Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию "Спасатели спешат на помощь"
методическая разработка по обж (старшая группа)
Конспект НОД разработан для детей старшей группы по области социально-коммуникативного развития в формк игры-путешествия для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_spasateli.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие «Спасатели спешат на помощь»
Цель: закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности;
Задачи:
Образовательные: продолжать закреплять знания детей о свойствах огня, закреплять знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре; расширять словарный запас детей новыми словами;
Воспитательные: воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Развивающие: Развивать любознательность, память, логическое мышление;
Словарная работа: Пожарные 01; правила безопасного поведения при пожаре; огнетушитель.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал: Раскраски о пожарной безопасности.
Ход: Дети входят под музыку.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Дети, давайте и мы с вами поздороваемся!
Ребята, все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны! Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. И, тем не менее, количество пожаров возрастает. Но послушайте. кто-то стучится к нам в дверь!
Раздается стук, воспитатель, обойдя ширму, надевает элементы костюма пожарного.
Пожарный: Здравствуйте, ребята! Я пожарный инспектор Огоньков! Сегодня я пришел к вам для того, чтобы предложить вам поступить в школу юных пожарных. Но это задача не простая, потому что для того, чтобы стать ими, нужно иметь много разных личных качеств и способностей. Вот скажите-ка мне, пожалуйста, каким должен быть пожарный?
Дети: Смелым, отважным, бесстрашным, умным, находчивым, смекалистым, находчивый, наблюдательный и т.д.
Пожарный: Правильно! поэтому я вам предлагаю пройти некоторые испытания, которые и помогут нам понять, на самом ли деле и вы обладаете такими качествами, и достойны ли вы звания юных пожарных. Итак, вперед, наша игра начинается!!!
Проводится игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто, почуяв запах гари сообщает о пожаре?
Кто из вас почуяв дым голосит: «Пожар! Горим!
Кто почуяв газ в квартире позвонит по 04?
Кто костры не поджигает и другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички убирает дома спички?
- Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнем недаром завершается пожаром? - Кто пожарным помогает правила не нарушает, кто пример для всех ребят: малышей и дошколят?
Дети отвечают: Это я, это я, это все мои друзья!
Пожарный: Первое испытание, которое мы будем преодолевать покажет, на сколько вы умные!
1 задание: «Математические задачи»
На столе разложены наборы цифр по одному на каждого ребенка, при ответе на вопрос задачи, дети должны будут показать соответствующую цифру решению этой задачи.
Пожарный: Да вы проста умники и умницы! Молодцы! А теперь давайте-ка посмотрим, какие вы дружные! Посмотрите, пожалуйста на картинку, что это?
Дети: Пожарная машина.
Пожарный: А какого она цвета и почему?
Дети: Она красная, красный цвет-цвет огня, это для того, чтобы она отличалась от других, обычных машин.
Перед вами на столе лежат две картинки, которые необходимо быстро, а главное , дружно собрать.
2 задание Д/игра «Собери картинку»
Пожарный: Я смотрю, вы не только умные ребята, но еще и дружные! А теперь давайте проверим, насколько вы сообразительные!
3 задание «Загадки»
Воспитатель загадывает загадки:
1.Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.
(огонь)
2.Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(противогаз)
3.Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(лестница на пожарной машине)
4.Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
5.Летала мошка - сосновая ножка,
На стог села - всё сено съела.
(спичка)
Пожарный: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, которое говорит о том, что вы очень сообразительные дети! А теперь нас ждет следующее испытание, которое нам покажет, какие вы смекалистые!!
(Звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?) на столе стоит черный ящик, который она показывает детям:
4 задание Д/игра «Черный ящик»
Пожарный: Сейчас вы должны будете угадать, что находится в черном ящике!
В одном небольшом городке жила - была девочка. Она была веселой, шаловливой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил ей помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная девочка живет в коробочке.
(Ответы детей: Спичка и спичечный коробок.)
Пожарный: Молодцы, ребята. Вы и с этим заданием справились! Тогда приступим к следующему испытанию, которое нам покажет какие вы внимательные и наблюдательные!
Перед детьми разложены иллюстрации из следующих произведений: С.Я.Маршак «Кошкин дом» С.Михалков «Рассказ о неизвестном герое», К.И.Чуковский «Путаница»,Л.Н.Толстой «Пожарные собаки». Дети должны угадать, из какого произведения иллюстрация и коротко рассказать, о чем оно.
5 задание «Угадай, из какой сказки»
Пожарный: Какие вы все- таки внимательные и наблюдательные!
А теперь нас ждет следующее задание, на котором мы увидим, а на самом ли деле вы такие ловкие и смелые!
(Дети поочередно проходят полосу препятствий, пока высыпаются песочные часы)
6 задание «Полоса препятствий»
Пожарный: Ай какие вы ловкие и смелые!! Вы прекрасно справились и с этим заданием тоже!
А вот скажите-ка мне милые дети. А где могут возникать пожары?
Дети: В доме, в квартире, в магазине, в лесу…
Пожарный: А скажите мне, а чем можно потушить огонь?
Дети: Песком, водой, одеялом, и другое.
Пожарный: Да, совершенно верно, и пожарные приезжают на вызов на пожарной машине. Но вот очень часто так бывает, что пожары возникают не только в строениях, но и в лесу. Лес горит очень быстро, на огромной территории, и порой к огню не подступиться. И как вы думаете, в горящий лес зайти нельзя, как же его тогда потушить?
Пожарный: Правильно, с самолета!!! Он перед вылетом на пожар набирает много тонн воды и сбрасывает ее сверху в самый очаг возгорания. Посмотрите, что у меня на картинке изображено?
(Воспитатель демонстрирует ватман, на котором изображен горящий лес и бегущие из него звери и птицы).
Пожарный: Посмотрите, лес весь в огне, звери и птицы пытаются его покинуть, как же потушить огонь? Правильно, пожар мы потушим с самолета. Давайте мы сейчас с вами попробуем сделать самолеты из бумаги и поможем тем самым потушить пожар в лесу. И посмотрим какие вы аккуратные и отзывчивые!
7 задание «Самолет МЧС» Конструирование из бумаги
Пожарный: Ну вот, молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями, а это значит, что вы все действительно обладаете всеми теми качествами, которыми должен обладать настоящий пожарный. И поэтому с сегодняшнего дня вы становитесь членами команды «Юные пожарные». И я торжественно вручаю вам памятные наградные медали!!! Поздравляю вас! До новых встреч!!
(Воспитатель уходит за ширму, снимает боевку и выходит к детям в обычной одежде)
Воспитатель: На этом наша игра завершилась, давайте скажем до свидания нашим гостям и спасибо за внимание!!!
Ребята! Сегодня я получила смс-сообщение от инспектора Пожаркина. Инспектор Пожаркин просит вашей помощи в тушении пожара.
Воспитатель зачитывает сообщение:
Воспитатель: «Дорогие ребята подготовительной группы! Я - инспектор Пожаркин. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!»
Воспитатель: Вы согласны помочь пожарным?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.
Воспитатель: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами вспомним правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь.
Слайд 2 (Пожарная машина)
Воспитатель: Я вас приглашаю в пожарную машину, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.
Воспитатель: Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
Дети: Пожарные. (Хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: Как вы думаете, почему пожарная машина красная?
Дети: Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части.
Воспитатель: Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных?
Дети: 01. (Хоровые и индивидуальные ответы).
Слайд 3 (01)
Воспитатель: Первая остановка «Радиорубка». Наденьте наушники, включите свои компьютеры.
Дети имитируют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Сегодня на одной из детских передач рассказывают «Сказку о непослушной спичке», а мы с вами послушаем.
Слайд 4 (Сказка о непослушной спичке)
Воспитатель рассказывает сказку.
Воспитатель:
Сказка о непослушной спичке
В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.
Слайд 5 (Спичечный коробок)
Воспитатель задает вопросы детям по сказке:
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Я предлагаю вам поиграть в игру «Польза и вред огня».
Дети: Ответы детей.
Слайд 6 (Огонь – друг, огонь – враг)
Игра «Польза и вред огня»
В одной стороне зала стоят две доски с улыбающимся и грустным смайликами. Дети делятся на две команды и под музыку бегут к доскам, на одной доске размещают картинки с изображением пользы, которую приносит огонь, на другой вред.
Воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?
Дети: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.
Воспитатель: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?
Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.
Дети: От чего бывают пожары?
Воспитатель: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.
Слайды 7, 8 (Неосторожное обращение с огнем)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в машине.
По пути воспитатель обращает внимание детей на сигнал светофора.
Воспитатель: Можно ли нам проехать на красный свет и почему?
Дети: На красный свет дороги нет, на желтый можно приготовься, на зеленый свет можно двигаться.
Воспитатель: А вот мы подъезжаем к перекрестку. Ребята, как вы считаете, мы должны пропустить пешехода?
Дети: Конечно же, мы пропускаем пешехода.
Дети продолжают поездку, подъезжают к картинной галерее.
Слайд 9 (Картинная галерея)
Воспитатель: Обратите внимание налево - здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему?
Дети: Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре.
Воспитатель: Скажем вместе…
Дети: Правила безопасного поведения при пожаре. (Хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:
Слайд 10 (Спички не тронь!)
Воспитатель: Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!
Слайды 11, 12 (Электроприборы)
Воспитатель: Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
Слайд 13 (Газовая плита)
Воспитатель: Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
Слайд 14 (Печь, газовая плита)
Воспитатель: Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
Слайд 15 (Пожар в лесу)
Воспитатель: Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.
Воспитатель: Путешествие продолжается. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем.
Слайд 16 (Экспериментальная лаборатория)
Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.
Слайды 17, 18 (Добывание огня древними людьми)
Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло.
Слайд 19 (Огонь)
Воспитатель: Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Дети: Огонек.
Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Объясните, почему?
Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.
Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
Воспитатель: Если огонь становится опасный, как человек может с ним справиться?
Дети: Его нужно потушить.
Воспитатель: Чего же боится огонь?
Дети: Воды, снега, песка, земли, огнетушителя.
Слайд 20 (Вода, снег, песок, земля, огнетушитель)
Воспитатель: Скажем вместе…
Дети: Огнетушитель. (Хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их?
Дети: Да.
Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему?
Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.
Эксперимент третий, четвертый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Эксперимент пятый:
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?
Дети: Он гаснет.
Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена. Мы много сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожаркин.
Слайд 21 (Инспектор Пожаркин)
Пожаркин: Здравствуйте ребята! Я инспектор Пожаркин, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара?
Дети: Готовы!
Пожаркин: Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.
Пожаркин: Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар?
Дети: 01.
Пожаркин: Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками?
Дети: Конечно, нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар.
Пожаркин: Вопрос третий: Можно включать самостоятельно электроприборы?
Дети: Без помощи взрослого нельзя.
Пожаркин: Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар?
Дети: Водой, песком, землей, огнетушителем.
Пожаркин: По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить вас к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить.
Слайд 22 (Пожар)
Пожаркин: Прежде чем приступить к тушению,наденьте специальную форму пожарного.
Слайд 23 (Одежда пожарного)
Дети надевают костюмы пожарных (имитируют движения).
Пожаркин: Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.
Игра «Потуши пожар»
Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т.д. (размещают картинки около иллюстрации с изображением горящего дома).
Пожаркин: Пожарная бригада, вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!
Пожаркин: Какие материалы остались не использованы?
Дети: Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки.
Пожаркин: Почему?
Дети: Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.
Слайд 24 (Не играй с огнем!)
Пожаркин: А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Ребята, помните, о том,
Что нельзя шутить с огнем!
Пожаркин: Я вам хочу подарить раскраски «Правила пожарной безопасности». Раскрашивайте картинки и помните всегда эти правила.
Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.
Воспитатель: Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилась, ребята вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось?
Дети: Мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре, помогли инспектору Пожаркину потушить огонь.
Воспитатель:
Ну, вот и прекрасно, я рада от души.
О наших советах другим расскажи:
Что шалость опасна, ребята, с огнем.
Наше путешествие окончено.
Дети едут в детский сад, звучит музыка, дети поют «Песенку юных пожарных».
«Песенка друзей»
(на музыку песни «Песенка друзей):
1.Мы едем, едем, едем,
Бесстрашные друзья,
Спешим на помощь людям
И медлить нам нельзя!
Не просто ведь живется пожарникам страны,
И в песенке поется,
О том, как мы важны.
Припев: И сейчас вам споем:
Не шутите вы с огнем!
Спички жечь опасно,
Объясняем ясно.
Чтобы не было беды:
Не берите спички вы! (2 раза)
А коль беда случилась,
То не теряйтесь вы,
Пожарным позвоните -
К вам выедут они.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию на тему "Моя семья"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию "Моя семья"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально коммуникативному развитию "Один дома"
Конспект написан с целью формирования представления о безопасном поведении дома, когда ребенок остается один....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию во 2-ой младшей группе.Тема: «Девочки и мальчики»
Вашему вниманию представлен конспект занятия по гендерному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Малыш-умныш и Карлсон одни дома» с детьми среднего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми 5-6 лет на тему: «Возвращение цветика-семицветика в сказку».
Детям 5-6 лет необходимо довести до сознания понятие о добрых поступках и прививать желание совершать их. Это занятие учит детей объяснять и понимать что такое «добро» и «зло», что обозначает выражени...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально — коммуникативному развитию на тему: «Волшебные слова и поступки».
Конспект занятия направлен на формирование у детей понимания того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее, добрее, формируют понимание того, что вежливость является важным...