Семинар - практикум
учебно-методический материал по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Боковая Елена Анатольевна

 «Формы воспитательно - образовательной работы по профилактике ДТП»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей детских садов:

 

У ребенка 3-4 летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50 %). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

У ребенка 4-5 летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимися замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающие в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения. У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в ЦНС. Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Для ребенка с сильной нервной системой при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро. Для ребенка со слабой нервной системой при сильных раздражителях возникает реакция торможения. У дошкольника не развита координация движения, и он не сможет одновременно выполнять сразу несколько действий. Дошкольник неспособен видеть издалека приближающейся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Ребенок по разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановится мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

Организация и содержание воспитания и дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Программа по воспитанию и формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.

В ДОУ программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. Вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.

 Под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду изучение дорожной среды.

Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улице, дорогах, в транспорте.

Развитие речи включает вопросы изучения слов, выражений, слоганов, в том числе, по тематике дорожной безопасности и тд.

Для каждой возрастной группы дошкольников воспитателем или методистом разрабатывается своя методика проведения дидактических занятий, согласно возрастным особенностям группы.

Дидактические закономерности и принципы воспитания и формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах

В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике:

  • дорога в дошкольное учреждение
  • опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению
  • предвидение опасности на улицах
  • виды транспортных средств
  • правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона)
  • нахождение на улице со взрослыми, правила перехода проезжей части дороги
  • опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров
  • виды и сигналы светофоров
  • пешеходный переход (подземный, наземный, «зебра»)
  • дорожные знаки для пешеходов
  • развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направлений их движения, опасные повороты автомобилей

объем учебного материала , используемый на каждом занятии, должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп.

Младшая группа (3-4 года)

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого используются целевые прогулки, изучение различных ситуаций на дороге, улице, дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями:

  • улица
  • дорога
  • тротуар
  • светофор (значение его сигналов)

дети узнают, кто такие:

  • водитель
  • пешеход
  • пассажир

для закрепления новых понятий, слов, представлений целесообразно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, плакатах. Необходимо знакомить детей с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, троллейбус, автобус. В целях наглядности использовать игрушки, сравнивать между собой, объяснять опасность настоящего транспорта по сравнению с игрушечным.

Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов:

  • справа
  • слева
  • впереди
  • сзади
  • наверху
  • внизу

размерам предметов:

  • большой
  • маленький
  • широкий
  • узкий
  • высокий
  • низкий

умению сравнивать различные предметы по размерам:

  • ширина
  • высота
  • длина

На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике:

  • руль
  • колесо автомобиля

Детям прививается умение ориентироваться на территории детского сада.

А также прививается привычка – находясь на улице, держать взрослого за руку.

Средняя группа (4-5 лет)

В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателем. Развивается их наблюдательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.

На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и наземный (мост), по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

Дети учатся  составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации.

Дети обучаются умению определять расстояния до предметов:

  • близко
  • далеко
  • очень близко
  • очень далеко

изменения направления движения пешеходов и транспортных средств:

  • идет медленно
  • идет быстро
  • поворачивает налево
  • поворачивает направо
  • бежит
  • останавливается и тд.

Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и тд.

К пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.

На занятиях закрепляется понимание детьми опасных мест на улице и дорогах, развивается боковое зрение, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, а также формируется чувство опасности в дорожной среде:

  • умение наблюдать за движением транспорта
  • различать скрытую опасность (кусты, дома, припаркованные автомобили и тд.)

Воспитывается и формируется привычка – находясь на улице, крепко держать за руку взрослого.

Старшая группа (5-6 лет)

Закрепляется умение свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателя и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями:

  • проезжая часть
  • тротуар
  • пешеходная дорожка
  • пешеходный переход
  • дорожный знак
  • светофор – транспортный и пешеходный
  • правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого

Во время целевых прогулок обращается внимание детей, что за крупногабаритным транспортом может скрываться маленький. Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов.

Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны. Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий. Закрепляются навыки безопасного поведения, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая -правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко-близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие).

Подготовительная группа (6 -7 лет)

Продолжаются занятия по развитию познавательных процессов:

  • концентрация внимания
  • наблюдательность
  • развитие памяти
  • способность к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации

Дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.

Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду; показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.

Форма и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по тематике дорожной безопасности

С самодельными игрушками дети обычно играют с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Поэтому целесообразно поощрять интерес детей к изготовлению детьми игрушек и атрибутов для занятий по дорожной тематике. Дети могут самостоятельно сделать различные дорожные знаки, модели автомобилей, дома, «зебру», светофор и тд. Игрушки, которые дети сами сделали, используются на дидактических занятиях по дорожной тематике и в свободной деятельности детей.

Рисование, лепка из пластилина, конструирование, аппликация

На занятиях по изодеятельности и художественному труду воспитатель наряду с основными задачами программы может решать задачи по профилактике ДДТТ. Например: тема рисования «На улице дождь». Каждый ребенок рассказывает сюжет своей картины, акцентирует внимание на предметах, которые могут мешать обзору дороги. Лепка: автомобили, деревья, фигурки пешеходов и милиционера, водителей. В процессе таких занятий у дошкольников развивается воображение, логическое мышление, память и другие познавательные процессы, а также эмоционально-чувственная сфера. При рисовании, лепке, конструировании и аппликации у детей развиваются двигательные навыки, мелкая моторика рук.

Обучающие и развивающие игры по тематике дорожной безопасности

Игра – это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярко эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной безопасности. Если игра идет по инициативе детей, то она является формой их самовыражения. Если игра проходит по инициативе педагога, то в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных умений и навыков – действий, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.

Настольные игры

В настольных играх могут быть модели дорожных знаков, светофоров, пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю.

Двигательные игры

Одни игры развивают моторику рук, другие – координациюдвижений. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотом головы при переходе проезжей части. Воспитатель определяет с детьми, где левая и где правая сторона (обычно по руке). Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие. С детьми организуется игра, когда один ребенок бежит, а другой встает на его пути. В результате первый ребенок не ожидает появления другого и по инерции продолжает движение. Дети видят, что движущиеся предметв не могут сразу остановиться. Автомобиль – это техническое средство. При торможении водитель пытается его остановить, но какое-то время продолжает движение по закону инерции.

Сюжетно-ролевые игры

В сюжетно-ролевых играх между детьми распределяются роли участников движения. Воспитатель приедлагает детям проиграть какую-либо дорожную ситуацию. В определенном порядке отабатываются некоторые действия:

  • Нахождение на посадочной площадке
  • Вход в автобус
  • Нахождение в салоне автобуса
  • Переход по пешеходному переходу
  • Высадка из автобуса и др.

А также некоторые правила поведения:

  • В автобусе
  • Рядом с проезжей частью
  • По дороге в детский сад и домой
  • При переходе на противоположною сторону дороги (наличие светофора и его отсутствие) и др.

Целевые прогулки

Проводя целевые прогулки по территории и вокруг детского сада, воспитатель развивает у детей наблюдательность, концентрацию внимания, целостность восприятия дорожной среды. Во время прогулок воспитатель наглядно показывает дорожные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств и т.д. для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном в процессе дидактических занятий в детском саду. Поскольку прогулки бывают в разное время года и в любую погоду, воспитатель рассказывает детям об опасностях, которые могут быть при плохой погоде.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по дорожной тематике

Рассматривая с детьми иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, воспитатель просит детей рассказать по картинкам, что на них изображено. Развивается речь ребенка, понимание и осознания им опасных и безопасных действий на улице.

Фольклорные занятия с использованием стихов, загадок, пословиц по тематике дорожной безопасности

Во многих ДОУ при проведении занятий по дорожной тематике детям читают сказки, стихи, рассказы, пословицы, скороговорки с использованием слов, выражений и слоганов по тематике дорожной безопасности.

Просмотры телевизионных передач, видеороликов, мультфильмов по дорожной тематике

На сегодняшний день используемые в работе с дошкольниками видеоролики и мультфильмы в своем большенстве устарели и содержат множество ошибок. В них даются неправильные, опасные установки детям. Например, обходить автобус спереди, а трамвай сзади, что является одной из причин ДТП с участием детей. Рекомендуется просмотр некоторых телевизионных видеороликов, в том числе новую серию «Дорожная безопасность» (проект компании «Смешарики» г. СПб и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...