Конспект организованной образовательной деятельности «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Цель: Воспитывать у детей дошкольного возраста осознанное отношение к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей появления огня.
• Закрепить знания об огне как источнике жизни, тепла, источнике опасности.
• Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожара.
• Познакомить со средствами пожаротушения.
• Учить набирать номер 01 на телефоне и разговаривать с дежурным пожарной части (четко знать и называть свой адрес).
Развивающие:
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам; элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.
• Развивать внимание, память и речь детей.
• Развивать быстроту реакции, ловкость и сообразительность.
Воспитательные:
• Проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувство уверенности в своих силах, культуру поведения в быту.
• Прививать чувство ответственности.
• Воспитывать осторожность при обращении с огнем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogon_-_drug_ogon-vrag.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
«Огонь – наш друг, огонь – наш враг!»
для детей 5-6 лет
Цель: Воспитывать у детей дошкольного возраста осознанное отношение к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей появления огня.
• Закрепить знания об огне как источнике жизни, тепла, источнике опасности.
• Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожара.
• Познакомить со средствами пожаротушения.
• Учить набирать номер 01 на телефоне и разговаривать с дежурным пожарной части (четко знать и называть свой адрес).
Развивающие:
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам; элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.
• Развивать внимание, память и речь детей.
• Развивать быстроту реакции, ловкость и сообразительность.
Воспитательные:
• Проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувство уверенности в своих силах, культуру поведения в быту.
• Прививать чувство ответственности.
• Воспитывать осторожность при обращении с огнем.
Предварительная работа: Чтение С. Маршак «Пожар», К. Чуковский «Путаница», дидактическая игра «Угадай профессию», беседа «Спички детям не игрушка», рассматривание иллюстраций о пожаре, рисование пожарной машины, загадки.
Оборудование: иллюстрации «Мамонты»,»Пещерные люди», дощечка и палочка деревянная, два кремниевых камня, карточки с изображение различных действий огня, картинки с изображением печи, утюга, газовой плиты, бенгальского огня, свечи, спичек; дуга, тоннель, телефон; материалы и оборудование для опытов; памятки
Ход занятия
Воспитатель (читает загадку)
Красный язык дремать не привык.
Раз-два, слизал все дрова. (огонь)
-Что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Это- огонь. Сегодня мы с вами поговорим об огне.
Это было много веков назад, когда по Земле ходили огромные лохматые животные – мамонты. А древние люди находили пещеры и селились в них. В пещерах было сыро, холодно и поэтому все грелись в шкурах разных животных.
Но вот однажды во время сильной грозы запылало дерево, под которым спал мамонт. Горящие ветки упали на шкуру, и мамонт побежал, спасаясь от огня. Там где он пробегал, горели деревья.
Мамонт бегал долго и кричал от боли, потом он увидел реку и нырнул. Пламя исчезло.
Люди видели, как всё загорелось. Им было страшно, но чуть ближе к огню и тепло согревало. Люди поняли, если взять веточек, немного шерсти - будет огонь, который согреет. Но его нужно было поддерживать, ведь человек не мог еще сам разжигать костра, в этом ему помогала природа.
Потом люди научились добывать огонь с помощью ударов камень о камень (показ ударов камень о камень) или трением деревянной палочки (показ). Палочка нагревалась, появлялась искра, от которой разжигали костер. Позднее люди заметили, что огонь нагревает камни,и стали ими обкладывать костер. Камни нагревались и ночью отдавали тепло. В более поздние времена люди научились класть печи, где разводили огонь. С помощью огня люди не только согревались, но и готовили себе пищу. С тех пор он верно служит человеку.
Без огня нам не обойтись: он согревает, кормит нас. Но когда забывают об осторожностиобращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Выходя из повиновения он не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. Пожары могут возникать по нашей вине, или по вине соседа, или по причине природной стихии (молнии, землетрясение, неисправности электросети.
Наши ребята знают пословицы об огне: «Огонь не вода, охватит - не выплывешь», «Не шути с огнем- обожжешься», «Топор рубит, а огонь с корнем спалит».
Давайте поиграем с вами в игру «Огонь – друг, огонь- враг».
Каждому из вас я дам карточку с изображением различных действий огня. На двух мольбертах нарисованы веселый и грустный человечки. Веселый – это огонь-друг. Грустный – это огонь-враг. Ваша задача правильно разложить карточки: где огонь нам помогает – он друг. Там где вредит – враг. (дети объясняют почему они именно так положили карточку)
Игра «Огонь – друг, огонь- враг»
Воспитатель: Как вы думаете, почему возникают пожары?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, очень часто пожары возникают по вине людей.
Вот и у нас с вами разгорелся огонь. Чтобы его потушить, надо отгадать загадки. По мере их отгадывания костер будет затухать. Итак, начнем…
1. Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь)
-Ребята, какая беда может произойти, если в печи огонь, а печная дверца открыта?
-Какое правило пожарной безопасности в этой ситуации вы знаете?
(Ответы детей)
-Детям без взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу.
-Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.
2. То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь-горе!
Продырявит море!
(Утюг)
-Какой от утюга может быть вред?
-А какой совет здесь необходим?
Ответы детей.
-Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают.
3 .Четыре синих солнца у бабушки на кухне,
Четыре синих солнца горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины,
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
-Что ни в коем случае нельзя делать над плитой?
-Какое правило вы знаете?
Ответы детей.
-Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
4. Я красивый новогодний огонек,
Но бываю иногда я и жесток,
Если правила игры со мной не знать,
Могут люди пострадать.
(Бенгальский огонь)
-Какие правила безопасности нужно знать, когда пользуешься бенгальскими огнями?
Ответы детей.
-Нельзя зажигать бенгальские огни вблизи легковоспламеняющихся предметов. Зажигайте их только на улице и только со взрослыми!
5. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет - я посвечу.
(Свеча)
-Можно ли детям зажигать свечи? Чем она опасна?
-Какой полезный совет вы подскажите сейчас?
Ответы детей.
-А мы всех предупреждали,
Чтоб свечей без взрослых не зажигали.
6. Спят смирно дочки
В фанерном домочке.
У сонь, у тихонь
В головках огонь. (спички)
-Какой вред может принести даже одна спичка?
-Какое важное правило пожарной безопасности необходимо знать всем ребятам?
Ответы детей.
-Запомнить мы должны!
Спички детям не нужны!
Воспитатель: Молодцы, вы все знаете правила безопасности при обращении с огнем. Давайте я вам еще раз их напомню.
- Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!
- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
- Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
-Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
Если ребята мы будем соблюдать эти правила то с нами некогда не случится беды.
Воспитатель:
-А что же делать, если пожар все же произошел?
- Кому вы можете сообщить о пожаре?
-А если в квартире много дыма?
Ответы детей.
Воспитатель:
• Нужно сразу же позвонить в пожарную часть по номеру 01, назвать что горит, свой адрес.
• Немедленно покинуть помещение, где возник огонь и закрыть за собой дверь.
• Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма. Если проник дым, смочить водой одежду, тряпку, полотенце, а рот и нос прикрыть мокрой тканью и дышать через нее.
• Не прятаться под кровать, диван, стол- может загореться мебель, а во-вторых, спасатели не найдут вас в дыму.
• Звать на помощь.
• Когда приедут пожарные – слушаться их и не бояться.
А сейчас мы с вами поиграем.
Эстафета «Вызываем пожарных»
• перешагнуть дугу.
• пролезть в тоннель
• набрать на телефоне 01, назвать свой адрес, сказать что горит.
• вернуться.
Воспитатель: Молодцы! Вы все справились. Приглашаю вас в лабораторию «Любознайка»
Опыт № 1. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».
Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании(можно обжечься).
Опыт№2. «Чем можно потушить огонь?»
Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.
Материалы и оборудование: три свечки, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель предлагает одному ребенку добавить в стакан с водой краску, а другому - добавить в колбу с водой сахар.
Воспитатель поджигает свечи. Первую он заливает водой (из стакана или колбы, вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет, Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а так же песок (землю) и плотную ткань.
Опыт №3. «Огонь дышит».
Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня.
Материалы и оборудование: две свечи, спички, пустая банка.
Ход опыта.
Воспитатель зажигает две свечи. Одну накроем банкой. Пламя быстро погасло. Почему?
Вывод. В банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня, а если от этого газа гаснет огонь, значит, его можно использовать для тушения пожара.
Опыт№4. «Пожары загрязняют воздух».
Цель: показать наглядно, как огонь загрязняет предметы (копоть).
Материалы и оборудование: свеча, стекло, фарфоровая чашечка, таз с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель зажигает свечу, держит над пламенем (на расстоянии №-4 см) стекло, затем фарфоровую чашечку, Эти материалы, которые не расплавятся, не загорятся и нагреются быстро. Через некоторое время на них будет видно почернение (покрылись копотью). Воспитатель предлагает детям (когда материалы остынут) коснуться пальчиками почернения и убедиться, что оно пачкается.
Вывод. Опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.
Воспитатель: Наша работа в лаборатории закончена.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что важного вы для себя узнали? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Примите на память вот эти памятки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Огонь-наш друг и враг"
Конпсект занятия предназначен для воспитателей подготовительных к школе групп по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...
Конспект НОД на тему "Огонь мой друг, огонь мой враг"
Целью является знакомство детей с историей появления огня; закрепить знания о поведении в опасных ситуациях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"
Воспитывать у детей осторожность в обращении с огнём....
Конспект Нод по безопасности "Огонь - наш друг, огонь наш враг" (с элементами экспериментирования).
quot;Огонь - наш друг, огонь наш враг"...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Огонь друг или враг»
Расширять представления детей о причинах, ведущих к возникновению пожара, закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь - мой друг, огонь- мой враг"
Занятие - тренинг по ОБЖ в старшей группе детского сада....
Конспект ОД по безопасности: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг»
laquo;Огонь – наш друг, огонь – наш враг»...