ООД по основам безопасности собственной жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Лёд - это опасно!"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Представленная деятельность направлена на расширение у детей представления о причинах несчастных случаев на воде, о правилах безопасного поведения на льду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста.
«Лёд – это опасно!»
Жигулова Елена Викторовна
МБДОУ – детский сад № 27 «Сказка»
Муниципального образования
г.Саяногорск.
Цель: Создание условий для формирование у детей представления о правилах безопасного поведения на воде в холодное время года.
Задачи:
1. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, о правилах безопасного поведения на льду.
2. Учить способам самоспасения.
3. Развивать способность помогать и сочувствовать людям, терпящим бедствие на льду.
3. Воспитывать осторожность и аккуратность при возникновении экстремальных ситуаций.
Методические приёмы: С/игры; Практические действия.
Средства обучения:
Наглядные: Физическая карта полушарий Земли, изображения водолаза, аквалангиста, спсательных кругов, спасательных жилетов, водных аттракционов, карточки с правилами безопасного поведения на воде.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Игровой приём «Отгадай загадку»
Она бежит, струится,
На солнце серебрится.
Склонились молчаливо
Над ней густые ивы. (Река.)
Он слегка затянут ряской,
Струйки не бегут.
Заколдован, будто в сказке,
Старый, тихий … (пруд).
Мы летим вперед, вперед.
Режем гладкий, ровный лед. (Коньки.)
Мы с горы несемся сами,
В гору же нас тянет Ваня. (Сани.)
2. Беседа «Безопасность на природе»
Педагог: - Вспомните тему нашего прошлого занятия. («Безопасность на воде»)
- Объясните, что значит «на воде»? Где это? (На реке, озере, море и т.д.)
- Какие ближайшие к нашему д\с водоёмы вы знаете? (река Енисей).
- Что такое экстремальная ситуация в природе? (Жара, мороз, снегопад, ливень, наводнение, землетрясение и т.д.)
- Человек должен быть внимателен к изменениям в природе, в окружающем мире, принимать меры для охраны своего здоровья.
- Ребята, не только природные явления бывают опасны человеку. Сам человек порой ведёт себя с природой так, что угрожает и ей, и своему здоровью тоже.
- Берега и русла практически всех водоёмов, связанных с заливом, сильно загрязнены твёрдыми бытовыми и промышленными отходами и несут в себе сточные воды.
- Купание в такой воде может вызвать серьёзные кожные заболевания. Пить эту воду без специальной обработки нельзя.
- Но, к счастью, у нас есть ещё места, где человек может безбоязненно купаться и отдыхать, если будет выполнять правила безопасного поведения, о которых мы говорили на прошлом занятии
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер!
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах.
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник, как раз,
Разноцветный надули матрац
И поплыли на нём за буйки…
Больше нет чудаков у реки…
-Как вы поняли, что же случилось с чудаками?
- Какие правила они нарушили?
- Какие вы знаете правила поведения на воде?
- Мы повторили правила поведения на воде, но и зимой водоёмы
таят опасность.
- Как вы думаете, какую? (Можно провалиться под лёд.)
- Что происходит с поверхностью водоёмов с понижением
температуры воздуха ниже 0 градусов?
- Сегодня мы поговорим о правилах безопасного поведения на льду.
3. Рассказ педагога «Прочность льда»
- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.
- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.
- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки! (На доске вывешены карточки.)
- Толстый, прочный лёд имеет синеватый или
зеленоватый оттенки.
- Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый
или желтоватый оттенки.
Наиболее опасные места:
- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему? (Сначала выслушать несколько предположений детей, а затем педагог дополняет ответы детей)
1. Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в
него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
2. Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.
3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
4. Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
5. Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?
- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!
Правила передвижения по льду.
1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
- Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)
2. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
3. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
-На что это похоже?
4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах.
– Почему? (Давление на лёд меньше.)
А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
5. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
4. Практическая деятельность «Способы самоспасения».
( Делается «полынья». У педагога на руке надета перчаточная игрушка – мальчик.)
-Смотрите, наш мальчик был неосторожен. Что ему теперь делать?
Способы самоспасения:
- Нельзя поддаваться панике.
- Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
- Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.
- Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.
Правила оказания помощи провалившемуся под лёд.
(У педагога на руке надета перчаточная игрушка – мальчик для театрализованного показа.)
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.
- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится и вы тоже окажетесь в воде! Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
5. Итог занятия: - Сегодня, на занятии мы говорили о правилах поведения о правилах безопасного поведения на льду.
Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:
- наметены сугробы;
- растут кусты;
- трава вмерзла в лед;
- бьют ключи;
- быстрое течение;
- в реку впадает ручей;
- в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.Составила воспитательМДОУ ЦРР детский сад №15 «Орленок»Салова Екатерин...

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Азбука Безопасности"
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....
Основы безопасности собственной жизнедеятельности
Здесь представлена презентация на тему "Основы безопасности собственной жизнедеятельности"....

Программа по самообразованию.: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».
1.Ф.И.О. педагога-Синельникова Ирина Радионовна, воспитатель разновозрастной «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»группы ком...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (выступление на Педагогическом совете)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Отчет по самообразованию в старшей группе. Тема: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несо...