Методическая разработка по ОБЖ в подготовительной группе.
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Методическая разработка по ОБЖ в подготовительной группе.
Перспективный план на год по ознакомлению с ОБЖ. Подготовительная к школе группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_word.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по ОБЖ в подготовительной группе.
Перспективный план на год по ознакомлению с ОБЖ. Подготовительная к школе группа
Автор: Зарид М.В.
СЕНТЯБРЬ
Занятие «Стихийное бедствие — землетрясение»
Цели:
• знакомить с этим стихийным бедствием и его последствиями;
• воспитывать чувство взаимовыручки.
Материалы и оборудование: карта мира, глобус, иллюстрации по теме.
Дидактическая игра «Запрещается — разрешается»
Цели:
• закреплять правила поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале;
• воспитывать чувство взаимопомощи.
Материалы и оборудование: светофорчики — карточки с изображением кружков зеленого и красного цветов (по количеству детей), схематическое изображение правил поведения при землетрясении на отдельных карточках или на плакате.
Описание игры. Педагог называет ситуацию и предлагает детям показывать красный кружок, если это делать запрещается, и зеленый — если разрешается.
Примеры ситуаций: бросать горящие спички; кричать и звать на помощь взрослых; включать газ; защищать голову от падающих предметов; пользоваться лифтом; прятаться под столом, под кроватью; успокоиться самим и успокоить других; не паниковать; стоять возле окон, зеркал; стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами и т. д.
Рисование на тему «Разные дома»
Цели:
• знакомить с тем, из какого материала построены дома, сколько может быть этажей; что с ними происходит во время землетрясения;
• учить отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности домов (кирпичные, панельные, деревянные, одно- и многоэтажные, городские и деревенские);
• учить использовать для рисования различные материалы: краски, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, уголь;
• знакомить с жилищной архитектурой.
Материалы и оборудование: альбомный лист, краски, кисти, вода.
Словесная игра «Да — нет»
Цель: закреплять правила поведения при землетрясении.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Проводится аналогично игре «Запрещается — разрешается», только педагог называет ситуацию и бросает детям мяч, а они отвечают словами «да» или «нет».
Мероприятия и материалы для родителей: консультация на тему «Источники опасности и правильное поведение в опасных ситуациях».
ОКТЯБРЬ
Занятие «Стихийное бедствие — наводнение»
Цель: знакомить с этим стихийным бедствием: причины возникновения; ущерб, который оно наносит людям.
Материалы и оборудование: карта мира, глобус, иллюстрации по теме.
Игра «Лови — бросай, правило называй»
Цель: активизировать в игре правила поведения при наводнении.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга. Бросая по очереди детям мяч, задает вопросы или предлагает закончить предложение.
На пример: что нужно сделать, чтобы выбраться из воды? (Не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы заметили спасатели, размахивать тряпкой, ночью светить фонарем; если уже попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и т. д.)
Игра «Выбери предмет»
Цель: закреплять перечень предметов, которые необходимо взять с собой в случае наводнения.
Материалы и оборудование: иллюстрации, предметные картинки, продукты, одежда.
Сюжетно-ролевая игра «Мы — спасатели»
Цели:
• способствовать созданию благоприятной атмосферы в игре, стремлению к коллективному взаимодействию;
• формировать игровые действия с воображаемыми предметами;
• воспитывать уважение к труду спасателей.
Материалы и оборудование: накидки, кепки спасателей, аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Игра-ситуация «Внимание всем!»
Цель: обсуждать правила поведения во время ожидания наводнения.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображениями предметов, которые нужно взять с собой в зону спасения (запасные продукты питания, но не быстро портящиеся, документы, деньги, аптечка с лекарствами, запасная теплая одежда, обувь, туалетные принадлежности).
НОЯБРЬ
Занятие «Стихийные бедствия — смерч, ураган»
Цели:
• объяснять, какой вред природе и человеку наносят воздушные стихийные бедствия;
• знакомить с правилами поведения при урагане;
• воспитывать чувство взаимопомощи.
Материалы и оборудование: карта мира, глобус, иллюстрации по теме.
Чтение художественной литературы
Цель: напомнить, как волшебный ветер перенес героиню сказки в другую страну, объяснить, что в жизни такое явление очень опасно.
Материалы и оборудование: А. Волков «Волшебник Изумрудного города», иллюстрации к сказке.
Занятие «Опыты с воздухом»
(Волочкова В. Н., Степанова Н. Е. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», с. 159)
Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Материалы и оборудование: бумажный веер, стакан с водой, трубочка.
ДЕКАБРЬ
Занятие «Безопасность при любой погоде»
Цели:
• знакомить с правилами поведения на улице зимой;
• формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности;
• знакомить с мерами по предотвращению травматизма.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цели.
• учить развивать сюжет на основе личного опыта;
• закреплять знания о простудных заболеваниях и о помощи, которую оказывает врач при таких заболеваниях;
• воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Материалы и оборудование: куклы, кушетка, халаты, колпаки, бутылочки, вата, бинты, игрушки — градусник, фонендоскоп, шпатель и др.; дидактический материал: игра «Если малыш поранился» (об оказании элементарной первой медицинской помощи из серии «Забавы в картинках»).
Занятие «Опыты со льдом»
Цели:
• закреплять знание свойств льда;
• уточнять, при помощи чего можно сделать лед не скользким.
Материалы и оборудование: лед, песок, соль.
Прогулка по участку и улицам города
Цели:
• учить понимать опасность гололеда для человека и транспорта;
• закреплять способы хождения по скользкой поверхности (скользящие шаги, слегка согнутые ноги).
Материалы и оборудование: красные флажки, песок, соль, лом.
Беседа «Осторожно — Новый год!»
Цель: расширять знания о безопасном проведении праздников, о правилах поведения на улице зимой.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.
Мероприятия и материалы для родителей: стенд «Внимание — наступила зима!» о правилах поведения при сезонных изменениях погоды.
ЯНВАРЬ
Занятие «Знакомство с работой спасателей»
Цели:
• формировать представление о том, кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать;
• воспитывать уважение к труду спасателей.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображениями различных чрезвычайных ситуаций.
Рисование на тему «Мы — спасатели»
Цели:
• развивать умение отражать в рисунке работу спасателей;
• учить самостоятельно выбирать материал для рисования;
• воспитывать уважение к смелым людям.
Материалы и оборудование: различный материал для рисования: гуашь, краски, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, ватные палочки, штампики, уголь.
Игра-инсценировка «Спасатели»
Цели.
• побуждать к выполнению в игре определенных действий (например, оказание первой медицинской помощи);
• учить пользоваться игрушками-заменителями, сопровождать свои действия словами.
Материалы и оборудование: накидки и кепки спасателей, аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Дидактическая игра «Что делать?»
Цель: отрабатывать навыки действий в экстремальных ситуациях.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы: «Что делать, если...» (Звонят в дверь; вы почувствовали запах газа; землетрясение застало вас на улице; вы узнали о наступающем наводнении; если незнакомый человек предлагает прокатиться с ним на машине и т. д.)
Мероприятия и материалы для родителей: памятка «Оказание первой медицинской помощи».
ФЕВРАЛЬ
Дидактическая игра «Назови предмет»
Цель: закреплять знания о средствах, необходимых для оказания первой медицинской помощи.
Материалы и оборудование: кукла, бинт, вата, йод, зеленка и пр.
Занятие «Знакомство с машиной «скорой помощи»
Цель: продолжать знакомство с таким специальным транспортом, как машина «скорой помощи», его назначением (отметить важность нахождения машины в исправном состоянии, обсудить назначение сирены).
Материалы и оборудование: альбом «Машины специального назначения», игрушечная машина «скорой помощи».
Занятие «Работа врача на «скорой помощи»
Цели:
• формировать понимание важности быстрого оказания врачом первой помощи;
• воспитывать уважение к труду медиков, работающих на «скорой помощи».
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.
Игра-тренинг «Как вызвать скорую помощь?»
Цели:
• закреплять умение набирать номер «скорой помощи», правила общения по телефону с работниками этой службы;
• воспитывать готовность прийти на помощь пострадавшему.
Материалы и оборудование: два телефона, табличка «03», куклы.
Встреча с врачом («скорой помощи» или любым другим)
Цели:
• закреплять представления о труде врача, о важности его профессиональной подготовки;
• воспитывать уважение к труду врача.
Материалы и оборудование: фотоматериалы: работа медицинской сестры детского сада; медицинский осмотр детей; работа врача-педиатра, врачей-специалистов и т. п.
Занятия «Если малыш поранился»
Цель: закреплять знания об оказании первой медицинской помощи при ссадинах, порезах, ожогах и других небольших травмах.
Материалы и оборудование: альбом по теме «Если малыш поранился» (серия «Забавы в картинках»), аптечка.
Мероприятия и материалы для родителей: консультация на тему «Учим детей звонить в службы экстренной помощи».
МАРТ
Занятие «Можно ли уберечься от травм?»
Цели:
• знакомить с различными видами травм и мерами их предупреждения;
• формировать навыки оказания первой медицинской помощи;
• воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности.
Материалы и оборудование: серия картинок на тему «Плохие шутки», ребус на тему травматизма, бинт, вата, пластырь.
Творческая работа «Чтобы не было беды»
Цели:
• учить изображать в рисунке или аппликации ситуацию, которая может быть опасной;
• учить располагать сюжет на всем листе.
Материалы и оборудование: цветные карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры, нетрадиционный материал (ватные палочки, свечки, уголь и т. п.), шаблоны и трафареты, трубочки для выдувания.
Игра «Загадки — отгадки»
Цели:
• формировать умение отгадывать загадки;
• учить объединять предметы в группы.
Материалы и оборудование: картинки, закрепленные на доске, на темы «Электроприборы», «Инструменты».
Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о предметах на данные темы, а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке. Затем картинки, которые расположены на доске, объединить в группы по определенной теме (телевизор, магнитофон и др. — электроприборы; отвертка, пила — инструменты).
Творческое рассказывание «Помоги Коле советом»
Цели.
• учить составлять рассказ-совет, предостерегающий от шалостей, опасных для жизни и здоровья;
• учить эмоционально передавать переживания за героев;
• обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование: кукла Коля.
Мероприятия и материалы для родителей: консультация «Этого могло не случиться» (бытовые травмы — ожоги, ушибы, порезы, отравления, которые могут произойти дома при неправильном обращении с опасными предметами или неправильном их хранении).
АПРЕЛЬ
Занятие «Школа пешеходных наук»
Цель: закреплять знания о правилах перехода улицы без помощников, о пешеходном переходе, светофоре.
Материалы и оборудование: напольный игрушечный светофор на стойке, изготовленный из дерева, пешеходный переход из ковролина, дорожные знаки из картона размером 20x20 на стойках, игрушки: куклы, коляски, машины.
Игра «Что? Где? Откуда?»
(Е. А. Романова «ПДД для детей дошкольного возраста», с. 332—334)
Цели:
• закреплять знание ПДД;
• выяснять готовность к правильным действиям в сложившейся на дороге ситуации.
Экскурсия на перекресток
Цель: способствовать закреплению знания дорожных знаков, представлений о работе светофора, о необходимости «зебры».
Рисование на тему «Машины нашей улицы»
Цели:
• развивать навыки рисования различных видов наземного транспорта;
• учить располагать рисунок на всем листе, создавая сюжет.
Материалы и оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, мелки, гуашь, кисти.
Коллективное конструирование на тему «На улице города»
Цели.
• развивать навыки конструирования различных видов наземного транспорта;
• способствовать проявлению творческого начала.
Материалы и оборудование: строительный материал (кубики, кирпичики, конусы, цилиндры), различные виды конструкторов («Лего», сотовый, пазлы и др.), карточки с дорожными знаками, игрушечный транспорт.
Практическое занятие на макете города
Цель: закреплять знание ПДД.
Материалы и оборудование: макет города, карточки с дорожными знаками, игрушечные машинки.
Занятие «Безопасная прогулка по улице от детского сада до школы»
Цели:
• углублять знания о ПДД и безопасном поведении на улице;
• учить различать дорожные знаки, знать их назначение;
• воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.
Материалы и оборудование: карта-схема маршрута прогулки, карточки с дорожными знаками, мяч, игрушечный светофор.
Описание занятия. См. здесь.
Мероприятия и материалы для родителей:
• консультация «Улица требует к себе уважения»;
• совместное развлечение «Эстафета зеленого огонька»;
• папка-передвижка «Дорожная азбука».
МАЙ
Дидактическая игра «Так — не так»
Цели.
• закреплять умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;
• развивать внимание;
• прививать желание соблюдать правила безопасности.
Материалы и оборудование: две карточки: одна — с красным, другая — с зеленым кружком; картинки с изображениями опасных и неопасных действий.
Описание игры. Детям предлагаются картинки с ситуациями, угрожающими и не угрожающими жизни и здоровью. Они оценивают их соответствующими цветными карточками, находят выход из предложенной ситуации: «Опасность возникнет, если я сделаю так...», «Опасности не будет, если я сделаю так...»
Занятие «Нарисуй, что может быть опасно»
Цель: закреплять умение выражать в рисунке собственное отношение к опасным предметам.
Материалы и оборудование: альбомные листы, краски, вода, салфетки.
Занятие «Азбука безопасности»
Цель: закреплять безопасное поведение в различных ситуациях в быту, на улице, на природе, на воде.
Материалы и оборудование: настольная игра «Азбука безопасности».
Чтение художественной литературы
Цель: уточнять знания о разных видах безопасности: личной, в доме, при пожаре, на воде, при обращении с животными.
Материалы и оборудование: рассказы из книги Ю. А. Соколовой «Правила безопасности».
Итоговое занятие «Чрезвычайные ситуации — что это?»
Цели:
• закреплять представления о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о природных явлениях, наносящих ущерб человеку, о навыках действий в экстремальных ситуациях;
• учить применять на практике элементарные приемы оказания первой медицинской помощи;
• воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Материалы и оборудование, схематичное изображение явлений природы на бумаге размером ½ альбомного листа, кроссворд по теме, мяч, три обруча, опасные и неопасные предметы.
Описание занятия. См. здесь.
Мероприятия и материалы для родителей: консультация «Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителей» (как безопасно провести с детьми прогулку, отдых, отпуск, летние каникулы; что должно быть в дорожной аптечке).
ИЮНЬ-АВГУСТ
Занятие «Безопасность при любой погоде»
Цели.
• знакомить с правилами безопасного поведения на улице летом;
• формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности;
• знакомить со способами предотвращения травматизма.
Материалы и оборудование: иллюстрации на тему летнего отдыха.
Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Цели:
• формировать представления о роли солнца, воздуха и воды в укреплении и закаливании организма;
• закреплять правила поведения в жаркие дни, во время грозы.
Материалы и оборудование: спортивный инвентарь (мячи, кегли, скакалки и пр.).
Дидактическая игра «Тепло — холодно»
Цель: закреплять знания об источниках опасности, которые подстерегают человека в разную погоду.
Материалы и оборудование: фишки красного и синего цветов.
Описание игры. Педагог показывает картинку, изображающую лето (весну), произнося: «Тепло, жарко, яркое солнце». Дети называют опасность, которая может настичь в этот сезон (солнечный удар, можно обгореть на солнце и др.), под картинкой выкладывают красные фишки. Далее педагог показывает картинку о зиме (осени), говорит: «Холодно, идет дождь, снег, мороз». Дети называют опасность (простуда, обморожение и др.), под картинкой выкладывают синие фишки. Подводят итог.
Занятие «Правила осторожности»
Цели:
• обучать правилам ОБЖ;
• развивать речь, внимание, память.
Материалы и оборудование: настольная игра «Лото осторожности».
Мероприятия и материалы для родителей: консультация на тему «Добрые советы на макушке лета».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...
Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве художников»
Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства...
методическая разработка "Тематическое планирование в подготовительной группе на тему"Мои любимые игрушки"
Календарно-тематическое планирование представляет примерное планирование работы воспитателя с детьми по теме "Мои любимые игрушки"...
Методическая разработка досуга для детей подготовительной группы "Сказка за сказкой" по А.С. Пушкину
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста можно использовать, как итоговое мероприятие к проекту о А.С. Пушкине....
Методическая разработка по патриотическому воспитанию (подготовительная группа) по теме "Блокада Ленинграда".
Расширяет представления детей о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....
Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...
Методическая разработка игротренинга с дошкольниками подготовительной группы
В данной разработке представлены разнообразные игры, способствующие сплочению детей, снятию у них эмоционального напряжения, развитию слухового восприятия и речи. Данный материал направлен также на по...