Отчет по самообразованию в старшей группе. Тема: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Шингина Юлия Александровна

   Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

Тема:

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

   Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей основам безопасности собственной жизнедеятельности. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

     Цель работы: 

формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения на дороге, в транспорте, дома и на улице.

     Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путем изучения различной литературы и информации.

- Повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;

- Организовать обогащение развивающей предметно-пространственной среды (дополнить  в группе уголок безопасности: картотека игр, иллюстрации по теме)

- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.

Для реализации поставленных задач использовала следующие методы организации: игры; занятия; беседы; дидактические игры; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; развлечения; решение ситуаций.

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, конструирование, изобразительная деятельность.

    Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами  безопасности я начала с обеспечения материально-технической базы: Материально-техническая база соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется «Уголок безопасности», в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Все занятия и виды деятельности подразделены на блоки:

  • «Профилактика ДТП»;
  • «Пожарная безопасность»;
  • «ГО и ЧС»;
  • «Здоровье».

        В блоке ПДД

          Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Для этого мы беседовали с детьми на такие темы как «Безопасная улица», «Профессия водитель», «Правила пешехода», «Путешествие на общественном транспорте», «Опасный перекрёсток».

Наиболее эффективной формой является игра-занятие «Переходим проезжую часть улицы», «Безопасные места для игр», «Где можно кататься на велосипеде?». наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. На занятии "Путешествие по улице города", где дети разыгрывали различные дорожные ситуации, дети проявили себя как творческие натуры, дети использовали свои знания в повседневной жизни, в играх и общении друг с другом.

        Блок пожарная безопасность

        Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, в детском саду проводили тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривали картинки специального пожарного снаряжения, пожарной машины, изучали историю пожарных, читали художественную литературу: «Мы – пожарные», разгадывали загадки. Детям очень нравилось играть в различные игры «Потуши пожар», сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные», дидактическая игра «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», разыгрывали различные ситуации («Пожар в квартире», «Я обжегся», «Пожароопасные предметы»).

       Блок ГО

        Я знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций. Благодаря дидактической игре «Опасная ситуация» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается. Проводила беседы: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми    людьми    дома»,    «Ребенок    и    его    старшие    приятели», «Использование и хранение опасных предметов», «Не играй с веревкой», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»,. Особенно интересно и поучительно для детей проходили просмотры видеофильма «Уроки осторожной тетушки Совы». Практические занятия «Учимся правильно вырезать», Старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

        Во время ситуативной беседы «Когда ты один дома» обсуждали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка ситуации «Внешность человека может быть обманчива» помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого.

        Детям очень понравилось на занятии «Взаимосвязь и взаимодействие в природе», мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и

изготовили запрещающие знаки. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. Закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. На занятии «Кошки и собаки – наши друзья», учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

          Блок Здоровье

Дети в этом блоке получали элементарное представление о строение тела человека. В ходе занятий: «Здоровье и болезнь», «Как устроено   тело   человека»,   «Микробы   и   вирусы»,   «Личная   гигиена», «Витамины и полезные продукты» дети поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения: прислушивались к работе сердца, определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения. Особая роль в этом разделе отводилась формированию представлений о ценности здорового образа жизни, а также эмоционального благополучия ребенка.

В работе по данному блоку совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом.

Таким образом, у детей по средствам занятий, бесед, через дидактические, театрализованные, сюжетно — ролевые игры, наблюдения за собой, трудовую деятельность сформировались определённые знания, представления и навыки по здоровому образу жизни, появился интерес к занятиям физической культурой, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.

Читали литературные произведения

Г Георгиев «Светофор», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер».

Н Носов «Милиционер», «Пожар» С.Я.Маршак, Чтение сказки  «Три поросёнка».

           Просмотр мультфильма "Нерегулируемый перекресток», «Сигналы регулировщика», «Про кота Леопольда», «Кошкин дом»и др.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляла в тесном контакте с родителями воспитанников.

          Родители на собрании знакомились с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получали консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. Через индивидуальные беседы, консультации, я старалась убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого — либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.

          Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения. У детей наблюдается увеличение знаний по данной теме, увеличение словарного запаса изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону, изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. У родителей повысился их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.»

теория и практика формирования формирования основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, полезная литература....

Программа по самообразованию.: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

1.Ф.И.О. педагога-Синельникова Ирина Радионовна, воспитатель разновозрастной «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»группы ком...

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста на 2022-2023 уч.год.

Очень важно,подготовить каждого ребёнка к встречи с различными сложными, а иногда опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте. в ле...

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста на 2023-2024 уч.год.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста на 2023-2024 уч.год....

План работы по самообразованию «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Вопрос безопасности детей в наше время очень актуален. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельнос...

Презентация «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Цель: формирование полезных навыков и привычек    безопасного поведения на дороге, в транспорте, дома и на улице.повышение своего профессионального мастерства, компетентности...