"Удивительный мир электричества" Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Рыбенко Ольга Владимировна

Безопасность жизнедеятельности — одна из главных проблем человечества в современном мире. Наиболее уязвимы перед вызовами современной цивилизации дети, особенно дошкольники. Погружение в проблематику безопасного поведения в окружающем мире важное и нужное направление подготовки в современном российском образовании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_elektrichestva.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Удивительный мир электричества

Проблема: предупреждению детского электротравматизма  

Игровая мотивация: сформировать первичное представление об электричестве и его использовании человеком

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с одним из источников опасности -  электрическим током, закрепить правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «электричество», его значением для    человека.
  • Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества.
  • Расширить представления детей о правилах обращения с электроприборами.
  • Формировать основы безопасности детей при взаимодействии с электроприборами.

Предварительная работа: беседа «Путешествие в прошлое электрической лампочки»; заучивание загадок и стихов об электроприборах и правилах их использования; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; подбор предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания; рассказы детей из личного опыта.

Создание среды для организации для образовательной деятельности:

провод с внешней оболочкой и оголёнными проводами, настольная лампа, альбомные листы с изображением геометрических фигур, цветные карандаши, картинки с изображением бытовых приборов и изображений для чего этот прибор  нужен, иллюстрации лампочки, иллюстрация с изображением Т.Эдисона,  иллюстрации правил безопасности;

для опытов: коробка с пенопластовыми шариками, пластмассовые ложки, шерстяной шарф

Приёмы руководства деятельностью детей: 

  • Организационный момент.
  •  Беседа на тему «Хоть и безрукий, но мастер на все руки».
  •  Рисование электрических приборов.
  •  Игра «Наши помощники». 
  • Физкультминутка.
  • Беседа о профессии «электрик».
  • Правила пользования электрическими приборами.
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Итог деятельности.

Виды детской деятельности в ходе образовательной деятельности: 

  • Коммуникативная.
  • Продуктивная.
  • Игровая.
  • Двигательная.
  • Познавательная.

Ожидаемые результаты:

дети получают представления о разнообразии электроприборов, правильной их эксплуатации, рассматриваются основные правила поведения и действий в случае возникновения опасных ситуаций.

Критерии оценки: 

  • Активность.
  • Эмоциональность.
  • Настойчивость в нахождении выхода из  проблемной ситуации.
  • Аргументирование своих высказывание и действий.
  • Взаимодействие с участниками творческой мастерской.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход  деятельности:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня с вами мы поговорим об одном очень важном помощнике для человека. А вот кто этот помощник, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он всем несет тепло и свет!
Щедрей его на свете нет:
К поселкам, селам, городам,
Приходит он по проводам.

Дети отвечают, что это электрический ток.

  1. Беседа

Сегодня мы с вами будем говорить об электрическом токе, который вырабатывается на электростанции, откуда и поступает в наши дома.

Что используется для подачи электричества из одного места в другое? 

Электрический ток приходит  в дом по электрическому проводу. Этот провод - дорожка. Сверху он одет в матерчатое платье. Под ним резиновая рубашка, а под ней пучок тонких медных проволочек (показывает). Вот по этим проволочкам ток попадает в приборы. А одета проволочка в резиновую рубашку для того, чтобы электрический ток не уходил, куда не следует.
          Для чего используется электрический ток? (Для освещения, обогрева наших домов, для работы бытовых приборов, для работы швейных, стиральных машин, утюгов и т. д.)

В городах под землей к каждому дому прокладывается кабель - толстый электрический провод. Затем электрический ток течет по проводам, встроенным в стены. Для того чтобы включить настольную лампу, необходимо штепсель вставить в розетку. Где в нашей группе находится розетка? Молодцы, вы все с легкостью ее нашли. Розетка - это входные ворота в электрическую сеть. Через розетку к приборам поступает ток, за счет которого они работают.  (Рассматривание штепселя.) А теперь давай те рассмотрим штепсель. Штепсель имеет металлические стержни, не покрытые резиновой рубашкой (как вилка), через которые проходит электрический ток. Когда вилку вставляют в розетку, происходит соединение и электричество через стержни идет по проводам. Воспитатель включает электролампу.

 Почему электрическая лампочка дает свет?  Рассматривание электрической лампочки.

В лампочке электричество проходит через проволочную спираль из специального металла. Металл накаляется добела и светится. Первую электролампочку изобрел Томас Эдисон. (Показ иллюстрации)

Что бы было, если бы не было электричества? (Не работали бы пассажирские поезда, трамваи, троллейбусы.)

Назовите бытовые приборы, которые работают от электричества? (Пылесосы, стиральные машины, утюги, кухонные плиты, микроволновые печи, холодильники, кондиционеры, швейные машины, компьютеры, проигрыватели, телевизоры, магнитофоны). 

  1. Рисование электрических приборов

Как много вы знаете электроприборов, я предлагаю вам превратить геометрические фигуры в те приборы, которые работают от электрического тока.

Видите, как много электроприборов нас окружает. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Электрический ток - невидимый работник. Его никто не видел, но знает каждый. Он умеет все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. С ним  не соскучишься. Он и песни умеет петь, и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогает, о нём говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки». Почему так говорят?

(Дети отвечают)

  1. Дидактическая игра «Наши помощники».

Поиграем в игру «Наши помощники».  На столе лежат  карточки: на одних изображены бытовые приборы, на других изображение, которое показывает,  для чего этот прибор  нужен человеку. Вам нужно соединить эти карточки, найти пару.

Волосы – фен

Спящий человек - будильник

Ночь - фонарь

Чашка - электрический чайник

Ковер - пылесос

Письменный стол - настольная лампа

Фотография - фотоаппарат

Платье - швейная машинка

  1. Физкультминутка 

Песенка из мультипликационного фильма «Фиксики»

 «Трыц тыц телевизор»

Телевизор,телевизор
Телевизор, те-те-те-те-телевизор
Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор
Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор
Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!

  1. Беседа о профессии «электрик»

Очень помогает нам электричество, в современном мире мы не можем  обойтись без него. Но оно требует к себе уважения: хочет, чтобы с ним правильно обращались. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят: «Меня током ударило». Поэтому электрический ток, бегущий по проводам, несмотря на то, что он так необходим человеку, очень опасен! Об этом нас предупреждают люди, которые работают с электричеством, подвергая свою жизнь постоянной опасности. Ребята, а знаете ли вы, как называется профессия людей, которые работают с электричеством?

Когда появились первые электростанции, необходимы были люди для проведения проводов и кабелей, которые бы разбирались в электричестве. Так появилась профессия электрика.

Если фазы замыкает,
Если рвутся провода
Непременно приглашают
В дом электрика тогда.

С напряжением он ладит.
Знает, где бытует ток.
Всё починит, все наладит
Электричества знаток.

Косарев Александр

Однако с появлением все более разных электрических приборов, сложной электротехники, появилось множество специальностей: электромонтажник, электромеханик по ремонту оборудования, электромонтер, электрослесарь и др. Работа электрика – это огромная ответственность, ведь в его руках находятся жизни множества людей. Несоблюдение правил безопасности может привести к аварии.

7.  Правила пользования электрическими приборами.

Чтобы электрический ток не стал врагом, всем людям нужно знать и соблюдать правила пользования электроприборами. Давайте повторим их. Дети читают стихи и называют правила, находят соответствующую картинку и  размещают ее на доске.

1-й ребенок:   Чтобы целым и здоровым быть

                            Чтобы с электричеством дружить

                     Ты запомни раз и навсегда:

                     Оголенные не трогай провода.

2-й ребенок:     В ванной комнате, дружок, мойся и плескайся

                       Электрический прибор трогать не пытайся

                       Ведь вода проводит ток сразу, моментально

                       К сожалению итог может быть печальным.

3-й ребенок:     Если все приборы разом

                           Ты в одну розетку включишь

                       То пожар проводки сразу

       В этой комнате получишь.

4-й ребенок:     Провод вырван? Шнур торчит?

                        Искры отовсюду?

                       Раз устройство барахлит

                       То включать не буду!

5-й ребенок:     Для чего нужны розетки –

       Знают взрослые и детки

       В них вставляем мы всегда

       От проборов провода.

       Посторонние вещицы

       (Всем должно быть ясно)

       Гвозди, шпильки, иглы, спицы

       В них вставлять опасно.

Запрещено:

  • включать запрещённые  электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
  • играть с электроприборами;
  • тянуть руками электрический провод (можно брать в руки только вилку);
  • вставлять какие-либо предметы в розетку;
  • наполнять водой электроприборы, когда они включены в электросеть;
  • дотрагиваться до оголенных проводов — это опасно для жизни;
  • трогать провода и электроприборы мокрыми руками — может очень сильно ударить током.

Электричество, все знают, - это очень хорошо.
Если правильно все делать - благо нам дает оно.
Если ж правила нарушить - будет много разных бед.
Соблюдай ты все советы
 и не нарушай запрет!

8.Опытно-экспериментальная деятельность

А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.

(Дети подходят к столу. Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).

Что стоит на столе? (коробка с пенопластовыми шариками). Я беру ложку и начну перемешивать шарики. Смотрите, что с ними происходит? (они ссыпаются с ложки). Сейчас я буду делать ложку волшебной электрической. (Педагог натирает ложку о шерстяной шарф). Опускаю ложку в коробку, не касаясь шариков. Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали, прилипли к ложке). Почему они зашевелились? Как ложка стала волшебной?

Вывод: Когда натирали ложку о шарф, она стала электрической, поэтому шарики задвигались и притянулись к  ложке.

9. Итог деятельности

Вот и закончилось наше знакомство с электричеством. Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии? (ответы детей). Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов.

Библиографический список

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 144 с.
  2. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий./Сост.М.А.Фисенко. – Волгоград:ИТД «Корифей». – 96с.
  3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/авт.-сост.О.В.Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности /авт.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104 с.
  5. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре / сост. Д.Б.Игуменова, И.Г.Иванников. – М.: Стройиздат, 1992. 160 с.
  6. http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv120.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие познавательной активности, развитие воображения и творческой личности) по теме «Хлеб и хлебобулочные изделия» (старший дошкольный возраст

Материал содержит конспект образовательной деятельности по теме "Познание". Затрагиваются несколько образовательных областей. Познавательная теятельность плавно перетекает в продуктивную деятельность....

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие (Развитие математических представлений) на тему «В гости к Винтику и Шпунтику»

Конспект НОД по образовательной области  познавательное развитие (Развитие математических представлений) на тему «В гости к Винтику и Шпунтику»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе

Инсценировка мансийской сказки  «Кави-Кукушка» Программное содержание: Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллект...