проект по пожарной безопасности
проект по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект
по пожарной безопасности для детей подготовительной к школе группе
« Нельзя играть с огнем»»
Подготовила и реализовала:
воспитатель Столярова Ирина Сергеевна
Проект по пожарной безопасности для детей подготовительной к школе группе «Чтобы не было беды»
Цель проекта:
–формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Активизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ. Проект предполагает работу в три этапа и по четырем направлениям, основным из которых является работа с детьми. В проекте также предлагается примерное перспективное планирование по пожарной безопасности для детей подготовительной группы.
Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей:
Личности ребенка в приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в развитии познавательных процессов.
Педагогов ДОУ:
В более полном использовании педагогического потенциала для решения образовательных и воспитательных задач в обучении детей
безопасному поведению и правилам пожарной безопасности.
Родителей:
В гармонизации, преемственности воспитательно
образовательного процесса, обеспечивающего безопасность детей
Актуальность.
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7
пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров дети, ¾ из них дошкольники.
Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточное внимание в ДОУ уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности,
во-вторых, родители мало обучают навыкам
правильного поведения в быту.
Актуальность проекта вызвана еще тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что
-то новое, их непосредственность, любопытство часто Формирование -.
Задачи проекта:
• уточнять, систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности;
• способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
• воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
• воспитывать в детях уверенность в своих силах, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях;
• формировать умение реально оценивать возможную опасность;
развивать творческие способности дошкольников;
• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
• вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Принципы реализации проекта:
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемый результат:
- Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
- Профилактика панического страха перед огнём.
- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
- Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Срок реализации проекта: 2 недели (5.02.2019 – 18.02.2020)
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная группа),педагоги, родители.
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта (краткосрочный): 2 недели.
Работа с детьми.
В своей работе мы применяли разнообразные методы и формы по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности. В ходе НОД использовали наглядный дидактический материал, позволяющий воспитаннику выбрать наиболее значимые для него вид и форму изучаемого содержания материала, а также ИКТ (проектор и экран для проектора) для показа презентации. Поощряли стремление ребенка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Так же использовали исследовательскую деятельность (опыты, эксперименты, практические упражнения).
Работа с родителями:
- консультация: «Правила пожарной безопасности в лесу»;
- помощь в изготовлении коллективной работы «Пожарный щит»;
- ширма для родителей по пожарной безопасности.
Формы и методы реализации проекта:
Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие:
Составление творческих рассказов «Спичка – невеличка и большой пожар».
Беседы «Если вдруг случился пожар», «Дым» и «Пожар» – по рассказам Б. Житкова.
Диалоги, рассказы о пожарной безопасности на тему «Что делать, если…? »
Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:
- если в доме что-то загорелось,
- если в квартире много дыма,
- если звучит пожарная сирена.
Сюжетно – ролевые игры: «Спасатели», «Наш дом», «Мы пожарные».
Дидактические игры : «Горит – не горит», «Огнеопасные предметы», «Что для чего? », «Что необходимо пожарному? »
Познавательное развитие:
НОД Тема: «Огонь наш друг»
НОД с элементами экспериментирования «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию», «Водой масло не затушишь».
Беседы: «Важная профессия – пожарный», «Откуда может прийти беда».
Создание альбома «Пожарная безопасность».
Речевое развитие:
Составление рассказа по картинкам «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина»;
Составление рассказов по пословицам: «Солома с огнем не дружит», «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»
Беседы: «Пожары случаются … », «Эта спичка невеличка», «Электричество в вашем доме».
Проведение викторины: «Твоя безопасность»
Чтение литературных произведений:
С. Я Маршак «Пожар», Л. Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков «Пожар в море», , Е. Хоринская «Спички-невелички», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины».
Художественное – эстетическое развитие:
Лепка «Огнетушитель»,
Рисование «Знаки пожарной безопасности» Береги свой дом от пожара». «Нельзя разводить костры в лесу».
Аппликация «Пожарная машина»
Конструирование «Гараж для пожарных машин»
Коллективная работа по объёмной аппликации «Пожарный щит»
Выставка детских рисунков «Кошкин дом»
Драматизация сказки «Кошкин дом».
Развлечение «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем».
Физическое развитие:
Утренняя гимнастика (комплекс) «Мы пожарными растем».
Игры – эстафеты:
«Кому что нужно»
«Чья машина доедет быстрее»
«Кошкин дом»
«Спасение малыша»
Литература:
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
- В.А. Степанов «Азбука в загадках».
- Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
- Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.
- С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
- Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
- Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
- К. Чуковский «Путаница».
- «Жили-были» №6 2003 год.
Приложение 2.
1.БЕСЕДА "ЭТА СПИЧКА - НЕВЕЛИЧКА".
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
Пособия: коробок со спичками, картинка с изображением пожара.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы видели когда - нибудь пожар?
В последнее врем в нашем городе участились пожары, и мы с вами видели, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.
-От чего происходят пожары?
- От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
-Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
- Здесь изображён пожар. Пылает лес.
- А по каким причинам мог загореться лес?
- А могли ли дети играть спичками?
Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
-Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете?
- И пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
Приходит время и каждому из нас приходится учиться пользоваться спичками.
-А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками?
Смотрите, как нужно зажигать спичку. Не нужно торопиться, подальше от серной головки держите пальчики, чтобы вспыхнув, она не обожгла ваши пальчики. Не бросайте спичку пока она не догорит. Даже догоревшую спичку нельзя бросать на пол. Брошенная спичка может стать причиной пожара.
2. Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.
Игровые действия: разложить карточки на две группы.
Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Приложение 3
Познавательное развитие. НОД «Огонь – наш друг».
Цель: рассказать об открытии человеком огня; как огонь дошёл до наших дней, как он помогает человеку; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с огнём.
Воспитывать осторожное отношение к огню.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, в каждом доме есть огнь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.) Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.
Д/и: «Какой бывает огонь?».
Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).
Нет, человек научился добывать огонь.
Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.
Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.
Что нужно класть в костёр, чтобы он горел? (палки, ветки, дрова, листья и т. д.)
Дидактическая игра «Что горит, что не горит».
Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как–то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке называется кремень.
Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины.
Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.
Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь.
Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей)
Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почёт,
Что ребятам греет ужин
Режет сталь и хлеб печёт.
(Е.Ильин)
Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит три минутки.
Ленты нет, кругом угар –
Чуть не сделался пожар!
(Б.Миротворцев).
А сейчас дети, отгадайте загадки:
- Красный петушок
По жердочке бежит (огонь).
- На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош
Да с собой не понесёшь (огонь).
- То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе!
Продырявит – море (утюг).
- Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжётся (электрическая лампочка).
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник).
- Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор (пылесос).
Ребята, давайте нарисуем добрый огонь.
Помните: неосторожное обращение с огнём приводит к пожарам, огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать,
От огня несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда,
Это помните всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по пожарной безопасности "Уроки пожарной безопасности"
Проект для средней группы...
Детско-родительский проект по пожарной безопасности "Почему пожарная машина красного цвета"
Здесь Вы сможете найти материал на тему "Детско-родительские проекты в ДОУ"...
Детско-родительский проект по пожарной безопасности "Пожарный щит пожар победит"
Здесь Вы сможете найти пример детско-родительского проекта по пожарной безопасности...
Проект «Уроки пожарной безопасности» по изучению младшими дошкольниками правил пожарной безопасности.
Забота о сохранении жизни и здоровья детей – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Детскому саду и родителям следует объединить свои усилия для того, чтобы уберечь ...
Занятие в старшей группе по пожарной безопасности (для заключительного этапа проекта по пожарной безопасности)
Моей основной задачей в достижении результативности проекта явлалось закрепить и углубить знания детей о противопожарной безопасности. Формировать осознанное и ответственное отношение к пра...
презентация проекта по пожарной безопасности в средней группе "Пожарный герой- он с огнем вступает в бой"
Цель проекта: Ознакомление с профессией "пожарный". Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения. Создание условий для усвоения и закрепл...