Проект "Личность безопасного поведения: ребёнок и незнакомец"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Колбасова Наталья Ивановна

Проект предназначен для детей 5-6 лет. Цель проекта: освоение детьми правил безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rebenok_i_neznakomets.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Личность безопасного поведения: ребёнок и незнакомец»

Актуальность.

       Самое ценное в нашей жизни – дети. Насилие над ребенком – наиболее ужасное преступление. Сегодня вопросы воспитания у детей безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.

       Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети не всегда могут самостоятельно определить всю меру опасности в различных ситуациях, поэтому взрослые должны научить ребёнка правилам безопасного поведения.

      Каждый заботливый родитель часто задумывается на такую волнующую тему как детская безопасность. Как научить ребёнка правильно себя вести с незнакомыми людьми и чтоб при этом ребёнок не превратился в параноика, боящегося на улице каждого встречного. Ради безопасности ребёнка нет необходимости его запугивать. Нет необходимости рассказывать ему об убийствах и других страшных вещах. Есть одно очень важное правило, которому  Вы должны научить своего малыша и которому он должен следовать в любой ситуации: Вы (или тот, кто заботится о ребёнке: папа, мама, бабушки, дедушки, воспитатели в детском саду) всегда должны знать, где он находится и что делает в любой момент времени. К примеру, если его приглашают в гости ваши соседи, знакомые, или кто – то обращается к нему на улице с просьбой, то он должен обязательно спросить у Вас разрешение.

 Куда бы он не пошёл, что бы он не делал – Вы должны знать. К сведению родителям: 90% случаев насилия над детьми совершается знакомыми ребёнку людьми. При этом преступники чаще применяют заманивание и обман, чем силу.

        Проект  «Личность  безопасного поведения: ребёнок и незнакомец» направлен на освоение детьми правил безопасного поведения при контакте с незнакомцами для предостережения от опасностей, связанных с этими контактами. В ходе проекта с детьми рассматриваются опасные ситуации при общении с незнакомцами и осваиваются способы выхода из этих ситуаций. Знания детей закрепляются в виде инсценировок и тематической образовательной деятельностью.

       Цель проекта: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми и научить правилам поведения при встрече с незнакомцем.

Задачи проекта:

  1.  Повысить уровень социально–личностной компетенции детей.
  2. Познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомцами.
  3.  Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице и дома.
  4. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в  ситуациях.
  5. Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми.
  6. Объяснить ребёнку, что приятная внешность человека не всегда означает добрые намерения.
  7. Способствовать развитию самостоятельности, осторожности и осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
  8. Развивать коммуникативные навыки, артистические умения и творческие способности.
  9. Развивать наблюдательность, внимательность.
  10.  Закрепить знание домашнего адреса детей и номеров телефонов экстренных служб.

Пути решения проекта:

  1. Определить правила поведения детей при общении с незнакомцем.
  2. Научить детей правильно себя вести в опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми.

      Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

      воспитатели.

      Сроки реализации проекта:  краткосрочный;  групповой;

      с 15.01.2018 г. – 05.02.2018 г.

Этапы проведения проекта.

  1. Подготовительно-проектировочный  этап

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Определение темы и цели проекта.

Формулировка проблемы.

1. Выявление уровня знаний детей по данной проблеме.

2. Вводная беседа с детьми: «Встреча с незнакомцем».

3. Опрос родителей по теме проекта.

4. Подбор наглядной информации и методической литературы (альбомы, конспекты бесед, конспекты НОД, подбор обучающих видеоматериалов, художественная литература).

1. Отвечают на вопросы, принимают задачи проекта.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

  1. Практический этап

Содержание деятельности по образовательным областям

Деятельность педагога

Деятельность детей

Социально –

личностное развитие

Беседы с детьми: «Если чужой приходит в дом»; «Личная безопасность на улице»; 

«Встреча с незнакомцем»; 

«Как вести себя с незнакомцем»;

«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми».

Моделирование ситуаций: незнакомец уговаривает пойти с ним, обещая за это сладости, игрушки и т.д.; незнакомец предлагает с ним покататься на машине, угощает тебя жвачкой, мороженным; незнакомец за дверью.

Сюжетно-ролевые игры:  «Магазин»; «Поездка на рынок».

Дидактические игры:  «Куда бежать если за тобой гонятся»;

«Похитители и находчивые ребята»;  

«Как бы ты поступил»; «Знакомый, свой, чужой»;

«Составим модель хорошего и злого человека»;

«Опиши сказочного персонажа»

Диалоговые беседы, дети высказывают предположения.

Практикуются в описании внешности людей.

Обсуждение ситуаций, разыгрывание ситуаций, выбор правильного поведения, дети предлагают свои ситуации для обсуждения и разыгрывания.

Практикуются в описании внешности людей.

Дети отрабатывают защитное поведение в случае насильственных действий взрослых.

Рассказывают как выглядят сказочные персонажи.

Познавательное

развитие

Работа в альбомах «Безопасность».

Просмотр фильма «Один дома».

Предложить детям найти картинки, изображающие опасные ситуации при общении с незнакомцами.

НОД в старшей группе: «Осторожно, незнакомец»;

НОД в старшей группе: «Если чужой приходит в дом»;

НОД в старшей группе: «Опасные ситуации при встрече с незнакомцами».

Организация игрового тренинга для закрепления правил поведения.

Развлечение:

«Моя безопасность».

Обсуждение фильма «Один дома»

Поиск картинок

Обсуждают поведение детей в опасных ситуациях.

Дети обсуждают жизненные ситуации.

Формулируют правила поведения на улице.

Беседа по содержанию картинок.

Высказывают мнения.

Разыгрывают предложенные ситуации.

Обсуждают, высказывают мнения.

Закрепляют навыки безопасного поведения в опасных ситуациях.

Речевое развитие

Составление творческих рассказов детей:

 «Как выглядит опасный человек»;

«Приятная внешность не всегда означает добрые намерения».

Тренинг: «Если чужой стучится в дверь»,

«Вызови службу спасения».

Обсуждение: «Кому из взрослых можно доверять».

Чтение художественной литературы: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (А.С. Пушкин);

«Золушка» (Ш. Перро);

«Аленький цветочек» (С. Аксакова);

«Золотой ключик» (А. Толстой).

Чтение рассказа «Марта и Чичи в парке» (Т.А. Шорыгина).

Театрализованная деятельность: «Котауси и Мауси» (К. Чуковский);

«Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»

(С. Маршак).

Приводят примеры из сказок и жизни.

Разыгрывают предложенные ситуации.

Обсуждают, высказывают мнения.

Беседы по содержанию и обсуждение.

Инсценировка рассказа.

Инсценировка и драматизация.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

«Мой друг»,

«Свои – чужие».

Обсуждение рисунков.

Рисование опасного человека.

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Кто быстрее подаст сигнал»,

«Построй укрытие»

«Волк и гуси»

 «Похитители и настойчивые ребята»

«Смелые мышки»

«Охотники и зайцы»

«Кот и мыши»

 «Лиса в курятнике»

«Зайцы и волк»

«Наседка и цыплята»

«Хитрая лиса»

«Пойдем в гости»

 «Цыплята и лиса»

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Накапливать и обогащать двигательный опыт, добиваясь осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений.

Развивать у детей быстроту движений. Добиваться правильного ответа на соответствующие слова соблюдения правил игры.

Воспитание смелого поведения в опасных ситуациях.

Осознание собственных, мышечных и эмоциональных ощущений, снятие напряжения, страха.

Учить управлять своим поведением.

Работа с родителями

Беседа с родителями о важности данной проблемы.

Папка-передвижка: «Безопасность вашего ребёнка при встрече с незнакомыми людьми».

Семинар-практикум: «Научим ребёнка действовать правильно».

Родительское собрание «Безопасность детей в наших руках»

  1. Обобщающий результативный этап.

Формулировка выводов.

Оформление результатов.

Анализ выполнения проекта.

Обобщают результаты.

Организуют подготовку к презентации проекта.

Подготовка к итоговому мероприятию «Чему учат сказки» (Правила поведения с незнакомыми людьми)».

Закрепляют правила поведения с незнакомыми людьми.

Результаты проекта:

  1. Понимание детьми, что может быть опасным в общении с другими людьми.
  2. Понимание детьми, что приятная внешность человека может не совпадать с добрыми намерениями.
  3. Умение детей правильно вести  себя в различных опасных ситуациях на улице, когда они остаются одни.
  4. Знание детьми информации о себе.
  5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Итоги проекта:

  1. Непосредственно образовательная деятельность  в старшей группе

«Чему учат сказки?» (правила поведения с незнакомыми людьми).

   2.  Презентация проекта.

Перспективы дальнейшего использования проекта:

    1. Использование материалов проекта другими группами детского сада.

    2. Публикация в СМИ.

    3. Размещение материалов на сайте ДОУ.

    4. Показ НОД, ситуаций, презентации  на родительских собраниях.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 144с.

  1. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников»

  1. Богачёва О., Дубягина «Школа выживания или 56 способов защитить ребёнка от преступления»

  1. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим «Правила личной безопасности»

  1. Радзиевская Л. И. Ты один на улице. Азбука безопасности. ООО «Издательство «Литература», 2008 ООО «Издательство Оникс», 2008.

  1. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-7 лет «Издательство «ТЦ Сфера», 2006.

  1. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.- М.: Книголюб, 2003. -80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребёнка на дороге"

Предлагаю вашему вниманию материал по работе с родителями, который включает в себя: 1) Роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения и работа педагога в этом направлении;  2) План ...

Безопасное поведение ребёнка дома

Правила безопасности ребёнка дома (рекомендации для родителей)...

Рекомендации для родителей по формированию безопасного поведения ребёнка

Формирование безопасного поведения ребёнка - один из важнейших аспектов воспитания ребёнка в семье....

Ознакомление дошкольников с противопожарными требованиями, как часть основ безопасного поведения ребёнка .

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имуще­ства, общества и государства от пожаров.Требования пожарной безопасности - специальные условия социально­го и технического характера, уст...

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге

Материал предназначен для размещения в уголке для родителей. Он позволяет повысить педагогическую граммотность родителей и вовлечь их в воспитательный процесс по формированию у дошкольников  навы...

«Формирование основ безопасного поведения ребёнка-дошкольника»

Консультация для педагогов«Формирование основ безопасного поведения ребёнка-дошкольника»...