Проект «Формирование у детей раннего возраста навыков безопасного участия в дорожном движении»
проект по обж (младшая группа)
В программе «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, задачи по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге начинаются со второй младшей группы, т.е. с 3-4 лет, но, по моему мнению, знакомить детей с транспортом и дать им первичные представления об улице и дорогах необходимо начинать более в раннем возрасте с 2-3 лет. В связи с тем, что дети этого возраста в основном передвигаются по улицам в сопровождении взрослых, поэтому и работу необходимо начинать в взаимодействии с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект разработан для детей и их родителей | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарск
Чувашской Республики
Проект
Формирование у детей раннего возраста навыков безопасного участия в дорожном движении
Проект разработала:
воспитатель II группы
раннего возраста
Андреева К.А.
г. Новочебоксарск
2020
Содержание проекта
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшим, к сожалению, являются и дети. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, поэтому главной задачей для воспитателей является формирование у ребенка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнении правил в обыденной жизни. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, выполняющим правила дорожного движения организуя разнообразные формы обучения детей.
В программе «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, задачи по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге начинаются со второй младшей группы, т.е. с 3-4 лет, но, по моему мнению, знакомить детей с транспортом и дать им первичные представления об улице и дорогах необходимо начинать более в раннем возрасте с 2-3 лет. В связи с тем, что дети этого возраста в основном передвигаются по улицам в сопровождении взрослых, поэтому и работу необходимо начинать в взаимодействии с родителями.
Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования в раннем информировании ребенка о правилах безопасного поведения на дороге, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на дороге и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у детей раннего возраста.
Таким образом, можно сказать, что основная проблема проекта заключается в поиске эффективных методов и приемов, необходимых для использования с детьми раннего возраста для формирования элементарных знаний по ПДД.
Цель проекта: заложить основы элементарных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города детям раннего возраста.
Задачи проекта:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков безопасного участия в дорожном движении детей раннего возраста.
2. Исследовать проблемы в области обучения детей раннего возраста правилам дорожного движения.
3. Определить роль полученных знаний в формировании навыков безопасного участия в дорожном движении детей раннего возраста.
Предполагаемый результат проекта:
- Обогащена предметно-развивающая среда группы.
- Повышена педагогическая компетентность воспитателя в данном вопросе.
- Создан уголок для родителей по изучению правил дорожного движения.
- Родители приобретут более глубокие знания о правилах поведения на дороге с ребенком.
- Детьми будет усвоены понятия: транспорт, части транспорта, автобус, дорога, тротуар, улица, светофор.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки реализации:
с сентября 2019 по май 2020.
Проект включает в себя 3 этапа:
подготовительный – выбор участников проектной деятельности; выявление значимой темы проекта; постановка проблемы; выявление способов решения поставленной проблемы; составление плана работы по реализации проекта; изучение литературы.
Основной – проведение мероприятий по образовательным областям (художественно-эстетическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие); родительские собрания, консультации для родителей.
Заключительный – создание уголка по правилам дорожного движения, презентация проекта.
Перспективный план мероприятий
Название мероприятия | Цель | Методы и приемы | Работа с родителями | Сроки проведения мероприятия |
П/ и «Не упади» | Учить детей осторожно двигаться в помещении, ходить, не наталкиваясь друг на друга, не задевая предметы, бегать не торопясь. Соблюдать правила игры. |
|
| сентябрь |
Наблюдение «Улица и дорога» | Учить детей осторожному и внимательному поведению на дороге. Закрепить, что там ездят машины – проезжая часть и ходят пешеходы – тротуар. |
|
| октябрь |
Прогулка «На улице скользко» | Формировать представления об опасных для человека природных явлениях, правилах поведения в них. Воспитывать осторожное поведение при опасных природных ситуациях. |
|
«Будьте осторожны».
| ноябрь |
Беседа «Держись за руку» | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Уточнить правила перехода через дорогу (держась за руку взрослого), правила поведения в транспорте. |
|
| декабрь |
Наблюдение «Осторожно дорога» | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Уточнить правила перехода через дорогу (держась за руку взрослого), на зеленый свет светофора, по переходной дороге, правила поведения в транспорте. |
|
| январь |
Прогулка «Опасно!» | Учить детей осторожному и внимательному поведению на дороге. Закрепить, что там ездят машины – проезжая часть и ходят пешеходы – тротуар, узнавать скорую помощь. |
| Индивидуальные беседы по желанию родителей | февраль |
Рассматривание картины «Еду на автобусе» | Закрепить правила поведения в транспорте (ездить только со взрослыми, разговаривать спокойно, не мешать другим, слушаться взрослых). |
|
| март |
Ознакомление с окружающим «Три чудесных цвета» | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Уточнить правила перехода через дорогу (держась за руку взрослого), на зеленый свет светофора, по пешеходной дороге. |
| Собрание-встреча «Город и дорога» | апрель |
С/ р игра «Пешеходы» | Продолжать закреплять представления о правилах дорожного движения автомобили ездят по дороге, пешеходы ходят по тротуару и переходят дорогу по пешеходной дороге. |
|
| май |
Заключение
1. Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что при обучении дети первой младшей группы знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит транспорт и начинают использовать в своей речи новые слова. Обучаются различать красный и зеленый цвета.
2. Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
И в заключении хочется сказать, что каждому воспитателю, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
2. Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
5. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
6. К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
7. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
8. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
9. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
Макет « Мини-улица»
Демонстративные плакаты по ППД
Аудио, видео по ПДД
1. Видеофильм «Улица полна неожиданностей».
2. Видеофильм «Азбука безопасности на дорогах»
3. Диск с презентациями по ПДД
4. Аудиозапись «Дорога без опасности»
Приложение
Консультация для родителей
Большую помощь в обучении детей правилам дорожного движения оказывают родители. Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается.
Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным.
Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости. Все это должны знать и родители.
Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения.
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге не комфортно.
В ходе учебного года на родительских собраниях необходимо доводить до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращать внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендовать места для игр детей.
Рекомендовать, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать. В ходе повседневной работы с родителями информировать их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и давать им необходимые рекомендации, например: прочитать стихотворение; купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.
Рекомендовать родителям во время прогулок с детьми следующее:
- понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
- показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Для закрепления программного материала детям даются задания на дом, которые они выполняют под руководством родителей. Следовательно, в уголке для родителей должны быть:
1) набор транспортных средств;
2) иллюстрации с изображением транспортных средств;
3) кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
4) атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении на учебный год (с использованием ЭОР)
Перспективное планирование на учебный год по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении (средний возраст)...
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении на учебный год (с использованием ЭОР).
Перспективный план работы по формированию у детей второй младшей группы навыков безопасного участия в дорожном движении на учебный год....
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении с использованием ЭОР на 2017 учебный год в старшей группе
По данному перспективному плану проведена работа в течении учебного года, целью которого является знакомство детей с правилами дорожного движения, формирование у них навыков правильного поведения на д...
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении (с использованием ЭОР)
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении (с использованием ЭОР)...
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении на учебный год (с использованием ЭОР)
Перспективный план работы...
Проект перспективного плана работы на учебный год по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожном движении
Проект перспективного плана работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...