Формирование у дошкольников основ безопасности с помощью ИКТ
методическая разработка по обж

Чекмарева Татьяна Петровна

Для взрослых, находящихся рядом с ребёнком  нет важнее задачи, чем сохранить его жизнь и здоровье. А для этого надо не просто защищать и опекать его, необходимо научить  малыша правилам и нормам безопасного поведения в быту, социуме, природе и сформировать  навыки адекватного поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

     В своей работе с детьми по формированию у них основ безопасности, наряду с традиционными формами,  я использую широкие возможности информационно – коммуникационных технологий, которые постаралась раскрыть  в данной методической разработке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Формирование у дошкольников основ безопасности с помощью ИКТ

       

      Для взрослых, находящихся рядом с ребёнком  нет важнее задачи, чем сохранить его жизнь и здоровье. А для этого надо не просто защищать и опекать его, необходимо научить  малыша правилам и нормам безопасного поведения в быту, социуме, природе и сформировать  навыки адекватного поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

     В своей работе с детьми по формированию у них основ безопасности, наряду с традиционными формами,  я использую широкие возможности информационно – коммуникационных технологий. И это реалии жизни.

СЛАЙД 2 Сегодня всё больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в ДОУ.

СЛАЙД 3 Информационно - коммуникационные технологи широко интегрированы и во все процессы ДОУ наряду со многими другими видами деятельности.

        В  работе с детьми применяются не только компьютеры, но и  аудио-, видеоаппаратура и мультимедийное оборудование.

       Для создания мультимедийных презентаций, видеосюжетов, показа опасных ситуаций, картинок, показа образца действий в опасных ситуациях и т.д.   используются  программы Microsoft Word, Microsoft Power Point, Windows Media и Интернет- ресурсы.       

СЛАЙД 4  Мероприятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения

      В образовательной области "Безопасность" при помощи ИКТ педагоги решают проблему дефицита подвижной наглядности, анализируют взаимоотношения персонажей, принимают решения и обсуждают ситуации, демонстрируемые с помощью различных компьютерных продуктов.

СЛАЙД 5 Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал занятия должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания

       Применение компьютерной техники при ознакомлении с окружающим миром, таящим различные опасности, как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.    

           Мы педагоги используем   ИКТ, создавая собственные электронные продукты.  Чаще всего это презентации.

СЛАЙД 6 Использование мультимедийных  презентаций или слайд-шоу, помогает  детям визуально представить ту или иную чрезвычайную ситуацию, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные ситуации.  

      Так простое повторение информации о безопасности в доме будет гораздо более эффективным при применении презентации. Например, если предлагаемые детям правила и инструкции поведения будут изложены в стихах, и к тому же, если они будут представлены в забавных ярких картинках, демонстрирующих ошибки других детей, которые при просмотре презентации можно обсудить всем вместе, то эта информация еще надежнее отложится в памяти детей.

        Популярными являются компьютерные игры.  Известно, что нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только тогда, когда знакомство с ними происходит в ходе активной деятельности ребёнка. Самая же естественная и востребованная для него   деятельность   это  игра. Сейчас хороших результатов добивается  тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить его действия на самостоятельное освоение знаний. Моделирование  в ходе игры возможных опасных ситуаций на экране монитора и выстраивание алгоритма для выхода из них, на мой взгляд, предоставляет большие возможности для проявления самостоятельности дошкольником. Это и эффективный метод усвоения детьми правил безопасности.

 СЛАЙД 7   Электронные дидактические игры помогают развивать  способность управлять событиями, планировать правильный способ осуществления чего-либо в изменяющейся обстановке, играют важную роль в освоении правил безопасного поведения. Примером управления событиями, происходящими на экране, является простая игра по  определению алгоритма действий при переходе через дорогу.

       Практически во всех играх есть свои герои, попавшие в ту или иную опасную  ситуацию,  которым  нужно  помочь.  Смоделированная  на экране монитора   ситуация требует от дошкольника активизации имеющихся знаний и принятия правильного решения, что, несомненно, способствует развитию у него волевых качеств, таких как самостоятельность, собранность, решимость.

СЛАЙД 8 Конструирование и моделирование с использованием материалов электронного ресурса  позволяет формировать также экологическое сознание и ценностное отношение к миру. Каждый ребенок может самостоятельно создать свой макет знака (разрешающего, запрещающего, предупреждающего) и в дальнейшем использовать его в познавательной игре.

СЛАЙД 9 Посредством  детской забавы - разгадывания загадок, например,  по ПДД на сайте «Мама может всё!»  - развивается интерес к познавательной деятельности, развивается логическое  и ассоциативное мышление и, что нас в данном случае интересует больше всего, формируются основы безопасного поведения на дороге.

СЛАЙД 10 Ещё более эффективным методом является привлечение детей к составлению загадок. Например, при знакомстве с опасными  для человека пресмыкающимися.

СЛАЙД 11 Качественные, хорошо озвученные, яркие flash-приложения привлекут внимание даже самых неусидчивых детей и будут способствовать формированию элементарных знаний о правилах поведения на улице

СЛАЙД 12 Благодаря подобного вида приложениям дети имеют возможность познакомиться, например, со специальным транспортом (машиной скорой помощи, полиции, пожарных, МЧС), узнать о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека.

СЛАЙД 13 А с помощью flash-раскрасок дошкольники закрепляют знания о внешнем виде специальных машин, их цвете и внешних опознавательных знаках.

СЛАЙД 14 Интернет - презентации с диагностическими заданиями могут быть использованы для проведения педагогами мониторинга  уровня знаний  по основам  безопасности у детей.  Для ребенка это будет интересной игрой.

СЛАЙД 15 Также дошкольники могут поучаствовать в викторинах, созданных с помощью цифровых технологий. Что способствует эффективному закреплению их знаний по основам безопасности.

СЛАЙД 16 Обучающие анимационные фильмы, которые демонстрируют не только правила безопасности жизнедеятельности, но и примеры «неправильного» поведения очень полезны и любимы детьми.

СЛАЙД 17  Просмотр детьми  обучающих  мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» – «Уроки осторожности», «Смешарики» - «Азбука безопасности», студии «Лукоморье Пикчерз» - «Азбука Безопасности» и последующий их анализ усиливают эффективность образовательной деятельности.

         Добрая тетушка Сова вместе с домовёнком Непослухой рассказывают об основных правилах осторожности при встрече с незнакомцем или бродячими животными, опасностях подземелья и высоты.

          Вместе со Смешариками малыши знакомятся с основными действиями в сложных ситуациях: как не замерзнуть в холод, как вести себя в общественном транспорте, что делать, если оказался за бортом. Много эпизодов посвящены правилам поведения на дорогах.

Мультфильмы позволяют приобщить ребенка к сопереживанию и помощи героям, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

          Для достижения максимальной пользы от применения ИКТ требуется участие взрослых. Вместе с родителями мы осуществляем поиск и отбор игр и других электронных средств,  которые дети могут использовать, в том числе и на домашних компьютерах под присмотром взрослых.

СЛАЙД 18  Хорошо сконструированные цифровые образовательные ресурсы стимулируют творчество детей, предоставляя широкие возможности для их самовыражения.        

 СЛАЙД  19  Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

доклад «Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»

В докладе раскрыта актуальность, основные понятия ОБЖ как предмета в дошкольном образовании и выстроена "историческая лента" развития и становления ОБЖ....

формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий

формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий...

Материалы из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасности

Я работаю над проблемой формирования у дошкольников основ безопасности с помощью различных форм и методов работы....

Педсовет. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну линию, рассчит...

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасности поведения в быту.

Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...