Формирование основ информационной безопасности у дошкольников
статья по обж

Егорова Светлана Анатольевна
Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей, в зависимости от того, как осуществляется использование. Представители образования – детский сад и школа оказались не готовыми к появлению конкурента в лице СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции и поэтому проигрывают ей. А между тем, информационная безопасность - проблема не только социальная, но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ информационной безопасности у дошкольников»

Воспитатель высшей квалификационной категории Егорова С.А

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации.

Информационное пространство можно разделить  на три составляющие:

  • Пространство сети интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
  • Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудио сказки и т.п.
  • Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.

СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме.

 Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей, в зависимости от того, как осуществляется использование.

 Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую аудиторию. Представители образования – детский сад и школа оказались не готовыми к появлению конкурента в лице СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции и поэтому проигрывают ей. А между тем, информационная безопасность - проблема не только социальная, но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения.

По статистике Интернетом пользуются 93% детей в возрасте 5–11 лет, это почти 5 млн человек. Среди возрастной группы 5–7 лет (2,1 млн человек) в интернет выходят 89%, а среди 8–11 лет — 97% (2,74 млн человек)..

Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев.

Уровень просмотра развлекательных передач увеличивается, также растет увлеченность компьютерными играми с насилием и наоборот уменьшается доля детей, которые любят своих русских мультипликационных персонажей за нравственные качества

Один из возможных путей решения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Необходима более активная профилактическая работа, как со стороны родителей, так и всех других специалистов, работающих с детьми. Со стороны педагогов это в первую очередь –выстраивание диалога с родителями.

Наша работа по профилактике информационной безопасности осуществляется по следующим направлениям:

–        работа с родителями;

–        - работа с детьми.

Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более младшего возраста ребенка.

Чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники.

Для выявления на сколько сами родители наших воспитанников зависимы от компьютера и интернета мы провели опрос — анкету. С помощью этих анкет мы постарались грамотно выстроить дальнейшую нашу работы в этом направлении.

В работе с родителями по данной проблеме мы широко используем наглядную информацию, папки — передвижки, различные памятки .

Для более результативной работы с родителями дошкольников мы провели Родительское собрание   в онлайн формате,  где  была организована встреча с программистом  одной из крупнейшей ай ти компаний  , который дал советы по информационной безопасности

Мы подобрали ряд рекомендаций для родителей, которые так же расположены в раздевалке нашей группы.  Например:

- Об информационной безопасности ребёнка;

- Как защитить от вредной информации ребёнка;

- Безопасность детей в Интернете;

- Правила безопасного пользования сетью Интернет и др.

Несмотря на работу, которая ведётся по этому направлению невозможно полностью оградить ребёнка от использования интернет ресурсов. Для того чтобы родителям помочь в поиске сайтов, не носящих вредоносную информацию, мы подобрали перечень сайтов для детей в которыми они смело могут пользоваться (распечатка).

Второе направление — Работа с детьми

Мало кто из современных детей дошкольного возраста не знает, что такое сотовый телефон, планшет, компьютер, интернет поэтому мы смело можем вести какую- либо работу по проблеме в доступном для дошкольников понимании.

Какую же работу мы организовываем.

Непременно это беседы с детьми о том, что такое интернет его положительные и отрицательные стороны. Конечно, учитывая наглядно — образный склад мышления дошкольников, любую беседу мы сопровождаем наглядностью и не исключаем при этом использование ИКТ технологий.

С целью ознакомления детей с информацией о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве мы используем такие формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Информационная безопасность» как:

–        образовательную деятельность;

–        игры

–        викторины;

–        конкурс рисунков;

–        чтение сказок («Как мышонок учился безопасному поведению в сети интернет», «Сказки про золотые правила безопасного Интернета», «Сказка о колобке и Интернете»);

–        просмотр познавательных мультфильмов, презентаций.

Такое направление работы с детьми дошкольного возраста ещё незнакомо многим из нас, но работая и погружаясь в эту проблему понимаешь, что в современном мире эта проблема встаёт остро.

Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организационно - педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у дошкольников"

Статья Бриленко Н. Ю. о пожарной безопасности, из сборника  "Методические материалы из опыта работы педагогов НДОУ"...

Методическая разработка "Организация работы по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников"

В данной работе представлена актуальность формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, определены задачи, этапы, формы и методы работы с детьми по данному направлению. Также ...

Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»

Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...

Программа по формированию основ собственной безопасности у дошкольников «Страна безопасности»

В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с раз...

Программа по формированию основ собственной безопасности у дошкольников «Страна безопасности»

В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с раз...

Формирование основ информационной безопасности детей

Данное образовательное мероприятие направлено на правильное формирование информационной культуры дошкольников....

Консультация для педагогов «Формирование основ информационной безопасности дошкольников».

Одной из главных задач, которую ставит Программа «От рождения до школы» перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных...