Семинар практикум для педагогов ДОУ "Система работы ДОУ по формированию основ безопасности правил дорожного движения в условиях сотрудничества образовательного учреждения и семьи»
методическая разработка по обж

Куимова Дарья Борисовна

«Система работы ДОУ по формированию основ безопасности правил

дорожного движения в условиях сотрудничества образовательного

учреждения и семьи»

План семинара:

  1. Организация образовательной деятельности

по обучению дошкольников ПДД с использованием игровых

образовательных ситуаций с учётом возрастных особенностей

  1. Деловая игра в форме КВН для педагогов: «Знаю ПДД сам -

расскажу другому»                                

 

Методические рекомендации

Цели и направления образовательной деятельности по ПДД с учетом возрастных особенностей детей


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_pdd.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум:

        

«Система работы ДОУ по формированию основ безопасности правил

дорожного движения в условиях сотрудничества образовательного

учреждения и семьи»

План семинара:

  1. Организация образовательной деятельности

по обучению дошкольников ПДД с использованием игровых

образовательных ситуаций с учётом возрастных особенностей

  1. Деловая игра в форме КВН для педагогов: «Знаю ПДД сам -

расскажу другому»        

  1. Организация образовательной деятельности

по обучению дошкольников ПДД с использованием игровых

образовательных ситуаций с учётом возрастных особенностей.

Современную жизнь невозможно представить без автомобильного транспорта. С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Практически ежедневно мы выступаем в роли пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Во всех странах существуют нормы поведения на улице, единые и для пешеходов, и для водителей, и для пассажиров. Однако часто мы сталкиваемся с тем, что люди, находящиеся рядом с нами, пренебрегают элементарными правилами, тем самым показывая неуважение, как к пешеходам, так и к водителям. А ведь даже незначительное нарушение этих правил может иметь трагические последствия.

Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. С каждым годом возрастает количество несчастных случаев с детьми. Каждое дорожно – транспортное происшествие, в которое попал ребёнок, - это прямой укор взрослым.

Это происходит потому, что дети не владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или дороге современных городов города и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий своих действий.

Часто, представленные самим себе, дети, особенно старшего дошкольного возраста, не осознают реальных опасностей на дороге. Дети ещё не могут правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость, они полагаются на собственную быстроту и ловкость. Очень часто дети считают вполне естественным затеять весёлую игру около проезжей части или выехать на проезжую часть на велосипеде.

Как же избежать опасностей на улицах города и на дороге?

Безопасность детей на дорогах – это обязанность, которая требует от родителей  большой ответственности и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать!

Задача каждого родителя воспитать дисциплинированного пешехода. Для безопасного поведения на улицах города необходимо, прежде всего, сформировать правильное внимание ребёнка, его способность сосредоточится на дорожной ситуации.

Необходимо помнить, что это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой и папой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.

Основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

Любая подготовка пройдёт зря, если сами родители в присутствии ребёнка нарушают правила: не правильно переходят дорогу в неположенном месте, «срезая» путь по диагонали или на красный сигнал светофора, посылают ребёнка переходить или перебегать дорогу впереди взрослого. При переходе через дорогу необходимо помнить, что детей надо крепко держать за руку и быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.

Не нарушайте правила! Всегда помните, что дети беру с вас пример.

Возрастная группа

Ведущая цель возрастного этапа

Направленность образовательной деятельности

Возрастная категория детей: от 3-х до 4-х лет

2я младшая группа

Содействие формированию первичных представлений об основных источниках опасности на улице (в транспорте) и способах безопасного поведения

- познакомить детей с транспортом,с необходимостью правильного поведения на улице;

- формировать у детей представление об улице, её основных частях, о том,где и как переходят улицу;

- развиватьу детей элементарные представления о правилах дорожного движения, о действиях (человека, персонажа литературного произведения) в дорожно-транспортных ситуациях;

- обеспечить возможность ознакомления детей с элементарными правилами поведения в транспорте;

- способствовать развитию у детей пространственных отношений, ориентировке в пространстве, пониманию и употреблению понятий:здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко;

- развивать представления детей об основных цветах спектра;

Возрастная категория детей: от 4-х до 5 лет

Средняя группа

Содействие  формированию представлений и некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях, о правилах поведения в общественном транспорте и следованию им.

- стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развивать осознанность и произвольность в выполнении основных правил безопасного поведения на улице;

- развивать представления об основных источниках и видах опасности, об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице (при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого;

- обогащать знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора; об одностороннем и двухстороннем движении, действиях регулировщикана дороге; об основных знаках дорожного движения для пешеходов: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта»;

- расширять представления детей об элементах дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта), о пешеходах, которые должны переходить дорогу по наземному, подземному пешеходному переходу, о классификации транспорта: наземный, водный воздушный; онекоторых специальных видах транспорта, с трудом водителей: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина дорожно-патрульной службы (едет на помощь людям, попавшим в опасную ситуацию на дороге);

- воспитывать у детей навыки культурного поведения в общественном транспорте, обогащая знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.), общественный транспорт нужно ожидать на остановке (остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспортне бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться;

Возрастная категория детей: от 5  до 6 лет

Старшая группа

Содействие освоению способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях и использованию их без напоминания взрослого,  пониманию смысла общепринятых символических обозначений на дороге, проявлению осторожности и осмотрительности.

- воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, желание и умение оказать помощь другим, оказавшимся в опасной, трудной ситуации;

- развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, источникам, видам и причинам опасности на дороге, в транспорте;

- обеспечить ознакомление детей с универсальными способами (алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций на улице, в транспорте;  действиями в случае возникновения опасных ситуаций, способами привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах; с типичными ошибками, совершаемыми людьми (ребенком, взрослым) в опасных для жизни и здоровья ситуациях на дороге, в транспорте. Раскрывать связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями;

- расширять знания детей о транспорте специального назначения«МЧС», в том числе воздушном: «Скорая помощь»,«Пожарная», «Полиция», «ДПС», оказывающим помощь человеку в опасных ситуациях;

- расширять представления детей о действиях инспектора ГИБДД в различных ситуациях,о дорожных знаках («Пункт питания», «Телефон» «Место стоянки», о правилах поведения в общественном транспорте, в том числе в метро;

Возрастная категория детей: от 6 до 7 лет

Подготовительная к школе группа

Содействие расширению, уточнению знаний о некоторых видах опасных ситуаций на улице, в транспорте; о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях; осознанному выполнению основных правил безопасного поведения, проявлению осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

- воспитывать потребность детей к осознанному выполнению требований безопасности в транспорте,на дороге;

- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о некоторых видах опасных ситуаций на улице, о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях, принятия мер предосторожности (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги);

- формировать способность анализировать, обобщать, моделировать опасную ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия;

- способствовать проявлению у детей осмотрительности и разумной осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях езды на велосипеде;

- способствовать развитию у детей представлений об истории становления и развития дорожного движения, дорожно-транспортных средств;

- обеспечить правильное употребление детьми пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль).

У детей 6-7 лет  должен быть выработан твёрдый навык в соблюдении норм поведения на улицах города, и родители должны быть тому главным примером!

В целях повышения безопасности на дороге проводить постоянную работу с родителями по  ПДД, так как правила дорожного движения пополнились новым условием – всех пешеходов, особенно в тёмное время суток при следовании по обочине дороги или переходе проезжей части вне населённого пункта, обязали иметь на одежде светоотражающие элементы (фликеры): ленты, наклейки. Можно приобрести светоотражающие браслеты, значки, которые потом легко снять. Их можно одеть детям на руку, ногу или прикрепить к одежде, рюкзаку.

Уважаемые педагоги, пожалуйста, не забывайте проводить работу с родителями о безопасности детей во время поездок на автомобиле! При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, которые значительно снижают риск травм и тяжесть последствий в дорожно – транспортных происшествиях.

Самое главное – не оставляйте детей одних на улице без присмотра!


КВН - игра "Знаю ПДД сам – расскажу другому!"

ВЕДУЩИЙ - Дорогие педагоги! Мы начинаем наш конкурс, где Вам, знатокам дорожного движения, нужно пройти испытания. Мы желаю Вам успеха! Пусть победит сильнейший. А кто им будет, определит наше компетентное жюри:

1. Заведующая ДОУ

2. Старший воспитатель

3. Музыкальный руководитель  ДОУ

- Сейчас вы возьмете по одной фишке и разделитесь на команды.

Первая команда будет называться «Светофор», а вторая – «Островок».

Ø Первый конкурс «Разминка»

(по 1 баллу за правильный ответ)

 

Вопросы команде «Светофор» 
1) Какая часть улицы предназначена для пешеходов? 
2) С какой стороны при выходе обходят автобус? (ждут, когда отъедет, или идут с пешеходному переходу)
3) С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля? 
4) Куда нужно смотреть при переходе дороги? 
5) Назовите лучший способ сохранения жизни на дороге.

 

Вопросы команде «Островок»: 
1) Где можно переходить улицу? 
2) Какие цвета у светофора и что они обозначают? 
3) Какие виды переходов вы знаете? 
4) На какой дороге машины лучше тормозят? 
5) Какие машины имеют право ехать на красный свет?

 

Ø Второй конкурс  «Молчанка».

 (каждому  раздадут по 3 карточки с цифрами 1,2,3.

       - Я буду задавать вопросы и  3 варианта ответов.  На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. На каждый вопрос  на обдумывание даётся 10 секунд.

 

                           1 команде

  1 . Какая часть улицы предназначается для пешехода?

         1. мостовая

         2. тротуар

         3. велосипедная  дорожка

 

  2. Где должен ходить пешеход при отсутствии тротуара?

         1. По правой стороне обочины

         2. по левому краю дороги

         3. По левой обочине, навстречу движущемуся транспорту.

 

      3.  Как должен ходить пешеход?

        1. придерживаясь левой стороны

      2. придерживаясь правой стороны

      3. придерживаясь середины

 

                 2  команде

    1. На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде?

           1. не более 0,5 м.

           2. не более 1м.

           3. не более 2 м.

 

    2.  Как должен поступать пешеход ,если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу?

        1. быстро перебежать улицу

        2. вернуться на тротуар

      3. остановиться на осевой линии

 

   3.  Разрешено ли перевозить пассажира на велосипеде?

        1.нет

      2. разрешено, ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении.

        3. разрешено, на раме.

 

Ø Третий  конкурс «Литературный».

  Вам необходимо ответить на предложенные вопросы.

(Каждый  правильный ответ –  2 балла)

1 команда

- Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении  «Мой веселый  звонкий мяч?» (ЗЕЛЕНОГО)

- Из какой книги эти строчки:

«Рассуждать Степан не стал,

Светофор рукой достал,

В середину заглянул,

Что-то где-то повернул…?» («ДЯДЯ СТЕПА»)

- В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

- Назовите произведение, в котором медведи ехали на велосипеде («ТАРАКАНИЩЕ»)

 2 команда

- В каком произведении и кому трамвайчиком перерезало ножки? («ДОКТОР АЙБОЛИТ», ЗАЙЧИКУ)

- Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве? (КУЗНЕЧИК)

- Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (СОЛНЕЧНЫЙ)

- На каком виде транспорта добиралась Золушка на бал к королю? (ГУЖЕВОМ)

 

Ø Четвёртый конкурс  «Сказочная ситуация». 

Вы прослушаете загадки о дорожном порядке и ответите на вопрос. (Оценка – 3 балла.)

1 команда

 

1.  День рождения Винни-Пуха.

Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какие ошибки допустил Вини-Пух? (ДЕТЯМ ДО 14 ЛЕТ,  ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ - ЗАПРЕЩЕНО.  ДЕТВОРЕ  ЕЗДИТЬ МОЖНО ВО ДВОРЕ)

 

2. Зайцы.

  Из автобуса вышли 6 зайцев. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, один остался на остановке. Сколько зайцев поступили согласно Правилам дорожного движения? (один, надо подождать пока автобус отъедет от остановки, и только тогда переходить дорогу).

 

2 команда

3.  Мальчик и Красная Шапочка.

Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и незнайку.

- Довези меня до аптеки,  - просит его Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет.

- Нет, нет меня, - прости Незнайка.

Кто поедет с мальчиком?

(НИКТО,  НА ВЕЛОСИПЕДЕ РАЗРЕШЕНО ЕЗДИТЬ ТОЛЬКО ОДНОМУ. БАГАЖНИК – ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА, А РАМА -  ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ)

4.  Чип и Дейл.

Чип и Дейл отправились в путешествие, они шли целый день и очень устали. На обочине дороги Дейл увидел дорожный знак, которому очень обрадовался. Вскоре они подошли к маленькому уютному домику, где и остались на ночлег.

Что за дорожный знак увидели бурундучки? (КЕМПИНГ)

 

 

Ø Пятый конкурс   «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ».

(по 1 баллу)

· Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

(«Осторожно, дети!»)

· Вот кружок с каемкой красной,

А внутри рисунка нет.

Может, девушки прекрасной

Должен быть внутри портрет?

Круг пустой зимой и летом,

Как же знак зовется этот?

(«Движение запрещено»)

· В треугольнике — два братца

Все куда-то мчатся, мчатся.

Самый важный знак на свете —

Это просто рядом ...

(«Дети»)

· Что за знак такой висит?

Стоп — машинам он велит...

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно-белым.

(«Пешеходный переход»)

· Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти.

Какой?

(«Пункт первой медицинской помощи»)

 

Ø Шестой конкурс «Рисунок».

( по 1 баллу)

 «Дорожный вернисаж» - нарисовать несуществующий дорожный знак.

- «жидкий асфальт»;

- «глухие старушки»;

Ø Седьмой конкурс  "Скоростное шоссе"

( по 1 баллу за ответ)

1. Сердце машины - (мотор)

2. Главная автомагистраль - (шоссе)

3. Знак, обозначающий "Проезд запрещен" (кирпич)

4. Край дороги - (обочина)

5. Наказание за нарушение ПДД - (Штраф)

6. Животное, обозначающее переход дороги - (зебра)

7.  Пересечение двух дорог - (перекресток)

8. Мужчина, держащий в руках полосатую палку - (инспектор)

9. Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью (велосипед)

10. Человек, управляющий транспортом - (водитель)

11. Человек, идущий вдоль дороги - (пешеход)

12. Где люди ждут транспорт? (остановка)

13. Транспортное происшествие - (авария)

14. Какой переход самый безопасный? (подземный)

15. Конец дороги - (тупик)

16. Что означает знак в прямоугольнике с красным крестом? (врач)

17. Человек несоблюдающий правила (нарушитель)

18. Устройство, останавливающее движение людей и машин - (светофор)

 Музыкальная  пауза.

Командам педагогов предлагается исполнить песню-переделку на знакомую мелодию.

 

На мелодию песни "Улыбка" (для 1 команды)

 

Никогда, нигде не забывай

Пешеходам быть внимательным, хорошим,

На проезжей части не играй

И на тротуаре не толкай прохожих

 

И тогда наверняка не получишь синяка,

И считать тебе не надо будет шишек.

Даже строгий постовой -

Старый или молодой -

Станет другом для девчонок и мальчишек.

 

На мелодию песни "Облака - белогривые лошадки" (для 2 команды)

 

Мимо белых полосок "переход",

Мимо красных сигналов светофора

Пешеход невнимательный идет,

Попадает в беду он очень скоро.

 

Пешеход - для водителей загадка.

Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?

Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,

Если рядышком находится переход.

 

Жюри подводят итог игры. Награждение победителей.

 

Ведущий. Знать ПДД должен каждый – и взрослый и ребенок. И этому должны их обучить мы, педагоги! А родители эти знания будут закреплять, идя по дороге домой или в садик.

Сегодня вы показали хорошие знания, надеемся,  вы будите проводить работу не только с детьми, но активно привлекать и родителей.

А завершить наш «КВН»,  мне хочется такими словами.

Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

 

 

Литература.

 

1. Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" -Изд. 2-е.-Ростов н\Д: Феникс, 2008г.

2. Коган М.С. "Правила дорожные знать каждому положено". 4-е изд., -Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008г.

3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №6 2009г.

4. Интернет ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ и правил дорожного движения детей дошкольного возраста средняя группа

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на улице города.Задачи:- усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице, о назначении дорожных знаков;- ф...

«ДЕНЬ СОЛИДАРНОСТИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ» Консультация по формированию основ безопасного поведения для родителей воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений

Помочь правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Формирование общественного сознания и гражданской позиции , объяснение сущности терроризма, воспитание толерант...

Семинар – практикум для педагогов: «Использование мобильного городка для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»

Семинар – практикум для педагогов: «Использование мобильного городка для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»...

Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"

Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...

Рабочая тетрадь "Я и правила дорожного движения" формирование основ безопасного поведения на дорогах вариативный модуль к образовательной области «РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рабочая тетрадь «Я и Правила дорожного движения» разработана авторским коллективом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пестречинский детский сад №1 «Кол...

Семинар - практикум для педагогов: Тема: «Инженерная книга в формировании основ технической грамотности детей дошкольного возраста»

Тема: «Инженерная книга в формировании основ технической грамотности детей дошкольного возраста»Цель семинара:повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития основ техническо...