Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — пожарный»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_professiya-pozharnyy.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Профессия – пожарный»
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к профессии пожарного.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с профессией пожарного, особенностями работы и средствами при пожаротушении.
Показать значимость труда пожарных.
Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
Развивающие:
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Развивать умение вызывать пожарного по телефону.
Воспитательные:
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.
Образовательные области:
Приоритетная: познавательное развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно –
исследовательская, двигательная.
Оборудование: ноутбук, экран, карточки по тематике пожарной безопасности, значки.
Ход НОД
1 этап: Дети заходят в группу. Встают в круг.
Воспитатель: Предлагаю вам, мои юные друзья поприветствовать друг друга.
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
«Добрый день!»- тебе сказали.
«Добрый день!» - ответил ты!
Нас две ниточки связали
(берутся за руки)
Теплоты и доброты!
Воспитатель: Ребята, очень важно начинать свой день с улыбки. Давайте,
улыбнёмся друг другу!
Звучит звук сирены пожарной машины.
Воспитатель: Что это за звук? Когда объявляют тревогу? (Это пожарная тревога. Это значит, что где-то произошло возгорание и сработала пожарная сигнализация.
- А из-за чего может случиться пожар?
(предполагаемые ответы детей: неосторожное обращение с огнем, игры с огнеопасными предметами, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов, печей.
2 этап:
- А кто же приедет на помощь в борьбе с огнём?
(предполагаемые ответы детей: пожарные службы).
- Кто может напомнить, как можно вызвать пожарных спасателей?
(предполагаемые ответы детей: позвонить по телефону 01 или 112, нажать кнопку пожарной сигнализации)
В. - Все правильно.Послушайте загадку:
Что за парень здоровенный
В форме он, а не военный,
В каске, как артиллерист,
Со стволом, а не танкист?
Если где-то вдруг случайно,
От огня грозит беда,
Этот паренек отчаянный
Сразу поспешит туда.
Ловко прыгнет он в окошко,
И спасет детей и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он -? (пожарный)
- Как вы думаете, нам нужна эта профессия? Почему? (предполагаемые ответы детей: чтобы быстро и правильно потушить пожар, спасти людей или животных, попавших в беду).
3 этап:
-А вы бы друзья хотели узнать об очень важной, опасной и героической профессии – о профессии пожарного?
(ответы детей)
- В таком случае, предлагаю вам отправиться на экскурсию в пожарную часть! Но так как наша экскурсия будет виртуальной, предлагаю вам закрыть глаза и мысленно переместиться в гости к пожарным. Вы готовы?
- Разрешите мне быть вашим экскурсоводом?
-Вы готовы?
- Тогда счастливого пути!
(дети проходят к экрану)
Рассказ воспитателя, сопровождаемый показом презентации.
Утро пожарной части начинается с «развода», «развод» - это небольшое утреннее совещание пожарных. Те пожарные, чья смена закончилась, рассказывают о том, что произошло за время их дежурства, т. е. они сдают дежурство. Начальник пожарной части ставит перед своими подчинёнными задачи на новую рабочую смену. Но, кроме того, что пожарные сдали своё дежурство, они ещё должны передать следующей смене и оборудование – пожарные автоцистерны. Всё оборудование должно быть в полном порядке, ведь в любую минуту где-то может случиться беда. У пожарных есть и другое оборудование, которое они передают по смене – это дыхательные аппараты, которые тоже проверяются каждое утро.
- А теперь отправимся вместе с пожарными в учебный класс. Обязательная часть ежедневного распорядка дня пожарных – занятия по пожаротушению. В 9.00 весь боевой состав, собирается в учебном классе. Чем больше знает пожарный – тем быстрее он сможет справиться с огнём.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
(предполагаемы ответы детей: храбрым; выносливым; ловким; сильным; дисциплинированным; внимательным; быстро принимать решения; уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре; поддерживать своих товарищей).
- Всё правильно!
- Для того, чтобы пожарный обладал всеми этими качествами, ему нужно постоянно тренироваться.
А как ты думаешь, что делают пожарные после того, как закончились занятия? Может быть, они идут отдыхать и ждать, когда понадобится их помощь? (предполагаемые ответы детей: они тренируются и учатся)
- Конечно же пожарные идут на тренировку. И мы вместе с пожарными пойдём на подготовку. Пожарные постоянно проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы вовремя не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку. Они отрабатывают возможные во время пожара ситуации. Например, закинуть спасательную верёвку на подоконник и забраться по ней.
- Как ты думаешь, а пожарными бывают только мужчины? (ответы детей: только мужчины, могут и женщины)
- Чаще всего – да. Но и женщинам есть место в пожарной охране. Чаще всего они работают диспетчерами.
Сейчас мы пройдём с вами в диспетчерскую.
Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране. Он сидит за пультом пожарной охраны. От их действий многое зависит. Поступает звонок, он выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти очень мало времени.
Люди с большим уважением относятся к пожарным, верят в их силу и доброту. Поэтому очень часто звонят не только из-за пожара. Просят спасти собак, упавших в ямы, или кошек, залезших на деревья. Хотя пожарные и не спасатели, но по мере возможности, стараются помочь в любой беде.
- А ещё иногда по телефону 01 звонят хулиганы – это так называемые ложные вызовы, они сообщают о несуществующих пожарах. Они, к сожалению, не редкость, они отрывают пожарных от настоящей работы. Какими вы считаете их поступки? Какой вред может принести их звонок? (предполагаемые ответы детей: плохими, в этот момент может где-то понадобиться помощь пожарных, из-за них можно опоздать на пожар)
- А теперь отправимся в гараж, посмотреть на помощников пожарных – пожарные машины.
У пожарных есть специальные машины, они снабжены цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Ещё у пожарной машины есть сирена.
- А для чего же она нужна?
(предполагаемые ответы детей: когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены).
- Когда машина вместе с бригадой пожарных приезжает на пожар, пожарные оценивают сложность пожара, и, при необходимости, вызывают ещё несколько машин с пожарными и приступают к тушению.
- Чем же пожарные тушат огонь?
(предполагаемые ответы детей: водой, пеной)
- Верно! Заливают водой из специальных шлангов-рукавов. Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы.
Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.
Ну, вот на этом и заканчивается наша экскурсия.
Давай пожелаем пожарным спокойной рабочей смены!
Физкультминутка: игра «Топаем, хлопаем»
Воспитатель: Я расскажу условия игры, вы запоминайте.
(Если дети поступают правильно – мы хлопаем,
Если неправильно – топаем).
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит (хлопают)
Беседа о пожарных:
Итак, в чём же заключается работа пожарных?
Ответы детей.
Всё правильно. А ты знаешь, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.
А ты видел, в какой одежде ходят пожарные?
Ответы детей.
Правильно, у пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них стальная каска, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!
Сложнее всего пожарным приходится весной и летом, когда начинают гореть трава и леса. Как ты думаешь почему?
Ответы детей.
- А как вы думаете, какие еще виды транспорта есть для тушения пожаров?
Есть пожарные поезда, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные суда. Также имеются пожарные тракторы, танки и вездеходы. Все они красного цвета и белой полосой с номерами телефонов.
Как ты думаешь, а из-за чего может случиться пожар? Можно ли избежать пожара?
Ответ ребёнка.
Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.
- Вы такие молодцы! Мы с вами сегодня открыли для себя много нового и интересного о такой важной и нужной профессии, как пожарный. И сейчас я приглашаю вас провести ещё одно задание:
Игра «Выбери правильный ответ».
Вы внимательно послушайте задание: на столе выложены карточки. Вы выберите себе любую, но не переворачивайте её – это особенное правило игры! А теперь, внимание!
У кого карточки с изображением огнеопасных предметов пройдите пожалуйста к красному треугольнику, а у кого предметы, которые помогут справиться с пожаром – проходите к синему треугольнику.
(воспитатель совместно с детьми противоположной команды анализируют действия).
4 этап: Рефлексия.
- Внимание, внимание! Обе команды приглашаю присесть возле своих знаков и провести совещание!
- Предлагаю вам рассказать, что изображено на вашей карточке, и к какой группе оно принадлежит,продолжив предложение:
«Сегодня я узнал, что…».
(воспитатель совместно с детьми анализируют действия).
- А сейчас я предлагаю вам разместить карточки возле знаков:
- если вам понравилось наша экскурсия и вам сегодня все удалось, положите свою карточку к красному треугольнику;
- если вы старались, но у вас возникли затруднения в ходе выполнения заданий, поставьте карточку к синему треугольнику;
- если вам не понравились наши задания, и вам ничего не удалось, положите карточку к жёлтому треугольнику.
- Друзья мои, а сейчас я бы хотела вас поблагодарить за хорошую и полезную работу, которую мы сегодня провели! Вы отлично поработали!
- И разрешите мне высказать своё мнение: мы все старались узнать о работе и личных качествах пожарного, о способах борьбы с огнём. Особенно старались мальчики, ведь эта профессия для храбрых мужчин, и они, возможно захотят стать пожарными. Но не отставали от них и наши милые девочки, они тоже показали свои знания. И я уверенна в том, что никто из нас не допустит возникновения пожара, а в том случае, если заметят пожар, то сообщат взрослым!
- И сейчас позвольте мне зачитать стихотворение:
Работа пожарных очень опасна
Спасает пожарный дома и леса
Работа пожарных очень отважна
Команда пожарных везде быть должна.
В бой со стихией пожарный идет,
Тушит огонь и спасает народ.
Слава пожарным, слава героям!
Самых высоких наград они стоят. (Алейникова Л.)
на память от сотрудников пожарной службы хочу передать вам вот такие значки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"
Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»
Из опыта работы воспитателя...
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие на Луну". Вид деятельности: опытно-экспериментальная...
Примерный план - конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекьно тематической недели "Дерево и металл"
Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастав рамках тематической проектно...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Русские матрёшки»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста " Русские матрёшки" - одно из цикла занятий авторского проекта социально-личностной направленности "Начало начал". Занятие в заним...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мир – это главное слово на свете»
Занятие посвящено 9 МАЯ, Дню Победы...