методическая разработка "Совместная деятельность взрослого с ребенком по обучению безопасного поведения на железной дороге" (2 младшая группа - подготовительная)
методическая разработка по обж
Представленный материал поможет педагогам сформировать у детей дошколнього возраста знания о правилах поведения на железной дороге, предупредить несчстные случаи и травматизм на железной дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rzhd_-_vse_gruppy.docx | 48.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность взрослого с ребенком
по обучению безопасного поведения на железной дороге
Цель: формирование знаний о правилах поведения детей дошкольного возраста на железной дороге и железнодорожном транспорте; профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта; пропаганда безопасности железнодорожного движения.
Задачи:
- сформировать у детей представление о железной дороге и железнодорожном транспорте;
- формировать у детей дошкольного возраста потребность усвоения правил безопасного поведения на железной дороге;
- воспитывать у детей внимательность и осторожность;
- прививать детям практические навыки ориентирования в опасной ситуации через информативно-поисковую деятельность.
2 младшая группа
Сентябрь
№ 1. Рассказ педагога «Я вам расскажу о железной дороге».
Цель: познакомить детей с железнодорожным транспортом, развивать познавательную активность, интерес к окружающему.
Октябрь
№ 2. П/игра «Едем, едем на паровозике»
Цель: учить согласовывать действия со словами, развитие артикуляционного аппарата.
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа).
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!п-ф-ф-ф!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла. З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток, З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок. З -з-з! З-з-з! (Звук и взгляд направлять по тексту).
Пчёлку ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья, поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают).
Ноябрь
№ 3. Рассматривание иллюстраций и свободное общение «Железная дорога и дети».
Цель: знакомство детей с элементарными правилами поведения на железной дороге.
Декабрь
№ 4. Беседа «Профессия -машинист».
Цель: знакомство детей с профессией машиниста электропоезда, развивать интерес к окружающему, развитие речи, памяти.
Январь
№ 5. Игровая ситуация «Строим железную дорогу».
Цель: расширять знания детей о железной дороге, развивать конструктивные навыки, пространственное воображение, творчество; учить применять полученные знания в игровой деятельности.
Февраль
№ 6. Дидактическая игра «Собери паровоз».
Цель: развивать мышление, пространственное воображение; расширять представления детей о транспорте.
№ 7. Дидактическая игра «О чём говорит светофор»
Цель: познакомить детей с назначением светофора на железной дороге, развивать интерес к окружающему.
Март
№ 8. Рассматривание иллюстрационного материала о людях железнодорожных профессий.
Цель: знакомить детей с профессиями, развивать интерес к окружающему, развитие мышления, памяти, речи.
Апрель
№ 9. Дидактическая игра “Кому, что нужно для работы?”
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира ( материалах, инструментах, оборудовании ), необходимых для работы людям разных профессий.
Май
№ 10. Словесная игра «Так – не так». Работа с плакатами + раскраска (2 мл.1,2 ).
Цель: воспитание привычки безопасного поведения на железной дороге.
№ 11. Подвижная игра “Паровозик с именем”
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля.
Ход: Дети сидят на стульчиках, расположенных в один ряд. Выбирают ребенка, который будет первым “паровозиком”. Он “едет”, работая локтями попеременно, а дети вслух повторяют его имя. Сделав круг, “паровозик” останавливается возле одного из ребят и произносит его имя.
Названный по имени становятся новым “паровозиком” и встает впереди первого, а прежний “паровозик” делается “вагончиком”. Теперь они вдвоем “едут” по кругу, объезжая различные препятствия, выбирают себе следующий “паровозик”. Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит паровозик.
Примечание: препятствиями могут служить стулья, различные крупные игрушки, расставленные по комнате. Можно включить для сопровождения игры веселую музыку. Но когда поезд получится очень длинным, нужно следить за тем, чтобы первый ребенок двигался потише для того, чтобы остальные “вагончики” не отцепились.
Средняя группа
Сентябрь
№ 1. Свободное общение «Железнодорожный транспорт – что я знаю о нем».
Цель: уточнить знания детей о железнодорожном транспорте, формирование понятия «транспорт наземный», развитие мышления, памяти, речи.
№ 2. Игра «Новоселье локомотива».
Цель: развивать знания о работниках локомотивного депо. Упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: депо, цех, подвижной состав.
Ход игры: Дети строят цех для нового поезда, ищут нужный предмет, называют тех, кто там работает.
Октябрь
№ 3. Дидактическая игра «Найди такой же».
Цель: Учить сравнивать предметы, находить их характерные признаки. Закрепить знания о профессии машиниста, помощника машиниста, сходство и различие. Воспитывать наблюдательность.
Ход игры: Дети по сигналу воспитателя ищут одинаковые электровозы.
Оборудование: Несколько пар одинаковых электровозов.
№ 4. Дидактическая игра «Локомотив».
Цель: Развивать слуховое внимание, активировать словарь, мышление.
Ход игры: Дети сидят кружком на ковре. Они классифицируют виды железнодорожного транспорта по особенностям перевозок.
Оборудование: Игрушечный поезд.
Ноябрь
№ 5. Словесная игра «Кассир, ревизор, пассажир».
Цель: Закрепить знание детей о вещах необходимых для поездки на железнодорожном транспорте.
Ход игры: Воспитатель передает мяч со словами: “Ты пассажир. Что тебе необходимо для поездки?” Ребенок должен назвать предмет и передать мяч другому ребенку. Оборудование: Мяч.
№ 6. Игра-имитация «Железнодорожная связь».
Цель: познакомить детей с теми, кто обеспечивает связь на железной дороге. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь.
Ход игры: Дети рассказывают о наиболее характерных особенностях в железнодорожной связи: селектор, радио, рация.
Оборудование: микрофон
Декабрь
№ 7 – 8 - 9. Дидактическая игра “Отправь паровозик”
Цель: закрепить знания детей о назначении поездов, закрепить в активном словаре их названия, упражнять в употреблении этих слов.
Материал: отдельно нарисованные четыре тепловоза и множество разнообразных вагонов, цистерны (пожарная, цистерна с бензином, горючим); вагоны с углем, дровами, песком, гравием, зерном, машинами и другим грузом; пожарные вагоны, почтовые вагоны, вагоны с пассажирами и т.д.
Ход игры:
*1 вариант игры. Воспитатель вывешивает на фланелеграф четыре тепловоза, к которым прицеплено всего по 1 вагону. Раздает детям по одному вагону и говорит: “Ребята, давайте поможем диспетчеру отправить поезда. Для этого вам нужно внимательно посмотреть на фланелеграф и прицепить свой вагон к нужному составу”.
Когда дети по очереди подойдут к фланелеграфу и прицепят свой вагон к нужному составу, воспитатель предлагает перед отправлением еще раз все проверить и исправить ошибки, если они есть. Теперь для того, чтобы наши поезда отправились в путь, их нужно просто назвать.
-Миша, отправляй первый поезд! Ребенок: -Внимание! Внимание! С первого пути отправляется пассажирский поезд. Будьте осторожны!
-Оля, отправляй второй состав! Ребенок: -Внимание! Внимание! Со второго пути отправляется почтовый поезд. Будьте осторожны!
- Даша, отправляй третий состав! Ребенок: -С третьего пути отправляется грузовой поезд.
- С четвертого пути отправляется пожарный поезд. Будьте осторожны!
*2 вариант игры (для индивидуальной работы).
В игре участвуют 4 человека. Каждому ребенку дается задание собрать и отправить свой состав: пожарный, грузовой, пассажирский и почтовый поезд. Побеждает тот, кто первым отправит свой состав. Примечание. В каждом составе должно быть одинаковое количество вагонов.
*3 вариант игры. Все составы собраны, но в решении игры допущены ошибки. Побеждает тот ребенок, кто укажет больше ошибок.
Январь
№ 10. Дидактическая игра «Чья одежда?»
Цель: развивать интерес к людям железнодорожных профессий.
Ход игры: По рабочей одежде дети определяют профессию железнодорожника, находят нужную картинку и показывают ее. За правильный ответ – фишка.
Оборудование: Набор картинок, фишки.
№ 11. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: закрепить представления детей о предметах окружающего мира ( материалах, инструментах, оборудовании ), необходимых для работы людям разных профессий. Развивать внимание.
Февраль
№ 12. Моделирование ситуаций «Кому что нужно для работы».
Цель: закрепить представления детей о предметах окружающего мира ( материалах, инструментах, оборудовании ), необходимых для работы людям разных профессий. Развитие речи.
Ход: Воспитатель раздает детям карточки с изображением предметов, относящихся к определённой железнодорожной профессии. 4 ребёнка получают кукол – 4 разных железнодорожных профессий (машинист, путеец, проводница, кассир). Дети, получившие карточки, должны определить, к какой профессии относится их предмет. В итоге игры, дети, сгруппировавшись по профессиям, объясняют свой выбор.
№ 13. Словесная игра «Подбери нужные слова».
Цель: Учить подбирать определенные по смыслу слова (прилагательные), соотносить слово-действие.
Ход игры: Воспитатель называет слова на железнодорожную тематику, а дети – характеризующее слово. “Поезд – быстрый, скорый, пассажирский и т.д.”
Оборудование: Палочка.
Март
№ 14. Работа с загадками «Угадай-ка».
Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать кругозор.
1. Я зашёл в зелёный дом,
И недолго пробыл в нём,
Оказался этот дом
Скоро в городе другом (Вагон).
2. Что там мчится и шипит,
И колёсами стучит,
Чу-чу-чу-чу,
Я по рельсам качу. (Поезд)
3. Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь, сороконожка,
По дороге той ползёт,
Весь обоз с собой везёт. (Тепловоз)
4.Ровненьким шнурочком
На тысячу верст тянутся,
Нигде не затеряются (Рельсы).
№ 15. Словесная игра «Бывает – не бывает».
Цель: Развивать воображение, логику мышления.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч, произнося фразу, а ребенок должен ловить его или нет. Если то, что сказал воспитатель, действительно бывает, то ребенок ловит мяч и не ловит его, если того не бывает. Например: “Машинист управляет составом”, “Состав управляет машинистом”.
Оборудование: Мяч
Апрель
№ 16. Просмотр познавательного фильма о РЖД.
Цель: обобщить полученные знания о железнодорожном транспорте
После просмотра, блиц-опрос:
- Для чего нужны железные дороги?
- Какие виды железнодорожного транспорта вы знаете?
- Какие грузы перевозят по железной дороге?
- Люди, каких профессий работают на железной дороге?
- Сколько лет железной дороге?
№ 17. Заучивание физкультминутки.
Цель: учить согласовывать движения со словами, развивать речь, память.
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Сто вагонов я тащу (Дети интенсивно двигают руками).
Раздаётся стук колёс, Это мчит электровоз (Стучат ногами).
Мимо рощи, мимо яра, Мчит без дыма, мчит без пара (Бег змейкой, на носочках).
Чу-чу-чу-чу, Я по рельсам лечу (замедляют бег, останавливаются, восстанавливают дыхание).
Май
№ 18. Дидактическая игра «Нюша против Кроша»
Цель: развивать умение отгадывать загадки, развивать интерес к окружающему.
Материал: 2 паровоза, на одном наклеен Крош, на другом – Нюша (мультфильм «Смешарики»), 7 вагонов (на каждом наклеена отгадка).
Ход игры: Играют два ребенка, у каждого по одному паровозу. Воспитатель загадывает загадки. Тому, кто отгадал, воспитатель дает вагон с отгадкой. У кого из детей состав получился длиннее, тот и выиграл.
Загадки:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
(Светофор)
Где встречается такое,
Что земля над головою?
(Тоннель)
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь – прибавлю ходу.
(Паровоз)
Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда.
(Метро)
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.
(Железная дорога)
Поезд быстро-быстро мчится!
Чтоб несчастью не случиться,
Закрываю переезд –
Запрещен машинам въезд!
(Шлагбаум)
Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик
С дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак?
("Железнодорожный переезд без шлагбаума")
№ 19. Создание коллективной стенгазеты «О железной дороге».
Цель: закрепить полученные знания детей, учить отражать свои впечатления, знания в художественной деятельности.
Старшая группа
Сентябрь
№ 1. Просмотр эпизода из м/ф «Простоквашино».
Цель: способствовать усвоению детьми правил безопасного поведения на железной дороге.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие неправильные действия совершил дядя Федор? 2. К чему могло бы привести поведение дяди Федора? 3. Какое правило мы запишем?
Правило № 1: находиться на объектах ЖД транспорта только в сопровождении взрослого. Правило № 2: Запрещается высовываться из окна поезда (электоропоезда)
№ 2. Словесная игра «Дополни предложение».
Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления, знания о железнодорожном транспорте.
Ход игры: Дети находят и называют такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Можно добавлять только одно слово. Например: “Ревизор проверяет… билет”
Октябрь
№ 3. Просмотр эпизода из м/ф «Ну погоди!»
Цель: способствовать усвоению детьми правил безопасного поведения на железной дороге.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие неправильные действия совершили заяц и волк? 2. К чему могло привести поведение зайца и волка? 4. За что мы можем похвалить зайца?
Правило № 3: запрещается устраивать подвижные игры на железной дороге
Правило№ 4: Запрещается прислоняться к дверям электропоезда
Правило № 5: запрещается производить посадку в вагон до полной остановки поезда, можно высаживаться из вагона только при полной остановке поезда
№ 4. Словесная игра «Только на эту букву».
Цель: Закреплять знания детей о букве и звуке, воспитывать звуковое внимание.
Ход игры: Воспитатель называет слово “паровоз”. Ребенок должен назвать слово на любую букву из этого слова, связанное с железнодорожным транспортом.
Ноябрь
№ 5. Просмотр эпизода из м/ф «Чебурашка».
Цель: способствовать усвоению детьми правил безопасного поведения на железной дороге.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие неправильные действия совершили герои этого мультфильма? 2. Как вы думаете, почему нельзя ходить по железнодорожным путям? К чему это может привести? 3. Какое правило мы записали?
Правило № 6: запрещается залезать на крышу вагонов, подлезать под вагонами и цепляться за них
Правило № 7: переходить железную дорогу можно только в установленном месте
Правило № 8: запрещается оставлять на железнодорожных путях посторонние предметы
Правило № 9: запрещается стоять на краю платформы
Правило № 10: надо быть предельно внимательным и осторожным на железной дороге
№ 6. Словесная игра «Кому что нужно?»
Цель: Упражнять в квалификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям в железнодорожной профессии.
Ход игры: Воспитатель называет профессию, дети отвечают, что нужно этому человеку. Например, “сигналист – флажок”
Декабрь
№ 7. Беседа «Правила в стихах».
Цель: знакомство детей с правилами поведения на железной дороге, профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта.
Правила эти железнодорожные —
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
- Эй! Не трусь, скорей за мной:
Через рельсы – по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
– Нет, друзья, – ответил Дрозд, –
Безопасно – через мост! – Переходить через пути нужно по мосту.
– Я в обход, – сказал Зайчишка,
– Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда –
Неминуема беда. – Не подлезайте под вагоны!
На платформе две дворняжки
Разыгрались в догонялки:
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой! – Не устраивайте подвижных игр на платформе!
– Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, –
Высунул голову Ослик в окошко.
– Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь-ка на место, – сказал проводник,
– Впредь так не делай, Осёл, никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда. – Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
Стой! Куда же ты, приятель?
Посмотри на указатель: «Переход через пути» –
Это значит: по настилу
И ежу, и крокодилу
Разрешается пройти.
Только прежде нужно нам
Посмотреть по сторонам! – Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
На железной дороге два братца
Захотели друг с другом подраться:
– Забодаю! – мычит Белолобый.
Черно-белый мычит: – Ну, попробуй.
– Драчуны! Уносите-ка ноги
Поскорее с железной дороги!
Хорошо, что вмешалась Сорока:
Всё могло бы закончиться плохо! – Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
На перроне теснотища,
Жеребёнка Лошадь ищет:
– Где ты, серый Жеребёнок,
Непослушный мой ребёнок?
Он за маму не держался,
Потому и потерялся. – На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!
Правила запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым.
Знаешь – расскажи!
№ 8. Рассказывание истории «Про маленького зайчика Кузю».
Цель: профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта; закрепить знание детьми правил безопасного поведения.
«Жил-был зайчик Кузя. Жил он в красивом лесу. И вот однажды он получил письмо от зайчика Яши, который жил в городе. Яша пригласил Кузю в гости. Стал Кузя собираться в гости в город. А так как он никогда не был в городе и ни разу не ездил на поезде или электричке, он ничего не знал о правилах поведения на железной дороге. Вот Кузя пришел на станцию, чтобы сесть в поезд, а поезд его стоит на другой стороне станции — нужно переходить через пути. Кузя прыг-прыг и стал скакать через рельсы, а в это время ехал поезд и чуть не задавил нашего зайчонка. Дежурный по вокзалу – Медведь – остановил зайчика и стал спрашивать, почему он ведет себя так неосторожно. Зайчонок рассказал, что он впервые на железной дороге и что он совсем не знает, как надо вести себя на вокзале. Медведь стал учить Кузю поведению на железной дороге. Кузя запомнил навсегда эти правила. А вы какие правила знаете? Расскажите Кузе…»
Январь
№ 9. Тематическая беседа «Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте и на железной дороге».
Цель: профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта; закрепить знание детьми правил безопасного поведения.
№ 10. Дидактическая игра “Угадай, о каком поезде я говорю”.
Цель: развивать у детей связную речь при помощи опорной схемы: закрепить знания детей о назначении поездов.
Материал: опорная схема. Выбрать нужную картинку из предложенных и составить рассказ по опорной схеме:
Длинная лента Короткая лента | Цветные пятна: синее, красное, желтое, коричневое, зеленое | Фигурка человека | ? |
Ход игры: Ребенок по опорной схеме составляет рассказ о поезде, не называя его. В конце дети отгадывают, о каком поезде идет речь. За правильный ответ – фишка.
Например, “Мой поезд имеет много вагонов, он очень длинный. Но иногда всего два вагона прицепляют к началу вагона пассажирского поезда. В вагонах моего поезда нет окон, а сами они могут быть синего, зеленого, серого цвета. Этот поезд перевозит письма, книги, журналы, посылки, бандероли. Он приносит большую пользу людям, так как привозит им новости от родных и близких, доставляет интересные книги и журналы. О каком поезде я говорю?” (почтовый)
Февраль
№ 11. Словесная игра «Будь внимателен»
Цель: развивать внимание, речь детей, приучать слышать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом заданной темы.
Ход игры:
Два игрока встают спиной друг к другу и боком ко всей группе. Водящий называет слова, связанные с железной дорогой (железнодорожные профессии, сигналы, названия поездов, правила на железной дороге). Один игрок хлопает в ладоши, когда называют профессии, второй - когда называют поезда. Водящий - ребенок или воспитатель.
Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают неверные и пропущенные ответы.
№ 12. Словесная игра “Назови слова-действия”.
Цель: закрепить знание детьми профессий людей на железной дороге, развивать речь, мышление, память.
Воспитатель читает стихотворение, дети слушают и называют слова, обозначающие действия.
1. Проводник.
С нами он в вагоне едет,
И в пути за всё в ответе,
Чай и свежее бельё
Пассажирам выдаёт.
Остановки объявляет,
В вагоне чисто подметает,
На колёсах жить привык,
Потому, что - Проводник. (едет, выдаёт, объявляет, подметает)
2. Диспетчер
Поезд стоит, делать нечего,
Но поступила команда диспетчера,
Он дирижёр для железных дорог,
Поезд отправит в назначенный срок.
Его задача развести друг с другом поезда,
Чтоб не столкнулись на пути
Составы никогда. (отправит, развести)
3. Пассажир
В кассе билет я заранее взял,
В точное время пришёл на вокзал,
К поезду вышел на длинный перрон,
Не перепутал, нашёл свой вагон.
Вещи на место в купе положил,
Сел у окна - я теперь пассажир. (взял, пришёл, нашёл, положил, сел)
4. Стрелочник
По рельсам ходят поезда,
Проложен прямо путь,
Но как же поездам тогда
Куда-то повернуть?
На помощь стрелочник придёт,
И рельсы разведёт - сведёт,
Чтобы состав направить,
Налево и направо. (придёт, разведёт, сведёт, направить).
Март
№ 13. Мини-беседы по ознакомлению с профессиями на железной дороге «Кто работает на железнодорожном транспорте?»
Цель: закрепить знания детей о профессиях людей на железной дороге. Воспитывать уважение к людям труда.
№ 14. Дидактическая игра «Путешествие по депо».
Цель: Закреплять знания детей о том, кто работает в депо и что там делают.
Набор сюжетных картинок.
Ход игры: Группа делится на две команды. Дети по сигналу отбирают только те картинки, которые соответствуют работе в депо.
Апрель
№ 15. Игра «Путешествие на станцию “Профессиональная”».
Цель: расширять и закреплять знания детей о работниках железнодорожного транспорта. Развивать память, речь.
На мольберте вывешиваются фотографии, иллюстрации, на которых запечатлены люди, разных профессий. Детям предлагается определить название железнодорожной профессии и рассказать о ней (предлагается алгоритм рассказа).
№ 16. Словесная игра «Где мы были, мы не скажем…».
Цель: Развивать находчивость, умение перевоплощаться.
Ход игры: Дети имитируют действия людей разных профессий железнодорожников так, чтобы окружающие узнали и назвали профессию.
Май
№ 17. Рассматривание книжек – малышек «Правила безопасного поведения на железной дороге».
Цель: профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта.
№ 18. Словесная игра «Не ошибись».
Цель: Развивать скорость мышления. Закреплять знания о содержании деятельности железнодорожников в разное время суток.
Ход игры: Дети стоят полукругом. Ведущий называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав его, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают железнодорожники в это время.
Подготовительная группа
Сентябрь
№ 1. Словесная игра «Было – будет».
Цель: Уточнять представления о прошлом, настоящем, будущем на железной дороге.
Ход игры: Дети стоят полукругом. Воспитатель бросает им мяч: “Было – паровоз, есть – электровоз, будет…”
Оборудование: Мяч.
№ 2. Моделирование ситуации «Железнодорожная связь».
Цель: познакомить детей с теми, кто обеспечивает связь на железной дороге. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь.
Ход игры: Дети рассказывают о наиболее характерных особенностях в железнодорожной связи: селектор, радио, рация.
Оборудование: микрофон
Октябрь
№ 3. Словесная игра «Данетка».
Цель: формировать у детей потребность усвоения правил безопасного поведения на железной дороге.
Мальчик Петя тоже учил правила поведения и всем говорит, что лучше всех знает эти правила. Давай те вместе разберемся, все ли правила выучил Петя и поможем ему разобраться в них: если Петя говорит правильно, мы вместе громко кричим — ДА и хлопаем в ладоши! А если Петя говорит неправильно, то громко кричим — НЕТ и топаем ногами! (дети встают со своих мест).
*** Петя правил много знает
И друзей им обучает!
Говорит он им: «Друзья,
На вокзал и в поезда можете идти одни без присмотра взрослых!!!»
— Правильный его совет? Дружно хором скажем — НЕТ!
На платформе белым цветом
Обозначена черта!
За нее не заступайте вы нигде и никогда!!
-Это правильно, друзья? — ДА!
Стало жарко вам в вагоне? Это не беда!
Руки с головой в окно
Высовывай всегда!
— Мы на этот на совет Пете громко скажем — НЕТ
На вагоне можно прыгать??? — НЕТ
Под вагонами играть??? — НЕТ
Можно на велосипеде поезд лихо обогнать??? — НЕТ
Все наш Петя перепутал
И всех нас чуть не запутал!!!
Твердо мы сказать должны
Делай, Петя, так как мы!
Будь всегда внимательным!
Правил свод не нарушай
Их помни обязательно!!!
— Верно все сказала я? Громко, громко скажем — ДА!!!!!
№ 4. Работа с плакатами (подг. 1,2 ) + раскраски.
Цель: пропаганда безопасности железнодорожного движения.
Ноябрь
№ 5. Словесная игра «Закончи предложение».
Цель: Учить понимать причинные связи. Упражнять в правильном подборе слов на железнодорожную тематику.
Ход игры: Воспитатель поднимает руку. Имитируя стрелку, предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка. «Я работаю машинистом, чтобы …»
№ 6. Комикс № 1 «Железный Макс».
Цель: пропаганда безопасности железнодорожного движения.
Декабрь
№ 7. Выставка рисунков «Я и железная дорога».
Цель: пропаганда безопасности железнодорожного движения; учить детей выражать свои впечатления и полученные знания в художественно-творческой деятельности.
№ 8. Словесная игра «Кто больше назовёт действий».
Цель: учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях., в т.ч. и на железной дороге.
Правило : называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.
Ход: Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.
Январь
№ 9. Настольная игра «Путешествие в страну безопасности» (см. приложение)
Цель: закрепить знания детей, пропаганда безопасности железнодорожного транспорта.
№ 10. Комикс №2 «Железный Макс».
Цель: пропаганда безопасности железнодорожного движения.
Февраль
№ 11. Решение проблемных ситуаций
Цель: прививать детям практические навыки ориентирования в опасной ситуации через информативно-поисковую деятельность.
- Иван Петрович торопился в кассу, купить билет на электричку. В это время прибыл поезд и перекрыл Иван Петровичу переход через пути. «Эх, - подумал Иван Петрович, - сейчас быстренько под вагоном перелезу!» И полез…
- Игорь шёл со школы. Он побыстрее хотел прийти домой и решил срезать путь: «Пойду по рельсам, так быстрее!» Посмотрел – поезда нет и спокойно пошёл, а чтоб не скучно было одел наушники, включил музыку по громче…
- Света ехала на велосипеде от бабушки домой. Её путь лежал через железнодорожный переезд. Света видела, как машины останавливаются перед переездом. «Но я ведь на велосипеде, - подумала Света, - я быстро проеду, зачем мне останавливаться?» - и поехала…
№ 12. Изготовление книжек – малышек «Правила поведения на железной дороге» (для детей старшей группы)
Цель: профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта
Март
№ 13. Моделирование ситуации «Как правильно переходить железнодорожные пути».
Цель: профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта, закрепление знаний детей о безопасном поведении на железнодорожном полотне.
№ 14. Комикс №3 «Железный Макс»
Цель: пропаганда безопасности железнодорожного движения.
Апрель
№ 15. Игра «Однажды на переезде». Найди 15 ошибок (см.приложение)
Цель: закрепление знаний детей, развивать внимание, наблюдательность.
№ 16. Настольная игра «Мы – спасатели».
Цель: закреплять представления об опасных ситуациях на железнодорожном транспорте, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением правильных действий.
Ход: выбор детьми карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации и последовательно их разложить.
Май
№ 17 – 18 - 19. Дидактическая игра “Подбери словечко”.
Цель: знакомство детей с основами социограмм профессий железной дороги; закрепить названия железнодорожных профессий; обогащать и активизировать словарь.
Материал: иллюстрации с изображением железнодорожников разных профессий; фишки.
Ход :
1 вариант игры. Воспитатель вывешивает на фланелеграф иллюстрацию с изображением, например, проводницы. Дети по очереди подбирают по одному слову к чертам характера, нужным для работы в этой должности. Дважды повторять нельзя, за это снижаются баллы. Фишку получает ребенок, который последний назвал слово, обозначающее нужную черту характера.
Например, проводница должна быть приветливая, гостеприимная, опрятная, ответственная, добрая, доброжелательная, аккуратная, веселая, улыбающаяся., спокойная и т.д.
В конце игры подсчитываются фишки и подводятся итоги.
2 вариант игры. Соревнование в парах.
Воспитатель вывешивает на фланелеграф иллюстрацию с изображением, например, машиниста. Выбирают двух играющих, которые по очереди подбирают слова к его характеру. Кто последний назовет слово, тот и победитель. Победитель соревнуется с другим партнером или получает фишку. Выбирается новая пара игроков. Иллюстрация меняется.
3 вариант игры. Каждый ребенок получает иллюстрацию с изображением одного из представителей железнодорожных профессий.
Дети по очереди встают, называют профессию и подбирают соответствующие слова к его характеру.
Например, кассир – ответственный, спокойный, внимательный, доброжелательный, приветливый и т.д.
Фишку получает каждый, кто подберет 8 и более слов.
Игра-тренинг для детей старшего дошкольного возраста “Переезд”
Цель: тренировать детей в безопасном поведении на железной дороге.
Ход: Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стульчиков, крупных модулей и т.п.) две пересекающиеся дорожки. По одной из них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться “паровозики”, по другой – “машины”.
Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Предложите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа – паровозики – освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального фона подберите соответствующее музыкальное сопровождение.
Затем предложите свой путь освоить другой подгруппе детей, изображающей машины. Они будут двигаться в обе стороны по другой дорожке. Следить, чтобы “машины” придерживались правой или левой стороны и не сталкивались друг с другом.
После того, как дети каждой подгруппы освоят свой маршрут, усложните игру и попросите “паровозики” и “машины” двигаться по пересекающимся дорожкам одновременно. Внимательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в которых дети уступали друг другу путь.
Остановив игру, вместе проанализируйте, почему “паровозики” и “машины” иногда сталкивались. Как этого избежать? Как организовать движение, чтобы им всем было удобно и безопасно? Выслушав ответы детей, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре.
Теперь продолжите игру, выбрав одного или двух детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая, таким образом, путь “машинам”. Обратите их внимание на то, что открытие шлагбаума связано с перерывами в движении поездов – “паровозиков”. В этом случае столкновение невозможно. Если это все-таки произойдет – проанализируйте вместе с детьми, кто из участников игры нарушил правила.
Вне занятия для лучшего усвоения нового материала используйте приемы пространственного моделирования.
При помощи строительного конструктора или мозаики предложите детям сделать дороги, переезд, перекресток. Это позволит создавать разные варианты и разыгрывать, например, движение поездов, машин, пешеходов. Можно в соответствующих ситуациях “открывать” и “закрывать” шлагбаум и т.д.
Правила поведения детей на железной дороге
— Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.
— Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!
— Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
— Не выходите из вагона до полной остановки поезда.
— Не играйте на платформах и путях!
— Не высовывайтесь из окон на ходу.
— Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.
— Не ходите на путях.
— На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.
— Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!
— Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
— Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.
Вывод: Железная дорога — удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах — ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!
Приближаясь к железной дороге — снимите наушники — в них можно не услышать сигналов поезда!
Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.
Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Игровая полянка".
Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Игровая полянка". Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции обр...
Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Игробус".
Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Игробус". Цель: 1. Совершенствовать зрительное, слуховое, кинестетическое вос...
Методическая разработка: "Совместная деятельность взрослого с детьми старшей группы по игровому стретчингу с использованием авторской сказки «Домик для паучка».
Данная методическая разработка представляет собой конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения стретчинга (растяжка) основаны на статичных растяжках мы...
Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей в I младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Разноцветные флажки»
Методическая разработка, составленная для проведения совместной деятельности взрослого и детей в I младшей группе. Направление деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тема: ...
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»
Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...
Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...
Планирование совместной деятельности взрослого с ребенком дошкольного возраста по обучению безопасному поведению на железной дороге ( 2 младшая - подготовительная группа)
Методическая разработка по формированию знаний о правилах поведения у детей дошкольного возраста на железной дороге и железнодорожном транспорте.Цель разработки: профилактика детского травматизма...