Проект " Дорожная азбука"
методическая разработка по обж

Формирование у детей  дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности  посредством ознакомления с ПДД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект " Дорожная азбука"29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска» Детский сад №333 « Теремок» комбинированного вида»

Проект  педагогической деятельности

« ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Формирование у детей  дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности  посредством ознакомления с ПДД и речевого воспитания

в условиях реализации ФГОС ДО

Составила воспитатель 1категории

Крутских Дина Владимировна

Новосибирск 2017

 

«Формирование у детей  дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности  посредством ознакомления с ПДД и речевого воспитания в условиях реализации ФГОС ДО»

Тип проекта:

Исследовательский- творческий, познавательно-игровой, информационно-практический, групповой, долгосрочный (3года)
Участники:

 воспитанники  группы 4-7 лет, воспитатель, родители группы, администрация.

Постановка проблемы:

«Как помочь детям научиться безопасному поведению на дороге?». Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

-незнание дошкольниками элементарных правил;

-стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

-безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий.  Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять  большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Цель проекта:

 Орана жизни и здоровья детей. Формирование у детей навыков  осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
  • Знакомить детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения.
  • Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, в транспорте и на улице.
  • Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.
  • Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы,  с назначением светофора и его сигналах;

Речевые:

  • Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
  • Развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
  • Прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.

Социальные:

  • Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах
  • Укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;

 Данные задачи  решаются в следующих образовательных областях:

«Социально - коммуникативное развитие» 
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения. 
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте. 
«Познавательное развитие».

Познакомить детей:
- с понятием улица , ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода; 
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
 «Художественно-эстетическое развитие»

 Организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование ; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);

«Речевое развитие»

 Развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.

«Физическое развитие»

 Развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Методы работы:

 Непосредственно-образовательную деятельность:

 Художественное творчество.

 Чтение художественной литературы.

 Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.

 Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

 Проведение досуга  по теме проекта.

 Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.

 Работа с родителями.

 Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.

Суть проекта:

 Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста, в работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Безопасность». Одним из важнейших задач этой области является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.    Но,  в настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой области работы значительно минимальны, скудны, устарели . Профилактические мероприятия проводятся зачастую формально и не систематически. В результате чего ,у меня  возникла необходимость организовать системную и глубокую работу в этом направлении с воспитанниками, начиная со среднего возраста, с включением эффективных средств, форм и методов работы.
 Привычка, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки культуры безопасного поведения на дороге.  Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части, это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения.  Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. В группе оборудован стенд по ПДД «Добрая дорога детства». Он включает в себя   красочные плакаты на темы: «Опасная дорога»,  « Перекресток», «Веселый светофор», «Обучающие знаки» . 

Развивающая среда для обучения основ  безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, художественная литература, раскраски. Кроме того, к развивающей среде можно отнести и речь педагога, который общается с ребенком. Образец правильной, грамотной речи, который постоянно присутствует в жизни воспитанника, является важным стимулом к усвоению нового материала. 

Проектная деятельность в детском саду имеет огромное значение, особенно в логопедической группе. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он поможет ребёнку развить свою речь.

Когда ребенок только приходит в детский сад, занятия по ПДД имеют ознакомительный характер. Дети знакомятся с такими понятиями, как «дорога», «светофор», «пешеходный переход», постепенно начинают изучать виды транспортных средств. Позже круг знаний по безопасности на дорогах, расширяется. Дети узнают о правилах движения транспорта, о работе водителя и сотрудника ДПС ГИБДД, о распространенных дорожных ситуациях. Продолжается знакомство с дорожными знаками и светофором. Все эти мероприятия постепенно воспитывают в ребенке грамотного пешехода, формирует у детей нормы дисциплинированное поведения на улице и соблюдения ими правил безопасности. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого каждый год необходимо составлять тематический план работы. Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.
Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге.
Навык - способность в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, путем многократного повторения.

Организуя в детском саду работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

- Формирование  знаний об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте.

- Формирование представлений и закрепление знаний о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках.

-Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.

Воспитательные:

-Формирование  навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
-Умение детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения.

Социальные:

-Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
-Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

- Пополнение развивающей среды различными пособиями.

-Повышение активности родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в транспорте.

 - Совместное сотрудничество МДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Проект "Дорожная азбука"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...

Проект "Дорожная азбука"

Проект предназначен для обучения дошкольников ПДД. Рассчитан на 4 года....

Проект "Дорожная азбука"

Проект предназначен для закрепления практических навыков безопасного поведения детей на дороге....

Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"

Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...

Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"

Вопрос  обучения  детей  правилам  дорожного  движения  давно  перестал  быть  второстепенным. Познавательный  проект " Дорожная  азбука  дл...

Методическая разработка мероприятия по Правилам дорожного движения: проект «Дорожная азбука»

Актуальность данной методической разработки возникла после проведения анкетирования среди родителей. Результаты анализа показали неутешительные данные: сами родители зачастую нарушают правила дорожног...