Азбука безопасности на 2020-2021 год
календарно-тематическое планирование по обж (подготовительная группа)

Бурлуцкая Галина Анатольевна

Рабочая программа для подготовительной группы по теме "Азбука безопасности" 2020-2021 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.docx11.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Азбука безопасности»

для детей подготовительной группы

на 2020 – 2021 год

Воспитатель: Бурлуцкая Галина Анатольевна

Пояснительная записка

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно необходимо заботиться о безопасности маленьких детей, ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

К. Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей. Только через образование, как отмечают М. А. Котик, Л. А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин, можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности.

Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Если же правила кем-то нарушаются, забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка дошкольного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.

      Федеральный государственный образовательные стандарт предполагает реализацию образовательной области “Безопасность”, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

     Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Цель программы: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, знаний, представлений по вопросам безопасности жизнедеятельности и их осмысленное применение в повседневной жизни.  

Форма: Фронтальная, подгрупповая.

Направленность программы: Практико-информационная              

Задачи программы:

1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;

2. Расширять представления о своём организме, ценности здорового образа жизни;

3. Формировать и развивать умения, навыки безопасного поведения;

4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Актуальность

Для нашего ДОО также актуальны задачи сохранения жизни и здоровья детей, формирования знаний основ безопасности жизнедеятельности. Поэтому я, изучив и отобрав необходимый материал по основам безопасности жизнедеятельности, решила внести посильный вклад в развитие культуры личной безопасности дошкольников, т.к. у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников программы.

Гипотеза- если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

 Нормативно-правовое обеспечение.

Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется:

 Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;  

 Конвенцией о правах ребенка;

 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17.10. 2013 года.

 СанПиН 2.4.1.3049-13 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

 Инструктивно-методическим письмом МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» № 65/23 от 14.03.2000.

Принципы организации работы.

Принцип интеграции - решение задач способствующих формированию навыков безопасного поведения в системе всего учебно-воспитательного процесса.  

Принцип полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип взаимодействия - с ребёнком, родителями, социальной средой. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.  Принцип эмоциональной заинтересованности-развивать эмоциональное отношение к той или иной опасной ситуации, весь процесс познания должен вызывать у ребёнка интерес к познанию.

 Принцип индивидуального подхода - при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.  

Принцип систематичности и последовательности - работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

Формы организации работы с детьми.

Возраст детей

6-7 лет

Форма ОД

групповая

Продолжительность ОД

30 мин

Количество ОД в месяц

4

Количество ОД в год

36

Ожидаемый результат:

-сформированы знания, представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, соответственно их возрасту и программе обучения;

-поведение детей стало более осознанноек потенциально опасным ситуациям для жизни и здоровья человека;

-дети могут применять полученные знания и умения в повседневной жизни;

-подобран и разработан дидактический и наглядный материал в соответствии с программой обучения;

-разработан консультативный материал для родителей;

-развита предметная среда в группе по ОБЖ при активном участии родителей

Перспективный план работы кружка «Азбука безопасности»

для детей подготовительной группы.

Сентябрь

Безопасность в доме  

1. Использование и хранение опасных предметов. Продолжение конца сказки «Про Ивана и Митрофана» (Авдеева, стр.58)

Цель: Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

2. Осторожно – электроприборы (Т.А. Шорыгина, стр.36). Чтение сказки «Кот Федот»  

Цель: Закрепить у детей представление об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими. Дать представление об электричестве, об опасности тока для человека.

3. Кухня и место для игр. (Т.А.Шорыгина, стр.41). Чтение сказки «Пир мышей»  

Цель: Предостеречь детей от несчастных случаев в быту. Развить умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.

4. Открытое окно, балкон как источник опасности. (Авдеева, стр.18) Рисование «Береги себя»  

 Цель:Обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Отразить в своих рисунках сюжеты угрожающие жизни и здоровью.

Октябрь

Пожарная безопасность  

1.Огонь – друг или враг (Аралина, стр.9)  Чтение Житкова «Пожар»

Цель: Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

2. Инсценировка «Лисичка со спичками» (Ж/Д/пед. № 1 за 2009 г., стр.9) С.Маршака

Цель: Формировать у детей чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

3. Пожарный герой – он с огнем вступает в бой  

Цель: Воспитывать в детях уважение к такой профессии как пожарный, почтительное отношение к их нелегкому труду, осознание опасности этой профессии

4. Пожар в квартире (Т.А. Шарыгина., стр.18)  

Цель: Обобщить у детей знания основных мер пожарной безопасности

Ноябрь

Пожарная безопасность  

5. Пожарная безопасность в природе. Чтение «Лесной пожар», стр.49  

Цель: Обучение детей мерам пожарной безопасности на природе во время прогулок. Дать элементарные знания детям о мерах предосторожности в лесу.

6. Чем опасен – Дым . Чтение сказки Житкова «Вороненок», «Дым», стр. 21)

Цель: Дать детям понятие как опасен дым, почему он ядовит. Как следует вести себя, если в квартире много дыма и как домашние животные могут помочь своим хозяевам.

7. Горючие вещества. (стр.45)

Цель: Познакомить детей с горючими веществами, чем тушат горючие жидкости.

8. Пожарная Викторина

Декабрь

Ребенок и другие люди

1. Внешность человека может быть обманчива (Н.Н.Авдеева, стр.40)  

Цель: Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.  

2. Опасные ситуации с незнакомыми людьми на улице, дома. «Дядя на улице», «Заброшенный дом», «Один дома»  

Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. Научить их правильно вести себя в таких случаях.

3. Насильственные действия незнакомого взрослого. Рассмотрение иллюстраций сказки «Петушок золотой гребешок» (стр.50)  

Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице. Научить их соответствующим правилам поведения. Обсуждение поведения героя сказки.

4. Конфликты между детьми (Авдеева, стр.111)

Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).

Январь

Ребенок на улицах города

1. О работе ГИБДД (Авдеева, стр.30)

Цель: Познакомить детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

2. Улицы города (Романова «Правила дорожного движения для

дошкольников» 2006 г., стр.12)

Цель: Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице.

Февраль

3. Светофор на улицах города. (Степанкова, стр.24)

Цель: Закрепить знания детей о четырехстороннем светофоре. Довести до сознания детей к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Воспитать у детей внимательность.

4. Милиционер - регулировщик

Цель: Познакомить с работой регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров.

5. Знай и выполняй правила уличного движения

Цель: Закрепить у детей знания о правилах уличного движения.

Март

Ребенок на улицах города

6. В городском транспорте

Цель: Закрепить знания детей о городском транспорте. Закрепить правила культуры поведения пассажиров.

7. Если ребенок потерялся на улице (Авдеева, стр.129)

Цель: Дети должны усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

8. Викторина: «Пешеход на улице». (Романова «Правила дорожного движения для дошкольников» 2006 г., стр.25)  

Цель: Организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми. Закрепить правила дорожного движения.

Апрель

Ребенок и природа

1. На природе. (Авдеева, стр.73)  

Цель: Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

2. Когда домашние животные могут быть опасны. (Авдеева, стр.83)  

Цель: Закрепить с детьми правила поведения при контакте с животными.

3. Ядовитые растения

Цель: Учить детей узнавать ядовитые растения дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Май

4. Насекомые  

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Формировать представление о разнообразных насекомых.  

5.Олимпиада по ОБЖ

Формы подведения итогов реализации программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы исследует физически интеллектуальные и личностные качества после освоения дошкольниками курса программы дополнительного образования ребенка путем применения методов, обеспечивающих получение необходимого объема информации, объективность и точность получаемых данных. Это наблюдение за ребенком, беседа, моделирование ситуаций, тренинговые тесты по разделам программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по пожарной безопасности на 2020-2021 учебный год

                                   Перспективный план работы по пожарной безопасности на 2020...

Примерный план комплексной безопасности на 2020-2021 учебный год

План работы по  комплексной безопасности....

План работы по обеспечению безопасности на 2020-2021 уч.гг.

План работы по обеспечению безопасности в средней группе...

Проект по основам безопасного поведения старших дошкольников в старшей группе «Пространство безопасности» на 2020 -2021 учебный год

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С перв...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(старшая и подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2020-2021 учебный год...