Научная работа по проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в современном образовании
проект по обж (старшая группа)

malgina irina magadan
Работа состоит из теоретической и практической частей, где первая часть раскрывает задачи, цель, приёмы, методы проектной деятельности; вторая часть является исследованием в области проектирования с дошкольниками в рамках предупреждения дорожно-транспортного травматизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_rabota_po_proektnoy_deyatelnosti.docx57.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана

«Детский сад комбинированного вида 61»

Научно-исследовательская работа

на тему:

"РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

                                             

                                                 Автор:

                                                Мальгина Ирина Борисовна

                                               

                                               

                                               

                                     

Магадан 2021 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Развитие проектного обучения в современном дошкольном образовании

1. Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного

возраста................................................................................................................6

1.1 Планирование работы над проектом...........................................................8

1.2 Характеристика метода проектов................................................................9

1.3 Классификация проектов............................................................................10

2. Этапы работы над проектом.........................................................................15

3. Уровни проектной деятельности..................................................................17

Глава 2. Исследование знаний детей старшего дошкольного возраста

в области безопасности дорожного движения через проектную

деятельность

1.  Использование метода проекта при обучении детей правилам

дорожного движения. Проект "Безопасные дороги - детям"........................19

2. Оценка результативности знаний детей о правилах и безопасности дорожного движения на основе проекта "Безопасные дороги - детям"......24

Заключение..........................................................................................................28

Библиография......................................................................................................30

Приложение.........................................................................................................32

ВВЕДЕНИЕ

В период дошкольного детства происходит начальный этап формирования личности человека, становления системы ценностей. В этот период закладывается позитивное отношение к окружающему миру. Всестороннему развитию ребенка является, на мой взгляд, внедрение проектной деятельности в обучение, в ходе которой дети выступают активными участниками образовательного процесса. Вместе со взрослыми они формулируют цель и задачи проекта, но при этом каждый самостоятельно выбирает объект изучения. К работе активно подключаются родители. Вместе с ребенком они ищут необходимую информацию - в энциклопедиях, художественной литературе, в интернет - пространстве.

Актуальность. Безопасность ребенка является важнейшей задачей в воспитании и обучении детей. Уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах города. В настоящее время в связи с повышением случаев детского дорожно-транспортного травматизма, тема углубленного обучения детей правилам поведения на улицах и дорогах города становится резко актуальной. Со вступлением в силу законов РФ о предупреждении аварий с участием детей пропаганда родительской общественности в данной проблеме ложится на плечи педагогов. Чтобы способствовать расширению знаний детей и родителей о правилах безопасности, применение проектной деятельности, считаю, незаменимым орудием в этом вопросе.

Проектная деятельность в детском саду создает благоприятные условия для эффективного взаимодействия с родителями дошкольников. ФГОС дошкольного образования инициирует на поиск новых механизмов взаимодействия с родителями с целью непосредственного включения их в образовательный процесс. Если раньше родители позиционировались как внешние социальные партнеры, то в настоящее время - это внутренние партнеры, которые выступают инициаторами тем проектов, принимают активное участие в их разработке, реализации, коррекции, контроле.

Объект исследования. Процесс формирования представлений детей о проектной деятельности как способе расширения знаний о безопасности дорожного движения.

Предмет исследования. Педагогические условия формирования представлений детей о проектной деятельности как методе эффективного обучения навыкам правил дорожного движения.

Цель исследования. Расширение у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города в ходе проектной деятельности.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  • усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  • формирование у детей качественно новых двигательных         навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  • развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • При построении системы работы проектной деятельности по изучению дошкольниками правил дорожного движения следовала трем аспектам взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
  • ребенок-пешеход;
  • ребенок - пассажир городского транспорта;
  • ребенок - водитель детских транспортных средств.

В связи  с этим работу проводила систематически, планово, постоянно на протяжении всего долгосрочного проекта. Охватила все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные "теоретические" знания ребенок пропускал через практическую деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Теоретическая значимость заключается в аргументации условий развития знаний безопасности у дошкольников через проектную деятельность.

Практическая значимость исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы в работе студентов, педагогов, методистов.

Методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, эмпирический метод.


Глава 1. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1. Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста

Произошедшие изменения в нашей стране повлекли за собой модернизацию системы дошкольного образования. В октябре 2013 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, позволяющий педагогу всесторонне развивать дошкольников, помогающих формировать познавательные умения и навыки детей, строить "образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности...через:

создание условия для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей". [2]

Дети рождаются первооткрывателями и исследователями. Для них все в этом мире происходит впервые: они впервые видят близких людей, солнце, деревья, животных, испытывают радость и страх. Всем известно, что у детей дошкольного возраста высокий уровень познавательной активности, они часто задают вопросы, ответы на которые дают родители и педагоги, помогая осваивать этот мир.

Развитию детей дошкольного возраста во многом способствует применение воспитателями комплекса различных методов обучения, в том числе метода проектов.

Метод проектов не нов, он не является изобретением XXI века. Еще в XIX веке в США этот метод применяли для обучения сельскохозяйственных рабочих, которые приобретали необходимые знания, умения, навыки, выполняя проекты.

В начале XX века Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрик предложили использовать метод проектов для обучения детей, который позволял развивать активность и личную заинтересованность учащихся.

Б. Шледингер использовал метод проектов для обучения детей в "Школе без стен". В 1987 г. на базе таких школ возникло продуктивное обучение - новое направление в образовании, основой которого стал метод проектов. Немецкие педагоги И.Беем и Й. Шнайдер применяли этот метод для организации самостоятельной деятельности учащихся, стимулируя тем самым интерес детей к обучению, ставя перед ними посильные, постепенно усложняющиеся задачи, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении проектный метод развивает творческие способности, познавательную активность, самостоятельность, строя индивидуальные образовательные маршруты учащихся с учетом их интересов и возможностей.

Отечественные педагоги начали применять метод проектов в начале XX века. В 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников под руководством С.Т. Шацкого, пытавшаяся использовать метод проектов. Элементы проектного обучения были внедрены в образовательный процесс, но недостаточно продуманно и последовательно, поэтому метод проектов был осужден в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б). С тех пор в СССР попытки возродить этот метод больше не предпринимались.

Метод проектов возродился в 90-е гг. прошлого века. Его начали использовать сначала в обучении школьников технологии. Очень быстро метод стали применять при изучении практически всех дисциплин на всех уровнях общего и профессионального образования. Современные отечественные исследователи - В.В. Гузеев, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель - рассматривают проектное обучение как "целостную технологию обучения, способствующую овладению учащимися методологическими знаниями, умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, познавательными навыками, развитием критического мышления как основу дальнейшего самообразования". [3, с.67]

Особенность применения метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста, по мнению ученых и педагогов-практиков, заключается в том, что дети еще очень малы и не способны самостоятельно обнаружить противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему и определить цель своей деятельности. Поэтому проектная деятельность дошкольников носит характер сотрудничества, в котором участвую дети, воспитатели, родители и другие члены семьи. Родители, как и воспитатели, могут быть источниками информации, оказывать помощь ребенку, поддерживать его в процессе работы над проектом, то есть активно участвовать в образовательном процессе. Взрослые должны направлять ребенка, помогать ему выявлять проблему и даже создавать условия для ее возникновения, вызывать к ней интерес, желание разрешить проблему, способствовать включению детей в совместный проект, но при этом не подменять деятельность детей собственной деятельностью.

1.1 Планирование работы над проектом

План работы воспитателя по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста должен предусмотреть решение следующих задач:

1. Помочь детям сформулировать цель проекта на основе изучения интересных для них проблем.

2. Разработать план достижения цели и обсудить его с родителями.

3. При необходимости привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Оказать помощь родителям и детям в составлении плана-схемы проекта.

5. Содействовать поиску и накоплению материала по теме проекта.

6. Включить в план-схему проекта занятия, игры и другие характерные для детей дошкольного возраста виды деятельности.

7. Определить содержание домашних заданий для совместного выполнения детьми и родителями.

Таким образом, выполнение проектов детьми дошкольного возраста включает несколько образовательных этапов: целеполагание, разработку плана выполнения проекта, выполнение проекта, подведение итогов.

1.2 Характеристика метода проектов

Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдается:

  • высокая активность воспитанников;
  • интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;
  • повышение личностной ценности реализованных проектов;
  • увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений.

Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.

Сегодня проектная деятельность является одной из ведущих в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Проектный метод предполагает получение знаний не в готовом виде. Детям дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. Когда ребенок слышит, видит и делает сам, информация усваивается прочно и надолго.

В исследованиях А.А. Венгер был сделан вывод, что дошкольники могут дать правильные ответы в ситуациях, с которыми они ранее были хорошо знакомы, а также оказываются способными обнаружить причину противоречивости ситуации, если они ранее сталкивались с подобными ситуациями.[5, с.74]

Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение - самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Метод проектов характеризуются концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний.

1.3 Классификация проектов

Классификацию проектов можно провести по следующим основаниям:

доминирующая деятельность - исследовательский, творческий, ролевой, информационный;

предметно-содержательная область - монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области(экологический, музыкальный, спортивный); межпредметные проекты, затрагивающие 2-3 образовательные области;

характер координации - открытая координация, когда педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает (характерна в младшей группе при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случаем большую свободу (характерна в старших группах с детьми, давно знакомыми с методом проектов);

число участников - индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность;

продолжительность - краткосрочный (несколько занятий, несколько дней); среднесрочный (от недели до месяца); долгосрочный (от месяца до года);

характер контактов - внутригрупповой, межгрупповой, региональный.

В таблице 1 приведена возможность использования того или иного вида проектов для каждого этапа развития ребенка. (* Вводятся элементы проектной деятельности. Целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.)


Таблица 1

Тип проекта

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Доминирующая в проекте деятельность

Исследовательский

+

+

Творческий

*

*

+

+

+

Ролевой

+

+

Информационный

+

+

Практико-ориентированный

*

*

+

+

+

Предметно-содержательная область

Монопроект

+

+

+

Межпредметный проект

*

*

+

+

+

Характер координации

Скрытая координация

+

+

Открытая координация

*

*

+

+

+

Количество участников

Индивидуальный

*

*

+

+

+

Парный

+

+

Групповой

*

*

*

+

+

Коллективный

+

Продолжительность проекта

Краткосрочный

*

*

+

+

+

Среднесрочный

*

*

*

+

+

Долгосрочный

+

+

Характер контактов

Внутригрупповой

*

*

+

+

+

Межгрупповой

+

+

Региональный

+

+

 Исследовательский проект

Цель. Формирование познавательной активности, самостоятельности.

Результат. Новое знание.

Ценность. Благодаря проекту формируется познавательная активность.

Структура. Создание проблемной ситуации - выдвижение гипотез - проверка каждой гипотезы либо выбор гипотезы и ее исследование - исследовательская деятельность - представление результатов исследования - рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись, выдвижение гипотез).

Форма продукта. Модель, схема, календарь.

Возможная форма презентации. Доклад.

Оценка. Оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятельность в исследовательской деятельности.

Творческий проект

Цель. Создание творческого продукта.

Результат. Творческий продукт.

Ценность. В процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Структура. Создание проблемной ситуации - выдвижение гипотез - определение предполагаемого творческого продукта - распределение на группы - планирование деятельности по созданию творческого продукта - практическая деятельность - представление результатов - рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись).

Форма продукта. Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

Возможная форма презентации. Выставка, утренник, спектакль.

Оценка. Оцениваются как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт, его оригинальность.

Содержание творческого проекта должно соответствовать нескольким критериям, о которых необходимо помнить педагогу:

  • технологичность - возможность максимально простого изготовления изделия (использование доступных материалов, выбор наиболее рациональной технологии);
  • экономичность - изготовление изделия с наименьшими затратами;
  • безопасность - предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации готового изделия;
  • эргономичность - оборудование рабочего места с наименьшими затратами;
  • творческая направленность - предполагает творческую деятельность и учет интересов детей;
  • посильность - соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • эстетичность - соответствие проектируемого изделия требованиям дизайна, а также практичность, функциональность и красота изделия;
  • значимость - ценность изделия для конкретной личности.

Ролевой проект

Цель. Решение проблемных ситуаций в игре.

Результат. Осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность. Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Структура. Создание проблемной ситуации - распределение ролей - игра - представление результатов.

Форма продукта. Игра.

Возможная форма презентации. Фильм, альбом, портфолио.

Оценка. Оценивается деятельность в соответствии с принятой ролью.

Информационный проект

Цель. Сбор и представление информации.

Результат. Полная и достаточная необходимая информация.

Ценность. Формирования умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.

Структура. Создание проблемной ситуации - выдвижение гипотез по разрешению проблемы - определение путей поиска информации - определение способа работы по поиску (индивидуально, в группах) - распределение на группы - поиск информации - представление результатов - рефлексия (рассказ о процессе поиска информации).

Форма продукта. Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.

Возможная форма презентации. Доклад, экскурсия, утренник.

Оценка. Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации.

Практико-ориентированный проект

Цель. Решение, как правило, социальных задач, отражающие интересы участников проекта.

Результат. Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.

Структура. Создание практико-ориентированной проблемной ситуации - выдвижение гипотез по разрешению проблемы - распределение на группы - практическое разрешение проблемы - представление результатов.

Форма продукта. Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

2. Этапы работы над проектом

В ходе реализации проектной деятельности организуется взаимодействие педагогов, родителей и детей, когда дети наравне со взрослыми выступают активными участниками [3, с.60-61]

Проектная деятельность осуществляется следующим образом:

1-ый этап - мотивационный

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности погружения в проектную деятельность.

Содержание деятельности: проведение вводной беседы с целью формирования первичного представления об изучаемом объекте или выявления знаний детей о нем, поддержание интереса всей группы к данной теме или проблеме.

Методы: дискуссия, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, включение игровых и сказочных персонажей, создание проблемных ситуаций, познавательные беседы, рассказ, объяснение, наводящие, уточняющие обобщающие вопросы воспитателя.

2-ой этап - организационно-деятельностный

Цель: выявление информации, усвоенной ранее и необходимой для решения проблемы, организация и направление деятельности детей.

Содержание деятельности: совместное определение темы, цели проекта, составление плана предполагаемых действий. Взрослый ориентирует детей в возможных источниках информации, поиск информации, практическое применение полученных знаний, умений, направленное на решение проблемы.

Методы: дискуссия, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, иллюстрация, использование музыкального сопровождения, художественного слова, обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе предстоящей игры и творческой деятельности, "минутки общения" или ситуативный разговор, предоставление возможности сделать самостоятельный выбор материалов, способов действий, партнеров и т.д.и поощрение детей за сотрудничество, игры-экспериментирования с разнообразными материалами, создание проблемных ситуаций, познавательные беседы, само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности.

3-ий этап - рефлексивный или аналитический

Цель: внешняя оценка и самооценка результатов реализации проекта, обсуждение и анализ результатов и хода выполнения.

Содержание деятельности: презентация результатов проекта для других детей, родителей, общественности в виде выступления, театрализованного представления, газеты, дизайн-проекта, книги и т.д.; экспертиза полученного результатов процессе определения соответствия конечного продукта планируемому результату и заданным критериям, анализ процесса деятельности по реализации идеи, выявление ошибок, самооценка качества выполнения работы, обсуждение ситуаций, в которых дети смогут применить новые способы действий, определение перспективы дальнейшей работы.

Методы: беседа, дискуссия, демонстрация, использование музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию, использование дизайн-проектов, использование художественного слова, игры-инсценировки, обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности, побуждающие вопросы, коллективное формулирование выводов, само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности.

3. Уровни проектной деятельности

Метод проектов позволяет формировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков  детей в соответствии с основными линиями их развития. Задачи проектной деятельности имеют свою специфику для каждой возрастной группы детей, а их реальные возможности позволили Л.Д. Морозовой выделить три уровня проектной деятельности детей дошкольного возраста.

Первый уровень можно назвать подражательско-исполнительским. Его реализация возможна с детьми 3,5 - 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях", выполняют действия по рекомендации взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе ребенка указанного возраста; в этом возрасте у детей существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй уровень является развивающим, он характерен для детей 5 - 6 лет, которые имеют небольшой опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок этого возраста реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны вполне объективно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. В это возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбирать необходимые средства для достижения желаемого результата деятельности. Они проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, и самостоятельно находят проблемы.

Третий уровень - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. На этом этапе взрослому необходимо развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов выполнения проекта.


Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Использование метода проекта при обучении детей правилам дорожного движения. Проект "Безопасные дороги - детям"

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.

Срок реализации: три месяца (май 2021 - июль 2021)

Тип проекта: долгосрочный.

Вид проекта: информационно-творческий, игровой.

Создание проблемы: Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Уважает ли он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?

Актуальность проблемы. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знать правила дорожного движения - главная задача на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная правилам дорожного движения.

Цель проекта: формирование у детей навыков  осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи проекта: создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения; развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах; воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Этапы работы над проектом:

1-ый этап. Подготовительный.

1. Подбор материала по правилам дорожного движения.

2. Рассматривание рисунков, иллюстраций о дорожных ситуациях.

3. Знакомство с литературными произведениями.

4. Изготовление игр по ПДД.

5. Использование дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Работа воспитателя при подготовке к проекту:

1. Консультации.

2. Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.

3. Подбор материала по правилам дорожного движения.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Сбор материала, приобретение книг и оснащение уголка ПДД в группе.
  • Консультация "Родителям - о безопасности дорожного движения", "Три закона" безопасности пешехода на дороге".
  • Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр по ПДД.

Основной этап работы:

Обыгрывание дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по ПДД.

  • Решение игровых ситуаций.
  • Викторины по ПДД.
  • Разработка перспективного плана по ПДД.
  • Подбор оборудования, материалов для реализации проекта.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Подбор специализированной литературы по ПДД.

План проекта представлен в таблице 2.

Таблица 2

Сроки

Тема

Цель

1

2

3

Май

1-ая неделя

"Транспорт"

Помочь детям систематизировать знания о различных видах транспорта, упражнять в классификации сред передвижения (легковой, грузовой и т.д.)

2-ая неделя

"Специальные машины"

Формировать представления детей о специальном  транспорте, его назначении и важности в жизни человека назначением и важностью в жизни человека

3-я неделя

"Осторожно, улица"

Формировать понятие о строении и разметке улиц, закреплять знания правил перехода проезжей части

4-ая неделя

"Регулировщик"

Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД, развивать уважение к труду взрослых

Июнь

2-ая неделя

"Светофор"

Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определенные цвета, рассказать, какие бывают светофоры

"В мире дорожных знаков"

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действиям дорожным знакам

3-я неделя

"Знаки сервиса"

Познакомить детей с дорожными знаками сервиса, их

4-ая неделя

"Перекресток"

Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекресте, дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке

Июль

1-ая неделя

"Велосипед и самокат"

Закрепить знания детей о том. какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде

2-ая неделя

"Движение транспорта и пешеходов

Продолжать учить правильно переходить через улицы разных типов

3-я неделя

"Готовы ли вы стать пассажирами"

Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке. Продолжать знакомить с обязанностями пассажира транспорта: в транспорте нужно держаться за поручни, не толкаться

4-ая неделя

"Загородная дорога

Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. На примере литературных произведений закреплять знания правил поведения

.

2-й этап. Результат проекта.

1. У детей сформировала элементарные представления о правилах дорожного движения (умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения и выхода из них).

2. Детей познакомила со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор...

3. У детей закрепила представления о различных видах транспорта, дорожных знаках, движении транспорта.

4. Изготовили совместно с детьми и родителями макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

5. Активизировала знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улице, в транспорте.

6. Воспитала грамотных пешеходов.

7. Сформировала готовность родителей к сотрудничеству по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Продуктами проекта стали:

  • Выставки рисунков: "Безопасные дороги - детям!", "Транспорт моего города".
  • Аппликация с элементами рисования "Моя улица".
  • Конструирование "В два ряда дома стоят".
  • Конструирование из бумаги и природного материала "Светофор".
  • Фотогазета для родителей о проведенных мероприятиях.
  • Памятка для родителей: "Внимание! Ребенок и дорога!"
  • Консультация "Чтобы не случилось беды...", "Три закона" безопасности на дороге".
  • Информационный материал для родительского уголка (папки-передвижки, дидактические игры, загадки, кроссворды, подвижные игры).

2. Оценка результативности знаний детей о правилах и безопасности дорожного движения на основе проекта "Безопасные дороги - детям"

Гипотеза данного исследования была сформулирована следующим образом: слабая информированность детей дошкольного возраста и родителей о правилах и безопасности дорожного движения часто приводит к плачевным последствиям, предотвратить которые возможно применив метод проектов, способный объединить взрослых и детей в получении знаний по данной теме.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе была проанализирована литература по теме исследования. Следующим этапом стала практическая деятельность. Последующая статистическая обработка данных и их интерпретация выполнялись на третьем уровне. Четвертым этапом был анализ полученных результатов.

В начале исследования мною был проведен мониторинг знаний детей по правилам и безопасности дорожного движения. При ответе использовались следующие критерии оценок: синий цвет - слабый уровень, зеленый - средний, красный - высокий. Результаты приведены в таблице 3.

Дата проведения: 30.04. 2021г. .

Таблица 3

Знания

Имена детей

Катя

Мирон

Демид

Руслан

Даша

Юра

Маша

Максим

Рита

Соня

О тротуаре

О спецтранспорте

О светофоре, его сигналах

О перекрестке

О дорожных знаках

О пешеходном переходе

Об общественном транспорте

О дорожных знаках сервиса

О пассажирах и пешеходах

Об правильном катании на велосипеде, самокате

        

По итогам данного мониторинга видно, что дети слабо осведомлены в области знаний о правилах и безопасности дорожного движения.

Эмпирический метод исследования наглядно это доказывает.

Применение метода математической обработки данных обладания детьми полноценными знаниями о правилах и безопасности дорожного движения выявляет следующие показатели: высокий уровень - 0%, средний уровень - 62%, низкий уровень - 38%.

Использование метода проектов в формировании и развитии знаний детей в сфере безопасности дорожного движения позволил вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей, что позволило объединению взрослого и ребенка в получении новых знаний.

По окончании проекта мною был проведен итоговый мониторинг., результаты которого представлены в таблице 4.

Дата проведения: 01. 08. 2021г.

Таблица 4

Знания

Имена детей

Катя

Мирон

Демид

Руслан

Даша

Юра

Маша

Максим

Рита

Соня

О тротуаре

О спецтранспорте

О светофоре, его сигналах

О перекрестке

О дорожных знаках

О пешеходном переходе

Об общественном транспорте

О дорожных знаках сервиса

О пассажирах и пешеходах

Об правильном катании на велосипеде, самокате

Анализ итогового мониторинга позволяет сделать следующие выводы: низкий уровень - 0%, средний уровень - 44%, высокий уровень - 56%.

Так, по результатам исследования, главные причины отсутствия достаточных знаний у детей в области правил и безопасности дорожного движения заключаются в следующем: слабая информированность, дефицит  разнообразных методов и приемов для совместной и партнерской деятельности детей в данной области, ограниченное отношение родительской общественности к решению данной проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод, что проект позволил определить актуальную для воспитанников цель, достижению которой способствует организация детской деятельности, конкретного практического и творческого дела. Считаю эффективность данного проекта подтверждается тем, что дети получили возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Дети, участвовавшие в проектной деятельности данного цикла, проявили творческую активность в познании окружающего мира, стали самостоятельны и гибки в принятии решений, стали более раскрепощено общаться в детском коллективе, в частности, готовы к обсуждению совместного плана действий, осознали потребность в получении знаний о дорожной безопасности.


        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитие других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире.

Исследование, полученное в ходе проектной деятельности, показывает положительные результаты. У детей стали более развиты познавательные навыки в области безопасности дорожного движения. Главным результатом данного исследования является способность детей реализовать новые знания на практике, повышение их самостоятельности. В ходе исследования дети приобрели необходимые социальные навыки - они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Результатом исследования выступают знания и умения детей, в том числе действовать в ранее не знакомых различных ситуациях, видеть проблему, нестандартно решать ее, уметь представить результат и проанализировать эффективность. Использование проектной деятельности в развитии навыков безопасности является очень эффективным методом в современном образовании.

Необходимо отметить, что выделенные умения являются качественными показателями. Так, по результатам педагогической диагностики на этапе завершения проекта была выявлена положительная динамика уровня развития знаний у детей в области безопасности дорожного движения. Воспитанники проявляли инициативу и самостоятельность в игре, общении, информационно-творческой деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Предложенная форма работы открыла возможность для реализации развивающих задач с учетом возрастных особенностей детей, создало пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками по безопасности дорожного движения - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает должное место в системе современного дошкольного образования.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Законы России. Закон 273 - ФЗ "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 г.

2. Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации , от 14 ноября 2013г., г.Москва (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/dos/70412244/)

3. Бабинова Н.В. Об организации проектной деятельности детей дошкольного возраста//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2019. - №5. - с.60

4. Бабинова Н.В. Субъект - субъектные отношения как условие организации проектной детей старшего дошкольного возраста//Педагогическое образование в Росси. - 2015. - №4. - с.45

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010.

6. Касьянова А.Н. Метод проектов  в ДОУ как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы IV  международной научной конференции (http://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10387/)

7. Ковыляева Л.А., Третьякова Н.И. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников (http://e-concept/ru/2016/76508.htm)

8. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез. - 2012.

9. Кротова Т.В., Выгонная Г.А. Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016. - №3. - с. 36

10. Куликова Т.А., Пронина Н.А. Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2019. - №6.

11. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010.

12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - м.: Академия. - 2005.

13. Проектная деятельность в детском саду / Под ред. Гулидова Т.В. - Волгоград.: Учитель. - 2015.

14. Скоролупова О.А.Закон о воспитании: план действий, чтобы выполнить новые требования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2020. - №10. - с.4.

15. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Правила и безопасность дорожного движения". - М. : "Издательство Скрипторий 2003". - 2004.

16. Скоролупова О.А. Как по-новому диагностировать познавательное развитие детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2018. - №2. - с.6.

17. Флегонтова  Н.П. Дошкольник как субъект проектной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2015. - №1. - с.63.

18. Флегонтова  Н.П. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - №2. - с.10.

19. Шипицина Т.И. Практика использования метода проектов  в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2018. - №3. - с.44.

20. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. - М.: ТЦ Сфера. - 2017.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий план по проекту "Безопасные дороги - детям"

Таблица 5

Сроки

Тема

Работа с детьми

Май

1-ая неделя

"Транспорт".

Систематизировать знания о различных видах транспорта, упражнять в классификации средств передвижения (легковой, грузовой и т.д.)

1. Рассматривание картинок с изображением разных видов транспорта.

2. Беседа об истории транспорта.

3. Чтение рассказа М.Ильина "Машины на нашей улице".

4. Прогулка. Наблюдение за движением транспорта.

5. Д/игры ""Собери машину", "Угадай транспорт".

6. П/игры "Стоп", "Кто быстрее перевезет машину по дорожке".

7. Рисование по памяти разных видов транспорта.

Май

2-ая неделя

"Специальные машины".

Формировать представления детей о специальном транспорте, его назначении и важности в жизни человека

1. Беседа о машинах специального назначения.

2. Чтение стихотворений: С. Баруздин  "Сказка о трамвае", И. Кирясова ""Автобус", "Троллейбус".

3. Постройка транспорта из строительного материала.

4. Прогулка. Наблюдение за работой водителя.

Май

3-я неделя

"Улица".

Формировать понятия о строении и разметке улиц, закрепить знания правил перехода проезжей части

1. Рассматривание и составление рассказа по картине "Улица города".

2. Моделирование проблемной ситуации "Как перейти через дорогу".

3. Прогулка. Знакомство с улицей, на которой находится детский сад.

4. Чтение стихотворения Я. Пишумова "Это улица моя".

5. Аппликация "Моя улица".

Май

4-я неделя

"Регулировщик".

Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД. Развивать уважение к труду взрослых

1. Знакомство с работой инспектора ГИБДД.

2. Д/игры "регулировщик", "Помоги инспектору".

3. Чтение и обсуждение произведений: А. Дорохов "Влиятельная палочка", Я. Пишумов "Постовой".

4. П/игры "Умелый пешеход", "Постовой".

5. Рисование "На посту в любу. погоду"

Июнь

2-я неделя

"Светофор".

Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определенные цвета, рассказать, какие бывают светофоры.

"В мире дорожных знаков". Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, классифицировать их. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам

1. Чтение стихотворений: А. Дмоховский "Для чего нам светофор", А. Дорохов "Зеленый, желтый, красный".

2. Рассматривание иллюстраций с изображением разных светофоров.

3. П/игры "Делай, как я", "Стой - иди".

4. Конструирование из бумаги и природного материала "Светофор".

5. Прогулка к проезжей части, светофору.

1. Беседа "Зачем нужны дорожные знаки".

2. Д/игры "Найди и назови", "Дорожное домино".

3. Игры с макетом "Расставь правильно дорожные знаки".

4. Изготовление атрибутов к игре "Гараж".

5. Чтение произведения С. Волкова "Про правила дорожного движения".

Июнь

3-я неделя

"Знаки сервиса.

Познакомить детей с дорожными знаками сервиса, их назначением и важностью в жизни человека

1. Беседа о знаках сервиса.

2. Рисование по памяти известных дорожных знаков.

3. Чтение А. Дмоховский "Чудесный островок".

4. П/игра ""К своим знакам".

5. Д/игры "Дорожные знаки", "четвертый лишний".

6. Театральная постановка "Дорожные знаки".

Июнь

4-ая неделя

"Перекресток". Закрепить знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке, дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке.

1. Беседа "Опасный перекресток".

2. Игра-викторина "Кто лучше знает правила дорожного движения".

3. Д/игры "Дорожная азбука", "Найди ответ".

4. Рисование на тему "Дорога и я".

5. Чтения стихотворения  О. Бедарев "Азбука дорожного движения".

6. Эстафеты "Кто быстрее соберет светофор", "Перевези груз".

Июль

1-ая неделя

"Велосипед и самокат".

Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде.

1. Беседа "Велосипед, как им пользоваться".

2. Д/игры "Оцени поступок", "Подбери правильный путь".

3. Рассматривание картинок с опасными ситуациями.

4. Чтение произведений С. Михалкова "Велосипедист", Н. Кончаловской "Самокат".

Июль

2-ая неделя

"Движения транспорта и пешеходов".

Продолжать побуждать правильно переходить улицы разных типов. Расширять представления о сложности движения на перекрестке.

1. Беседа "Пешеход на улице".

2. Решение ситуации "Транспорт движется с трех сторон".

3. Д/игры "Загадай загадку, покажи отгадку", "Дорожное - не дорожное".

4. Чтение произведения А. Иванов "Как неразлучные друзья дорогу переходили".

5. Изготовление макетов и атрибутов к различным играм.

6. Прогулка. Наблюдение за движением машин и пешеходов.

Июль

3-я неделя

"Готовы ли мы стать пассажирами". Уточнить правила пользования общественным транспортом. Продолжать знакомить с обязанностями пассажира транспорта.

1. Беседа "Разговор о правилах поведения пассажира".

2. Д/игры "Что сначала, что потом", "Можно - нельзя".

3. Решение проблемной ситуации "Как должен поступить пассажир, если...".

4. П/игра "Найди свою остановку".

5. С/р игра "В автобусе".

6. Чтение С. Михалкова "Скверная история".

Июль

4-я неделя

"Загородная дорога". Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге.

1. Беседа о правилах поведения за городом.

2. Решение дорожных задач.

3. Д/игры "Составь дорожный знак", "Дорисуй".

4. П/игра "Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем".

5. Чтение стихотворения С. Михалкова "Дядя Степа".

6. Литературный конкурс "Дорожная азбука".

Тест для определения уровня знаний детей о правилах дорожного движения.

1. По какой части дороги должен ходить пешеход?

2. Какое транспортное средство можно отнести к общественному?

3. При включении зеленого сигнала светофора можно ли сразу начинать переход?

4. Как называется место пересечения дорог?

5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

6. Где можно играть в различные игры?

7. В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переходить дорогу?

8. Где нужно ожидать общественный транспорт?

9. Можно ли ехать на велосипеде по проезжей части?

10. Как называют людей, идущих по дороге?

11. Как называют людей, передвигающихся в транспорте?

12. Какой стороны тротуара надо придерживаться?

13. Какой транспорт является специальным?

14. Каким цветом обозначаются запрещающие (разрешающие) знаки?

15. Какое назначение у знаков сервиса?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Тема: Молоко и молочные продукты

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Тема: Молоко и молочные продукты...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в ДОУ.

Проект«Откуда хлеб пришел» Визитная карточка проекта  Тема проекта  «Откуда хлеб пришёл?» Ф.И.О руководителя проекта  должность...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста

Проект "Свойства воздуха". Краткосрочный ....

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....