НОД по ОБЖ "Где живет электричество?"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность по ОБЖ с презентацией и опытами по теме "Электричество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektrichestvo.pptx | 1.24 МБ |
elektrichestvo.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«» Частицы электроны
«Атомные электростанции»
«Солнечные электростанции»
«Ветряные электростанции»
«Гидроэлектростанция»
Электричество в природе
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Где живет электричество»
Программное содержание:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Вызывать радость открытий, полученных из опытов,
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Образовательные задачи:
- Обобщать знания детей об электричестве,
- Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
- Познакомить детей с причиной проявления статического электричества,
- Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
- Развивать волевую готовность к школе.
Материал:
- Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль),
- Пластмассовые палочки по количеству детей.
- Кусочки шерстяной ткани, шелка,
- Дидактическая игра "Собери картинку",
- Карточки "Правила пользования электроприборами",
- Кукла Золушка,
- Цветные шары.
Ход занятия:
Воспитатель: (в руках кукла Золушка) Ребята, а вы любите сказки? А можете ли вы отгадать загадку о герое одной из сказок?
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола».
Воспитатель: Дети, какие приборы могли бы облегчить труд Золушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Ответы детей.
Воспитатель: Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель: А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу.
Воспитатель: Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?
Ответы детей.
- Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.
Дидактическая игра "Собери картинку".
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.
Воспитатель: Картинки, каких предметов у вас получились?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, существует много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! А вы знаете, что электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они могут поразить током. Но существуют специальные правила обращения с электричеством.
Воспитатель: Посмотрите на магнитную доску и объясните, какие правила пользования электричеством нарушаются?
Вопросы к детям:
- Что означает эта карточка? (нельзя вставлять в розетку какие-нибудь предметы)
- О чем рассказывает эта карточка?
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра "Ток бежит по проводам".
Ход игры:
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
После игры дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
- Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране.
Опыты:
1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену.(Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
- Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
- Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?(лежат спокойно).
- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной или шелковой ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в тканях из которых шьют одежду.
3. У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку - плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
- Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.
- Один, два, три, четыре, пять - вот мы в садике опять. На память об этой стране я дарю вам эти шарики.
- Посмотрите, Золушка опять у нас. Она прямо с бала пришла поблагодарить вас за то, что при помощи электроприборов она смогла переделать всю работу и попала на бал. У Золушки прекрасное настроение, и она приглашает вас потанцевать.
Звучит песня "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". Дети танцуют.
Опыты на тему: «Электричество»
1. «Как увидеть молнию?»
Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.
Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества).
2. «Почему лампочка светит?»
Цель: Понимать принцип работы электроприбора.
Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.
Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.
3. «Помоги Золушке»
Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.
Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.
Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»
Вариант 1. Можно использовать воду.
Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).
Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.
Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).
Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.
Опыт 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).
4. Опыт «Ожившие волосы».
Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.
Материал: расческа.
Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».
Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.
Игра «Разноцветные лампочки»
Цель: закреплять навыки использования сенсорных эталонов счёта в пределах 5—10, формировать навыки энергосбережения.
Материал: 7 карточек разных цветов, на которых изображена люстра с некоторым количеством лампочек и геометрической фигурой внизу. Для каждой карточки на листах картона изображены цветные геометрические фигуры с цифрами (точками), цифры, знаки «=», «+», «-» и лампочки.
Внимание! Аккуратно разрежьте по контурным линиям все карточки с изображением геометрических фигур, цифр и лампочек.
Педагог выкладывает перед ребёнком карточки разных цветов и фигурные изображения лампочек таких же цветов, как на карточках.
Ход игры
Вариант 1. Погаси лампочку.
Электроша устал выключать свет и приборы в квартире у мальчика Пети. Петя постоянно забывает выключать свет, когда на улице уже светло. Вечером он бегает по всей квартире и нигде не выключает за собой электричество. Да и лампочки очень устают и жалуются, что им некогда отдохнуть. Давай поможем Электроше выключить свет. Посмотри, сколько и каких в каждой люстре лампочек. Они разного цвета и размера, ты должен постараться найти нужную лампочку и выключить её, но только так, чтобы она совпала с контуром и была одного цвета.
Вариант 2. Сколько лампочек?
Долго горели лампочки у мальчика Пети в квартире. Давай сосчитаем, сколько и каких лампочек перегорело, и сообщим об этом Электроше. Надо, чтобы он купил в магазине новые лампочки. А чтобы Электроша не забыл, в пустую фигурку найдём соответствующую цифру (форму с количеством точек).
Вариант 3. Реши примеры.
Мальчику Пете в школе задали задачи сосчитать, сколько в каждой люстре осталось гореть лампочек, но не просто сосчитать, а придумать задачу с решением. Например, на красной люстре горело 5 лампочек. 1 лампочка перегорела. Сколько всего лампочек осталось «работать» на красной люстре? Найди эту цифру и поставь в пустое геометрическое окошко.
Вариант 4. Сколько лампочек горит (не горит) на двух люстрах?
Ребёнку предлагаются найти сумму двух частей. Нужно поставить знак между частями и найти ответ среди набора цифр.
Игра «Найди лишний предмет»
Цель: побуждать детей самостоятельно находить и называть лишний предмет; закрепить знания о приборах энергообеспечения, тепла и воды.
Материал: четыре карточки с изображением предметов.
1-я — торшер, настольная лампа, бра (освещают помещение или какое-либо пространство — предметы рукотворного мира), солнце (объект неживой природы);
2-я — выключатель, розетка, провода (используют в электросети), отвёртка (рабочий инструмент электрика);
3-я — печь, костёр, камин (требуется уголь или дрова), батарея (вода);
4-я — вилка, электрический провод, настольная лампа (части настольной лампы), водопроводный кран.
Воспитатель показывает детям картинку, просит найти лишний предмет и объяснить, почему они так думают.
Игра «Кто быстрее включит лампочку?»
Цель: уточнять представления детей о том, как электричество попадает в наши дома; способствовать воспитанию бережного отношения к природному и рукотворному миру.
Материал: иллюстрация с изображением водоёма, леса, ТЭЦ, населённого пункта; три маршрута, которые ведут в разных направлениях от правого нижнего угла к левому верхнему углу; остановки — круги разного цвета; фишки красного, жёлтого и зелёного цветов; игральный кубик; карточки с заданиями.
Правила игры:
-в игре поочерёдно играют трое детей;
-очерёдность хода определяет жребий — три яйца из-под киндер-сюрпризов, в которых спрятаны фишки красного, жёлтого и зелёного цветов и номера хода (1, 2, 3);
-каждый участник может передвигаться вперёд после выполнения задания;
-если участник с заданием не справился, он пропускает ход;
-значки-эмблемы для награждения победителей.
Ход игры
Вариант 1.
В. Ребята, давайте вспомним, где рождается электрический ток?
Дети. На ТЭЦ.
В. Правильно, электрический ток рождается на теплоэлектроцентрали, а ещё ТЭЦ даёт нам горячую воду и пар. А теперь, давайте представим, что вы — это маленькие электрончики, которые должны зажечь красный, жёлтый и зелёный огоньки. Сейчас вы отправитесь в путь, но дорога нелегка, надо будет выполнить некоторые задания. Иногда, если не повезёт, пропустить ход или, если повезёт, продвинуться на несколько ходов вперёд. А пока узнаем, кто из вас будет передвигаться первым, вторым и третьим.
Дети выбирают яйцо, в котором спрятана не только фишка, но и номер хода. Ставят фишки на старт и по очереди бросают кубик, продвигаясь по кругам вперёд. Если остановка попадает на цветной круг, необходимо выполнить задание.
Задания синего круга.
1. Как вода поступает в квартиру? (Бежит по трубам.)
2. Что необходимо для того, чтобы вода закипела? (Огонь.)
3. Как называется профессия мастера, который помогает воде поступать в квартиры? (Сантехник.)
4. Без чего не может работать электрическая станция? (Без топлива.)
5. Чем обогревается квартира в городе? (Горячей водой в батарее.)
6. Что изображено на рисунке? (Любая картинка из предыдущих игр.)
7. Что мы экономим, сберегая электричество? (Ресурсы страны, денежные средства семьи и страны.)
8. Продвигаться по указанному направлению стрелки.
Задания серого круга.
1. Как называется профессия мастера, который ремонтирует линии электропередач? (Электрик.)
2. Откуда электрический ток попадает в квартиры? (С электростанции.)
3. Что надо сделать, чтобы зажечь люстру? (Нажать на кнопку выключателя.)
4. Почему детям нельзя трогать розетки? (Может ударить током.)
5. Что кроме электричества даёт ТЭЦ городам и заводам? (Горячую и холодную воду, горячий пар.)
6. Отгадай загадку:
Он родился,
В путь пустился.
В город быстро прибежал —
Город сразу засиял. (Электрический ток.)
7. Что изображено на рисунке? (Любая картинка из предыдущих игр.)
8. Что мы экономим, сберегая воду? (Природные богатства пресной воды, денежные средства своей семьи и страны.)
9. Продвигаться по указанному направлению стрелки.
Фиолетовый круг — пропустить 2 хода.
Побеждает тот, кто выполнит максимальное количество заданий и зажжёт первым лампочку.
Вариант 2. Дети могут самостоятельно играть в эту игру, выполняя следующие правила: синий круг — повтори ход; серый круг — пропусти один ход; фиолетовый круг — пропусти два хода; продвигаться по указанной стрелке.
Побеждает тот, кто первым зажёг лампочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....
НОДпо ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка"
Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....