Основные подходы к формированию личной безопасности ребенка.
консультация по обж

Консультация для педагогов из опыта своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Основные подходы к формированию личной безопасности ребенка.

Есина М.А.

Моя работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. Работа эта важная, кропотливая.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях : это устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

И начинается она с самого раннего возраста.

Малышам в этом возрасте присуще повышенная двигательная активность: рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Поэтому ежедневные «минутки безопасности» включаю во все режимные моменты.

Например, учу детей убирать за собой игрушки и понимать, что порядок в доме и саду нужен не только для красоты, но и для безопасности.

Бегать в группе нельзя, потому что это приводит к травмам.

 Во время еды напоминаю детям, что чашку следует держать за ушко, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка,

нельзя разговаривать во время еды.  

Во время прогулки закрепляю у детей такие правила поведения: не брать в рот песок, землю, траву, листья; быть аккуратными с  палочки; не обсыпать песком других детей и, конечно же, объясняю, почему так нельзя делать.

В зимний период напоминаю детям, что нельзя: брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая на дворе животных, скажем, кота или собаку, подвожу детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными.

Этот период –  период впитывания и накопления знаний

В связи с этим активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок и конечно чтением, например, четверостиший:

«Будь осторожен, закрывая дверь»
Дверь тихонько закрывай.
Береги свой пальчик! Ай!
Если будешь с ней шалить,
Пальчик можно  прищемить.

Когда знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них, то использовала, например, такой стишок:

«Не хватай утюг»
Говорила мама мишке:
- Любишь гладить ты штанишки?
Только мамин утюжок
Брать нельзя тебе, дружок!
Мой утюг такой горячий,
Обожжёшься и заплачешь.

            Так же  в этом возрасте при  привитии культурно-гигиенических навыков предпочтение отдаю русскому фольклору.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Если в 3-4 года ребенок получает первичные знания, то в 5-7 лет, следует помнить об изменении психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознанно отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также поведение других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний, а также применением этих знаний в повседневной жизни .

Формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется через интеграцию всех образовательных областей:

 «Познавательное развитие» - беседы «Зачем нужны правила безопасности»,  «Опасные ситуации», «Источники опасности» «Безопасность на природе - это важно», «Кошки и собаки – наши друзья» и т.д., чтение и рассматривание познавательных  энциклопедий по безопасности для дошкольников, а также опытно-экспериментальная деятельность.

«Социально-коммуникативное развитие» - экскурсии, целью которых познакомить детей с улицей, проезжей частью дороги, перекрёстком; наблюдение за пешеходами; рассматривание обучающих плакатов и иллюстраций « Стихийные явления природы», «Умей оказать помощь», «Чтоб не ссориться с огнем», знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением, ситуативные беседы « Если ты остался дома один….», игры-тренинги по теме: « Я потерялся», «Службы спасения в городе. Как говорить по телефону с диспетчерами службы «01», «02», «03» , сюжетно-ролевые игры («Пожарная часть», «Служба спасения», «Водители и пешеходы» и т.п.), позволяющие детям закрепить на практике пройденный материал.

 «Речевое развитие» -чтение детской художественной литературы: народные сказки, рассказы и стихи по теме; драматизация произведений, заучивание стихов и поговорок, беседы, моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций «Как рождаются опасные ситуации», дидактические игры: «На островке безопасности», «Назови съедобные и ядовитые грибы» и т.п. «Физическое развитие» подвижные игры («Пожарные сборы», «Сигналы светофора»), игровые упражнения, игры-эстафеты («Дорожный баскетбол», «Затуши костер»), тематические спортивные досуги и развлечения: «В стране дорожных знаков», «День здоровья», «Азбука безопасности», игры – импровизации.

 «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность: изготовление коллажей «Правила безопасности в картинках», «Опасные предметы», рисование, лепка, аппликация по теме,  конструктивная деятельность, которая включает создание детьми разных построек «Пожарная часть», «Дорога» и обыгрывание различных ситуаций с ними, пальчиковый театр «Давайте познакомимся с дорожными знаками», а также песенное творчество, театрализованные постановки и музыкальные развлечения по теме.

 Таким образом, в организации образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения, используются как традиционные формы - беседы, игры-путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, чтение художественных произведений и др., так и инновационные -  этомоделирование проблемно-игровых ситуаций, алгоритмические игры, мнемотаблицы, познавательно-исследовательская и проектная деятельность.

Моделирование проблемных ситуаций дает возможность вовлечь дошкольника в поиск решения, выбрать правильный способ решения проблемы, выбирая для себя наиболее приемлемые варианты «Как лучше поступить?», «Как избежать опасности (ситуация)?» и т.п. Использование ИКТ технологий обучающих мультфильмов («Уроки тетушки Совы», «Правила дорожного движения», «Лунтик учит правила), способствующие получению и закреплению знаний дошкольниками в привлекательной форме.

Так же обязательно нужно составить список правил безопасности, которые нарушать никогда нельзя и донести их до ребенка. Здесь, конечно же, нужно рассказать ему о том, что НЕЛЬЗЯ:

1. Разговаривать с незнакомыми людьми, что-то у них брать, идти с ними куда-то.

2. Переходить улицу на красный свет (идти одному по пешеходному переходу без светофора)

3. Переходить улицу в неположенных местах

4. Говорить, что ты дома находишься один

5. Открывать дверь незнакомым людям. Нельзя открывать дверь кому-либо, когда ты дома один.

Объясните ребенку, что эти правила необходимо соблюдать всегда. Он должен понять, что всегда и везде нужно придерживаться этих правил и исключений быть не может.

И конечно, для проведения этой работы, в группе создается предметно - развивающая среда: уголки безопасности, знаки предостерегающие, настольно- печатные игры, художественная литература.

Весь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники.

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессечерез:

- совместные рисунки, поделки для выставки;

- помощь в изготовлении атрибутов для игр;

- родительские собрания (групповые и общесадовские);

- индивидуальные консультации по запросам родителей;

- оформление стендов и родительских уголков;

- анкетирование;

-цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Формирование личной безопасности у детей дома, на улице и при общении со старшими приятелями».

Личная безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задаче...

Консультация для родителей "Личная безопасность ребенка"

Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, п...

Сентябрьские встречи "Основные подходы к формированию безопасности жизнедеятельности детей"

Презентация по разговору с родителями по безопасности детей....

Памятка для родителей о личной безопасности ребенка

Памятка поможет родителям в доступной для ребенка форме, рассказать о правильном поведении в опасных для здоровья ситуациях....

Формирование личной безопасности дошкольников

Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека, депривация которой нарушает его гармоничное развитие с самого рождения (23).  ...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как способ формирования личной безопасности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и развития осознанного безопасного поведения у дошкольников, используя театрализованную деятельность.  ...

Мастер-класс «Театрализованная дея-тельность, как способ формирования личной безопасности», 2023 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и развития осознанного безопасного поведения у дошкольников, используя театрализованную деятельность.  ...