Программа дополнительного образования по ОБЖ
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Миргалимова Альфия Нургалиевна

Воспитание безопасности жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obzh.docx578.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД № 37  «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

       УТВЕРЖДАЮ

                                                               Заведующий МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»

                                            ___________________И.В. Щербинина

                                                 

Программа

по организации безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Знайка»

Срок реализации: 1 год

                                                 Возраст детей: 6-7 лет

                                       

                                Разработчик:

                                                         Воспитатель

 Миргалимова А.Н

                                                   

г. Нижневартовск – 2019 г.

                                       

Содержание

Паспорт программы

Пояснительная записка

2

3

1. Содержание программы

5

2. Механизм  реализации программы

7

3. Учебный план по реализации дополнительной образовательной услуги

8

4. Работа с родителями

9

5. Календарно  -  тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста.      

6. Календарно  -  тематическое планирование работы                            14  

в подготовительной группе.                                                                                                                                                                                        

10

7. Контроль за реализацией программы

18

8. Педагогическая диагностика

18

9. Список литературы

19

                                                   

                                              Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

 Кружок по организации безопасности жизнедеятельности «Всезнайка» для детей старшего дошкольного возраста

Основание для разработки программы

1.Федеральная Целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

2.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

3.Федеральный закон «О дополнительном образовании»

4.Федеральный закон «Об образовании в Российской 5.Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)) 

6.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка»   

Заказчик программы

Педагогический совет, родители (законные представители)

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста

Составитель программы

Воспитатель Миргалимова А.Н

Цель программы

  • 1.  Сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
  • 2.  Способствовать становлению основ экологической культуры;  приобщать к здоровому образу жизни.

Задачи программы

1.Дать детям достаточно ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребёнка.

2.Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.

3.Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.

Ожидаемые результаты

-освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

-развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

-овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Срок реализации программы

1 год

                                                   

                                           Пояснительная записка

Ребёнок, который ещё толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с телевизором, компьютером. Разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребёнка незримую опасность. Взрослому и в голову не придёт, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костёр в комнате или на кухне, а ребёнок из озорства, любопытства или по недомыслию может.  Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать «внутренности» включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы  от неумелого и неосторожного обращения с ними.  Дети 5-6 лет  уже знают, как обращаться со спичками (видели у взрослых) и поэтому в своем действии могут шагнуть на более высокую ступень – попробуют изучить, что способно к горению.    

    Невозможно водить ребёнка все время за руку. Необходимо своевременно и доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

   Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе.

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребёнка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно, только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребёнок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Обучение детей правилам безопасного поведения должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травма опасных ситуаций.

Одним из основных направлений в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности привитие навыков правильных действий в случае пожара. Именно в этом возрасте чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Прививать ребёнку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует с шестого года жизни. Поэтому элементы этих навыков должны присутствовать при обеспечении педагогами как воспитательной, так и обучающей функции. Ведь именно в дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности человека: общение, игровая, учебная, трудовая, экономическая, художественная, спортивная.

Любой из указанных видов может быть использован для обучения пожаробезопасной  жизнедеятельности. Задачи воспитателя: ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить необходимыми знаниями, научить правилам тушения пожаров. В дошкольном возрасте ребёнок каждый день сталкивается c новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослых идёт бессистемно: поверхностно, ошибочно, болезненно. И лучше, если это руководство осуществляется с участием профессионалов, то есть когда ребёнок посещает детское учреждение, где он не только получает разностороннее познание окружающего мира, но и обменивается полученными знаниями со сверстниками.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должно исходить от всех без исключения взрослых. И только объединив усилия педагогов, работников МЧС и родителей, можно уберечь детей от трагедий.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для разработки кружка по организации безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста

Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность по реализации программы:

Закон Р.Ф. «Об образовании».

Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства Р.Ф. №2562.

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

Устав МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка».

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б.

Паспорт дорожной безопасности МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка»

Цели:

1.Сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;

2.  Способствовать становлению основ экологической культуры;  приобщать к здоровому образу жизни.

Задачи: 

  1. Дать детям достаточно ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребёнка.
  2. Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.
  3. Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.

Ожидаемые результаты:

1. освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  1. развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

     4.овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно  

         Действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Представленная программа основана на следующих педагогических принципах:

  • Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нем определённых источников опасности.
  • Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип учёта условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребёнка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно разворачивать определённые темы.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

  1. Содержание программы

      Содержание  кружка организуется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится  в свободное время от основной образовательной деятельности, в  соответствии с  расписанием занятий и является частью прогулки, утверждёнными заведующим ДОУ. Периодичность проведения занятий кружка определяется погодными условиями, плановые занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры-драматизации, продуктивная деятельность, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.

Прилагаются сценарии итоговых праздников и развлечений соответствующей тематики, которые педагог может использовать по своему усмотрению.

В программу также включены материалы для практического применения в работе с детьми:

  • пословицы, поговорки о здоровье;
  • дидактические игры;
  • загадки об источниках опасности и мерах предосторожности;
  • рифмованные правила безопасности для дошкольников;
  • мнемотаблицы, цель которых - помочь ребёнку лучше усвоить правила безопасного поведения;
  • пословиц и поговорки об опасностях пожара; загадки об огне;
  •  предупреждающие и запрещающие знаки для детей;
  • символы экстренных служб «01»; «02»; «03»;
  • художественное слово о работе милиции, скорой помощи, пожарных;
  • художественное слово о лекарственных и ядовитых растениях, грибах;
  • художественное слово о пользе физических упражнений, закаливания, водных процедур;
  • художественное слово о полезных продуктах;
  • художественное слово о правилах дорожного движения, транспорте.

Прилагаемые материалы являются частью системы развивающих заданий для ребёнка и вместе с тем также руководством для взрослого по взаимодействию с детьми.

Особенность их содержания заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что – либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребёнок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет их нарушать.  

  2.Механизмы реализации программы

Особенности проведения занимательной игровой деятельности.

Как известно, основная форма игровой деятельности со старшими дошкольниками – игровые ситуации. И никакого принуждения. Только в этом случае ребёнок не устаёт при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.

В старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе:

- противопожарная безопасность;

- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

- безопасность в быту;

- безопасность в природе;

- ребёнок и другие люди;

- что такое здоровье?

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.

Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.

Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.

Программно- методическое обеспечение:

-разработка перспективного плана

- разработка методических рекомендаций

Образовательный процесс:

-проведение бесед с детьми;

- дидактические и настольные игры;

Работа с родителями:

-анкетирование родителей;

- оформление наглядно – тематической информации для родителей

овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать

развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать

в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь

3.Учебный план по реализации дополнительной образовательной услуги  

Месяц

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

1. «Ознакомление детей с уголком пожарной безопасности».

2. «Где и как надо переходить дорогу?»

3.  «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».

4. «Ядовитые грибы и ягоды».

1. «Пожароопасные предметы»

2. «Посещение зоны ПДД»

3. «Внешность человека может быть обманчива»

4. «Ядовитые грибы и ягоды».

Октябрь

1. «Пожар».

2. «Посещение зоны ПДД»

3. «Предметы, требующие осторожного обращения»

4. «Внешность человека может быть обманчива»

1. «Огонь – друг, огонь – враг!»

2. «Что такое перекрёсток?».

3. Использование и хранение опасных предметов"

4. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице».

Ноябрь

1. «Чем опасен дым?»

2. «Какой бывает транспорт».

3. «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

4. «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

1. «Что такое электричество?».

2. «Наш друг светофор».

3. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?»

4. «Бездомные животные на улице».

Декабрь

1.«Новогодние праздники. Свечи и петарды».

2. «Правила поведения в общественном празднике».

3. «Здоровое питание».

4. «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома» 

1.«Новогодние праздники. Свечи и петарды».

2. «Как переходить дорогу в тёмное время суток».

3. «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».

4. «Правила безопасного поведения при пользовании иглой, ножницами, спицами и крючком».

Январь

1.«Пожарная безопасность дома».

2. «Осторожно! Зимняя дорога».

3. «Ребёнок и его старшие приятели»

1. «Безопасность в быту».

2. «Зимняя дорога. Гололёд».

3. «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

Февраль

1.«Спички не тронь – в спичках огонь».

2. «Двухстороннее движение».

3. «Для чего человеку глаза и как за ними ухаживать?»

4. «Какие нас ждут опасности при катании на лыжах и коньках?»

 1. «Его Величество - Электричество».

2. «Чем может кончиться катание, прицепившись за бампер?»

3. «Как вызвать скорую или полицию?»

4. «Какие нас ждут опасности при катании на лыжах и коньках?»

Март

1.«Что такое газ?»

2. «Для чего нам нужен тротуар?»

3. «Где хранится дома аптечка?»

4. «Прогулка по льду».

1. «Приборы, которые освещают, обогревают, вентилируют и охлаждают».

2. «Что такое островок безопасности?»

3. «Витамины и лекарства».

4. «Катание на коньках весной».

Апрель

1.«Опасна ли розетка?»

2. «Где катаемся на велосипеде?»

3. «Ванная комната».

4. «Бродячие собаки».

1. «01».

2. «Весенние развлечения: велосипед, ролики, скейт, мяч».

3. «Кто такой здоровый человек?»

4. «Какие опасности ждут нас на природе?»

Май

1.«Как вести себя при возгорании?»

2. «Перекрёсток».

3. «Если чужой человек подошёл на улице».

4. Мониторинг

1. «Если случился пожар».

2. «Как правильно переходить дорогу?»

3. «Если чужой подошёл на улице».

4. Мониторинг

                                   4. Работа с родителями

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребёнка очень важно выработать чёткую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

 Форма общения:

  • Информационно-аналитическое    

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности       

Проведение опросов, анкетирование: «Мой взгляд на безопасность»; «Причины опасности»;

  • Познавательное  

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.        

Родительское собрание: «Безопасность детей – дело взрослых». Семинары-практикумы: «Научим ребёнка правилам поведения при приёме пищи»; «Меры предосторожности на игровой площадке». Заочный родительский университет: «Личная безопасность ребёнка в играх с песком «; «Ребёнок в туалетной комнате»; «Травматизм детей на качелях». Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом.

 Педагогическая библиотека для родителей

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.      

Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности.

5. КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1. «Ознакомление детей с уголком пожарной безопасности».

Познакомить с первичными средствами пожаротушения и правилами их пользования. Учить быть наблюдательными и внимательными.

2. «Где и как надо переходить дорогу?»

Продолжать учить детей в положенном месте переходить дорогу. Учить быть внимательным, осторожным.

3.  «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».

Учить детей предвидеть опасности  дома. Открытое окно, балкон могут послужить серьёзным травмам. Профилактика травматизма в домашних условиях.

4. «Ядовитые грибы и ягоды».

Научить детей различать грибы и ягоды (съедобные, не съедобные) по внешнему виду, пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки

Октябрь

1. «Пожар».

Познакомить с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем. Дать первичные сведения о причинах возникновения пожара. Упражнять в вызове пожарной охраны. Воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии.

2. «Посещение зоны ПДД»

Познакомить детей с зоной ПДД. Рассказать об обустройстве нашего микрорайона, где дороги, где сад, как лучше и безопасней перейти дорогу.

  1. «Предметы, требующие осторожного обращения»

Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

4. «Внешность человека может быть обманчива»

Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

- Минутка Безопасности «Незнакомый человек может быть опасен».

- Чтение сказок «Золушка», «Аленький цветочек».

Ноябрь

1. «Чем опасен дым?»

Рассказать детям, чем опасен дым и как вести себя в задымленном помещении.

2. «Какой бывает транспорт».

Закрепить знание детей о транспорте, познакомить с тем, какой бывает транспорт. Рассказать о правилах поведения в транспорте.

3. «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».

Продолжать учить детей предвидеть опасности  дома. Открытое окно, балкон могут послужить серьёзным травмам. Профилактика травматизма в домашних условиях.

4. «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице.

Научить их соответствующим правилам поведения.

- Минутка Безопасности «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице».

- Чтение русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок».

- Создание и решение проблемных ситуаций.

- Тренинг «Защити себя».

Декабрь

1.«Новогодние праздники. Свечи и петарды».

Рассказать детям о самом добром и замечательном празднике, который нас ждёт в впереди, но и об опасностях которые ждут в эти новогодние дни. Профилактика ПБ, травматизма.

2. «Правила поведения в общественном транспорте».

Рассмотреть разные ситуации, которые могут произойти в транспорте и правила поведения в транспорте.

3. «Здоровое питание».

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

- Минутка Безопасности «Про еду».

- Рассматривание дидактического материала по теме.

-Работа с раскрасками.

4.»Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома».

Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

Научить их правильно себя вести в таких ситуациях.

- Минутка Безопасности «Будь внимателен».

- Тренинг «Звонят в дверь! »

- Создание и решение проблемных ситуаций.

Январь

1.«Пожарная безопасность дома».

Учить детей в домашних условиях следить за пожарной безопасностью, не включать без взрослых электроприборы, плиту, не трогать спички, зажигалки и другие пожароопасные предметы.

2. «Осторожно! Зимняя дорога».

Рассказать детям об опасностях на зимней дороги, дорога скользкая, гололёд, машины заносят, а тормоза срабатывают не всегда.

3. «Ребёнок и его старшие приятели».

Научить ребёнка говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

- Минутка Безопасности «Старший друг».

- Создание и решение проблемных ситуаций.

Февраль  

1.«Спички не тронь – в спичках огонь».

Закрепить понятие о том, что спички – это не игрушка. Воспитывать осторожное обращение с огнём.

2. «Двухстороннее движение».

Закрепить знание о дорогах и автомобилях. Напомнить, что дороги бывают односторонние и двухсторонние. Напомнить детям, как переходить дорогу.

3. «Для чего человеку глаза и как за ними ухаживать?»

Объяснить детям, что глаза очень важный орган нашего организма, что при неправильном уходе и при небрежном отношении к себе и окружающим можно потерять зрение. Учить быть внимательным и аккуратным.

4. «Какие нас ждут опасности при катании на лыжах и коньках?»

Объяснить детям, что нужно быть очень аккуратным при катании на коньках, лыжах, санках. Что эти предметы могут быть опасными при неправильном обращении с ними.

Март

1.«Что такое газ?»

Рассказать детям, для чего нужен газ, чем он полезен людям, но об опасностях с его использованием.

2. «Для чего нам нужен тротуар?»

Объяснить детям, для чего нужен тротуар, что для людей это безопасное место для передвижения. Учить детей переходить дорогу только в положенном месте. Профилактика ДТТ.

3. «Где хранится дома аптечка?»

Беседа с детьми на тему лекарств и где они хранятся, объяснить, что аптечка дома должна храниться в недоступном для детей месте. Детям самим нельзя брать, из неё лекарства,  это может очень плохо кончится.

4. «Прогулка по льду».

Рассказать детям об опасностях, которые могут поджидать их при прогулке на реке или озере, весной. Нельзя в весеннее время года выходить на лёд.

Апрель

1.«Опасна ли розетка?»

Рассказать детям, для чего нужна розетка, как она устроена, и что она может быть опасна для человека, если не знать, как с ней обращаться.

2. «Где катаемся на велосипеде?»

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде; научить детей правилам поведения в таких ситуациях.

3. «Ванная комната».

Рассмотреть разные опасные ситуации, которые могут произойти с ребёнком в ванной комнате, что можно делать в ванной, а что нельзя.

4. «Бродячие собаки».

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными

- Минутка Безопасности «Запомни эти правила»

- Рассматривание дидактического материала по теме

- Слушание детской песенки «Собака бывает кусачей».

Май

1.«Как вести себя при возгорании?»

Рассказать детям, что при возгорании самое главное не паниковать, не растеряться, а выполнять правильно все инструкции для того чтобы выйди из помещения, где случился пожар.

2. «Перекрёсток».

Расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; дать представление о «регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырёхцветного светофора.

3. «Если чужой подошёл на улице».

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице

Научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях

- Минутка Безопасности «Свой и чужой»

- Д/И «Знакомый, свой, чужой»

- Чтение К. Чуковского «Котауси и Мауси», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

4. Мониторинг

         

                      6. Контроль за реализацией программы

Мероприятия контроля

Сроки

Ответственные

1

Контроль качества реализации проекта.

Ноябрь

(2 неделя)

Март (2неделя)

Зам.зав. по ВМР

2

Контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана, СанПиН.

Февраль

Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР

3

Стартовый и итоговый мониторинг.

май

Зам.зав. по ВМР

4

Контроль за созданием условий.

сентябрь

Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР

Зам.зав. по АХР

                 7. Педагогическая диагностика

Список детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Критерии педагогической оценки.

  1. Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
  2. Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
  3. Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
  4. Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе всё взаимосвязано, «человек – друг природы». 
  5. Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
  6. Знает правила пожарной безопасности.
  7. Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
  8. Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
  9. Имеет представления об организме человек, его целостности. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
  10. Понимает, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми. Знает правила позитивного общения с окружающими.

                        Список использованной литературы

1. Сухановская Н. Обучение детей правилам пожарной безопасности. / Саченко А. // Научно-методический журнал «Пралеска». - 2011. - №6. С.59.

2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. // Учебно-методическое пособие. - 2005. - С.3-13, 32-40.

3. Юрчук А.С. Безопасность вашего ребёнка. / Юрчук А.С. // пер. с англ. - 1996. - 384 с.

4. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. / Чермашенцева О.В. // Учеб. пособие. - 2008. - 207 с.

5. Стёркина Р. С. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Стёркина Р.Б. //Дошк. воспитание. - 1997. - №3.

6. Князева О. Мои помощники. / Князева О.Л. // Дошк. воспитание. - 2000. - №2.

7. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. / Волчкова В.Н., Степанова Н.В. // Методическое пособие. - 2004.

8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. / Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. // Учеб. пособие. - 1993.

9. Давыдова Ю., Романова С. Один дома, или техника детской безопасности. / Давыдова Ю., Романова С. // Серия «Мир вашего ребёнка». - 2003. - 320 с.

10. Жукова О.Т., Трушина Т.И., Фёдорова Е.Г. Азбука «Ау!». / Жукова О.Т., Трушина Т.И., Фёдорова Е.Г. // Методическое пособие. - 2008. - 144 с.

11. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. / Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. // Учеб. пособие 10-е изд., стер. - 2006. - 448 с.

12. Соколова Е., Нянковская Н. Правила безопасного поведения. / Соколова Е., Нянковская Н. // Методическое пособие. - 2009. - 48 с.

13. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности 5-8 лет. / Шорыгина Т.А. // Методическое пособие. - 2008. - 80 с.

14. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Стеркина Р.Б. // методическое пособие. - 2010. - 12 с.

15. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. / Гарнышева Т.П. // Методическое пособие. - 2010. - 128 с.

16. Иванищин А. Все для детского сада. / Иванищина О.Н. // [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/obz.htm. - Дата доступа: 15.03.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...