Основные подходы к формированию личной безопасности ребенка.
консультация по обж
Консультация для педагогов из опыта своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные подходы к формированию личной безопасности ребенка.
Есина М.А.
Моя работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. Работа эта важная, кропотливая.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях : это устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
И начинается она с самого раннего возраста.
Малышам в этом возрасте присуще повышенная двигательная активность: рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.
Поэтому ежедневные «минутки безопасности» включаю во все режимные моменты.
Например, учу детей убирать за собой игрушки и понимать, что порядок в доме и саду нужен не только для красоты, но и для безопасности.
Бегать в группе нельзя, потому что это приводит к травмам.
Во время еды напоминаю детям, что чашку следует держать за ушко, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка,
нельзя разговаривать во время еды.
Во время прогулки закрепляю у детей такие правила поведения: не брать в рот песок, землю, траву, листья; быть аккуратными с палочки; не обсыпать песком других детей и, конечно же, объясняю, почему так нельзя делать.
В зимний период напоминаю детям, что нельзя: брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая на дворе животных, скажем, кота или собаку, подвожу детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными.
Этот период – период впитывания и накопления знаний
В связи с этим активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок и конечно чтением, например, четверостиший:
«Будь осторожен, закрывая дверь»
Дверь тихонько закрывай.
Береги свой пальчик! Ай!
Если будешь с ней шалить,
Пальчик можно прищемить.
Когда знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них, то использовала, например, такой стишок:
«Не хватай утюг»
Говорила мама мишке:
- Любишь гладить ты штанишки?
Только мамин утюжок
Брать нельзя тебе, дружок!
Мой утюг такой горячий,
Обожжёшься и заплачешь.
Так же в этом возрасте при привитии культурно-гигиенических навыков предпочтение отдаю русскому фольклору.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Если в 3-4 года ребенок получает первичные знания, то в 5-7 лет, следует помнить об изменении психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознанно отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также поведение других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний, а также применением этих знаний в повседневной жизни .
Формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется через интеграцию всех образовательных областей:
«Познавательное развитие» - беседы «Зачем нужны правила безопасности», «Опасные ситуации», «Источники опасности» «Безопасность на природе - это важно», «Кошки и собаки – наши друзья» и т.д., чтение и рассматривание познавательных энциклопедий по безопасности для дошкольников, а также опытно-экспериментальная деятельность.
«Социально-коммуникативное развитие» - экскурсии, целью которых познакомить детей с улицей, проезжей частью дороги, перекрёстком; наблюдение за пешеходами; рассматривание обучающих плакатов и иллюстраций « Стихийные явления природы», «Умей оказать помощь», «Чтоб не ссориться с огнем», знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением, ситуативные беседы « Если ты остался дома один….», игры-тренинги по теме: « Я потерялся», «Службы спасения в городе. Как говорить по телефону с диспетчерами службы «01», «02», «03» , сюжетно-ролевые игры («Пожарная часть», «Служба спасения», «Водители и пешеходы» и т.п.), позволяющие детям закрепить на практике пройденный материал.
«Речевое развитие» -чтение детской художественной литературы: народные сказки, рассказы и стихи по теме; драматизация произведений, заучивание стихов и поговорок, беседы, моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций «Как рождаются опасные ситуации», дидактические игры: «На островке безопасности», «Назови съедобные и ядовитые грибы» и т.п. «Физическое развитие» подвижные игры («Пожарные сборы», «Сигналы светофора»), игровые упражнения, игры-эстафеты («Дорожный баскетбол», «Затуши костер»), тематические спортивные досуги и развлечения: «В стране дорожных знаков», «День здоровья», «Азбука безопасности», игры – импровизации.
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность: изготовление коллажей «Правила безопасности в картинках», «Опасные предметы», рисование, лепка, аппликация по теме, конструктивная деятельность, которая включает создание детьми разных построек «Пожарная часть», «Дорога» и обыгрывание различных ситуаций с ними, пальчиковый театр «Давайте познакомимся с дорожными знаками», а также песенное творчество, театрализованные постановки и музыкальные развлечения по теме.
Таким образом, в организации образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения, используются как традиционные формы - беседы, игры-путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, чтение художественных произведений и др., так и инновационные - этомоделирование проблемно-игровых ситуаций, алгоритмические игры, мнемотаблицы, познавательно-исследовательская и проектная деятельность.
Моделирование проблемных ситуаций дает возможность вовлечь дошкольника в поиск решения, выбрать правильный способ решения проблемы, выбирая для себя наиболее приемлемые варианты «Как лучше поступить?», «Как избежать опасности (ситуация)?» и т.п. Использование ИКТ технологий обучающих мультфильмов («Уроки тетушки Совы», «Правила дорожного движения», «Лунтик учит правила), способствующие получению и закреплению знаний дошкольниками в привлекательной форме.
Так же обязательно нужно составить список правил безопасности, которые нарушать никогда нельзя и донести их до ребенка. Здесь, конечно же, нужно рассказать ему о том, что НЕЛЬЗЯ:
1. Разговаривать с незнакомыми людьми, что-то у них брать, идти с ними куда-то.
2. Переходить улицу на красный свет (идти одному по пешеходному переходу без светофора)
3. Переходить улицу в неположенных местах
4. Говорить, что ты дома находишься один
5. Открывать дверь незнакомым людям. Нельзя открывать дверь кому-либо, когда ты дома один.
Объясните ребенку, что эти правила необходимо соблюдать всегда. Он должен понять, что всегда и везде нужно придерживаться этих правил и исключений быть не может.
И конечно, для проведения этой работы, в группе создается предметно - развивающая среда: уголки безопасности, знаки предостерегающие, настольно- печатные игры, художественная литература.
Весь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники.
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:
- совместные рисунки, поделки для выставки;
- помощь в изготовлении атрибутов для игр;
- родительские собрания (групповые и общесадовские);
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- оформление стендов и родительских уголков;
- анкетирование;
-цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Формирование личной безопасности у детей дома, на улице и при общении со старшими приятелями».
Личная безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задаче...
Консультация для родителей "Личная безопасность ребенка"
Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, п...
Сентябрьские встречи "Основные подходы к формированию безопасности жизнедеятельности детей"
Презентация по разговору с родителями по безопасности детей....
Памятка для родителей о личной безопасности ребенка
Памятка поможет родителям в доступной для ребенка форме, рассказать о правильном поведении в опасных для здоровья ситуациях....
Формирование личной безопасности дошкольников
Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека, депривация которой нарушает его гармоничное развитие с самого рождения (23). ...
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как способ формирования личной безопасности».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и развития осознанного безопасного поведения у дошкольников, используя театрализованную деятельность. ...
Мастер-класс «Театрализованная дея-тельность, как способ формирования личной безопасности», 2023 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и развития осознанного безопасного поведения у дошкольников, используя театрализованную деятельность. ...