ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЖД У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
статья по обж (старшая группа)

Рощупкина Татьяна Юрьевна

Современное общество  постоянно озабочено  тем, чтобы  воспитать и обучить личность, гармонично развиваться в определенных  социальных условиях. Еще во времена Монтеня, Аристотеля и  Платона изучалось отношение человека к  обществу, определялось составляющее поведение личности, обосновывался принцип его безопасной деятельности.  Однако, в силу определенной возрастной специфики, и особенностей развития детей, дошкольное детство   сильно  недооценивают  в рамках становления культуры здоровья и  безопасности жизнедеятельности личности. Анализ состояния исследуемого процесса позволил установить отсутствие в педагогике целостного знания о сущностикультуры безопасности детей дошкольного возраста как педагогической проблемы и соответствующем методико-технологическом обеспечении данного процесса.

Чтобы комплексно подходить к решению задач, педагог должен владеть понятийным инструментарием, которым он овладевает  по мере овладения педагогической технологией. Этот инструментарий состоит из общих психолого-педагогических и философско-педагогических категорий, а также из специальных, обслуживающих только технологическое профессиональное мышление педагога, понятий. Опорные категории - «объект» и «субъект». Иными словами, эффективный педагогический подход крайне важен в решении комплексных задач.

Так как, сегодня старая педагогика  заменена  более современной педагогикой творчества и развития, педагогикой свободы. Новые образовательные  программы для  детских образовательных учреждений  согласно  ФГОС нацелены на то, чтобы ребенок развивался всесторонне, основываясь  на  специфичных и особых  видах деятельности, которая  присуща детям дошкольного возраста. ФГОС ДОО придерживается  той точки зрения,  что ребенок  это  «человек играющий», соответственно необходим пересмотр многих методик и технологий в сторону игрового уровня, а не  учебно-дидактического, где  дидактические компоненты будут в непременном соседстве с игровыми  оболочками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и опыт управления деятельностью в сфере формирования здорового и безопасного образа жизни в образовательной организации

УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЖД У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Рощупкина Т.Ю., Уколова О.Н., Копина И.М.

Аннотация: выбранная тема весьма актуальна, поскольку продиктована необходимостью реализации стратегии обеспечения безопасности детей в системе образования на разных этапах, и, прежде всего, на дошкольном этапе. Методом анализа и синтеза сделаны выводы о том, что сегодня курс основ безопасности жизнедеятельности формируется в виде образовательного поля, но существуют некоторые проблемы, препятствующие процессам его развития.

Ключевые слова: образовательный процесс, безопасность, образовательная среда, субъектно-пространственная среда, педагогический подход, инновации, игровая деятельность, ФГОС ДО, реализация.

FORMATION OF THE BASICS OF BZHD IN PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF THE SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT

Roshchupkina T. Y., Ukolova O. N., Kopina I.M.

Abstract: the chosen topic is very relevant, because it is dictated by the need to implement a strategy to ensure the safety of children in the education system at different stages, and, above all, at the preschool stage. By the method of analysis and synthesis, conclusions are made that today the course of fundamentals of life safety is formed in the form of an educational field, but there are some problems that hinder the processes of its development.

Keywords: educational process, security, educational environment, subject-spatial environment, pedagogical approach, innovations, game activity, FSES DO, implementation.

Современное общество  постоянно озабочено  тем, чтобы  воспитать и обучить личность, гармонично развиваться в определенных  социальных условиях. Еще во времена Монтеня, Аристотеля и  Платона изучалось отношение человека к  обществу, определялось составляющее поведение личности, обосновывался принцип его безопасной деятельности.  Однако, в силу определенной возрастной специфики, и особенностей развития детей, дошкольное детство   сильно  недооценивают  в рамках становления культуры здоровья и  безопасности жизнедеятельности личности. Анализ состояния исследуемого процесса позволил установить отсутствие в педагогике целостного знания о сущностикультуры безопасности детей дошкольного возраста как педагогической проблемы и соответствующем методико-технологическом обеспечении данного процесса.

Мы согласны с авторами такими как, Авдеева Н.Н. и Ярочкин В.И., которые считают, что дошкольники не обладают физическими интеллектуальными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации [2, 13]. Поэтому формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей - личный пример взрослого. Отсюда следует, что очень важное место в формировании культуры безопасности занимает работа с родителями [11, с.12].

Чтобы комплексно подходить к решению задач, педагог должен владеть понятийным инструментарием, которым он овладевает  по мере овладения педагогической технологией [3, с.56]. Этот инструментарий состоит из общих психолого-педагогических и философско-педагогических категорий, а также из специальных, обслуживающих только технологическое профессиональное мышление педагога, понятий. Опорные категории - «объект» и «субъект». Иными словами, эффективный педагогический подход крайне важен в решении комплексных задач.

Так как, сегодня старая педагогика  заменена  более современной педагогикой творчества и развития, педагогикой свободы. Новые образовательные  программы для  детских образовательных учреждений  согласно  ФГОС нацелены на то, чтобы ребенок развивался всесторонне, основываясь  на  специфичных и особых  видах деятельности, которая  присуща детям дошкольного возраста. ФГОС ДОО придерживается  той точки зрения,  что ребенок  это  «человек играющий», соответственно необходим пересмотр многих методик и технологий в сторону игрового уровня, а не  учебно-дидактического, где  дидактические компоненты будут в непременном соседстве с игровыми  оболочками[8,с.42].

Поэтому ФГОС ДО выставляет четкие требования к  предметно-пространственной среде, которые заключаются в том, что в развивающей предметно-пространственной среде должнобыть обеспечено   общение с  совместной деятельностью взрослых и детей (начиная с раннего возраста), двигательная активность детей, а также возможность для того чтобы  уединиться[9,с.28].

Так же одним из важнейших требований  предъявляемых к развивающей предметно-пространственной среде это то, что она должна  быть полифункциональной, вариативной, безопасной, содержательной, насыщенной, трансформируемой

Организуя в ДОУ  предметно – развивающую среду необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей, имеющие свои  отличительные признаки [12,с.64]. Когда создается предметно-пространственная среда, должно обязательно приниматься во внимание то, что ведущей деятельностью детей является игровая деятельность. Отсюда следует, что создавая развивающее пространство в группе нужно  это учитывать. Именно этим объясняется повышенный интерес к тому, чтобы предметно-развивающая среда в детском дошкольном учреждении  обновлялась.

Предметно-развивающая среда направленная на формирование уровня знаний по БЖД должна быть наполнена наборами иллюстраций, плакатами, определенной тематики  и знакомящие дошкольников с правильным и неправильным поведением на улице, с работой милиционера-регулировщика, спасателей, правилами поведения в транспорте, на природе, обращения с бытовыми приборами; детской художественной  литературой в книжном уголке и обучающими фильмами и др[7,с.36]. Мультимедийная установка так  же будет хорошим пополнением предметно-пространственнойсреды.

Таким образом,  реализовывая  образовательный процесс на предмет сформированности уровнязнаний в области безопасности жизнедеятельности через предметно - развивающую среду,  важно  соблюсти принципы интеграции всех образовательных областей, а так же помнить, что   работа по организации предметно-образовательной среды  предполагает постоянный  поиск инновационных подходов к этому вопросу

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «О безопасности». – М.: «Ось-89», 2015.-258с.
  2. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебно - методическое  пособие /Н.Н.Авдеева. - СПб.: Детство-пресс,2017.-144с.
  3. БаряеваЛ.Б.Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации/Л.Б.Баряева. - М.: Дрофа,  2016.-204с.
  4. Бим – Бад, Б.М. Методы обучения и воспитания через образовательную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО/Б.М.Бим-Бад.- 2016. -№3.-С.51-54.
  5. Божович Л.И. Личность и  ее формирование в детском возрасте.-СПб.:Знание,2013.-400с.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский.-М.: Просвещение, 1996.-298с.
  7. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения/Л.А.Вдовиченко. - СПб.: «Детство-пресс», 2018.-98с.
  8. Волохова Н.А. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. Образовательные ситуации/Н.А.Волохова.-М.:Учитель, 2016.-156с.
  9. Микляева, Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте  ФГОС/Н.В.Микляева.-М.:ТЦ Свефа. 2017.-128с.
  10. Репин, Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для педагогических вузов/Ю.В.Репин.-М.:Дрофа,2017.-191с.
  11. Тимофеева Л.Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности//Л.Л.Тимофеева//Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2018. -№ 4.-С.12-16.
  12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам/С.Н.Черепанова.-М.: «Скрипторий 2003»,  2016.-287с.
  13. Ярочкин В.И. Теория безопасности/В.И.Ярочкин.–М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2017.-199с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...

"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность дети знакомятся с правилами безопасного поведенияДетская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. Игра – это зеркало детской души. ...

«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»

данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию...

«Использование эффективных форм, методов, средств реализации содержания образовательной программы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование эффективных форм, методов, средств реализации содержания образовательной программы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Формировать у де...

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»...

Выступление на методическом объединение по теме: «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самос...