НОД по ОБЖ "Где живет электричество?"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Чекалова Евгения Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность по ОБЖ с презентацией и опытами по теме "Электричество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrichestvo.pptx1.24 МБ
Файл elektrichestvo.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Электричество» Подготовила: Чекалова Е.В.

Слайд 3

«» Частицы электроны

Слайд 4

«Атомные электростанции»

Слайд 5

«Солнечные электростанции»

Слайд 6

«Ветряные электростанции»

Слайд 7

«Гидроэлектростанция»

Слайд 10

Электричество в природе



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Где живет электричество»

Программное содержание:

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Вызывать радость открытий, полученных из опытов,

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Образовательные задачи:

- Обобщать знания детей об электричестве,

- Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,

- Познакомить детей с причиной проявления статического электричества,

- Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

- Развивать волевую готовность к школе.

Материал:

- Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль),

- Пластмассовые палочки по количеству детей.

- Кусочки шерстяной ткани, шелка,

- Дидактическая игра "Собери картинку",

- Карточки "Правила пользования электроприборами",

- Кукла Золушка,

- Цветные шары.

Ход занятия:

Воспитатель: (в руках кукла Золушка) Ребята, а вы любите сказки? А можете ли вы отгадать загадку о герое одной из сказок?

Она красива и мила,

А имя ее от слова «зола».

Воспитатель: Дети, какие приборы могли бы облегчить труд Золушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель: Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель: А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу.

Воспитатель: Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?

Ответы детей.

- Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.

Дидактическая игра "Собери картинку".

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Воспитатель: Картинки, каких предметов у вас получились?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, существует много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! А вы знаете, что электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, они могут поразить током. Но существуют специальные правила обращения с электричеством.

Воспитатель: Посмотрите на магнитную доску и объясните, какие правила пользования электричеством нарушаются?

Вопросы к детям:

  1. Что означает эта карточка? (нельзя вставлять в розетку какие-нибудь предметы)
  2. О чем рассказывает эта карточка?

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра "Ток бежит по проводам".

Ход игры:

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

После игры дети встают вокруг воспитателя.

Воспитатель: А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.

- Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране.

Опыты:

1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену.(Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).

Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).

- Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

Вывод: в волосах тоже живет электричество.

2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.

- Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?(лежат спокойно).

- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной или шелковой ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в тканях из которых шьют одежду.

3. У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку - плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?

- Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)

- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.

- Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.

- Один, два, три, четыре, пять - вот мы в садике опять. На память об этой стране я дарю вам эти шарики.

- Посмотрите, Золушка опять у нас. Она прямо с бала пришла поблагодарить вас за то, что при помощи электроприборов она смогла переделать всю работу и попала на бал. У Золушки прекрасное настроение, и она приглашает вас потанцевать.

Звучит песня "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". Дети танцуют.

 Опыты на тему: «Электричество»

1. «Как увидеть молнию?»
Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.
Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества).
2. «Почему лампочка светит?»
Цель: Понимать принцип работы электроприбора.
Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.
3. «Помоги Золушке»
Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Вариант 1. Можно использовать воду.

Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.

Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Опыт 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

4. Опыт «Ожившие волосы».
Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.
Материал: расческа.

Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.

Игра «Разноцветные лампочки»

Цель: закреплять навыки использования сенсорных эталонов счёта в пределах 5—10, формировать навыки энергосбережения.

Материал: 7 карточек разных цветов, на которых изображена люстра с некоторым количеством лампочек и геометрической фигурой внизу. Для каждой карточки на листах картона изображены цветные геометрические фигуры с цифрами (точками), цифры, знаки «=», «+», «-» и лампочки.

Внимание! Аккуратно разрежьте по контурным линиям все карточки с изображением геометрических фигур, цифр и лампочек.

Педагог выкладывает перед ребёнком карточки разных цветов и фигурные изображения лампочек таких же цветов, как на карточках.

Ход игры

Вариант 1. Погаси лампочку.

Электроша устал выключать свет и приборы в квартире у мальчика Пети. Петя постоянно забывает выключать свет, когда на улице уже светло. Вечером он бегает по всей квартире и нигде не выключает за собой электричество. Да и лампочки очень устают и жалуются, что им некогда отдохнуть. Давай поможем Электроше выключить свет. Посмотри, сколько и каких в каждой люстре лампочек. Они разного цвета и размера, ты должен постараться найти нужную лампочку и выключить её, но только так, чтобы она совпала с контуром и была одного цвета.

Вариант 2. Сколько лампочек?

Долго горели лампочки у мальчика Пети в квартире. Давай сосчитаем, сколько и каких лампочек перегорело, и сообщим об этом Электроше. Надо, чтобы он купил в магазине новые лампочки. А чтобы Электроша не забыл, в пустую фигурку найдём соответствующую цифру (форму с количеством точек).

Вариант 3. Реши примеры.

Мальчику Пете в школе задали задачи сосчитать, сколько в каждой люстре осталось гореть лампочек, но не просто сосчитать, а придумать задачу с решением. Например, на красной люстре горело 5 лампочек. 1 лампочка перегорела. Сколько всего лампочек осталось «работать» на красной люстре? Найди эту цифру и поставь в пустое геометрическое окошко.

Вариант 4. Сколько лампочек горит (не горит) на двух люстрах?

Ребёнку предлагаются найти сумму двух частей. Нужно поставить знак между частями и найти ответ среди набора цифр.

Игра «Найди лишний предмет»

Цель: побуждать детей самостоятельно находить и называть лишний предмет; закрепить знания о приборах энергообеспечения, тепла и воды.

Материал: четыре карточки с изображением предметов.

1-я — торшер, настольная лампа, бра (освещают помещение или какое-либо пространство — предметы рукотворного мира), солнце (объект неживой природы);

2-я — выключатель, розетка, провода (используют в электросети), отвёртка (рабочий инструмент электрика);

3-я — печь, костёр, камин (требуется уголь или дрова), батарея (вода);

4-я — вилка, электрический провод, настольная лампа (части настольной лампы), водопроводный кран.

Воспитатель показывает детям картинку, просит найти лишний предмет и объяснить, почему они так думают.

Игра «Кто быстрее включит лампочку?»

Цель: уточнять представления детей о том, как электричество попадает в наши дома; способствовать воспитанию бережного отношения к природному и рукотворному миру.

Материал: иллюстрация с изображением водоёма, леса, ТЭЦ, населённого пункта; три маршрута, которые ведут в разных направлениях от правого нижнего угла к левому верхнему углу; остановки — круги разного цвета; фишки красного, жёлтого и зелёного цветов; игральный кубик; карточки с заданиями.

Правила игры:

-в игре поочерёдно играют трое детей;

-очерёдность хода определяет жребий — три яйца из-под киндер-сюрпризов, в которых спрятаны фишки красного, жёлтого и зелёного цветов и номера хода (1, 2, 3);

-каждый участник может передвигаться вперёд после выполнения задания;

-если участник с заданием не справился, он пропускает ход;

-значки-эмблемы для награждения победителей.

Ход игры

Вариант 1.

В. Ребята, давайте вспомним, где рождается электрический ток?

Дети. На ТЭЦ.

В. Правильно, электрический ток рождается на теплоэлектроцентрали, а ещё ТЭЦ даёт нам горячую воду и пар. А теперь, давайте представим, что вы — это маленькие электрончики, которые должны зажечь красный, жёлтый и зелёный огоньки. Сейчас вы отправитесь в путь, но дорога нелегка, надо будет выполнить некоторые задания. Иногда, если не повезёт, пропустить ход или, если повезёт, продвинуться на несколько ходов вперёд. А пока узнаем, кто из вас будет передвигаться первым, вторым и третьим.

Дети выбирают яйцо, в котором спрятана не только фишка, но и номер хода. Ставят фишки на старт и по очереди бросают кубик, продвигаясь по кругам вперёд. Если остановка попадает на цветной круг, необходимо выполнить задание.

Задания синего круга.

1. Как вода поступает в квартиру? (Бежит по трубам.)

2. Что необходимо для того, чтобы вода закипела? (Огонь.)

3. Как называется профессия мастера, который помогает воде поступать в квартиры? (Сантехник.)

4. Без чего не может работать электрическая станция? (Без топлива.)

5. Чем обогревается квартира в городе? (Горячей водой в батарее.)

6. Что изображено на рисунке? (Любая картинка из предыдущих игр.)

7. Что мы экономим, сберегая электричество? (Ресурсы страны, денежные средства семьи и страны.)

8. Продвигаться по указанному направлению стрелки.

Задания серого круга.

1. Как называется профессия мастера, который ремонтирует линии электропередач? (Электрик.)

2. Откуда электрический ток попадает в квартиры? (С электростанции.)

3. Что надо сделать, чтобы зажечь люстру? (Нажать на кнопку выключателя.)

4. Почему детям нельзя трогать розетки? (Может ударить током.)

5. Что кроме электричества даёт ТЭЦ городам и заводам? (Горячую и холодную воду, горячий пар.)

6. Отгадай загадку:

Он родился,

В путь пустился.

В город быстро прибежал —

Город сразу засиял. (Электрический ток.)

7. Что изображено на рисунке? (Любая картинка из предыдущих игр.)

8. Что мы экономим, сберегая воду? (Природные богатства пресной воды, денежные средства своей семьи и страны.)

9. Продвигаться по указанному направлению стрелки.

Фиолетовый круг — пропустить 2 хода.

Побеждает тот, кто выполнит максимальное количество заданий и зажжёт первым лампочку.

Вариант 2. Дети могут самостоятельно играть в эту игру, выполняя следующие правила: синий круг — повтори ход; серый круг — пропусти один ход; фиолетовый круг — пропусти два хода; продвигаться по указанной стрелке.

Побеждает тот, кто первым зажёг лампочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

НОДпо ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка"

Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....