• Чтение х/л «Про всех на свете» Борис Заходер.
Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.
• Прослушивание П. И. Чайковский «Времена года».
Цель: обогащать знания детей о музыке и классических произведениях, обучать «слышать прекрасное» в музыке.
2 половина дня
• Просмотр короткометражного фильма «Мальчик и Земля».
• Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.
• Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
• Цель: формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, о значимости вклада человека в природу нашей планеты.
Вторник: «Вода источник жизни»
1 половина дня
• Беседа: «Что мы знаем о воде?»
Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
• Опытно – экспериментальная деятельность: «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА», «ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА» и т. д. Эксперимент «Замерзшая вода». Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.
• Малоподвижная игра «Море волнуется»
Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.
2 половина дня
• Беседа: «Правила поведения на воде»
Цель: ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха;
закрепить знание правил безопасного поведения около водоема летом.
• Игры по интересам: игры с выносным материалом. Цель: учить объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.
Среда «Царство животных».
1 половина дня
• Рассматривание энциклопедии «Животные» и «Красной книги животных».
Цель: Расширить представления и знания детей о животных, об их значении в нашей жизни, развивать речь детей, активизировать внимание и память, формировать желание беречь и сохранять природу, вызвать интерес к окружающему миру.
• Беседа: «Царство животных»
Цель: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в лесу, парке.
• Рисование «Дикие животные»
• Презентация «Животные, занесённые в красную книгу».
Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
2 половина дня
• Чтение произведения Д. Мамина – Сибиряка «Лесная сказка».
Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.
• Загадки, пословицы и поговорки о животных.
Цель: уточнить знания детей о животных, учить узнавать их по описанию характерных для них признаков. Активизировать словарный запас ребенка, учить аргументировать свой ответ.
• Дидактическая игра «Чей детеныш».
Цель: закреплять знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире. Воспитывать уважение друг к другу, учить работать в команде.
Четверг «Путешествие в лес»
1 половина дня
• Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес»
Цель: обогащать словарный запас детей, формировать знания правил поведения в лесу. Воспитывать выдержку, тренировать внимание и умение слушать рассказчика.
• Беседа: «Правила поведения в лесу»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу, воспитывать уважение и любовь к природе. Учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение.
• Художественное творчество «Будь природе другом!»
Цель: Способствовать развитию нравственных качеств характера, воспитывать бережное отношение к природе. Учить составлять рассказ по рисунку.
2 половина дня
• Загадки, пословицы и поговорки о растениях.
Цель: уточнить знания детей о растениях, учить узнавать их по описанию характерных для них признаков. Активизировать словарный запас ребенка, учить аргументировать свой ответ.
• Дидактические игры «Где что можно делать?», «Отгадай растение», «Чей лист?»
Цель: воспитывать умение работать в команде, взаимовыручку и выдержку. Обогащать знания детей о растениях. Учить различать растения, находить отличия и сходства.
• Рассматривание энциклопедии «Царство растений».
Цель: пополнять знания детей о растениях. Дать понятие «лекарственные растения» и «ядовитые растения».
• Подвижные игры «Мышеловка», «Волк во рву».
Цель: учить детей перепрыгивать, развивать ловкость, выдержку, умение согласовывать движения со словами; упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу; способствовать развитию речи.
• Свободные игры.
Цель: учить, самостоятельно, находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Пятница «Мы – друзья природы».
1 половина дня • Прослушивание звуков природы. Д/и «Угадай, что за звук?»
Цель: развивать внимание и слуховой анализатор у детей, прививать любовь к прослушиванию звуков природы. Учить находить различия между звуками, произносимыми животными, птицами.
• Развлечение «Мы – друзья природы».
• Наблюдение на прогулке: «Зимующие птицы».
Цель: расширять знания о птицах. Научить детей быть внимательными ко всему, что их окружает, отражать в игре добрые поступки окружающих людей.
2 половина дня
• Чтение стихотворения «Богатства Земли», загадывание загадок.
Цель: учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма. Поддерживать интерес к чтению.
• Беседа «Растения и кустарники на участке».
Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.
• Самостоятельная деятельность: лепка из снега.
Цель: организация совместной игровой деятельности, развитие фантазии и образного мышления.
Работа с родителями.
Консультация “Прогулка на природу” (памятка родителям), “Природа и здоровье”.
Оформление газет, презентаций, выставка семейных работ – “Здоровье и природа” фотовыставка – “Как вы укрепляете своё здоровье?”
Приобретение семян для озеленения участка, посадка рассады.
Трудовой десант.
Походы в лес, на природу.
Цель.
- Формировать экологические представления.
- Воспитывать у детей экологическую культуру, бережное отношение к природе.
- Закрепить знания, полученные на занятиях.
- Формирование потребностей и навыков здоровье сберегающего поведения.
- Проведение субботника с родителями “Сделаем участок чистым!”.
Заключительный этап.
Развлечение «Мы – друзья природы».
Цель. Через разные формы деятельности раскрыть ценностную значимость своего личного участия в защите окружающей среды и сбережении своего здоровья. Рисование эмблем, агитационных плакатов, знаков об охране окружающей среды, создание презентации. Приобщать детей к охране природы.
Заключение.
После проделанной работы провести с детьми обобщающую беседу. Выяснить: дети имеют представление об экологии, понимают, что человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания: защищать и охранять природу, животных. Человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для укрепления и охраны здоровья.
Дети стали больше знать о способах сохранения и укрепления здоровья, изменилось отношение самих ребят к своему здоровью
Полученные результаты:
Сборник стихов и загадок “Музыка природы”.
Семейные газеты “Природа как источник оздоровления нашей семьи.
Альбом рисунков “Отдых на природе” и напоминающих знаков “Будь природе другом”.
Презентации по экологии: “Кто и зачем живёт на Земле?”, “Красная книга”, “Береги природу”, “Родные просторы», “Сохраним природу Земли”.
Консультации для родителей "Здоровье ребенка в наших руках”, “Прогулка на природу” (памятка родителям).
Планирование на будущее.
Планирование дальнейшей работы: “Экологические тропинки”.
Озеленение территории детского сада.
Создание “Книги добрых дел”.
Цель. Объединить деятельность педагогов, детей и родителей по экологическому воспитанию и укреплению здоровья.
Научно-методическое обеспечение проекта.
1.А.И. Иванова «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С» 2015 год.
2.“Мы” - программа экологического воспитания детей 2015 год.
3.С.Н. Николаева “Юный эколог” 2012 год.
4.А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2055 год.
5.Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
6.Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2014 год. :
Экологическое развлечение «Мы – друзья природы».
Цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и ответственного отношения к окружающей среде, навыков грамотного и безопасного поведения в природе.
Действующие лица:
Ведущая 1
Ведущая 2
Водомут
Птицегуб
Крепкосвист
Ведущая 1
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побываем в лесу. Посмотрим, что там происходит. А теперь давайте все-все закроем глазки и представим, что мы отправились в лес. Вот мы идём по лесу, по узкой-узкой тропке, чирикают птички, которые остались зимовать у нас. Открываем глазки смотрите, на какой чудесной полянке мы оказались. Какие здесь красивые деревья.
Ведущая 2
Ребята, сегодня утром синичка принесла мне тревожное письмо (читает письмо): «В окрестностях нашего леса появились: возмутитель спокойствия рек и озёр – Водомут, разоритель птичьих гнёзд – Птицегуб и нарушитель лесной тишины – Крепкосвист». Ребята вы готовы помочь природе?
Звучит музыка с шумом заходят В., П., К.
Ведущая 2
А вот и наши хулиганы!
Ведущая 1
Мы только что с ребятами о вас вспоминали.
Ведущая 2
Расскажите к нам в гости дорогие почему вы шумели в лесу, зачем вы разоряли птичьи гнёзда и везде бросали мусор?
Водомут : Разве мы загрязняем природу?
Крепкосвист : Разве мы шумим?
Птицегуб : Ну-ка, К., свистни как следует!
Играет музыка. В. и П. разбрасывают мусор, К. – шумит. Довольные садятся на пол.
Ведущая 2
Ой что же вы наделали? Как нам всё это собрать? Ребята вы поможете нам?
Игра «Прибери лес». Дети собирают разбросанный мусор и выкидывают в ведро.
Ведущая 2
Спасибо, ребята за то, что вы нам помогли! Без вас мы бы не справились!
Ведущая 1
А вы, ведите себя прилично и не безобразничайте!
Водомут. Мы не умеем себя правильно вести!
Крепкосвист. Мы умеем только веселиться и шуметь!
Ведущая 2
Сейчас ребята покажут вам как нужно вести себя в лесу.
Р.1: Не стреляй воробьёв,
Не стреляй голубей,
Не стреляй просто так,
Из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьёшь
По мишеням живым.
Ведь ты Птицегуб мог бы быть хорошим мальчиком, если бы учился меткости не на птичках. Нарисуй круг и тренируй свой глаз, бросая мячик в цель.
Игра «Мишень»
Молодцы, ребята! Показали Птицегубу. как можно играть, не нанося вред природе.
Ведущая 1
Лес – это дом многих зверей и птиц (обращаясь к П. К. В.). Вы знаете кто живёт в лесу?
П.: (долго думает) Ну, птички.
А какие?
П.: Не знаю.
А ребята в нашем детском саду знают.
Игра «Угадай-ка»
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (сосна, ель)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя её клюют. (рябина)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей)
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в землянке снеговой. (медведь)
Посмотри, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (заяц)
В.: Какие у вас умные ребята! Как они много знают!
П.: Нам об этом никто не рассказывал.
Ведущая 2 Пока мы играли К. поймал птичку и спрятал её. Давайте найдём птичку.
Игра «Птичка»
Р.2: Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьёв:
У них домище –
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто погостил!
В.: Не стыдно тебе обижать маленьких птичек? А я вот игру придумал! Надеюсь вам понравится ребята.
Игра «Собери картинку».
Ведущая2 Какая интересная игра! Ребята вам понравилось?
В.: (застенчиво) Я старался!
Р.3: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Р.4: Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!
В. П. К.: Ребята, простите, мы больше не будем… Мы честное слово, больше не будем себя так плохо вести. Мы уже поняли… Если бы вы приглашали нас в гости, мы бы не делали так. Это мы от скуки…
Ведущая 1
Как нужно вести себя в природе?
(отвечают неуверенно, но правильно)
К.: Нельзя шуметь, нельзя мусорить…
В.: Нельзя бить стеклянную посуду, бросать пустые консервные банки…
А птичек и зверюшек можно обижать?
П.: Нет, мы больше не будем…
Ведущая2 А деревья и кусты можно ломать?
П.: Нет… Ребята, простите нас… Мы обещаем, что не будем.
К.: Ну тогда мы побежали рассказывать своим друзьям всё что узнали сегодня, чему научились.
Ведущая 1
Нет-нет постойте-ка мы вас так не отпустим. А ну ка, выбрасывайте всю эту гадость!(приносят ведро, П.: К.: В.: уходят)
Р.5: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Ведущая 2 А нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки.(звучит музыка). Вот мы и дома.
Ведущая 1
Вам понравилось наше путешествие? И вы показали нашим хулиганам ,что природу надо беречь!!!
Ведущая 2 До скорой встречи! До свидания! (звучит музыка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Природу любим, охраняем-своё здоровье укрепляем"
Актуальность: История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Есл...
Презентация к проекту «Природу любим, охраняем- своё здоровье укрепляем»
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-т...
Матрица проекта "Лес мы любим, охраняем - свое здоровье укрепляем"
Матрица проекта "Лес мы любим, охраняем - сввое здоровье укрепляем"...
Игротека здоровья: «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»
Игротека здоровья: «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»...
Проект " Укрепляй свое здоровье смолоду"
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповтор...
Занятие по экологии во 2-й младшей группе «Люби и охраняй свой родной край»
Занятие по экологии во 2-й младшей группе«Люби и охраняй свой родной край»...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «К полезным привычкам привыкай – свое здоровье укрепляй!»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «К полезным привычкам привыкай – свое здоровье укрепляй!»...