Дополнительная общеразвивающая программа "Светофорик"
рабочая программа по обж
программа "Светофорик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_svetoforik.docx | 436.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………………………3
- Учебно-тематический план ……………………………………………………….8
- Содержание изучаемого курса …………………………………………………..10
- Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы……………………………………………………………………..................36
- Список литературы …………………………………………………………….....38
- Приложение 1. …………………………………………………………………….39
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Направлена на социально-коммуникативное развитие детей от 3 до 7 лет. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии формирования знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Актуальность:
Обеспечение безопасности детей – основная цель, одна из главных задач нашего общества. В дошкольных учреждениях в настоящее время активно ведётся работа по основам безопасности жизнедеятельности, направленная на формирование у детей навыков правильного поведения в различных ситуациях на дороге, в транспорте, на улице.
Жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. К этому приводят элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
С самого раннего возраста необходимо формировать навыки правильно поведения на дороге у детей, а также знакомить их с правилами дорожного движения. Это необходимо делать уже в детском саду, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, и правила, усвоенные ребёнком в детском возрасте, впоследствии становятся нормой поведения. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует учитывать, что эта работа связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Данная программа призвана воспитывать у детей сознательное чувство ответственности за свое поведение на улице, привить детям все необходимые для этого навыки.
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.
Первый этап работы — это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей.
Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения.
На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы.
Второй этап — расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.
Третий этап — формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил дорожного движения. Как было сказано выше, пути формирования эмоционального и сознательного отношения к изучению Правил дорожного движения тесно переплетаются, взаимодействуют в учебно-воспитательной работе. Прежде всего, этой задаче служат художественные произведения, раскрывающие напряженный трудовой ритм работы сотрудников ГИБДД. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями должен подводить детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.
Четвертый этап — это формирование у детей чувства ответственности. Разумеется, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нем в полной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже.
Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.
Пятый этап работы — развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода. Он включает:
1. Систему подготовки детей к правильному поведению на
улице.
- Организацию игр и специальных практических занятий.
- Специальную подготовку со стороны педагога.
Организация образовательного процесса
Настоящая программа разработана на основе программы Т.И.Даниловой «Светофор», которая предполагает формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения: 1-й год – дети 3-4 лет; 2-й год – дети 4-5 лет; 3-й год – дети 5-6 лет; 4-й год – дети 6-7 лет
В год проводится занятия:
Вторая младшая группа 1 раз в месяц. 9 – занятий.
Средняя группа 1раз в месяц. 9-занятий.
Старшая группа 1 раз в месяц. 9- занятий.
Подготовительная группа 1 раз в месяц. 9- занятий.
Продолжительность каждого занятия составляет:
во второй младшей группе не более 15 мин.;
в средней группе – до 20 мин.;
в старшей группе – до 25 мин,
в подготовительной к школе группе не более 30 мин.
Структура занятий: психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, пальчиковая гимнастика.
Работа по обучению детей дошкольного возраста ПДД ведется в форме кружковой работы. Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, физкультурно-музыкальных праздников и развлечений, инсценировок, экскурсий.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии;
- досуги;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
Наглядные | Практические | Словесные |
Экскурсии Целевые прогулки Наблюдения Показ сказок (педагогом, детьми) Рассматривание иллюстраций, репродукций Определение по определённым предмета признакам Восстановление картины целого по отдельным признакам | Продуктивная деятельность детей, Изготовление наглядных пособий Игра Дидактические игры (настольно-печатные, словесные), Игры-занятия Подвижные игры Творческие игры | Рассказывание Беседа Чтение художественной и научно-популярной литературы |
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Примерный тематический план
№ п/п | Тематика | Всего занятий | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Грузовой транспорт | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Автобус | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Дорожные ситуации | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Профессия водитель | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Светофор | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Моя улица | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Вечер развлечений | 1 | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 5 | 4 |
Второй год обучения
Примерный тематический план
№ п/п | Тематика | Всего занятий | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Наша улица | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Пешеходный переход | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Пассажирский транспорт | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Транспорт | 1 | 1 | |
6 | Пешеходный переход | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Труд водителя | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Светофор | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 9 | 5,5 | 3,5 |
Третий год обучения
Примерный тематический план
№ п/п | Тематика | Всего занятий | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Дорожная азбука | 1 | 1 | |
3 | Мы идем через дорогу | 1 | 1 | |
4 | Специальные машины | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Труд водителя | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Улицы большого города | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Твой приятель светофор | 1 | 1 | |
8 | Дорожные ловушки | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 4 | 5 |
Четвертый год обучения
Примерный тематический план
№ п/п | Тематика | Всего занятий | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Островок безопасности | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Площадь, перекресток | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Улица | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Дорожные знаки | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Сигналы светофора | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Работа сотрудника ГИБДД | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Светофор | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 4,5 | 4,5 |
Содержание изучаемого курса
I –год обучения (2-я младшая группа)
Месяц | Тема занятия | Форма | Цели | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | Вводное | Беседа Подвижная игра Воробышки и автомобиль | Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожного движения Развивать у детей умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя | Дети называют цвета светофора, различия между грузовыми и легковыми автомобилями, их части. Они должны узнать, кто управляет автомобилем, где они едут, где ходят люди, где играют дети На одном конце площадки на скамейках – дети-«воробышки». На другом в гараже – ведущий- «автомобиль». «Воробышки» вылетают из гнезда – спрыгивают со скамеек, начинают бегать в различных направлениях, прыгают на двух ногах. Раздается гудок, появляется «автомобиль». «Воробышки» пугаются и улетают в гнезда. «Автомобиль» возвращается в гараж и т.д. | Таблица «Графическая запись динамики знаний детьми ПДД» Медали с изображениями птиц, автомобиля, игрушечный руль |
Октябрь | Грузовая машина | Беседа Дидактическая игра Чтение | Уточнять представление о грузовой машине, об основных ее частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать у детей интерес к занятию Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зрительное восприятие | Сюрпризный момент – получение посылки, в которой находится игрушечный грузовик. Дети рассматривают его, называют части (кабина, кузов, колеса, окна, двери), отвечают на вопросы педагога: «Какие грузы можно перевозить на этой машине? Кто управляет грузовиком?» Дети собирают целую картинку из двух разных частей Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем обсуждают прочитанное | Посылка, игрушечный грузовик, игрушечный руль, медали с изображением птиц Разрезные картинки с изображением грузовика Книга М.Пожарского «Машины» |
Ноябрь | Автобус Красный, зеленый Грузовик | Беседа Подвижная игра Инсценировка | Давать детям представление об автобусе, его функциональном назначении. Уточнять представления о некоторых транспортных средствах. Развивать мышление, наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающему Воспитывать у детей умение слушать и воспроизводить рассказ педагога Закреплять у детей умения различать цвета (красный, зеленый). Развивать умение ориентироваться в пространстве Развивать память. Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре | Педагог рассказывает об автобусе, а затем задает вопросы: «Автобус перевозит людей. Ведет автобус водитель. Водитель находится в кабине, люди в салоне; они - пассажиры». Автобус едет по дороге, останавливается на остановке. Назовите основные части автобуса. Кто едет в автобусе?» На столе игрушки – виды транспорта. Проблемная ситуация: на чем можно отправиться в путешествие? рассматривают картину, педагог составляет рассказ, дети помогают ему с помощью наводящих вопросов Дети – «автомобили». В руках у педагога два флажка. Если он поднимает красный – дети стоят, если зеленый – двигаются по всей группе Педагог совместно с детьми проводит инсценировку стихотворения А.Барто | Картина, игрушки: грузовик, легковой автомобиль, автобус Флажки – красный, зеленый, эмблемы – автомобили, рули Игрушечный грузовик, кот-игрушка |
Декабрь | По улицам города Дорожные ситуации Собери автомобиль | Чтение Беседа Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о транспорте, его назначении. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе Закреплять у детей элементарные знания о поведении на улице Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводить начатое дело до конца. | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем обсуждают Прочитанное Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы педагога: «Где можно играть детям? О чем забыли дети? Кто правильно выбрал место для игры?» Дети всей группой на ковре собирают целое изображение по образцу из разрезных картинок | Книга М.Приходкина «По улицам города» Плакаты с изображениями различных дорожных ситуаций Разрезные картинки с изображением легкового автомобиля |
Январь | Все работы хороши – выбирай на вкус Гараж | Беседа Конструирование | Знакомить детей с профессией водителя. Развивать речь. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых Давать представление детям о гараже, его строении и функциональном назначении. Обучать детей умению собирать из строительного материала конструкции. | Педагог рассказывает о профессии водителя: «Водитель управляет автомобилем, следит за ним, ремонтирует, моет. Эта профессия нужна всем людям. Он рано встает и отправляется на работу, возвращается поздно. Водитель управляет автомобилем, который перевозит грузы, людей на работу и домой» (Дети рассматривают иллюстрации.) Педагог показывает детям гараж и рассказывает о нем: «Гараж – это большое помещение с большими воротами. Здесь находится транспорт. Там его ремонтируют, моют и т.д.» Дети рассматривают образец, рассказывают о его назначении, выделяют основные части. Педагог объясняет и показывает, как выполнить задание. Дети строят гараж и обыгрывают ситуацию с помощью игрушечной машины | Альбом о профессиях Строительный материал из набора для конструирования, игрушечные машины |
Февраль | Светофор | Наблюдение
Подвижная игра Аппликация | Давать представление о работе светофора, его назначении. Закреплять у детей умения различать цвета (красный, желтый, зеленый) Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимательность Учить детей умению правильно располагать и наклеивать круги разного цвета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к выполнению аппликации. Закреплять приемы работы с клейстером (индивидуальная и самостоятельная работа) | Педагог рассказывает детям о светофоре и задает им вопросы: «На дорогах с давних пор есть хозяин – светофор. Сколько сигналов у светофора? На красный сигнал – стоим, на зеленый сигнал - идем» Игра «Светофор». Играют две команды. Ведущий поднимает зеленый круг, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут. Когда поднят желтый круг, ребята хлопают в ладоши. При красном круге – тишина. Дети рассматривают образцы, запоминают расположение цветов, затем выполняют задание | Макет светофора Заготовки «Светофор», клей, кисточки, салфетки, образец |
Март | Моя улица Покатаем на машине игрушки Дорога для автомобиля | Беседа Дидактическая игра Рисование | Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие Уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины Учить детей умению регулировать силу нажима карандаша. Развивать умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей отзывчивость | Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы педагога Дети катают игрушки на машинах. Педагог уточняет названия частей грузовика Педагог создает проблемную ситуацию: много снега, снегоуборочная машина сломалась. Дети должны заштриховать дороги коричневым и черным карандашом, тогда автомобили смогут ехать (штриховка выполняется в одном направлении, линии расположены близко друг к другу) | Книга М.Дружинина «Моя улица» Игрушечные грузовые машинки, мелкие игрушки Бумага, карандаши |
Апрель | Светофор Вечер загадок Мы - пассажиры | Рисование Развлечение Сюжетно- ролевая игра | Учить детей рисовать круги красного, желтого и зеленого цветов. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать интерес к выполнению работы Обучать детей находить отгадку по описанию. Развивать слуховое восприятие Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте | Дети рассматривают светофор, а затем рисуют его цветными карандашами Педагог загадывает загадку, дети отгадывают, показывают картинку Дети строят из стульев «автобус» и отправляются в путь | Бумага, карандаши: красный, желтый, зеленый; макет светофора Иллюстрации – легковые, грузовые машины, разные виды пассажирского транспорта; макет светофора; макеты дорожных знаков, улицы Стульчики, игрушечный руль |
Май | Итоговое Мой город Сложи машину | Беседа Дидактическая игра | Расширять знания детей о городе, улицах, светофорах Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур | Составление сводной таблицы, подведение итогов Дети по образцу складывают машинку | Таблица «Графическая запись динамики знаний детьми ПДД» Геометрические фигуры – прямоугольник, трапеция, треугольники, круги |
II –год обучения (средняя группа)
Месяц | Тема занятия | Форма | Цели | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | Вводное История автомобиля Сложи машину из кубиков | Беседа Дидактическая игра | Выявлять у детей знания о светофоре, его назначении, о пассажирском транспорте, тротуаре Знакомить детей с историей создания автомобиля. Воспитывать интерес к окружающему миру Обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику | Педагог задает детям вопросы и отмечает результаты в таблице Педагог рассказывает детям о прошлом автомобилей и показывает презентацию Дети собирают макет машинки по образцу из четырех частей | Таблица «Графическая запись динамики знаний детьми ПДД» Презентация Кубики |
Октябрь | Машины Наша улица Воробышки и автомобиль. Светофор | Выставка Игра Подвижные игры | Закреплять у детей знания о легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия Закреплять знания у детей о двустороннем и одностороннем движении Закреплять у детей умения действовать в соответствии с правилами игры | Педагог просит детей найти и поставить на полку разные игрушки – легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пассажирский транспорт – задает вопросы: «Что у них общего? Чем отличаются?» Дети расставляют макеты домов, машинки. Играют Педагог напоминает правила игры. На роль автомобиля назначается ребенок | Игрушки Макеты домов, мелкие игрушечные машины Игрушечный руль, флажки |
Ноябрь | Мы по улице идем. Пешеходный переход Пешеходный переход | Беседа Беседа Рисование | Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части Давать детям представление о пешеходном переходе, знаке, как правильно переходить дорогу. Воспитывать у детей культуру поведения на улице Закреплять у детей умение рисовать прямые линии. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца | Дети рассматривают иллюстрации. Педагог задает вопросы: «Где идут дети? Кто они? Где движется транспорт? Какой стороны нужно придерживаться пешеходам? Кто нарушает правила пешеходов?» Педагог знакомит детей с правилами перехода дороги по нерегулируемому переходу: «Дети, это – переход. На асфальте белые полоски, похожие на зебру. В этом месте можно переходить дорогу. Вот знак «Пешеходный переход». Он указывает место перехода» Педагог предлагает детям нарисовать пешеходный переход – «зебра». Дети рисуют самостоятельно | Иллюстрации – улица, проезжая часть, тротуар Черная бумага, белая гуашь, кисти |
Декабрь | Пассажирский транспорт - автобус, трамвай, троллейбус Автобус | Беседа Сюжетно-ролевая игра | Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Уточнить представление о знаке «Остановка». Расширять знания об особенностях движения троллейбуса, трамвая и автобуса. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать умение играть дружно. Воспитывать культуру поведения в автобусе | Педагог рассказывает детям о трамвае и троллейбусе, и задает вопросы: «Назовите пассажирский транспорт. Трамвай, так же как и троллейбус, держится за провода металлической дугой – «питается» электричеством. Чем отличается трамвай от троллейбуса? Что помогает работать мотору автобуса? Что общего у всех этих машин? К какому виду транспорта они относятся?» показывает знак «Остановка» и рассказывает о нем: «Остановка – место с лавочками, крышей, где можно укрыться от дождя, подождать пассажирский транспорт. Какой транспорт здесь останавливается? Как называют людей, которые едут в автобусе? Как надо вести себя в автобусе? Кто управляет пассажирским транспортом?» Дети строят автобус из стульчиков. Педагог распределяет роли – водитель, кондуктор, остальные пассажиры | Иллюстрации – пассажирский транспорт Игрушечный руль, стульчики |
Январь | Будь внимателен Назови правильно Транспорт | Подвижная игра Дидактическая игра Конструирование | Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. Воспитывать умение действовать по звуковому сигналу Закреплять у детей понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Развивать умение ориентироваться в пространстве Закреплять у детей умение строить транспорт из различного материала. Развивать воображение | Дети встают в круг, педагог – в центр круга. Педагог поднимает красный флажок – дети сидят на корточках, желтый – встают, зеленый – бегут по кругу. Смена флажков происходит по звуковому сигналу. Дети рассматривают игрушку и отвечают на вопросы педагога: «Какие части грузовика находятся впереди? Сзади? Справа? Что внутри? Из чего сделан корпус машины? Сиденья, окна, шины?» Дети самостоятельно выбирают материал и строят на ковре макеты транспортных средств | Три флажка: красный, желтый, зеленый Игрушечный грузовик Различный строительный материал из наборов для конструирования |
Февраль | Правила дорожного движения Найди пешеходов-нарушителей Цветные автомобили | Чтение Беседа Подвижная игра | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения Обучать детей Правилам дорожного движения. Развивать внимательность, наблюдательность Знакомить детей с новой игрой, ее правилами. Обучать детей ориентироваться в пространстве. Развивать слуховое восприятие | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем обсуждают прочитанное Дети рассматривают плакаты. Педагог задает им вопросы: «О чем забыли герои? Кто является нарушителем? Почему?» Дети «ездят» по всей группе. По сигналу «Автомобили – в гараж!» дети «едут» к своему флажку. Цвет руля должен совпадать с цветом флажка | Книга А.Тюняева «Правила дорожного движения» Плакаты «Нарушения правил дорожного движения» Медали с изображением цветных машинок; игрушечные рули, флажки |
Март | Почини технику Труд водителя | Дидактическая игра Беседа | Закреплять у детей знания о транспорте, его составных частях. Развивать внимание, наблюдательность Расширять знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость. Дать детям представление об автозаправочной станции, знаке, указывающем на нее. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых | Педагог предлагает детям быть автомеханиками и починить технику. Дети дорисовывают недостающие детали Педагог рассказывает детям о профессии водителя и задает им вопросы: «профессия водителя нужная и уважаемая, трудная и ответственная. Они следят за дорогой и сигналами светофоров, знаками. У них есть помощники. Где и кто ремонтирует автомобили? Где заправляют бензином? Где отдыхают машины?» | Иллюстрации – автомобили, карточки, на которых нарисованы автомобили с недостающими деталями Иллюстрация из альбома «Профессии» |
Апрель | Дорожные происшествия «В гостях у светофора» Угадай дорожный знак | Беседа Дидактическая игра | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Знакомить детей с желтым сигналом светофора. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении | Дети рассматривают плакаты, на которых изображены проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Педагог знакомит детей с желтым сигналом светофора: «Желтый свет – предупрежденье: жди сигнала для движенья». Педагог задает вопросы: «Почему они попали в беду? Что нужно было сделать? Где нужно играть?» Педагог читает загадку, дети отгадывают, показывают этот дорожный знак | Плакаты Макеты дорожных знаком: «Пешеходный переход», «Станция технического обслуживания», «Автозаправочная станция», «Остановка» |
Собери машину. Светофор | Игротека | Закреплять у детей умения собирать транспорт из 4-х частей. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Побуждать детей к соблюдению правил игры | Дети выбирают, в какую игру хотят поиграть. На роль ведущего назначается ребенок | Дидактические игры: «Собери машину», «Светофор», игрушечные рули | |
Май | Итоговое Мой город Мы учимся соблюдать Правила дорожного движения | Беседа Игра | Расширять знания о Правилах дорожного движения Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание | Педагог рассказывает детям о городе, его больших улицах, светофорах, переходах, дорожной азбуке Составление сводной таблицы, подведение итогов года Дети играют на площадке автогородка, представляя автомобили, пешеходов. Педагог следит, советует, рекомендует | Таблица «Графическая запись динамики знаний детьми ПДД» Макеты дорожных знаков, игрушечные машины, самокаты, велосипеды |
III –год обучения (старшая группа)
Месяц | Тема занятия | Форма | Цели | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | Вводное Дорожный знак Водители, на старт! | Беседа Рисование Игра – соревнование | Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику | Педагог задает детям вопросы «Кто является пешеходом? Где идут пешеходы? Какой стороны нужно придерживаться? Почему? Как нужно вести себя на улице? Кто на иллюстрациях нарушает правила поведения? Как бы вы поступили на их месте?» и заполняет форму. Дети выбирают любой знак, рисуют. Затем отвечают на вопросы педагога: «Какой это знак? Что он обозначает?» Задание: быстро намотать шнур на палочку | Таблица «Графическая запись динамики знаний детьми ПДД» Иллюстрации – сюжетные картинки, изображающие пешеходов в различных дорожных ситуациях Дорожные знаки, бумага, цветные карандаши Игрушечная машинка на шнуре, на конце шнура - палочка |
октябрь | Дорожная азбука Доскажи словечко | Экскурсия Словесная игра | Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания». Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слуховое восприятие | Педагог проводит экскурсию: ««Кто является пешеходом? Где идут пешеходы? Какой стороны нужно придерживаться? Почему? Как нужно вести себя на улице? Улицы наши разговаривают, а помогают им в этом дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Какие знаки вы уже знаете? Это «Осторожно, дети!» - он красного цвета, предупреждает водителей, чтобы были внимательны, рядом находится детское учреждение» Педагог читает стихотворение, дети досказывают последнее слово | Два красных флажка М-1512 стр. 187 |
Дорожные нарушения | Беседа | Закреплять правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации | Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы педагога: «О чем забыли звери? Почему? Как нужно поступать правильно, чтобы не попасть в беду? Для чего нужно соблюдать ПДД?» | Картинная галерея (плакаты) | |
Ноябрь | Мы идем через дорогу. Это должны знать дети Станция технического обслуживания Три чудесных цвета | Практическая работа Дидактическая игра Чтение стихотворения | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать из частей в целое Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Развивать выразительность речи | Педагог предлагает детям на выбор две игры: 1. раскрась кружок в красный цвет около тех людей, которые неправильно переходят дорогу, в зеленый – около тех, кто поступает правильно. 2. положи фишку тому ребенку, кто правильно выбрал место для игры. Почему? Дети складывают целую картинку из шести частей. Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем обсуждают прочитанное | Перфокарты «Мы идем через дорогу», «Это должны знать все» Дидактическая игра «Сложи машину» Чтение стихотворения А. Северного “Три чудесных цвета”: |
Декабрь | Машины специального назначения Мы идем через дорогу Машины на нашей улице Угадай дорожный знак | Рассказ педагога Практическая работа
Беседа Дидактическая игра | Давать детям представление о машинах специального назначения Закреплять у детей знания правильного перехода через дорогу Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок | Примерный рассказ: «назовите эти машины. Это машины специального назначения. Они оборудованы специальными звуковыми сигналами. На крыше кабины – специальный мигающий фонарь – маячок. Эти машины едут на любой сигнал светофора, им должны уступать дорогу. Куда же они спешат?» Педагог предлагает детям раскрасить зеленым цветом стрелки, показывающие мальчику, как безопасно перейти дорогу; девочке – трамвай, и объяснить свой выбор Педагог задает детям вопросы: «Назовите пассажирский транспорт. Где мы его ожидаем? Как определить нахождение остановки? Что общего между автобусом и троллейбусом? Чем они отличаются? Чем трамвай отличается от троллейбуса? Кем мы становимся, когда едем в автобусе?»
Педагог загадывает загадки, ребенок отгадывает, показывает отгадку, отвечает на вопросы: «где он находится? О чем нам говорит?» | Игрушечные машины специального назначения Перфокарта «Мы идем через дорогу» Иллюстрации – пассажирский транспорт Иллюстрации – проезжая часть с дорожными знаками |
Труд водителя Считалка Умные машины | Беседа Заучивание Настольная игра | Расширять у детей знания о труде водителя и причинах дорожно – транспортных происшествий Развивать умение четко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение, использовать считалку в игре Расширять у детей знания о водном, воздушном, наземном транспорте. Развивать речь | Педагог задает детям вопросы: «Кто управляет наземным транспортом? Водитель следит за обстановкой на дороге, сигналами светофора. Какие дорожные знаки вы знаете? Вы должны соблюдать Правила дорожного движения. Что произойдет, если Правила исчезнут?» Педагог разучивает с детьми новую считалку: «Мы поехали на ралли, все машины обогнали: «Волгу», «Ниву», «Чайку», «ВАЗ», «Жигули», «Москвич», «КамАЗ». «Запорожец» - впереди, Я рулю, а ты води!» Один ребенок собирает вагончики с воздушным транспортом, второй – с водным, третий – с пассажирским, четвертый – с машинами специального назначения | Иллюстрации – водители, дорожно – транспортные происшествия, макеты дорожных знаков, светофора Настольная игра: лото «Транспорт» - водители, дорожно – транспортные происшествия | |
Февраль | Улица большого города Служебные машины Чего не стало | Беседа Чтение Дидактическая игра | Расширять у детей знания об улице, ее особенностях. Закреплять знания о назначении тротуара, проезжей части. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знание машин специального назначения Развивать у детей внимание | Дети расставляют на макете дорожные знаки, транспорт и играют, соблюдая Правила дорожного движения Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем рассказывают о машинах специального назначения Дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку, дети угадывают, чего не стало. | Макет улицы, макеты домов и дорожных знаков Книга М.Дружинина «Служебные машины» Игрушки: транспорт |
Март | Моя улица Твой приятель – светофор Пословицы | Конструирование КВН Разучивание | Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала Закреплять у детей знания ПДД. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи | Дети самостоятельно строят улицу на ковре в группе и обыгрывают свою постройку с помощью машинок М – 1512 стр. 128. Примеры пословиц см. М – 1512 стр. 186 | Строительный материал из наборов для конструирования, игрушечные машины, макеты дорожных знаков, макеты светофоров |
Апрель | Дорожные ловушки Умные зверюшки Кто больше знает? | Беседа Чтение Загадки | Обучать детей соблюдать ПДД. Развивать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Обучать детей умению слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода Развивать у детей внимание, сообразительность, мышление | Дети решают проблемные ситуации: «Как бы ты повел себя в этой ситуации, будь ты на его месте? Почему?» Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем беседуют о прочитанном: «Верно ли поступали звери? Почему? Как бы ты поступил на их месте?» Педагог загадывает загадки. За правильный ответ – фишка. В конце игры педагог подводит итог, называет победителя | Перфокарты, плакаты В. Лебедев-Кумач «Умные зверюшки» М – 1512 стр. 172. |
Май | Итоговое Мы – пешеходы. Мы – водители | Праздник - игры на транспортной площадке | Создавать положительный эмоциональный настрой у детей. вызвать желание знать и соблюдать ПДД | Педагог распределяет роли – пешеходы, водители – и повторяет правила поведения пешеходов, водителей. Дети играют, педагог следит, чтобы дети соблюдали Правила дорожного движения, не нарушали их Составление сводной таблицы, подведение итогов года | Велосипеды, самокаты, макеты дорожных знаков, игрушечные рули |
Найди ошибку | Словесная игра | Обучать детей умению находить в предложении ошибку и исправлять ее. Развивать слуховое внимание | Пример словесной ошибки: «Забибикала малина – у меня спустила шина!» | Книга М.Дружинина «Моя улица» |
IV –год обучения (подготовительная к школе группа)
Месяц | Тема занятия | Форма | Цели | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | Вводное | Практическая работа « Выполни верно» | Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках | Педагог задает детям вопросы по таблице и заполняет форму | Таблица «Графическая запись динамики знаний детьми ПДД» |
Велосипед | Беседа | Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности | Педагог рассказывает о велосипеде: «Вначале был самокат, затем «бегунок». Первый велосипед был деревянным с деревянными колесами, затем железный велосипед с деревянными колесами- «костотряс». Потом сделали резиновые колеса – «паук».рассказ сопровождается показом рисунков. Дети рассматривают современный велосипед. Называют его части. Педагог знакомит детей с правилами движения для велосипедистов, с соответствующими дорожными знаками | Иллюстрации – изобретение и постепенное усовершенствование велосипеда | |
Октябрь | Объясни Перекресток | Дидактическая игра Подвижная игра | Развивать у детей мышление, знания ПДД Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрестке. Воспитывать внимательность, честность | Дети отвечают на вопросы педагога: «Почему подъемный кран называют силачом? Почему трамвай ходит по рельсам, а троллейбус по проводам? Почему все пропускают машины с сиренами?» Ведущий – «светофор» стоит в центре перекрестка. Остальные пешеходы, водители. «Светофор» салит и тех и других за нарушение правил уличного движения. Салить можно свистком, называя имя нарушителя; они выбывают из игры | Костюм светофора, свисток, игрушечный руль |
Островок безопасности | Беседа, рисование | Дать представление об «Островке безопасности». Расширять у детей знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице, закреплять у детей знания об «Островке безопасности» через рисование. Развивать память, наблюдательность | Дети рассматривают макет улицы с «Островком безопасности», отвечают на вопросы: «Что такое «Островок безопасности», для чего он нужен?», а затем рисуют | Макет улицы с «Островком безопасности», бумага, цветные карандаши | |
Ноябрь | Площадь, перекресток Мой дом – моя улица Закончи предложение | Рассказ педагога Рисование Словесная игра | Давать детям представление о площади, представление о перекрестке. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления Развивать у детей фонематический слух, мышление | Педагог рассказывает детям о площади: «Площадь – это незастроенное ровное место в городе, от которого расходятся в разные стороны узкие и широкие улицы. На площадях воздвигают скульптуры. Что вы видите на этой площади? Самая большая площадь страны – Красная. Она находится в Москве»; «В нашем городе улицы пересекаются между собой. Место пересечения улицы называется перекрестком. Одна улица пересекает другую – четырехсторонний перекресток. Пересекаются улицы по-разному: прямо, наискосок. Это самое опасное место. Как вы думаете, почему?» Дети рассматривают иллюстрацию «Моя улица», выбирают самостоятельно сюжет для рисунка. Лучшие работы помещают в уголок «приятель-светофор» См. стр.187 | иллюстрации Раздаточный материал для рисования |
Учим дорожные знаки | Настольная игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность | Дети рассматривают карточки с дорожными ситуациями, затем подбирают к этой ситуации соответствующий знак, объясняют свой выбор | Настольная игра «Дорожные знаки» | |
Декабрь | Моя улица Загородные дороги | Чтение | Закреплять у детей знания об улице. Развивать речь, мышление. Воспитывать внимательность Обучать детей движению по загородной дороге. Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в сложившейся ситуации | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем отвечают на вопрос «Что тебе особенно понравилось в этой книге?» Педагог: «За городом нет тротуаров, а машин также много. Транспорт движется по проезжей части дороги. По обе стороны расположены обочины. По обочинам идут пешеходы. Как они идут? Почему?» | Книга М.Дружинина «Моя улица» Иллюстрации – загородные дороги с транспортом |
Перейди дорогу | Игра-соревнование | Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя | Две команды играют друг против друга. У ведущего три круга (красный, желтый, зеленый). Когда он поднимает зеленый круг, дети делают шаг вперед, красный – назад, желтый – стоять на месте. Кто ошибся – выходит из игры | Три круга (красный, желтый, зеленый) | |
Найди ошибку | Словесная игра | Развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление | Пример словесной ошибки: «Забибикала малина – у меня спустила шина!» | Книга М. Дружинина «Моя улица» | |
Январь | Чем накормить автомобиль | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о том, что помогает работать мотору автомобиля. Развивать память, мышление | Задание: разложить картинки по группам в зависимости от того, чем «питается» автомобиль – бензином или работает от электричества | Картинки с изображением транспорта |
О чем разговаривает улица | Беседа | Углублять у детей знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу | Педагог рассказывает: «У дорожного языка есть знаки. Один знак означает целую фразу – дорожный сигнал. Это круги, треугольники, прямоугольники разного цвета. Найдите знаки треугольной формы с красной окаемкой, назовите их. Что они означают? Это предупреждающие знаки. Найдите знаки круглой формы с красной окаемкой – запрещающие…» | Макеты дорожных знаков | |
Дорожные знаки | Практическая работа | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | Педагог называет дорожные знаки, дети соединяют номер цифры с изображением дорожного знака. Например: 1- «Осторожно, дети!», 2 – «Пешеходный переход» и т.д. | Перфокарта «Дорожные знаки», карандаши простые | |
Февраль | Световые сигналы автомобилей | Беседа | Давать детям представления о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах | Рассказ педагога: «Мигающие огни – это световые сигналы, указатели. С их помощью водители предупреждают других водителей и пешеходов о своих дальнейших действиях (поворот, обгон, остановка и др.). Что вы видите? О чем это говорит? Огни особенно важны ночью и вечером, когда темно. Еще автомобили снабжены звуковыми сигналами. Зачем нужно следить за световыми сигналами приближающегося транспорта?» | Иллюстрации |
Угадай, какой машине принадлежит сигнал | Дидактическая игра | Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения | Педагог нажимает на кнопку руля, раздается сигнал, дети отгадывают, какой машине он принадлежит. Например: сирена «скорой помощи», милиции, пожарной охраны | Звуковой руль | |
Ловкий пешеход | Настольная игра | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения, счета в пределах шести, умения соблюдать правила игры. Воспитывать честность | Дети бросают кубик, двигаются по квадратам, соблюдая правила игры. Ловким пешеходом является тот, кто первым придет к финишу | Настольная игра «Правила дорожного движения», фишки, кубик | |
Чистоговорки | Разучивание | Знакомить детей чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук [ж] | Пример чистоговорки: Жа-жа-жа – мы едем из гаража. Жи-жи-жи – проезжаем гаражи. Жу-жу-жу – подъезжаем к гаражу. Же-же-же – и машина в гараже. | ||
Март | Работа сотрудника ГИБДД Ловкий пешеход | Беседа Подвижная игра | Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер | Рассказ педагога: «Он регулирует движение транспорта и пешеходов. В руке у него черно-белая палочка – жезл. Регулировщик поднимает ее вверх, то опускает вниз, то отводит в сторону. Что означают эти сигналы? Стоит боком, жезл внизу – иди. Стоит лицом, жезл внизу – стой, жезл вверх - внимание» Дети по очереди переходят перекресток. Перейти- значит на ходу забросить мяч в зеленую корзину. Попал в красную – не перешел, выходишь из игры. В желтую – получишь попытку бросить еще раз | Иллюстрации Три корзины (красная, желтая, зеленая) |
Сигналы регулирования дорожного движения | Практическая работа | Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память, внимание | Педагог предлагает детям задание: «Раскрась сигналы светофора, которые соответствуют позам регулировщика. Объясни» | Перфокарта «Сигналы регулирования дорожного движения» | |
Автомобиль | Чтение | Знакомить детей с произведением Н.Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, затем беседуют с педагогом о прочитанном произведении: «Кто главный герой рассказа? Что могло бы случиться с мальчиками во время этой прогулки? Можно ли их назвать смелыми? Почему? О чем они забыли?» | Книга Н.Носова «Автомобиль». | |
Апрель | Твой приятель – светофор! | Беседа | Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырехстороннем светофоре. Воспитывать умение применять на практике полученные знания по ПДД | Рассказ педагога: «Первый светофор был механическим, затем газовым, и наконец, стал электрическим. Сколько сторон у светофора? Для пешеходов зажегся зеленый свет с одной стороны, а с другой – красный для транспорта. Пешеходы переходят. Машины стоят. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Он предупреждает – скоро сигналы сменятся. Четко работает светофор, ему все подчиняются, поэтому на улице порядок». | макет светофора |
Угадай ребус | Практическая работа | Развивать у детей мышление, память, внимание. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умения находить нарушителей | Дети рассматривают различные ребусы: «Что напутал художник?», «Куда едет автобус?», «Найди 10 отличий между картинками», «Найди два одинаковых фургона», «Кто правильно ведет себя на улице?», «кто неправильно?» | ребусы | |
Про Правила дорожного движения | Чтение | Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять ПДД | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: «Как звали главного героя книги? Куда торопился Торопыжка? Какие он совершил нарушения? Как бы ты поступил на его месте? Чем закончилась эта история? | Книга С.Волкова «Правила дорожного движения | |
Май | Итоговое Правила движения достойны уважения! | Игры в автогородке | Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный настрой | Дети играют в автогородке. На роль регулировщика выбирают ребенка. Он с помощью жезла управляет движением на перекрестке Составление сводной таблицы, подведение итогов | Велосипеды, самокаты, макеты дорожных знаков |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
№ п/п | Наименование методического пособия, автор, год издания | Количество |
1. | Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения / Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева. – М.: Дрофа, 2007. | 1 |
2. | Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста / Л.Б. Баряева. – М.: Дрофа, 2008. | 1 |
3. | Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. | 1 |
4. | Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. | 1 |
5. | Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. | 1 |
6. | Правила дорожного движения. Старшая группа. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. | 1 |
7. | Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. / Автор-составитель О.В. Калашникова. – Волгоград, 1997. | 1 |
8. | Безопасность дорожного движения. Информация для родителей. Серия «Информационные стенды для ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2009. | 1 |
9. | Дорога на зеленый свет. Набор плакатов с иллюстрациями дорожно-транспортных ситуаций и описанием к ним. - М.: 2006. | |
10. | Набор плакатов «Дорожная азбука». – М.: 2006 | 1 |
11. | Азбука юного пешехода. Набор плакатов по основам безопасного поведения на дорогах города. – М.: 2008. | 1 |
12. | Альбом «Красный. Желтый, зеленый» для детей 6-8 лет. – М.: 1999. | 2 компл. |
13. | Дорожные знаки. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. – М. | 1 |
14. | Учим дорожные знаки. Развивающая игра.- Киров.: 2003 | 1 |
15. | Комплект дорожных знаков. Для дошкольных и средних общеобразовательных учреждений. – Ижевск. | 1 |
16. | Комплексное оснащение. Азбука дорожного движения | 1 компл. |
17. | Комплект «Мобильный автогородок» | 1 компл. |
18. | Улица полна неожиданностей. М.: Видеостудия «КВАРТ» | 1 |
19. | Обучающая программа для детей 2-7 лет «Уроки осторожности». М.: 2006 | 1 |
20. | Мультимедийный диск «ПДД для детей». М.: ЗАО «Новый Диск» 2008. | 1 |
Список использованной литературы
- Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7 лет).
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду (2–7 лет).
- Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения
(3–7 лет). - Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. (3 – 7 лет).
- Белая А. Е. Пальчиковые игры. — М.: ACT Астрем, 2000.
- Беляев Б. Ребенок у дороги. — «За рулем». — 2002, №7.
- Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. — М.: Творческий центр, 2005.
- Калашникова О. В. Путешествие в страну дорожных знаков. — Волгоград, Учитель, 2000.
- Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. Логинова Л. 365 уроков безопасности. — М.: Айрис, 2000.
- Савина А. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Родничок ACT, 2002.
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику. — М: Эксмо-пресс, 2001.
- Фролова Г. А. Физминутки. — М.: Карапуз, 2003.
Приложение1.
Диагностика знаний детьми
Правил дорожного движения
I год обучения
Дата обследования
Вопросы Имя, инициалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Назови цвета светофора
- Покажи грузовой и легковой автомобили
- Назови части автомобиля
- Кто управляет автомобилем?
- Что делает водитель?
- Где едут машины?
- Кого перевозит автобус?
- Где останавливается автобус?
- Где ходят люди?
- Где играют дети на улице?
II год обучения
Дата обследования
Вопросы Имя, инициалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Какие ты знаешь автомобили?
- Какие автомобили называют грузовыми?
- Назови части автомобиля
- Что такое светофор?
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
- Как называется место, где ходят люди?
- Что ты знаешь о работе водителя?
- Что ты знаешь о пассажирском транспорте?
- Где можно играть?
- Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
III год обучения
Дата обследования
Вопросы Имя, инициалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
- Какой транспорт перевозит грузы, и какие?
- Какой транспорт перевозит пассажиров?
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Назови правила поведения в автобусе
- Что помогает работать мотору автомобиля?
- Назови машины специального назначения
- Что означают сигналы светофора?
- Что такое улица?
- Кто является пешеходом?
- Назови правила поведения пешеходов
- Что такое переход?
- Что такое проезжая часть?
- Двустороннее, одностороннее движение — это что?
- Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»
- Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»
- Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»
IV год обучения
Дата обследования________________________
Вопросы Имя, инициалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
- Какой вид транспорта ты знаешь?
- Для чего нужен пассажирский транспорт?
- Где его ожидают люди?
- Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?
- Правила поведения в автобусе
- Что такое перекресток?
- Что такое «зебра»?
- Для чего нужен «Островок безопасности»?
- Кто контролирует движение?
- Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД
- На какие две части делится дорога?
- Правила перехода улицы
- Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
- Правила поведения на улице
- Где разрешается ездить на велосипеде?
- Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»
- Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»
- Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»
- Покажи дорожный знак «Велосипедное движение»
Условные обозначения:
Низкий уровень –
Средний уровень -
Высокий уровень –
Было проведено занятий - __________
Кружок посещали__________ чел. группы №__
Уровень знаний и умений детей по ПДД:
Сентябрь – Низкий уровень -_____________
Средний уровень - ____________
Высокий уровень - ____________
Май – Низкий уровень -______________
Средний уровень - ____________
Высокий уровень - ____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....