ПРОЕКТ «Энциклопедия безопасного поведения»
проект по обж (средняя группа)
ПРОЕКТ
«Энциклопедия безопасного поведения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_entsiklopediya_bezopasnogo_povedeniya.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город детства»
ПРОЕКТ
«Энциклопедия безопасного поведения»
Подготовила: Овтина Т. Г.
группа № 12 «Солнышко»
рп. Дрожжино
2022 г.
Актуальность:
Самое ценное в нашей жизни – дети.
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых.
Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуальны.
Поэтому необходимо сформулировать у детей модель безопасного поведения, которая позволит действовать адекватно в конкретной сложной ситуации.
Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению, в первую очередь собственным примером.
Цель:
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Тип проекта: долгосрочный
Длительность проекта: январь, февраль, март.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Планируемый результат:
Дети дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.
Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, тренинг - соревнования, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
Работа с родителями.
Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе, дома и на улице.
II. Реализация проекта.
Проект включает четыре раздела, каждый раздел с определенным названием, у раздела своя цель, задачи и методы реализации.
1. Ребенок и природа «Планета — наш дом!»
2. Ребенок и другие люди «Осторожно, незнакомец!»
3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»
4. Ребенок на улице «Дорожные приключения!».
Работа с детьми проводится на протяжении всего времени реализации проекта.
III. Результаты проекта.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, итоговая выставка совместной работы родителей и детей по теме проекта, презентация проекта.
1. Ребенок и природа «Планета — наш дом!»
Цель:
Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
- Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.
- Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
- Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
- Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними.
Темы основных направлений работы:
«Съедобные и несъедобные грибы. Съедобные ягоды и ядовитые растения».
- Беседы: «Лес – богатство нашей Родины», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что делать при отравлении грибами», «Лекарственные растения».
- Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», рассматривание альбома «Лекарственные растения».
- Дидактические игры: «Что будет если…», «Собери грибы в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды» и другие.
- Отгадывание загадок на эту тему.
- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке», «Трава здоровья»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».
- Сюжетно-ролевая игра: «На пикнике».
- Продуктивная деятельность: рисование «Пойду по дорожке, найду ягоду морошку» (лесные, лекарственные ягоды), рисование «Грибы».
- Разучивание физминуток.
«Контакты с животными и насекомыми».
- Беседы: «Удивительные насекомые»; «Не дразните собак…», «Как вести себя при встрече с животными».
- Рассматривание энциклопедии, иллюстраций: «Насекомые».
- Чтение художественной литературы: сказка «Домашнее животное - пчела»; Б. Житков «Беспризорная кошка».
- Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…».
- Составление рассказов на тему: «Осторожно с пчёлами, змеями, клещами! ».
- Продуктивная деятельность (рисование): «Опасные насекомые».
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)».
- Беседа: «Земля – наш общий дом», «Чем опасен водоем».
- Просмотр тематического видеофильма «Вода на Земле», просмотр схем: «Что можно и что нельзя делать в природе».
- Чтение художественной литературы: стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой», Б. Житкова «На льдине».
- Рассказы воспитателя: «Гром и молния», «Тепловые удары», «Гололед».
- Просмотр серий мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», обсуждение.
- Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях.
- Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке.
- Подвижная игра: «Птички в гнёздышках», «Тучи собираются, дождик начинается».
Работа с родителями:
1.Консультация «Как вести себя при встрече с животными».
.
2. Ребенок и другие люди
«Осторожно, незнакомец!»
Цель:
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.
Задачи:
- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, подозрительными предметами.
- Познакомить с ситуациями угрожающие здоровью.
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, развивать познавательную активность детей, обобщая представления о людях, предметах.
Темы основных направлений работы:
«Незнакомые предметы на улице»
- Беседа «В мире опасных вещей».
- Чтение художественной литературы: рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи».
- Показ наглядных пособий "Опасные предметы"
- Дидактические игры: «Не всякий клад - находка», «Опасно-не опасно», «Вопрос - ответ», и др.
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Осторожно, незнакомый предмет на улице», «Что мы будем делать, если обнаружим посторонний предмет?».
«Свой - чужой»
- Беседа «Внимание незнакомец».
- Чтение художественной литературы: сказок «Красная шапочка», «Белоснежка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Снежная Королева», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
- Дидактические игры: работа с разрезанными картинками, «Можно - нельзя» «Помоги сказочным героям» «Доскажи словечко!», «Знакомый, свой, чужой».
- Сюжетно-ролевая игра "Люди добрые, люди злые", «Шпионы», «Поездка на рынок».
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». и т.д.
- Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города».
- Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Работа с родителями:
1.Индивидуальные беседы.
3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»
Цель:
Формирование осознанного правильного поведения, позволяющего опасные избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, способствовать осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
- Научить соблюдать определенные правила поведения дома.
- Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
Темы основных направлений работы:
«Опасные предметы дома»
- Беседа «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы».
- Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» обсуждение, Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».
- Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые приборы в доме».
- Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах.
- Решение проблемной ситуации «Если рядом огонь».
- Подвижная игра-эстафета «Лекарства - друзья или враги».
- Выставка рисунков «Безопасность в быту».
- Сюжетно- ролевая игра «Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники, «Кукла заболела».
- Экспериментирование «Дикое электричество», «Нагревание предметов», опыты с водой, объяснение свойств воды.
«Опасные ситуации в быту»
- Беседа «Если случилась беда».
- Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»,
- Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
- Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону».
- Игра- ситуация «Если в дверь позвонили».
- Рисование «Опасные места в моем доме».
Работа с родителями:
1. Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома».
2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома», и др.
4. Ребенок на улице «Дорожные приключения!».
Цель:
Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора. Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
Задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Темы основных направлений работы:
«Светофор и его сигналы. Дорожные знаки»
- Беседы «Как появился светофор. Виды светофоров», «Красный, жёлтый, зелёный…».
- Чтение художественной литературы: Михалков С. «Бездельник светофор», Волков С. «Как пройти через дорогу?».
- Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».
- Дидактические игры: «Светофорики», настольная игра «Участники дорожного движения», «Дорожные знаки».
- Аппликация «Светофор».
- Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».
«Дорога-не место для игр. Я- велосипедист»
- Беседа «Как появился велосипед».
- Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Дети на дороге».
- Чтение художественной литературы: Н.Кончаловская «Самокат».
- Проблемная ситуация «Какой путь для велосипедиста верный».
- Дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Опасные ситуации», «Логическая цепочка».
- Рисование «Велосипедист на улицах города».
«Правила дорожного движения»
- Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
- Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)».
- Дидактические игры: «Исправь ошибку художника»,
- Плоскостное конструирование «На улицах города».
- Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы», Носов Н. «Автомобиль», Д.Хурманек «Перекресток», Иришин «Прогулка по городу».
- Настольная игра «Железная дорога».
- Викторина «Правила движения достойны уважения».
- Подвижные игры «Дорожные знаки и автомобили», «Тише едешь-дальше будешь»,
- Изготовление альбома «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пешеходы», «Я - водитель».
Работа с родителями:
1.Консультации: «Дисциплина на улице –залог безопасности пешеходов», «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом», «Обучаем детей правильно обходить транспорт», «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».
Список литературы:
1.Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.
2.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
3.С. -П. Детство-пресс. 2009.
4.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
5.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
6.Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
7.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
8.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
9.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
10.Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
11.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»
Вид проекта: краткосрочный.Возраст: с 4х лет.Актуальность темы: ни для кого не секрет, что сложившееся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у всей планеты. Особую тревогу мы исп...
Педагогический проект "Основы безопасного поведения дошкольников в природе"
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и...
Проект - "Основы безопасного поведения дошкольников"
Цель проекта: Воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, а также научить их правилам безопасного поведения в различных ситуациях на дороге. Задачи проекта:* Познакомить детей в...
Проект «Правила безопасного поведения детей раннего развития в доу»
Проблема возникновения проекта: дети приходят в детский сад непосредственно из семьи, поэтому воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с ...
ПРОЕКТ «Энциклопедия безопасного поведения»
Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуальны. Поэтому необходи...
Проект "Личность безопасного поведения: ребёнок и незнакомец"
Проект предназначен для детей 5-6 лет. Цель проекта: освоение детьми правил безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми....
ПРОЕКТ «Энциклопедия безопасного поведения»
Самое ценное в нашей жизни – дети.Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых.Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способн...