Проект " Дорожная азбука"
методическая разработка по обж
Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности посредством ознакомления с ПДД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект " Дорожная азбука" | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска» Детский сад №333 « Теремок» комбинированного вида»
Проект педагогической деятельности
« ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности посредством ознакомления с ПДД и речевого воспитания
в условиях реализации ФГОС ДО
Составила воспитатель 1категории
Крутских Дина Владимировна
Новосибирск 2017
«Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности посредством ознакомления с ПДД и речевого воспитания в условиях реализации ФГОС ДО»
Тип проекта:
Исследовательский- творческий, познавательно-игровой, информационно-практический, групповой, долгосрочный (3года)
Участники:
воспитанники группы 4-7 лет, воспитатель, родители группы, администрация.
Постановка проблемы:
«Как помочь детям научиться безопасному поведению на дороге?». Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
-незнание дошкольниками элементарных правил;
-стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
-безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Цель проекта:
Орана жизни и здоровья детей. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
- Знакомить детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения.
- Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, в транспорте и на улице.
- Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, с назначением светофора и его сигналах;
Речевые:
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
- Прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
Социальные:
- Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах
- Укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
Данные задачи решаются в следующих образовательных областях:
«Социально - коммуникативное развитие»
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
«Познавательное развитие».
Познакомить детей:
- с понятием улица , ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
«Художественно-эстетическое развитие»
Организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование ; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
«Речевое развитие»
Развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
«Физическое развитие»
Развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Методы работы:
Непосредственно-образовательную деятельность:
Художественное творчество.
Чтение художественной литературы.
Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Проведение досуга по теме проекта.
Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
Работа с родителями.
Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Суть проекта:
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста, в работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Безопасность». Одним из важнейших задач этой области является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Но, в настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой области работы значительно минимальны, скудны, устарели . Профилактические мероприятия проводятся зачастую формально и не систематически. В результате чего ,у меня возникла необходимость организовать системную и глубокую работу в этом направлении с воспитанниками, начиная со среднего возраста, с включением эффективных средств, форм и методов работы.
Привычка, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки культуры безопасного поведения на дороге. Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части, это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения. Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. В группе оборудован стенд по ПДД «Добрая дорога детства». Он включает в себя красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», « Перекресток», «Веселый светофор», «Обучающие знаки» .
Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, художественная литература, раскраски. Кроме того, к развивающей среде можно отнести и речь педагога, который общается с ребенком. Образец правильной, грамотной речи, который постоянно присутствует в жизни воспитанника, является важным стимулом к усвоению нового материала.
Проектная деятельность в детском саду имеет огромное значение, особенно в логопедической группе. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он поможет ребёнку развить свою речь.
Когда ребенок только приходит в детский сад, занятия по ПДД имеют ознакомительный характер. Дети знакомятся с такими понятиями, как «дорога», «светофор», «пешеходный переход», постепенно начинают изучать виды транспортных средств. Позже круг знаний по безопасности на дорогах, расширяется. Дети узнают о правилах движения транспорта, о работе водителя и сотрудника ДПС ГИБДД, о распространенных дорожных ситуациях. Продолжается знакомство с дорожными знаками и светофором. Все эти мероприятия постепенно воспитывают в ребенке грамотного пешехода, формирует у детей нормы дисциплинированное поведения на улице и соблюдения ими правил безопасности. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого каждый год необходимо составлять тематический план работы. Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.
Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге.
Навык - способность в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, путем многократного повторения.
Организуя в детском саду работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
- Формирование знаний об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте.
- Формирование представлений и закрепление знаний о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках.
-Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
Воспитательные:
-Формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
-Умение детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения.
Социальные:
-Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
-Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
- Пополнение развивающей среды различными пособиями.
-Повышение активности родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в транспорте.
- Совместное сотрудничество МДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"
Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...
Проект "Дорожная азбука"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...
Проект "Дорожная азбука"
Проект предназначен для обучения дошкольников ПДД. Рассчитан на 4 года....
Проект "Дорожная азбука"
Проект предназначен для закрепления практических навыков безопасного поведения детей на дороге....
Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"
Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...
Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"
Вопрос обучения детей правилам дорожного движения давно перестал быть второстепенным. Познавательный проект " Дорожная азбука дл...
Методическая разработка мероприятия по Правилам дорожного движения: проект «Дорожная азбука»
Актуальность данной методической разработки возникла после проведения анкетирования среди родителей. Результаты анализа показали неутешительные данные: сами родители зачастую нарушают правила дорожног...