ООД по основам безопасности собственной жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Лёд - это опасно!"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Представленная деятельность направлена на расширение у детей  представления о  причинах несчастных случаев на воде, о правилах безопасного поведения на льду.                          

                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_lyod_-_eto_opasno.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  по основам безопасности собственной жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста.

 «Лёд – это опасно!»

                                                  Жигулова Елена Викторовна        

                                                       МБДОУ – детский сад № 27 «Сказка»

                                                       Муниципального образования

                                                        г.Саяногорск.

Цель: Создание условий для         формирование у детей представления о правилах безопасного поведения на воде в холодное время года.

Задачи:         

1. Расширять представления о  причинах несчастных случаев на воде, о правилах безопасного поведения на льду.                        

                2.  Учить способам самоспасения.

                3. Развивать способность помогать и сочувствовать людям, терпящим бедствие на льду.

                3.   Воспитывать осторожность и аккуратность при возникновении экстремальных ситуаций.

Методические приёмы:   С/игры; Практические действия.

Средства обучения:

Наглядные: Физическая карта полушарий Земли, изображения водолаза, аквалангиста, спсательных кругов, спасательных жилетов, водных аттракционов, карточки с  правилами безопасного поведения на воде.

Ход занятия

1. Оргмомент:         

Игровой приём «Отгадай загадку»

Она бежит, струится,

 На солнце серебрится.

 Склонились молчаливо

 Над ней густые ивы. (Река.)

Он слегка затянут ряской,

 Струйки не бегут.

 Заколдован, будто в сказке,

 Старый, тихий … (пруд).

Мы летим вперед, вперед.

 Режем гладкий, ровный лед. (Коньки.)

Мы с горы несемся сами,

 В гору же нас тянет Ваня. (Сани.)

2. Беседа «Безопасность на природе»

        Педагог: - Вспомните тему нашего прошлого занятия. («Безопасность на воде»)

         - Объясните, что значит «на воде»? Где это? (На реке, озере, море и т.д.)

         - Какие ближайшие к нашему д\с водоёмы вы знаете? (река Енисей).

        - Что такое экстремальная ситуация в природе? (Жара, мороз, снегопад, ливень,         наводнение, землетрясение и т.д.)

         - Человек должен быть внимателен к изменениям в природе, в окружающем мире, принимать меры для охраны своего здоровья.

 - Ребята, не только природные явления бывают опасны человеку. Сам человек порой ведёт себя с природой так, что угрожает и ей, и своему здоровью тоже.

-  Берега и русла практически всех водоёмов, связанных с заливом, сильно загрязнены твёрдыми бытовыми и промышленными отходами и несут в себе сточные воды.

 - Купание в такой воде может вызвать серьёзные кожные заболевания. Пить эту воду без специальной обработки нельзя.

-  Но, к счастью, у нас есть ещё места, где человек может безбоязненно купаться и отдыхать, если будет выполнять правила безопасного поведения, о которых мы говорили на прошлом занятии

У большой и глубокой реки

 Жили-были одни чудаки.

 Был у них непослушный характер!

 Выплывали они на фарватер,

 В незнакомых ныряли местах,

 На непрочных катались плотах.

 И дырявую лодку качали,

 И не знали тревог и печали.

 А однажды, во вторник, как раз,

 Разноцветный надули матрац

 И поплыли на нём за буйки…

 Больше нет чудаков у реки…

         -Как вы поняли, что же случилось с чудаками?

         - Какие правила они нарушили?

        - Какие вы знаете правила поведения на воде?

         - Мы повторили правила поведения на воде, но и зимой водоёмы

         таят опасность.

         - Как вы думаете, какую? (Можно провалиться под лёд.)

         - Что происходит с поверхностью водоёмов с понижением

         температуры воздуха ниже 0 градусов?

          - Сегодня мы поговорим о правилах безопасного поведения на льду.

3. Рассказ педагога «Прочность льда»

         - Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.

         - Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.

         - Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.

         - Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!  (На доске вывешены карточки.)

  • Толстый, прочный лёд имеет синеватый или

зеленоватый оттенки.

  • Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый

или желтоватый оттенки.

Наиболее опасные места:

 - Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?  (Сначала выслушать несколько предположений детей, а затем педагог дополняет ответы детей)

         1. Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в

 него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

         2. Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.

         3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.

         4. Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.

         5. Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.

         - Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?

         - Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!

Правила передвижения по льду.

 1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.

         - Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)

 2. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.

 3. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.

         -На что это похоже?

4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах.

        – Почему? (Давление на лёд меньше.)

         А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

5. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.

 4. Практическая деятельность «Способы самоспасения».

 ( Делается «полынья». У педагога на руке надета  перчаточная игрушка – мальчик.)

         -Смотрите, наш мальчик был неосторожен. Что ему теперь делать?

Способы самоспасения:

  • Нельзя поддаваться панике.

  • Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.

  • Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.

  • Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.

Правила оказания помощи провалившемуся под лёд.

         (У педагога на руке надета перчаточная игрушка – мальчик  для театрализованного         показа.)

  • Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на помощь.

  • Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.

  • Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится и вы тоже окажетесь в воде!  Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.

  • Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.

  • Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.

  • Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.

  • Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.

  5. Итог занятия: - Сегодня,  на занятии мы говорили о правилах поведения о правилах безопасного поведения на льду.

Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:

  • наметены сугробы;
  • растут кусты;
  • трава вмерзла в лед;
  • бьют ключи;
  • быстрое течение;
  • в реку впадает ручей;
  • в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Цель:  формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.Составила воспитательМДОУ ЦРР детский сад №15 «Орленок»Салова Екатерин...

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Азбука Безопасности"

Цель программы:  формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Здесь представлена презентация на тему "Основы безопасности собственной жизнедеятельности"....

Программа по самообразованию.: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

1.Ф.И.О. педагога-Синельникова Ирина Радионовна, воспитатель разновозрастной «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»группы ком...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (выступление на Педагогическом совете)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Отчет по самообразованию в старшей группе. Тема: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

 Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несо...