ООД по основам безопасности собственной жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Лёд - это опасно!"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Представленная деятельность направлена на расширение у детей  представления о  причинах несчастных случаев на воде, о правилах безопасного поведения на льду.                          

                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_lyod_-_eto_opasno.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  по основам безопасности собственной жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста.

 «Лёд – это опасно!»

                                                  Жигулова Елена Викторовна        

                                                       МБДОУ – детский сад № 27 «Сказка»

                                                       Муниципального образования

                                                        г.Саяногорск.

Цель: Создание условий для         формирование у детей представления о правилах безопасного поведения на воде в холодное время года.

Задачи:         

1. Расширять представления о  причинах несчастных случаев на воде, о правилах безопасного поведения на льду.                        

                2.  Учить способам самоспасения.

                3. Развивать способность помогать и сочувствовать людям, терпящим бедствие на льду.

                3.   Воспитывать осторожность и аккуратность при возникновении экстремальных ситуаций.

Методические приёмы:   С/игры; Практические действия.

Средства обучения:

Наглядные: Физическая карта полушарий Земли, изображения водолаза, аквалангиста, спсательных кругов, спасательных жилетов, водных аттракционов, карточки с  правилами безопасного поведения на воде.

Ход занятия

1. Оргмомент:         

Игровой приём «Отгадай загадку»

Она бежит, струится,

 На солнце серебрится.

 Склонились молчаливо

 Над ней густые ивы. (Река.)

Он слегка затянут ряской,

 Струйки не бегут.

 Заколдован, будто в сказке,

 Старый, тихий … (пруд).

Мы летим вперед, вперед.

 Режем гладкий, ровный лед. (Коньки.)

Мы с горы несемся сами,

 В гору же нас тянет Ваня. (Сани.)

2. Беседа «Безопасность на природе»

        Педагог: - Вспомните тему нашего прошлого занятия. («Безопасность на воде»)

         - Объясните, что значит «на воде»? Где это? (На реке, озере, море и т.д.)

         - Какие ближайшие к нашему д\с водоёмы вы знаете? (река Енисей).

        - Что такое экстремальная ситуация в природе? (Жара, мороз, снегопад, ливень,         наводнение, землетрясение и т.д.)

         - Человек должен быть внимателен к изменениям в природе, в окружающем мире, принимать меры для охраны своего здоровья.

 - Ребята, не только природные явления бывают опасны человеку. Сам человек порой ведёт себя с природой так, что угрожает и ей, и своему здоровью тоже.

-  Берега и русла практически всех водоёмов, связанных с заливом, сильно загрязнены твёрдыми бытовыми и промышленными отходами и несут в себе сточные воды.

 - Купание в такой воде может вызвать серьёзные кожные заболевания. Пить эту воду без специальной обработки нельзя.

-  Но, к счастью, у нас есть ещё места, где человек может безбоязненно купаться и отдыхать, если будет выполнять правила безопасного поведения, о которых мы говорили на прошлом занятии

У большой и глубокой реки

 Жили-были одни чудаки.

 Был у них непослушный характер!

 Выплывали они на фарватер,

 В незнакомых ныряли местах,

 На непрочных катались плотах.

 И дырявую лодку качали,

 И не знали тревог и печали.

 А однажды, во вторник, как раз,

 Разноцветный надули матрац

 И поплыли на нём за буйки…

 Больше нет чудаков у реки…

         -Как вы поняли, что же случилось с чудаками?

         - Какие правила они нарушили?

        - Какие вы знаете правила поведения на воде?

         - Мы повторили правила поведения на воде, но и зимой водоёмы

         таят опасность.

         - Как вы думаете, какую? (Можно провалиться под лёд.)

         - Что происходит с поверхностью водоёмов с понижением

         температуры воздуха ниже 0 градусов?

          - Сегодня мы поговорим о правилах безопасного поведения на льду.

3. Рассказ педагога «Прочность льда»

         - Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.

         - Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.

         - Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.

         - Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!  (На доске вывешены карточки.)

  • Толстый, прочный лёд имеет синеватый или

зеленоватый оттенки.

  • Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый

или желтоватый оттенки.

Наиболее опасные места:

 - Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?  (Сначала выслушать несколько предположений детей, а затем педагог дополняет ответы детей)

         1. Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в

 него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

         2. Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.

         3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.

         4. Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.

         5. Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.

         - Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?

         - Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!

Правила передвижения по льду.

 1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.

         - Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)

 2. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.

 3. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.

         -На что это похоже?

4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах.

        – Почему? (Давление на лёд меньше.)

         А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

5. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.

 4. Практическая деятельность «Способы самоспасения».

 ( Делается «полынья». У педагога на руке надета  перчаточная игрушка – мальчик.)

         -Смотрите, наш мальчик был неосторожен. Что ему теперь делать?

Способы самоспасения:

  • Нельзя поддаваться панике.

  • Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.

  • Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.

  • Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.

Правила оказания помощи провалившемуся под лёд.

         (У педагога на руке надета перчаточная игрушка – мальчик  для театрализованного         показа.)

  • Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на помощь.

  • Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.

  • Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится и вы тоже окажетесь в воде!  Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.

  • Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.

  • Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.

  • Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.

  • Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.

  5. Итог занятия: - Сегодня,  на занятии мы говорили о правилах поведения о правилах безопасного поведения на льду.

Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:

  • наметены сугробы;
  • растут кусты;
  • трава вмерзла в лед;
  • бьют ключи;
  • быстрое течение;
  • в реку впадает ручей;
  • в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Цель:  формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие колобка.

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму....

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.Составила воспитательМДОУ ЦРР детский сад №15 «Орленок»Салова Екатерин...

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Азбука Безопасности"

Цель программы:  формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Здесь представлена презентация на тему "Основы безопасности собственной жизнедеятельности"....

Программа по самообразованию.: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

1.Ф.И.О. педагога-Синельникова Ирина Радионовна, воспитатель разновозрастной «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»группы ком...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (выступление на Педагогическом совете)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...